«ПрограмБанк»

Евгений Хохлов: Браться за интернет-бизнес в России, где чистая перспективность — скорее ругательное слово, чем положительное качество, не имеет смысла

Евгений Хохлов 
Перспективы интернет-бизнеса и модных систем бюджетирования в бизнесе отечественных банков весьма туманны. Такую точку зрения в интервью CNews.ru высказывает Евгений Хохлов, генеральный директор компании «ПрограмБанк». По мнению эксперта, насущной проблемой ИТ-директоров банков является технологическая готовность к работе в соответствии с идеологией МСФО.

CNews.ru: Как вы оцениваете ИТ-готовность российских банков к переходу на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)? Насколько оптимально был организован процесс изменения информационных систем и бизнес-процессов среди ваших клиентов?

Евгений Хохлов: ИТ-готовность, т.е. готовность существующих или вновь приобретаемых информационных систем к порождению отчётности по МСФО никогда не могла быть или стать проблемой для российских банков. Это вопрос жёсткости позиции Центрального Банка о необходимости сдачи отчётности по международным стандартам. Есть жёсткость ЦБ по сдаче такой отчётности — есть и ИТ-решение, сколько бы оно ни стоило, поскольку отсутствие такого решения ведет к изъятию лицензии.

 
Гораздо более важен вопрос технологической готовности российских банков к работе (а не только получения отчётности) по этим стандартам, точнее — в соответствии с их идеологией. Вот здесь очень много зависит от гибкости и настраиваемости ИТ-решения, установленного в банке, равно как и понимания, зачем эта гибкость нужна при работе по МСФО. Крупным банкам эта проблема более понятна, соответственно их готовность — выше. Для средних и мелких банков очень много будет решать уровень подготовки менеджмента.

CNews.ru: Насколько велик, на ваш взгляд, риск обострения конкуренции с иностранными поставщиками ПО в связи с переходом российских банков на МСФО?

Евгений Хохлов: Я думаю, что серьёзными конкурентами российскому ПО западные системы стать вряд ли смогут. Здесь наш ответ традиционен — мы верим в наш российский ЦБ, даже если он «клянется» международными стандартами. Решая свои, в основном политические проблемы он ещё долго будет создавать российским производителям те условия, при которых конкуренция наших систем с западными разработками — это последнее, что приходит мне в голову, когда я думаю о проблемах своей компании.

CNews.ru: В 2003 году российский фондовый рынок демонстрирует фантастическую динамику роста. Привело ли это к росту спроса на решения автоматизации операций на фондовом рынке со стороны банков? Какова стратегия «ПрограмБанк» в вопросе разработки систем данного класса?

Евгений Хохлов: Рост российского фондового рынка происходит лишь отчасти за счёт расширения присутствия на нём российских банков. В гораздо большей степени рост связан с привлечением денег мелких инвесторов и, возможно, возвратом инвесторов западных. Поэтому спрос со стороны банков на системы поддержки операций на фондовом рынке, хотя и вырос, но совсем не в соответствии с ростом фондовых индексов. Для банков скорее характерно увеличение спроса на «развитые» ИТ-решения, поддерживающие не только учёт, но и расчёт лимитов, учёт рисков и т.д.

Наша стратегия в этом вопросе заключается в следовании требованиям рынка, хотя мы поддерживаем и обмен идеями о возможных направлениях опережающего развития в этом направлении.

CNews.ru: Судя по малым долям «ПрограмБанк» на рынках интернет-систем, вы вообще не верите в перспективы интернет-бизнеса в России. Это так?

Евгений Хохлов: У меня есть хорошие знакомые, полностью погруженные в интернет-бизнес, и я достаточно хорошо представляю себе перспективы этого направления. Однако, браться за бизнес только потому, что он перспективен, может быть имеет смысл в Америке, где перспективность сама по себе является рыночным товаром, но не в России, где чистая перспективность — скорее ругательное слово, чем положительное качество. Я не вижу пока интернет-проекта, которому не хватает именно того, что является сильными сторонами компании «ПрограмБанк».

CNews.ru: Как вы оцениваете ситуацию на рынке систем бюджетирования? Каковы перспективы в данном сегменте?

Евгений Хохлов: При всей популярности слова и связанных с ним ассоциаций, бюджетирование, как рутинный процесс достаточно слабо распространено в российских банках. К нему скорее присматриваются, его скорее разрабатывают банковские аналитики как выводы из собственной практики, накопленного опыта, чем внедряют как извне приносимую технологию. С одной стороны, это плохо, много труда тратится на открытие давно открытого и повторение пройденного другими. С другой стороны, действительно нет никаких гарантий, что привносимая извне технология даст положительный эффект (и есть примеры, когда эффект — отрицательный).

Поэтому я не думаю, что возможен взрывной рост спроса на этом сегменте рынка, хотя сам по себе рост спроса безусловно наблюдается.

CNews.ru: По итогам 2002 года изменилась структура доходов «ПрограмБанк»: заметно выросла доля сделок с крупными банками. Свидетельствует ли это об ориентации вашей компании на работу с именно с крупными заказчиками?

Евгений Хохлов: Скорее это свидетельствует о том, что мы наработали нужный опыт в работе с ними, научились находить компромиссы между уникальностью их требований и трудоемкостью удовлетворения этих требований. Гораздо глубже теперь понимаем, чем именно крупные заказчики отличаются от мелких, и даже средних. И здесь много нетривиального.

Однако, наши «некрупные» клиенты отнюдь не забыты, так что речь не идет об ориентации компании на работу исключительно с крупными заказчиками.

CNews.ru: В интервью нашему изданию в прошлом году вы говорили о том, что с рынка неизбежно будут уходить мелкие разработчики. Эта тенденция действительно развивается?

Евгений Хохлов: Мелкие — не значит глупые. Почти все компании, занимающиеся программным обеспечением, начинали со статуса «мелкие». Но бизнес не допускает остановок, и либо ты становишься «средним», а потом «крупным», либо — нет, и тебе придётся уйти с этого рынка. В последнем случае уход с рынка — лишь вопрос времени. Примеры есть, о некоторых я сожалею.

CNews.ru: Насколько остро сегодня стоит проблема демпинга в конкуренции между крупными поставщиками?

Евгений Хохлов: Демпинг может быть оружием только в очень ограниченном наборе ситуаций конкурентной борьбы, и в этих рамках мы с ним встречаемся. Однако, все правильно понимают обоюдоострый характер этого оружия. Случаи — есть, но я не назвал бы эту проблему «острой».

CNews.ru: Как вы оцениваете возможность консолидации на рынке разработчиков банковского ПО? В других сегментах рынка ИТ 2002 год стал рекордным по числу объявленных слияний. Существуют ли варианты, при которых объединение двух разработчиков банковского ПО было бы эффективным? Какова позиция «ПрограмБанк» в данном вопросе?

Евгений Хохлов: Повышение эффективности бизнеса в результате слияния требует наличия целого ряда вполне определенных предпосылок, в том числе, безусловно, и отсутствия излишних эмоций в отношении к такому способу развития. Слияние компаний нашего сектора рынка теоретически, безусловно, возможно, но сначала всё-таки нужны предпосылки, затем осознание в необходимости слияния, в том числе через внутреннее обсуждение возникающих проблем и потенциальных достижений, и лишь затем — практические шаги. Пока я не встречался даже с готовыми предпосылками слияния компаний. Однако, жизнь слишком сложная штука, чтобы отрицать такую возможность, в том числе и для компании «ПрограмБанк».

CNews.ru: Спасибо.


О компании «ПрограмБанк» (http://www.prbank.ru)

Один из ведущих разработчиков банковского программного обеспечения. Программные продукты компании эксплуатирует в настоящее время более 15% российских банков. С 1995 года компания является действительным членом Ассоциации российских банков. Принимает активное участие в программах, проводимых Центральным банком Российской Федерации.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS