РБК СОФТ

Алексей Кузовкин: Происходит формирование группы крупных страховщиков, для которых становятся доступными прогрессивные ИТ-средства

Алексей КузовкинИнтервью CNews.ru дал Алексей Кузовкин, генеральный директор компании РБК СОФТ.

CNews.ru: Какова, на ваш взгляд, роль ИТ в деятельности страховых компаний? Насколько существенно изменилось отношение страховщиков к ИТ после принятия закона ОСАГО?

Алексей Кузовкин: Обязательное страхование существовало и раньше (например, противопожарное), однако, такого массового вида, как «автогражданка», действительно не было и внимание к проблеме закономерно. Как учесть интересы всех сторон: и страховщиков и клиентов? Как правильно начислить страховые премии, как не допустить возможного банкротства страховых компаний в будущем? Ответы на эти и другие важные вопросы дает статистика страховых случаев, которой сегодня, увы, нет. Без должной статистической проработки проблемы, нельзя с уверенностью гарантировать, что новый вид страхования окажется прибыльным и вообще дееспособным. Например, что будет с автогражданкой через два года? Никто этого не просчитывал. Вот вам сразу и ответ на вопрос — о роли ИТ в страховании.

CNews.ru: Но была же и есть сегодня статистика Госкомстата, других государственных структур, наконец, работал Госстрах — крупнейший страховой оператор страны, что, у всех у них нет необходимых данных?

Алексей Кузовкин: Данные есть, но для страхового бизнеса они мало пригодны. Нужна другая, более детальная информация. Детали нужны для реальной работы с потенциальными клиентами: договор на страхование жизни заключает не человек вообще, а конкретный клиент, клиент со своими представлениями о собственном здоровье, его состоянии, наследственности и других факторах. Все эти факторы обязательно находят отражение на форме договоров, которые заключает страхователь. Например, здоровый человек вряд ли будет заключать договор о страховании жизни. Страховщик, в свою очередь, обычно требует дополнительной информации от страхователя с тем, чтобы минимизировать уже свои риски, порой вообще отказывая в заключении договора явно «невыгодному» страхователю. Перечисленные причины в совокупности и приводят к существенному отличию показателей усредненной статистики от актуарных расчетов страховых компаний по вероятности наступления тех или иных событий.

CNews.ru: Создание подобной сводной базы — это уже скорее организационное мероприятие, введения каких-то принципиально новых информационных технологий это вряд ли потребует?

Алексей Кузовкин: Я бы назвал это мероприятие организационно-методическим. Необходимо не просто «слить» базы данных отдельных компаний, необходимо разработать принципы и показатели, которые будут положены в основу ее формирования. Именно эти показатели будут определять качество базы, само создание базы в значительной мере определит развитие рынка страховых услуг в целом. Пока отечественный рынок находится в начале своего развития. Нужен, конечно, и тот, кто возглавит кропотливую работу по созданию общей базы, нужен тот, кто будет регулярно проводить обновление данных, публиковать статистику, отслеживать тенденции и прочее. На сегодня такой организацией, по-видимому, должна стать РСА. Пока существенных достижений в этой области еще нет, но опыт Запада показывает: другого пути нет.

CNews.ru: А каковы, на ваш взгляд, реальные перспективы использования CRM-систем в страховании?

Алексей Кузовкин: Для страховой компании важна, прежде всего, интегральная система, которая предусматривает обработку больших массивов данных: договоров страхования и перестрахования, полисов, брокерских договоров, документов андеррайтеров, бухгалтерских проводок и много другого. Необходим также анализ страхового портфеля с точки зрения формирования резервных фондов, оптимальной перестраховочной программы и расчета страховой премии. Естественно, что при всем при этом важны и взаимоотношения с клиентами в духе клиентоориентированных технологий и CRM, важна поддержка продаж страховых агентов, важен анализ покупательских сегментов и соответствующих моделей поведения, словом важно все то, что составляет суть СRМ. Однако, отмечу, что страхование — эта не та область, где клиент будет принимать решения, стараясь сохранить «долгосрочные» и «доверительные» отношения с компанией. Реальный мотив побудительный мотив к заключению договора будет определяться надежностью компании и величиной страховой премии.

CNews.ru: Насколько эффективны «готовые» ИТ-системы, которые можно внедрять в страховых компаниях, так, как это делается, например, с ERP-системами?

Алексей Кузовкин: Такие информационные системы действительно есть, они существуют на Западе и хорошо известны. Все проблемы их внедрения, сродни проблемам, возникающим при внедрении любой информационной системы на любом предприятии. Думаю, что вначале для облегчения сбора информации целесообразно обеспечить всех страховщиков неким «типовым» программным обеспечением, которое должно легко модифицироваться под новые исследования, и решить ряд других специфических проблем, связанных с управлением филиалами и др.

CNews.ru: Какие еще проблемы развития ИТ в страховом бизнесе вы бы назвали?

Алексей Кузовкин: Существенной проблемой является безопасность данных, включая все ее аспекты — корректность и непротиворечивость, защита от утраты, искажения или хищения информации. У нас до настоящего времени вопросы безопасности информации не получили должного юридического оформления. Важным является предотвращение злоупотреблений персонала (например, заключения страховых полисов после наступления страховых случаев), поэтому важны специальные средства, которые позволяют проводить информационный аудит деятельности компании (или ее филиала) как собственной службой безопасности, так и сторонней компанией. В специализированных приложениях возможности аудита предусмотрены. Типичная ИТ-проблема российских условий — возможность внесения оперативных обновлений в программы: у нас новые законодательные акты появляются чрезвычайно быстро.

CNews.ru: А как и чем определяется интерес страховщиков к интернету?

Алексей Кузовкин: Интернет и его технологии страховщики использую двояко. С одной стороны, они создают сайты и обеспечивают продажу страховых полисов через интернет. С другой стороны, они рассматривают компании (как-то связанные с интернетом) как потенциальных клиентов и страхуют специфические риски от киберпреступности, заражения вирусами, порчи электронного оборудования, финансовые риски и др. Часть страховщиков предлагают полностью защищенную процедуру он-лайн продажи полиса (с шифрованием, передачей заявления в защищенном режиме, оплатой по кредитной карте), другие используют сайт только для ознакомления, предлагая заключить окончательный договор уже в офисе компании.

CNews.ru: Расскажите о проектах компании РБК СОФТ, которые реализуются сегодня в страховой сфере?

Алексей Кузовкин: Проектов много, перечислю самые известные. «Ренессанс-Страхование»: создание первого в России интернет-магазина online-страхования. РОСНО: создание полнофункционального корпоративного сайта с элементами интернет-магазина. «Прогресс-Гарант»: создание полнофункционального корпоративного сайта с возможностью расчета стоимости страховых полисов и их покупки через интернет. «Ост-Вест Альянс»: создание платформонезависимой Web-системы класса B2B для упрощения взаимодействия компании с туристическими агентствами. «АльфаСтрахование»: разработка сайта. И, наконец, проект INMAR — страховая биржа on-line.

CNews.ru: На западных рынках интернет-страхования большая доля продаж приходится на В2В площадки, собирающие предложения от различных поставщиков. Пойдет ли развитие отечественного рынка по этим же рельсам?

Алексей Кузовкин: Думаю, что пути будут схожи, хотя сегодня каких-то ярких идей в этом направлении у наших страховщиков я не вижу. Пока есть обилие технологических проблем: обмен данными с РСА, взаимодействие компаний в вопросах урегулирования убытков, взаимодействие с брокерами и др. Уверен, последние события на страховом рынке будут стимулировать выработку и новых решений в части B2B и В2С.

CNews.ru: Какие перспективы рынка страхования вы видите в будущем?

Алексей Кузовкин: Я с оптимизмом смотрю в будущее. Налицо рост профессионализма и компетентности персонала страховых компаний, уровня понимания проблем автоматизации и качества ее постановки. Расширяется база официальных документов, регламентирующая деятельность страховых компаний. Происходит формирование группы крупных страховых компаний, для которых становятся доступными прогрессивные и современные программно-аппаратные средства. И, наконец, постепенно развивается сам отечественный страховой рынок, происходит и сглаживание различий между российским и европейскими рынками страхования. Это создает и предпосылки для адаптации западных ИТ-систем для нужд российских страховщиков, и позволяет нам все полнее интегрироваться в мировое сообщество.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS