Сайты страховых компаний — «падчерицы» финансового Рунета

Сайты страховых компаний: «падчерицы» финансового Рунета 
На фоне банковской сферы сектор страхования в Рунете выглядит, если сказать мягко, весьма компактным. Из-за низкого интереса аудитории к теме некоторые страховщики даже прибегают к махинациям с «накруткой» посещаемости своих сайтов.

Месячная аудитория страховых сайтов составляет 36 тысяч посетителей против 230 тысяч у банковского сектора; недельная аудитория также в 6,5 раз меньше — 10 тысяч против 65 тысяч. Еще больше отставание по объему регулярной аудитории: ядро аудитории (к которому относятся пользователи, посещающие сайты сектора в среднем не реже раза в неделю) для сектора сайтов страховых компаний составляет менее 5 тысяч человек, тогда как ядро аудитории банковского сектора превышает 40 тысяч.

Из отдельных сайтов страховых компаний только сайт РОСНО (www.rosno.ru) сопоставим по посещаемости с лидерами банковского сектора — его месячная аудитория превышает 15 тысяч человек. Количество же посетителей других сайтов страхового сектора (а в выборку для исследования вошли сайты таких компаний, как «Альфа-Страхование», «Ренессанс-Страхование», МАКС, «Россия», «Прогресс-Гарант» и другие) не превышает 6 тысяч человек в месяц.

Несмотря на низкие результаты, достигнутые страховыми сайтами, бурного роста их посещаемости не наблюдается — прибавка за год составила всего 16%. Введение обязательного страхования автогражданской ответственности заметно стимулировало интерес к страховым сайтам — в июле 2003 г., когда рост посещаемости составил почти 60%, — однако это оказалось краткосрочным всплеском. Уже к сентябрю количество посещений вернулось на прежний доиюльский уровень.

Динамика посещаемости сайтов сектора

Динамика посещаемости сайтов сектора

Если перейти от количественных показателей к качественным, то мы опять увидим отставание сайтов страховых компаний от банковских сайтов. Правда, доля «случайных» посетителей, приходящих на сайт и сразу покидающих его (совершающих только 1 загрузку), относительно невелика — 27%. Доминирует же категория «разовых» посетителей, побывавших только один раз на каком-то одном сайте сектора (пусть и просмотревшие при этом несколько страниц) — на эту категорию приходится 49% посетителей сектора. Активные посетители сектора или отдельных сайтов, совершившие несколько сессий за неделю, составляют только 24% аудитории сектора против 32% для сектора банковских сайтов.

Малая доля активной аудитории фактически означает, что сайты страховых компаний не являются основным источником информации по страхованию и что интернет в России сегодня не является значимым инструментом или средой для сравнения страховых компаний и выбора между ними.

Общая модель распределения недельной аудитории

Общая модель распределения недельной аудитории

Невысокие показатели активности аудитории страхового сектора отчасти объясняются использованием накруток в исследуемом секторе — среди наиболее популярных источников трафика мы видим не только навигационные сервисы вроде поисковиков Яndex (18% всех переходов на сайты сектора) и Rambler (12%), рейтинга Rambler?s Top100 (4%) и каталога Яndex (3%), но и накруточные сервисы на подобие uniq-ip.com (4%). Скорее всего, реальная доля «накрутки» еще больше — к ней может относиться и существенная часть переходов с неопределенной ссылкой, а это самая популярная категория, на нее приходится 40% посещений сайтов страхового сектора.

Распределение сессий по типу источника

Распределение сессий по типу источника

Если же взять характеристики аудитории, не несущие безусловно положительного или отрицательного знака, то для страхового сектора можно отметить те же особенности, что и для банковского сектора, только четче проявленные. Например, доля российской аудитории приближается к 90% (85% для банковского сектора), а на Москву приходится 72% (!) российской аудитории, что на 13 пунктов выше доли столицы в банковском секторе и на 30 пунктов выше ее доли во всем Рунете. Объем аудитории страхового сектора (без учета региональных сайтов) даже в таких крупных городах, как Екатеринбург или Новосибирск, составляет менее 100 посетителей в неделю.

Географическое распределение недельной аудитории

Географическое распределение недельной аудитории

 
В страховом секторе сильнее не только перекос в сторону столицы, но и перекос в сторону офисной аудитории. В выходные дни посещаемость сектора падает почти в 5 раз (в банковском секторе — только в 4 раза), а разрыв между дневным максимумом (с 11 до 12 часов) и ночным минимумом (с 5 до 6 часов по Москве) достигает 60-70 раз (против 15-20 раз в банковском секторе).

86% посетителей страховых сайтов пользуются выделенным доступом. Для сравнения — даже в банковском секторе этот показатель составляет только 79%, а в целом по Рунету он и вовсе 52%. Однако, как уже было сказано выше, хорошее качество доступа к интернету не ведет к высокой активности посетителей на сайтах страховых компаний — в среднем на одного посетителя приходится лишь 6 загрузок в неделю, при этом лишь 33% совершает более 5 загрузок.

Преобладание офисной аудитории приводит среди прочего к тому, что наиболее популярной операционной системой среди посетителей страховых сайтов оказывается не Windows 98, до сих пор доминирующая в Рунете (ee доля составляет 43% в среднем по российской аудитории и только 32% по сайтам страховых компаний) и не Windows XP, популярная у наиболее «динамичных» пользователей (доля в исследуемом секторе — 27%, доля во всей российской аудитории 32%), а исключительно офисная Windows 2000. Эта ОС установлена на компьютерах 36% посетителей страховых сайтов (и только на 21% компьютеров российских интернет-пользователей).

Из всего вышесказанного складывается довольно безрадостная картина: низкая посещаемость, низкое «качество» аудитории и малопродуктивное использование грязных методов для завышения посещаемости. Аудитория страховых сайтов выглядит своеобразным «гетто», включающим небольшое количество исключительно «офисных» пользователей из Москвы.

На таком фоне, по крайней мере, если основываться на доступной статистике сайтов страховых компаний, достаточно авантюрными и преждевременными выглядят многочисленные проекты по развитию онлайн-страхования. Показательно, что даже интернет-пользователи, проявляющие интерес к страховой тематике, не готовы удовлетворять этот интерес за свой счет — они используют в основном доступ с места работы (бесплатный для сотрудников компании) и почти никогда не заходят на сайты страховых компаний из дома, т.е. за свои деньги.

Есть ли ресурсы и предпосылки для изменения ситуации? Безусловно, есть локальные ресурсы — например, более полное использование потенциала поисковых систем (сейчас большая часть трафика по запросам непосредственно по страховым услугам идет не на сайты страховых компаний, а на сайты брокеров и информационные ресурсы по страхованию). Или более тесное сотрудничество с сайтами автомобильной тематики, которые представляются привлекательными рекламными площадками. Однако существенный рост аудитории всего сектора в целом станет возможным только при решении глобальных задач — как и чем привлечь «домашнюю» аудиторию? Как привлечь пользователей из регионов? Как удержать посетителей, какие нужны стимулы для их повторных заходов на сайты страхового сектора? Ответы на эти вопросы далеко не очевидны.

Борис Овчинников / SpyLog

РБК СОФТ

Алексей Кузовкин: Происходит формирование группы крупных страховщиков, для которых становятся доступными прогрессивные ИТ-средства

Алексей КузовкинИнтервью CNews.ru дал Алексей Кузовкин, генеральный директор компании РБК СОФТ.

CNews.ru: Какова, на ваш взгляд, роль ИТ в деятельности страховых компаний? Насколько существенно изменилось отношение страховщиков к ИТ после принятия закона ОСАГО?

Алексей Кузовкин: Обязательное страхование существовало и раньше (например, противопожарное), однако, такого массового вида, как «автогражданка», действительно не было и внимание к проблеме закономерно. Как учесть интересы всех сторон: и страховщиков и клиентов? Как правильно начислить страховые премии, как не допустить возможного банкротства страховых компаний в будущем? Ответы на эти и другие важные вопросы дает статистика страховых случаев, которой сегодня, увы, нет. Без должной статистической проработки проблемы, нельзя с уверенностью гарантировать, что новый вид страхования окажется прибыльным и вообще дееспособным. Например, что будет с автогражданкой через два года? Никто этого не просчитывал. Вот вам сразу и ответ на вопрос — о роли ИТ в страховании.

CNews.ru: Но была же и есть сегодня статистика Госкомстата, других государственных структур, наконец, работал Госстрах — крупнейший страховой оператор страны, что, у всех у них нет необходимых данных?

Алексей Кузовкин: Данные есть, но для страхового бизнеса они мало пригодны. Нужна другая, более детальная информация. Детали нужны для реальной работы с потенциальными клиентами: договор на страхование жизни заключает не человек вообще, а конкретный клиент, клиент со своими представлениями о собственном здоровье, его состоянии, наследственности и других факторах. Все эти факторы обязательно находят отражение на форме договоров, которые заключает страхователь. Например, здоровый человек вряд ли будет заключать договор о страховании жизни. Страховщик, в свою очередь, обычно требует дополнительной информации от страхователя с тем, чтобы минимизировать уже свои риски, порой вообще отказывая в заключении договора явно «невыгодному» страхователю. Перечисленные причины в совокупности и приводят к существенному отличию показателей усредненной статистики от актуарных расчетов страховых компаний по вероятности наступления тех или иных событий.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS