Интернет-банкинг в странах Западной Европы

Интернет-банкинг в странах Западной Европы 
Интернет-банкинг в странах Западной Европы стал традиционной массовой услугой.

Согласно исследованиям, проведенным в середине 2003 года компанией Forrester Research, каждый пятый европеец пользуется услугами интернет-банкинга. По прогнозам Forrester этот показатель вырастит вдвое к концу 2007 года и составит 130 млн. человек. В ближайшее 5 лет рост составит примерно 21% в год, наименьший рост будет отмечен в тех странах, где уже сильно развит рынок банковских интернет-услуг (например, для Германии этот показатель составит всего 11%). На данный момент наибольшей популярностью банковский интернет-сервис пользуется в таких странах как Германия, Великобритания, Швеция. За последний год самый значительный рост произошел в Италии, где количество клиентов работающих с банком через интернет, выросло на 88% и составило 10% от всего взрослого населения. В среднем данный показатель по Европе на середину 2003 года составлял 18%. В некоторых европейских странах на данный момент более половины банков в стране предоставляют услуги онлайн.

Состояние рынка интернет-банкинга в Европе

Страна Банки, оказывающие интернет-услуги* Количество банков в стране Доля банков, оказывающих интернет-услуги Пользователи интернет-банкинга***
Германия 285 1042 27,35% 50,5%
Австрия 97 965 10,05% 35%
Великобритания н/д 679 н/д 45%
Ирландия 70 106 66,04% 29,3%
Швеция 45 122 36,89% 57,2%
Дания 15 207 7,25% 44,8%
Норвегия н/д н/д н/д 52,5%
Финляндия 12 102 11,76% 52,8%
Голландия 62 150 41,33% 36,7%
Бельгия 102 235 43,4% 35,3%
Люксембург 152 280 54,29% 38,3%
Франция 143 609 23,48% 42,4%
Италия 32 633 5,06% 30,5%
Испания 29 339 8,55% 37,9%
Португалия 44 244 18,03% 27,2%
Греция 35 77 45,45% 17,2%
В среднем по Европе 28,5% 42,6%
Россия 102 1590 6,42% н/д
США 1532 7800 19,6% 35%

*По данным Euro Internet Banking на январь 2003 и Online Banking Report
** Коммерческие и сберегательные банки, по данным Европейского Центрального Банка на январь 2002
*** От общего числа интернет-пользователей, прогноз Jupiter Media на 2003 год от ноября 2002

По доле банков, оказывающих интернет-услуги, лидируют такие страны как Ирландия, Люксембург, Греция, Бельгия. Как видно, не всегда этот показатель коррелирует с долей интернет-пользователей, работающих с банками через интернет. Так, например, в Греции 45% банков предоставляют интернет-услуги, а доля интернет-пользователей, пользующихся банковскими интернет-услугами составляет 17%, в то время как, для Финляндии данные значения составляют 12% и 53% соответственно. Это ситуация отчасти объясняется тем, что в некоторых странах существует большое число специализированных банков и их клиентам не требуется интернет-сервис.

Доля банков, оказывающих интернет-услуги и доля пользователей интернет-банкинга от общей интернет-аудитории в Европе (01/2003)

Доля банков, оказывающих интернет-услуги и доля пользователей интернет-банкинга от общей интернет-аудитории в Европе (01/2003)

 
Не во всех странах, несмотря на развитость банковских интернет-услуг, универсальные, розничные европейские банки, предоставляющие интернет-услуги, отмечают значительный рост клиентов переходящих на работу с банком исключительно через интернет. Так в шведском банке SEB и голландском банке Rabobank более 30% клиентов работают с банками через интернет более чем один раз в месяц. Личные посещения отделений банка производит 25% клиентов более чем один раз в месяц. В этих странах регулярность использования электронных каналов работы с банком превышает в 3 раза традиционные посещения отделений банка. Тогда как, в других странах, таких как Великобритания и Германия, несмотря на большое количество интернет-пользователей (50% от общего населения), и того, что 20% населения работают с банками через интернет, 60% клиентов до сих пор посещают отделения банка ежемесячно, и большинство из них не покрывают затраты банка на их обслуживание в ходе данного визита. Например, 70% клиентов банка Hamburger Sparkasse, которые посещают отделения банка, не приносят дохода в 2 евро за одно посещение, что составляет в среднем стоимость обслуживания клиента в отделении банка за каждый его визит. Одна из причин того, что клиенты до сих пор посещают отделения банков, — это неудовлетворительное качество банковского интернет-сервиса. Так в Великобритании в третьем квартале 2003 года было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 4000 клиентов 15 крупнейших банков, которые оказывают интернет-услуги. Всего 3 банка (Smile, First Direct и Nationwide) получили положительные отзывы об интернет-сервисе от большинства своих клиентов. Примерно посередине в данном рейтинге оказались такие банки как Egg и HSBC, а интернет-сервис одного из крупнейших банков Англии Barclays клиенты оценили хуже среднего. Сегодня банки в Европе ежегодно вкладывают огромные средства на обновления и интеграцию каналов связи взаимодействия банка и клиента, большая часть которых уходят на интернет-сервис. По прогнозам Datamonitor на развитие новых каналов связи с клиентами расходы европейских банков вырастут с 790 млн. долларов в 2002 году до 1 млрд. долларов в 2005 году. В тоже время расходы банков на развитие мобильного-банкинга в 2002 году упали по сравнению с расходами на развитие этого сервиса в 2001 году с уровня 79 млн. долларов до 43 млн. долларов соответственно. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет расходы банков на мобильный-банкинг достигнут уровня 2001 года, и в то же время значительно вырастет и количество пользователей данного вида банковских услуг, во всех регионах Европы: рост будет составлять почти 100% ежегодно.

Пользователи мобильного-банкинга в Европе, млн. чел.

Год Южная Европа Северная Европа Скандинавия
2002 0.9 0.6 0.1
2003 0.9 0.8 0.1
2004 1.7 1.4 0.2
2005 3.3 2.8 0.5
2006 5.9 4.9 0.8
2007 9.3 7.8 1.3

Источник: Jupiter Research, 2003

Помимо традиционного обслуживания в рамках интернет-банкинга европейские банки в ближайшие годы имеют возможность получать дополнительные доходы от участия в проектах электронного правительства (e-government).

Динамика и структура доходов европейских банков от участия в проектах электронного правительства

Динамика и структура доходов европейских банков от участия в проектах электронного правительства

Источник: Celent 09/2003

По прогнозам исследовательской компании Celent в 2008 году банки получат доход в размере 1,4 млрд. евро за счет обслуживания электронных транзакций между корпорациями и правительством, населением и правительством, и за счет участия в проектах внедрения цифровых карточек идентификации личности и обеспечения инфраструктуры для проведения транзакций при помощи данных карт.

Михаил Рамзаев / CNews Analytics

ABBYY

Арам Пахчанян: Атака зарубежных банков в России будет в первую очередь технологической

Арам Пахчанян 
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вызвал заметное повышение активности среди страховых компаний. В ожидании бума заключения договоров, страховщики активно расширяли штаты, проводили обучение специалистов и, конечно, активизировали процессы автоматизации. Разработчики программного обеспечения поспешили воспользоваться возникшим спросом, и выпустили специализированные решения для страхового рынка. Российская компания ABBYY, производитель системы распознавания Fine Reader, словаря Lingvo и ПО для ввода форм Form Reader, объявила о выпуске специализированного решения по вводу документов для страховых компаний уже после начала работы закона. Однако вице-президент компании ABBYY Арам Пахчанян убежден, что ситуация с автоматизацией страховых компаний коренным образом начала меняться только сейчас. И шансы на успех имеет лишь то решение, которое прошло максимальную отладку, и было тщательно подготовлено к работе в страховом бизнесе.

CNews.ru: Как вы расцениваете существующую ситуацию на российском рынке систем оптического распознавания? Насколько сильна конкуренция на этом рынке?

Арам Пахчанян: Прежде всего, я хотел бы определиться с терминологией. Оптическим распознаванием (Optical Character Recognition, OCR) называются продукты и технологии, превращающие бумажные документы с печатным текстом в редактируемые электронные файлы. То есть, документ с печатным текстом сканируется, затем его «фотография» поступает в систему распознавания, она берет этот набор черных и белых точек и превращает его в документ с редактируемым текстом.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS