Обзор подготовлен При поддержке корпорации При участии
CNewsAnalytics Парус Журнал Форум IT

«Электронная Россия» держит пост

«Электронная Россия» держит постСодержание:

В связке с «большими»
«Электронная Россия» — для России
Следующий шаг

Остался один месяц до завершения первого этапа федеральной целевой программы «Электронная Россия». Она проходила в условиях постоянного недофинансирования и внутренней борьбы ведомств. Продолжалось молчаливое расхождение позиций Минсвязи и МЭРТ относительно связи программы с административной реформой. Но, несмотря на все трудности, удалось подойти к решению основного блока задач — провести анализ внедрения ИКТ в органах государственной власти, разработать методологическую базу для дальней реализации «Электронной России», начать ряд ключевых пилотных проектов федерального уровня.

Для Федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2003 год стал вторым годом реализации и, одновременно, заключительным для первого этапа. Напомним, что, именно такой порядок предусмотрен в паспорте программы, утвержденным в марте 2002 г. В течение первого этапа перед управляющими программой ведомствами было поставлено несколько ключевых задач: пропагандировать «Электронную России» и необходимость внедрения ИКТ в целом; продвигать программу в регионы; провести анализ состояния информатизации государственного сектора; доработать концептуальную и идеологическую составляющие программы к началу ее второго этапа (с 2004 г.); начать ряд пилотных проектов федерального значения. Именно об этом на протяжении последних лет говорили чиновники, депутаты и заинтересованные представители бизнеса. Но 2003 год во всех отношениях продолжил «традиции» первого года реализации программы: хроническое недофинансирование; несогласованность позиций министерств, курирующих «Электронную Россию»; крайняя медлительность государственного аппарата в решении насущных потребностей программы.

Общий объем финансирования «Электронной России» от паспортного составил: в 2002 году — 18% (около 600 млн. руб.); в 2003 году — 19% (1430 млн. руб.). Согласно утвержденному федеральному бюджету на 2004 г. на программу выделено 1880 млн. руб., что составляет 28% от паспорта программы. «В первые два года это (недофинансирование, — CNews) было еще вполне возможно. Мы каким-то образом пытались перегруппировать направления работ, и тогда в меньшей степени шла речь о запуске пилотных проектов, — отмечает в интервью для CNews Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэконразвития России (МЭРТ). — В следующем году у нас складывается критическая ситуация. Готово большое количество пилотных проектов, которые можно и нужно реализовать в нормальном, а не в усеченном виде, как сейчас. 2004 год — это время, когда недофинансирование будет критическим образом отражаться на ходе реализации программы».

Бюджет «Электронной России» растет, но отставание от плана расходов очень велико

Бюджет «Электронной России» растет, но отставание от плана расходов очень велико

Источник: Минфин РФ

Помимо федерального целевого финансирования, согласно паспорту программы, 30% средств должны направлять субъекты федерации. Действительно, часть регионов, но далеко не все, выразили желание участвовать в программе в форме своих региональных программ на условиях совместного финансирования. Как сообщил общественности Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи России, государственные заказчики программы ввели следующий принцип финансирования региональных проектов: не менее 1 руб. инвестиций из регионального бюджета на 1 руб. инвестиций из федерального бюджета. Подобный подход обусловлен стремлением инвестировать федеральные деньги именно в те проекты, которые финансово поддерживают сами регионы, там самым, доказывая их необходимость. Лидерами бюджетного софинансирования являются, к примеру, Москва (бюджетное финансирование «Электронной Москвы» в 2003 году составило 3,47 млрд. рублей), Санкт-Петербург, Чувашия.

Еще 19% денег в программу должны поступать из внебюджетных источников. В отдельных регионах так и произошло, например, в Эвенкии, благодаря компании «Юкос». В качестве другого примера можно назвать Карелию. «Она получила громадный по масштабам российских регионов объем технической помощи. По проекту Tacis общий объем финансирования программы развития инфокоммуникационной среды этой республики составляет порядка 25 млн. евро за несколько лет. Миссия этой программы состоит в том, чтобы достичь в Карелии такого же уровня развития инфокоммуникаций, инфраструктуры и приложений, как в Финляндии, — отметил в своем интервью CNews Олег Бяхов. — Но, к сожалению, не у каждого российского региона есть такие соседи. У Оренбурга или Тулы, например, соседи совсем другие, поэтому мы вынуждены инвестировать в опережающие, по отношению к соседям, уровни инфокоммуникационного развития этих регионов».

Но основная проблема для привлечения средств из внебюджетных источников в программу «Электронная Россия» и «электронные регионы» — это отсутствие какого-либо механизма общего действия. В отдельных случаях, как, например, в Эвенкии, Карелии, Москве, — такие возможности открываются, но отнюдь не в целом по России.

В связке с «большими»

Помимо хронического недофинансирования у «Электроной России» есть вторая, не менее значимая проблема федерального уровня. Минэкономразвития (получатель около 25% денег программы) считает, что «Электронная Россия» должна быть инструментом административной реформы и неразрывно связана с ней (а так же с пенсионной реформой, реформой образования и дерегулированием экономики).

«Одним из основных результатов программы за эти два года и основной задачей на будущее является необходимость интеграции с административной реформой, и учет в ней того, что без информационных технологий административную реформу осуществить невозможно», — подчернул в своем интервью для CNews Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Минэконразвития России. В свою очередь, Минсвязи (получатель около 60% средств программы) эту позицию обходит стороной, то есть не отрицает этого, но и не выражает какого-либо согласия.

В то же время, говорить о противостоянии, и, тем более о конфликте министерств было бы неправильным. Однако, явное расхождение позиций кураторов программы относительно ее связи с административной реформой, и отсутствие генеральной политической линии по этому ключевому вопросу, явно не способствует реализации обеих. Те же причины приводят и к росту управленческих затрат. Все это находит непосредственное отражение в субъектах федерации, реализующих свои региональные электронные программы. Так, например, в рамках «Электронной Москвы» одновременно реализуются блестящие решения (например, «Электронная карта москвича»). В то же время, словосочетание «электронное правительство» вызывает у столичных чиновников только негативную реакцию. Здесь о какой-либо генеральной линии по связи программы «Электронная Москва» с административной реформой говорить пока не приходится.

В то же время, Минэкономразвития видит «Электронную Россию» как источник методологии и координатор базовых мероприятий для других федеральных целевых программ, ведомственных и региональных программ, международных и подведомственных организаций и муниципальных проектов. «Необходимо ввести задачи по анализу бизнес-процессов, их реинжинирингу в органах власти и после этого — их автоматизации, — говорит о задачах программы на ближайшее будущее Церен Церенов. — Необходимо сделать акцент на этих, вновь введенных направлениях, и основное внимание уделить межведомственным проектам, тем более что таких проектов пока не очень много». Остается только надеяться, что министерствам удастся реализовать этот концептуальный подход.

«Электронная Россия» — для России

По словам первого заместителя министра связи Андрея Короткова, первые результаты реализации ФЦП «Электронная Россия» уже налицо: разработана концепция электронного документооборота; внедряются системы дистанционного обучения и телемедицины; идет разработка системы «государственный регистр населения»; развернуто более 3000 пунктов коллективного доступа в интернет, в том числе более 800 — в сельской местности. По словам Олега Бяхова, «порядка 7,4% почтовых отделений подключено к интернету». В целях продвижения программы в регионы Минсвязи провело 7 конференций, посвященных программе, во всех федеральных округах страны.

В текущем году МЭРТ совместно с Минсвязи начало пилотные проекты по объединению государственных информационных ресурсов. Один из них, реализуемый усилиями ГТК и МНС, связан с возвратом НДС. «Это позволит автоматизировать процесс возврата НДС и, с одной стороны, облегчит жизнь для добросовестных экспортеров, которые теряют миллиарды долларов на том, что НДС возвращается достаточно поздно, — сообщил на одном из семинаров Церен Церенов. — С другой стороны, это серьезно понизит роль бюджетных застоев позволив искоренить проблему недобросовестных экспортеров из-за которых федеральное правительство теряет $3–5 млрд. ежегодно». Реализация пилотного проекта по повышению эффективности государственных расходов, связанных с электронным госзакупками, позволит, по его словам, сэкономить до 30% бюджетных средств. По словам г-на Церенова: «Портал госзакупок уже практически готов и начнет функционировать в 2003 году». В то же время, электронные госзакупки уже ведутся в ряде субъектов федерации (несмотря на не легитимность и отсутствие федерального законодательства).

В Счетной палате России и МЭРТ началась реализация проектов по созданию электронных административных регламентов. В десятках регионов заканчиваются проекты по объединению государственных информационных ресурсов ЗАГСов и паспортно-визовых служб. По словам Церена Церенова: «В некоторых субъектах федерации пошли дальше и начали интегрировать эти базы данных с базами данных жилищно-коммунального хозяйства. И это лишь некоторые примеры наших проектов, идущих в Министерстве экономического развития и торговли».

Следующий шаг

«Будущий, 2004 год связан с решением комплексных проблем управления, — сообщил в интервью CNews.ru о ближайших задах программы Церен Церенов. — Фокус работ уже смещен с решения отдельных прикладных задач на выстраивание общей концепции управления». Но после заседания правительства 11 сентября 2003 года можно утверждать о существенном понижении «руководящей и направляющей» роли программы «Электронная Россия» в информатизации страны в 2004 году и на ближайшую перспективу.

Осмысление реализации «Электронной России» наглядно показало, что практика управления государственными ИТ-проектами и ИТ-бюджетами нуждается в значительных изменениях. С этим согласны и Минсвязи и МЭРТ. В бюджетном классификаторе нет даже специальной строки «затраты на ИКТ», что не позволяет адекватно оценить их объемы и эффективность. С другой стороны, как выяснилось, вклад федеральных целевых программ в информатизацию нашего государства не так велик. Согласно собственному исследованию Минсвязи России и анкетированию федеральных ведомств (48 из 58) выявлено, что общий вклад всех федеральных целевых программ в информатизацию страны составляет 14,3%. Теперь надежды на успешную информатизацию государства связываются с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, — ее проект недавно опубликован Минсвязи на специально созданном сайте.

Сергей Шалманов / CNews Analytics

Министерство по связи и информатизации РФ

Олег Бяхов: Решение об увеличении расходов на ИКТ должен принимать «малый ИТ-совнарком»

Олег БяховВ 2003 году Министерство связи провело опрос федеральных ведомств, нацеленный на сбор данных об уровне развития информатизации. Результаты исследования были положены в основу аналитического доклада, представленного на заседании правительства. О проблемах развития ИТ в деятельности государственных органов власти и о путях их решения в интервью CNews.ru рассказал Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Министерства по связи и информатизации РФ.

CNews.ru: Как вы оцениваете полноту информации, поступившей в результате проведенного министерством исследования?

Олег Бяхов: Федеральные программы в докладе министра (Леонида Реймана, доклад на заседании правительства России 11 сентября 2003 г., — CNews.ru) были представлены достаточно полно, и эти материалы размещены в открытом доступе на сайте правительства.

Информация, которая поступала к нам в ходе подготовки доклада правительству, имеет существенную неполноту, как минимум, в двух аспектах. Так, мы не обобщали использование информационных технологий для обеспечения целей национальной безопасности (всего, что касается оборонных отраслей), — мы хотели, чтобы этот доклад можно было публично обсуждать и цитировать.

Но пока не существует достоверного механизма финансового контроля расходов на государственные информационные технологии. Структура финансирования, структура бюджетной классификации выстроены таким образом, что эти расходы проходят по разным статьям государственного бюджета, по разным источникам формирования и по разным направлениям расходования. Это капитальные затраты и текущие затраты на содержание государственного аппарата, аппарата управления, НИОКР, прочие расходы. Различны и источники финансирования: помимо прямого бюджета ведомства, могут быть займы международных финансовых организаций, займы, гарантированные правительством РФ, федеральные целевые программы.

Полный текст интервью

Минэкономразвитие

Церен Церенов: Ведомственный феодализм — это когда информация используется только для себя, а не для нужд государства и общества

Церен ЦереновО ходе реализации программы «Электронная Россия», сложностях и перспективах ее реализации, а также о планах на последующие годы в интервью CNews.ru рассказал Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ.

CNews.ru: 2003 год был вторым годом реализации ФЦП «Электронная Россия». Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работ по программе. Если сравнить реализацию программы в 2003 и 2002 гг., то какие основные изменения следует выделить?

Церен Церенов: 2002 и 2003 годы прошли под девизом анализа текущей ситуации в стране и подготовки методологической базы для дальнейшей реализации программы. Это связано с тем, что была необходимость должным образом оценить ситуацию с внедрением ИТ не только в стране в целом, но и, что особенно важно, в государственном управлении. Требовалось четко понять, как мы можем в ближайшее время приблизиться к построению электронного правительства, способного оказывать онлайн-услуги гражданам и бизнесу. Такие работы сейчас идут, и можно констатировать, что первый итог программы — реализация первого этапа программы — выполнен.

Мы смогли на те средства, которые выделены (а их было в 5–6 раз меньше, чем запланировано), не допустить провала 1 этапа программы. Во-первых, должным образом проанализирована ситуация с информатизацией в стране. Исследованиями еще раз было подтверждено, что это «лоскутная» информатизация, при которой большая часть средств тратится на «железо», а не на решение прикладных задач, кроме того, было выявлено, что информатизация в основном носит ведомственный характер, и межведомственные задачи не решаются, что остается большой проблемой. Например, согласно пилотному исследованию, базы данных федеральных ведомств на 95% остаются закрытыми не только для граждан и бизнеса, но и для заинтересованных ведомств. Это, по сути дела, настоящий ведомственный феодализм в использовании информации только для себя, а не для нужд государства и общества.

Полный текст интервью



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS