Социальную карту каждому

После вступления в силу закона о монетизации льгот власти всех уровней столкнулись с необходимостью принципиально нового подхода к решению проблем социальной защиты населения. Старые формы и методы работы себя изжили, потребовались конструктивные перемены в самой системе социальной поддержки. И многие территории уже делают реальные шаги в этом направлении, реализуя собственные проекты социальных карт. Технология социальных карт все шире распространяется в России.

Опорной зоной технологии социальных карт в рамках ФЦП «Электронная Россия» является Москва, вслед за которой многие регионы приступили к внедрению и развитию собственных проектов в этой области. Среди регионов-лидеров можно назвать Санкт-Петербург, Екатеринбург, Чувашию.

География проектов социальных карт

Во многих регионах России к настоящему времени уже начаты работы по созданию систем адресного предоставления льгот и денежных выплат населению. В качестве механизма, на основе которого льготы «дойдут» до каждого гражданина, все чаще выбирают технологию социальных карт. География проектов, связанных с внедрением социальных карт, охватывает практически всю страну — от Санкт-Петербурга и Карелии до Петропавловска-Камчатского.

В рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.) власти Санкт-Петербурга разработали проект и приступили к созданию системы «Электронный социальный регистр». Похожую по своим возможностям систему внедрили у себя и власти Карелии. С помощью единого регистра решаются задачи обеспечения органов власти и местного самоуправления оперативной и достоверной информацией о жителях территории. Основным источником статистической и аналитической информации электронного социального регистра является личное дело клиента. В нем содержится вся необходимая информация о человеке, который получал, получает или надеется получить помощь или реализовать полагающиеся льготы, а также история работы органов социальной защиты с этим человеком.

Формирование личного дела в системе «Электронный социальный регистр»

Источник: АНД Проджект

Использование регистра позволило уменьшить финансовые и организационные расходы органов государственной власти за счет применения электронных форм взаимодействия с гражданами и оказания социальной помощи по адресному принципу. Значительно сократилось время реакции на поступающие запросы и обращения граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, гораздо быстрее проходят запросы по всем инстанциям. Регистр позволил сформировать инфраструктуру системы персонального учета населения на местном и региональном уровне, при его создании были предусмотрены возможности интеграции с уже существующими системами учета и хранения информации в единую систему федерального уровня.

Автоматизированная информационная система «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» позволяет вести и обрабатывать сведения о более чем 3,5 миллионах граждан города, обращающихся за социальной помощью в органы социальной защиты. Она послужила основой проекта «Карта горожанина», в ходе которого граждане Санкт-Петербурга получат смарт-карты.

Созданная ИТ-система объединила более 30 территориально удаленных площадок и позволила организовать обмен данными между отделами социальной защиты населения, центрами социального обеспечения и городским центром по выплате пособий в режиме реального времени. В автоматическом режиме учитываются более 50 видов льготных выплат, создаются около 40 типов отчетов, ведутся электронные справочники льготных категорий граждан.

Функциональность системы позволяет учитывать и анализировать запросы граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, а также степень удовлетворения этих потребностей. Городские власти получили удобный инструмент планирования расходов на социальную поддержку с учетом изменяющейся социально-экономической ситуации. Кроме того, была обеспечена поддержка принятия управленческих решений, а также контроль их исполнения.

В регистре консолидируется информация о каждом жителе территории, которая включает персональные данные (ФИО, дата рождения, адрес проживания), сведения о здоровье, доходах, составе семьи и домохозяйстве гражданина. Для льготных категорий граждан предусмотрено включение сведений обо всех правах на получение социальных сервисов, предоставленных социальных услугах. Собранные персональные данные защищаются различными регламентами и техническими средствами безопасности.

Активно идет процесс внедрения социальных карт в Челябинской области. Система «Социальная карта челябинца» строится на интеграции городских информационных ресурсов. Инструментом для получения социальной льготы является персональная учетная карта — социальная карта горожанина. Социальная карта выдается жителю города, являющемуся получателем социальных льгот или выплат. В рамках проекта «Социальная карта челябинца» создается и используется система ведения единого реестра социальных льготников, а также система предоставления и персонифицированного учета социальных выплат.

Социальная карта челябинца

В настоящее время социальная карта для челябинцев является универсальным платежным инструментом и используется не только для получения наличных, оплаты товаров и услуг, но и для расчетов за поездки в общественном транспорте.

Удобство использования пластиковых карт смогли уже по достоинству оценить жители Кемеровской области, Республики Бурятия, оренбуржцы и красноярцы. Социальная карта продолжает набирать обороты в Ярославской, Свердловской, Костромской областях и  в других регионах.

В 2004 году в Чувашии началось внедрение инфокоммуникационной системы взаимодействия граждан с органами власти и другими организациями с использованием многофункциональных микропроцессорных карт (проект «Мультикарта»). Мультикарта — это многофункциональная микропроцессорная пластиковая карта стандарта EMV, реализующая различные независимые или связанные между собой приложения. Ключевым преимуществом использования мультикарт является возможность автономной и безопасной работы с ними без необходимости постоянного подключения по коммуникационным каналам к процессинговому центру. Так, например, уже существуют недорогие и простые в использовании терминалы для чтения карт и выполнения различных приложений.

Мультикарта используется:

  • как традиционная банковская карта;
  • для  удостоверения личности и водительских прав;
  • для хранения медицинской информации и данных медицинского страхования;
  • в качестве платежного средства для безналичных расчетов «реальными» деньгами (в торговле, сотовой связи, на бензоколонках);
  • в качестве социального приложения для расчета «реальными» и «целевыми» деньгами (субсидии, лекарства);
  • в качестве дисконтного торгового приложения;
  • как инструмент системы контроля доступа (пропуск на предприятие);
  • для обеспечения компьютерной безопасности (ключ электронной подписи) и пр.

Разработчики уверены, что реализация проекта «Мультикарта» позволит создать гибкую и эффективную систему безналичных расчетов по банковским картам на территории Чувашии, обеспечить четкий контроль реализации программ адресной социальной помощи малообеспеченным и незащищенным категориям граждан, создать единый унифицированный инструмент для идентификации и персонифицированного взаимодействия в различных сферах. Этот проект в первую очередь направлен на появление единого универсального инструмента взаимодействия граждан, бизнеса и государства, повышение оперативности и удобства осуществления транзакций, замену множества бумажных документов. Ожидается, что нн будет способствовать повышению адресности социальных программ, снижению потерь и злоупотреблений, обеспечению общественной безопасности, формированию системы безналичных расчетов и легализации денежного оборота, интеграции информационных систем персонифицированного учета граждан и снижению накладных затрат на обработку персональной информации.

Похожая на чувашский проект информационная система реализуется в республике Хакассия, где социальную карту жителя региона готовят к вводу в обращение в процессе реализации проекта комплексного развития основных направлений информатизации.

Несмотря на то, что внедрение социальных карт уже осуществляется или планируется практически во всех регионах Российской Федерации, в данной сфере не удалось избежать проблемы «лоскутной информатизации» — реализуемые проекты часто технологически и методологически несовместимы между собой. «Социальная карта москвича» и «Социальная карта челябинца», по сути, являются технологическими «антиподами», — комментирует для CNews состояние дел Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании АйТи. — Эти решения основаны на принципиально разных технологиях, и если московская система использует бесконтактные карты, то челябинская — контактные, следовательно, серьезно отличаются все компоненты систем. Взаимный прием карт в этих кардинально отличающихся решениях невозможен». В результате социальные карты могут использоваться исключительно на территории своего региона, а при перемещениях по территории РФ гражданин лишается возможности льготного обслуживания. Что бы эти технические проблемы не мешали обладателям социальных карт, разработан пакет нормативно-технических документов по формированию стандартов для социальных карт, его внедрения можно ожидать в скором будущем.

Илья Кошелев, Татьяна Палькина, Наталья Рудычева / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS