Решаемые задачи и особенности внедрения

Социальная карта — это эффективный инструмент монетизации льгот, который работает по принципу "одна карта — решение всех задач" и позволяет реализовать различные механизмы предоставления и использования социальных льгот и денежных компенсаций. Это новая культура социального обслуживания, которая гарантирует адресную, быструю и удобную доставку льгот населению при максимальной прозрачности всех финансовых потоков.

Спектр решаемых с помощью систем социальных и учетных карт задач примерно одинаков вне зависимости от региона и состоит из нескольких основных направлений. Однако в каждом конкретном случае имеются некоторые особенности. Практически во всех регионах ключевой задачей проекта «Социальные карты» становилось создание системы адресной социальной помощи населению. Ее внедрение также способствовало повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, и обеспечивало экономию до 10%.

За счет внедрения системы социальных карт улучшается контроль прохождения и расходования бюджетных средств, выделяемых государством в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности предприятий и служб в регионе. На их основе создается идентификатор личности и инструменты персонифицированных расчетов для организации оплаты коммунальных услуг, адресной социальной помощи, оплаты проезда в муниципальном транспорте, продажи лекарств, товаров народного потребления и т.д. В качестве примера можно привести проект социальных карт в Железногорске, где основной акцент был сделан на внедрении системы безналичных расчетов за услуги ЖКХ для льготных категорий граждан.

Внедрение социальных карт может идти двумя путями. Один из них — власти региона создают объединенные информационные ресурсы органов власти (как это было сделано в Чувашии, Хакассии, Братске) и на ее основе запускают проект предоставления социальных льгот, в том числе с использованием технологии социальных карт. Затем к проекту подключаются предприятия, так или иначе связанные с обслуживанием льготных категорий граждан.

Другой подход — передача коммерческим банкам по результатам конкурсов прав на обслуживание социальной сферы. Банки эмитируют пластиковые карты, в первую очередь работающие как платежные инструмент, на них переводятся все социальные выплаты. В дальнейшем сфера работы карт расширяется — подключаются транспортные компании, предприятия сферы ЖКХ, торговые организации и т.д.

Среди российских регионов одним из лучших по результатам внедрения ИТ в работу органов государственной власти была признана республика Чувашия. В рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (мероприятие № 14 программы) была создана программно-технологическая инфраструктура ОГИР: все муниципальные отделы ЗАГС, районные и городские отделы внутренних дел, предприятия ЖКХ оснащены компьютерной техникой и подключены к республиканской телекоммуникационной сети. Установлено программное обеспечение ОГИР, налажен ввод и обмен информацией о движении населения, формируются муниципальные ОГИРы.

В начале 2004 г. проведена масштабная кампания по выверке и синхронизации баз данных о населении, поддерживаемых такими ведомствами, как ФНС России, Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, ЦИК (ГАС «Выборы») и пр. Как важный положительный фактор следует отметить, что проект ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ изначально создавался в соответствии с концепцией архитектуры «электронного государства».

Основными целями создания ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ стали обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения, создание информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. За счет организации взаимодействия между ведомствами было улучшено информационное обслуживание населения, сокращены потери времени при обращении граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Параллельно развивалась инфраструктура, необходимая для использования платежных карт в регионе, а также разрабатывалась система взаимодействия граждан с государственными органами и хозяйствующими субъектами с использованием микропроцессорных смарт-карт — в соответствии с проектом «Многофункциональная социальная карта жителя Чувашской Республики» в рамках мероприятия № 12 ФЦП «Электронная Россия».

Создание ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ способствует получению реального экономического эффекта за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования, а также создает основу для усовершенствования системы сбора налогов с физических лиц. Также обеспечивается экономия бюджетных средств за счет автоматизации социально-демографических обследований и переписи населения, процесса предоставления адресных субсидий, а также унификации системы компенсаций предприятиям ЖКХ. Кроме того, повысилась эффективность использования бюджетных средств на социальные программы, было обеспечено четкое адресное предоставление и распределение льгот.

Оценка системы с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к информационным системам органов государственной власти, была проведена экспертной группой «Автоматизация и внедрение электронных административных регламентов».

Оценка ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ в Чувашской республике
по ключевым показателям

Оценка ОГИР ЗАГС-ПВС-ЖКХ в Чувашской республике

Источник: «Обзор предложений по направлениям работ над ЭАР
на федеральном уровне в РФ»

Результаты оценки показали следующее:

  • взаимодействие участников процесса оказания услуг (как публичных, так и административных) автоматизировано;
  • в процессе оказания услуг применяются средства автоматизации доступа к информации, учёта и контроля операций;
  • создано единое информационное пространство, организована система сбора и централизованного хранения информации. Кроме того, организовано информационное взаимодействие с органами федерального уровня;
  • для информационного взаимодействия применяются универсальные стандарты;
  • система соответствует концептуальным положениями архитектуры электронного государства, разрабатываемой в рамках ФЦП «Электронная Россия».

Высокая оценка результатов, достигнутых в отдельных регионах, не решает основной проблемы, связанной с совместимостью на межрегиональном уровне систем, успешно функционирующих на местах. Поэтому марте 2005 г. Федеральным агентством по информационным технологиям был объявлен конкурс на разработку технологии межрегионального взаимодействия социальных карт в масштабах России. Исполнителем проекта стала компания «АйТи». Ключевая цель проекта «Социальная карта» — создание технологической, методической и нормативно-правовой основы для построения в стране системы учета социальных услуг и денежных выплат с использованием технологии социальных карт, которая позволит в масштабах России:

  • создать прозрачные механизмы предоставления социальной помощи гражданам;
  • реализовать систему персонифицированного учета и предоставления социальных услуг (транспортных, медицинских, в сфере ЖКХ, пенсионного обеспечения и пр.);
  • обеспечить централизованный контроль над целевым распределением средств, выделяемых на социальные нужды;
  • создать электронную среду взаимодействия органов социальной поддержки, населения и власти (муниципальной, региональной, федеральной).

В результате были разработаны:

  • концепция создания системы учета и предоставления социальной помощи с использованием социальных карт, включая анализ действующих региональных и муниципальных регистров и «социальных» информационных систем, разработку согласованного списка видов социальной помощи, предоставляемой на региональном уровне, а также показателей, необходимых для создания социальных регистров населений субъектов РФ;
  • концепция федерального центра взаимодействия региональных систем социальных карт и его макет, в рамках которого будут отработаны типовые технологии межрегионального взаимодействия и механизмы организации взаиморасчетов между субъектами федерации при предоставлении социальной помощи;
  • нормативно-техническая база, необходимая для организации проектов социальных карт, включая:
    • типовые положения о социальной карте и социальных регистрах регионального и муниципального уровней;
    • требования и стандарты для сертификации систем учета и предоставления социальной помощи с использованием электронных карт на уровне программного обеспечения, форматов обмена данными, классификаторов, справочников и пр.;
    • рекомендации по внедрению системы в субъектах федерации на базе общегосударственных информационных ресурсов;
    • нормативно-правовую базу и методическое обеспечение межрегионального взаимодействия в рамках системы учета и предоставления социальных услуг.

Также, в рамках этого проекта проводится анализ экономической эффективности различных вариантов построения региональных систем социальных карт, разработаны критерии и методы оценки эффективности и целесообразности реализации различных приложений — банковских, социальных и транспортных — например таких, как оплата проезда по железной дороге и в общественном транспорте, предоставление субсидий на оплату услуг ЖКХ, выдача пенсий через банкоматы и пр.

Илья Кошелев, Татьяна Палькина / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS