«Электронное правительство» как концепция управления

В последние годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приобретают все большее значение для государственного управления. В Западной Европе в 2003 году расходы стран на «электронное правительство» превысили $3 млрд, в 2004 составили около $4 млрд, а к 2007 достигнут $6 млрд1. При этом все чаще возникают споры о целесообразности подобных инвестиций и о том, что называть «электронным правительством».

В качестве основных целей программ создания «электронных правительств» как правило выступают: повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. Предполагается, что создание е-правительства позволит улучшить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами в первую очередь в таких сферах, как: налогообложение, оформление таможенной документации, регистрация и ликвидация юридических лиц, выдача лицензий и сертификатов, подготовка и представление отчетной документации.

Другой немаловажный результат — комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере закупок продукции и услуг для государственных нужд.

«Электронное правительство» вместо автоматизированного хаоса

В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство — основной поставщик услуг населению и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и услуг частных и государственных организаций.

По мнению аналитиков Gartner, суть электронного государственного управления состоит в «непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть интернет и новые средства массовой информации». Таким образом, ИКТ здесь выступает лишь как средство для достижения основной цели — оптимизации предоставления государственных услуг. Тогда как базисом для таких изменений служит административная реформа.

На сегодняшний день можно идентифицировать два процесса связанных с реализацией концепции e-government:

  • Реформа государственных органов: сокращение числа чиновников; повышение квалификации и ответственности лиц, принимающих решения; увеличение скорости реакции на запросы со стороны граждан.
  • Информатизация государственных органов — один из основных инструментов достижения целей реформы органов государственной власти.

Потребность в реформировании существующего порядка государственного управления обусловлена несколькими причинами. Главная состоит в том, что перевод на «электронные рельсы» будет наиболее эффективным лишь для жестко формализованных административно-управленческих процессов и процедур. В противном случае, «электронное правительство» может превратиться в автоматизированный хаос.

Для реализации программ электронного правительства необходимо решить ряд задач, носящих как технический, так и административно-правовой характер. Среди наиболее важных можно выделить вопросы подготовки регламентов межведомственного взаимодействия, создания классификаторов государственных услуг и реализация единой технической архитектуры и программно-аппаратной платформы.

  • Общие административные регламенты для всех ведомств. Их подготовка упростит межведомственное взаимодействие на правовом уровне, а также обеспечит прозрачность правил и процедур, что приведет к повышению эффективности, как при поиске нужной государственной информации, так и при ее разработке.
  • Классификация государственных услуг. Решение этой задачи позволит разработать методы определения ценности той или иной услуги, а также уменьшит вероятность различных трактовок административных регламентов и непонимания между участниками межведомственного взаимодействия.
  • Создание технической архитектуры и общей программно-аппаратной платформы. В настоящее время большинство ведомств имеют достаточную технологическую базу для работы в режиме электронного правительства. Вместе с тем, необходимо разработать общие стандарты средств, предназначенных для повышения эффективности использования межведомственных ресурсов и предоставления услуг населению в режиме он-лайн. Такие средства должны быть гибкими и масштабируемыми, что может быть достигнуто за счет их реализации на основе открытых стандартов. Например, за основу может быть взята группа стандартов XML — наиболее мощное средство для обмена информацией в разных форматах.

Таким образом, «электронное правительство» — это не частичное технологическое решение, а концепция осуществления государственного управления. Изменение нормативно-правовой базы, принципов формирования и расходования бюджета, придание легитимного статуса электронным документам и регламентам — все это вместе с другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реформирования государственного управления и успешного функционирования «электронного правительства».

E-government по-европейски

Европейцы приступили к созданию электронного правительства еще в 1999 году. Тогда Комиссия Европейского союза приступила к выполнению программы eEurope, направленной на полную информатизацию объединенной Европы. Были определены следующие приоритетные направления:

  • Организация широкополосной сети с подключением к ней административных органов.
  • Разработка структуры взаимодействия между общеевропейскими организациями, обслуживающими население.
  • Формирование системы электронного материально-технического снабжения государственного сектора.
  • Запуск к 2004 году в эксплуатацию основных услуг, функционирующих в режиме он-лайн.

За первые три года реализации программы был осуществлен ряд проектов, в результате которых объем услуг, предоставляемых через сеть интернет возрос в среднем по Европе с 6,5% до 80%. Вот наиболее значимые проекты, реализованные с 1999 г по 2002 г:

  • Бельгия. Он-лайновая система подачи деклараций по налогу на добавленную стоимость (InterVat).
  • Германия. Интернет-система предоставления услуг муниципальными органами г. Бремена. Система обеспечивает комплексное выполнение 70 различных операций, относящихся к числу "важнейших событий" в жизни человека (рождение, смерть, брак и т.п.). Кроме того, была реализована партнерская инициатива D21 по подключению большинства немецких школ к интернету по каналам связи с характеристиками не ниже, чем у линий ISDN. Финансирование программы подключения обеспечивается частными предприятиями, в числе которых Deutsche Telekom и AOL Europe, а в организации обучения школьников и учителей работе в интернете и применению информационных технологий приняли участие две тысячи добровольцев.
  • Великобритания. Широкополосная лондонская образовательная сеть (London Grid for Learning, сокращенно LGfL) созданная для обслуживания всех средних и начальных школ города.
  • Инициатива NetD@ys Europe. Осуществлена под эгидой Главного управления Комиссии Европейского союза по образованию и культуре. Направлена на пропаганду новых средств массовой информации в работе с молодежью и в области культуры. В 2001 г. на европейском сайте Netd@ys было зарегистрировано свыше 300 проектов, представленных учебными заведениями (47%), учреждениями культуры (17%), местными властями (7%), частными фирмами (5%), а также министерствами, объединениями и международными организациями (24%)
  • Швеция. Программа обеспечения работников по найму персональными компьютерами, в рамках которой работодатели, предоставляющие работникам ПК для использования дома, освобождаются от налоговых санкций.

К сентябрю 2003 года начал работать единый портал для поиска работы на всей территории Европейского Союза (“European Job Mobility Portal”, EURES), независимо от местонахождения гражданина.

European Job Mobility Portal

European Job Mobility Portal

Источник: europarl.eu.int

На сегодняшний день основные задачи, поставленные перед программой eEurope, можно считать выполненными. В частности, создан единый портал Европарламента, предоставляющий информацию на всех официальных языках Евросоюза (таких языков к настоящему времени 20). Основная задача портала — расширение каналов взаимодействия с органами государственной власти, что, в свою очередь, приведет к увеличению эффективности управления.

Стоит отметить, что в отдельных странах практически все существующие государственные услуги могут быть оказаны в режиме он-лайн. Так, в Великобритании 97% таких услуг доступны через сеть интернет. Задача перевода всех услуг местного самоуправления Англии в режим on-line к 2006 году была поставлена премьер-министром страны еще в марте 2000 года. С тех пор каждый орган местного самоуправления получил 0,9 млн фунтов стерлингов из центрального бюджета на эти цели.

Евгений Алаев / CNews

1 Оценки IDC.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS