Трудные будни удостоверяющих центров

Число действующих в России удостоверяющих центов не берутся назвать точно даже специалисты, однако отмечают, что их количество порядка 300-400 штук. Объясняется это тем, что, несмотря на большую работу, проделанную различными ведомствами, развитие инфраструктуры УЦ происходит стихийно. До сих пор не существует ведомства, которое бы занималось проблемами УЦ, а нефункционирующий до сих пор корневой УЦ в качестве некого координирующего органа также рассматривать нельзя.

Проблема стихийного развития удостоверяющих центров неоднократно поднималась в рамках различных мероприятий, посвященных проблемам ЭЦП в России. Только в конце 2005 г. участники рынка ЭЦП как минимум дважды имели возможность обсудить острые проблемы и пути развития ЭЦП. Первый раз в октябре – на партнерской конференции компании «Аладдин», и второй раз в ноябре, когда в Санкт-Петербурге проходила международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы создания системы удостоверяющих центров России».

В обоих случаях специалисты сходились во мнении, что сегодня ничего не мешает развитию удостоверяющих центров в России. «Той нормативной базы, которая сегодня существует, вполне достаточно, вопрос в правилах применения», - утверждает Игорь Дмитриев, главный конструктор по информационной безопасности ГЦП «Электронная Москва». Выступая на конференции «Аладдина», он поделился своим опытом в рамках программа «Электронная Москва»: «Систему УЦ мы рассматриваем как элемент комплексной системы информационной безопасности, не самый большой элемент, но один из самых важных. Основное – это, безусловно, правила и политики безопасности, которые применяются в конкретных прикладных информационных системах. Мы же, как инфраструктурный элемент, должны дать этому удобный и эффективный механизм реализации».

Место системы ЭЦП как компонента комплексной системы информационной безопасности города Москвы

Место системы ЭЦП как компонента комплексной системы информационной безопасности города Москвы

Источник: ГЦП «Электронная Москва»1


Архитектура системы удостоверяющих центров г. Москва

МАрхитектура системы удостоверяющих центров г. Москва

Источник: ГЦП «Электронная Москва»1

Надо лишний раз отметить, что сегодня не существует инфраструктуры или системы УЦ в том смысле, в котором мы привыкли употреблять понятия инфраструктура и система. Сейчас имеется несколько сотен абсолютно независимых УЦ, за исключением лишь тех случаев, когда УЦ функционируют в рамках информационных систем некоторых госорганов, таких как Федеральная таможенная служба России (ФТС России) или Федеральное Казначейство, которое располагает крупнейшей в Европе системой УЦ. «Инфраструктурность» сегодня ограничивается лишь договоренностями между отдельными УЦ о взаимном признании сертификатов, соглашениями между владельцами некоторых ИС об использовании одинаковых процедур и правил работы с ЭЦП, а также попыткой компании АНК построить на базе собственного УЦ центр кроссертификации, которая, не нашла широко отклика среди специалистов.

Так или иначе, практически все существующие ныне УЦ привязаны к конкретным информационным системам. Особняком стоит только удостоверяющий центр компании «КриптоПро». Несмотря на то, он создавался с единственной целью – обкаткой собственных решений для автоматизации деятельности удостоверяющих, сегодня его клиентами являются более 3,5 тыс. юридических лиц, среди которых все субъекты оптового рынка торговли электроэнергии, десятки банков, а также крупные коммерческие структуры. Все остальные были созданы либо исключительно под конкретные ИС: (интернет-банкинг «Альфабанка» и банка «Северная казна»), либо для обеспечения электронного документооборота административных структур (ОАО «Удостоверяющий центр» в Санкт-Петербурге, УЦ «Электронной Москвы», УЦ «Мосжилрегистрации»), либо для сдачи налоговой отчетности и отчетности для Пенсионного фонда в электронном виде («Такском» и «СКБ Контур»).

В условиях нынешнего законодательства с большим трудом можно говорить о перспективе появления инфраструктуры УЦ. До тех пор, пока закон не будет обязывать в обязательном порядке исполнять электронные документы, говорить о действительно повсеместном использовании ЭЦП, появлении единого доверенного пространства, а следовательно и об инфраструктуре УЦ не имеет смысла. Создание удостоверяющего центра требует заметных денежных затрат, по различным оценкам $70-150 тыс., а возврат инвестиций происходит значительное время. «Сделать бизнес» на выдаче сертификатов ЭЦП очень сложно, а многие специалисты считают, что и невозможно вовсе.

Здесь стоит отметить, что те же «Такском» или «СКБ Контур» зарабатывают отнюдь не на выдаче сертификатов. Сертификат ЭЦП является только необходимым условием для сдачи отчетности, и хоть за него клиенту и приходится заплатить определенные деньги, не они являются основным источником дохода этих компаний. И «Такском» и «СКБ Контур» являются специализированными операторами связи, иначе говоря, посредниками между юридическим (физическим) лицом и ФНС России или Пенсионным фондом. Клиент платит за возможность сдавать отчетность в электронном виде, а операторы предоставляют ему таковую вместе с необходимым программно-аппаратным обеспечением и гарантиями. Это хороший показывает, что сам по себе удостоверяющий центр никому не нужен – нужна прикладная информационная система.

Сдача отчетностей в электронном виде является очень показательным примером использования юридически значимого электронного документооборота. Во-первых, потому что видна выгода использования ЭЦП, а во-вторых, потому что ЭЦП применятся пять же в узких целях, в рамках конкретной информационной системы. Организациям будет затруднительно применять ЭЦП, полученные в вУЦ «Такском» или УЦ «СКБ Контур» кроме как для сдачи отчетностей. Недоработки существующего закона «Об ЭЦП», а так же отсутствие закона «Об электронном документе» попросту не позволяют в полной мере использовать все преимущества ЭЦП.

Илья Разумов / CNews


1Презентация главного конструктора по информационной безопасности ГЦП «Электронная Москва» И.Л.Дмитриева, представлена на семинаре «Проект «Электронный округ» - инструмент эффективной реализации ГЦП «Электронная Москва» на территории административного округа», 18-20 июля 2005 г.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS