Информатизация арбитражных судов

Разработанная Концепция1 информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ предусматривает создание Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов РФ (ЕАИКС АС РФ), то есть формирование единого информационного пространства арбитражной системы России. В итоге будет создана современная инфраструктура, которая позволит и работникам судов, и всем заинтересованным организациям и гражданам в кратчайшие сроки получать необходимую информацию.

Цели и задачи ЕАИКС АС РФ

Основными целями создания Единой автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов России являются:

  • обеспечение законности и обоснованности принимаемых судебных актов и качества их оформления;
  • сокращение сроков рассмотрения заявлений и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики на основе обработки больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия арбитражных судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
  • повышение оперативности реагирования на обращения организаций в арбитражные суды;
  • повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в Высший Арбитражный суд РФ;
  • создание достаточного информационного, аппаратного и программного обеспечения арбитражных судов;
  • повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах деятельности арбитражных судов;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • обеспечение оперативной информационно-правовой поддержки деятельности арбитражных судов, возможности своевременного получения судьями и специалистами судов полной и достоверной информации по действующему законодательству и судебно-арбитражной практике;
  • формирование, структурирование и сохранение единого информационно-правового поля в области законодательства, применяемого арбитражными судами;
  • создание и поддержание в актуальном состоянии эталонного банка данных по судебно-арбитражной практике и обеспечение оперативного доступа к нему;
  • обеспечение условий для оперативного межгосударственного (в рамках СНГ) и международного сотрудничества в области правовой информатизации;
  • создание эффективной, экономически обоснованной системы управления, обеспечения, эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса системы арбитражных судов.

Для того чтобы ЕАИКС АС РФ заработала в полную силу, потребуется провести обучение сотрудников судов и создать специализированные ИТ-подразделения, способные обеспечить работу и оборудования, и специализированного программного обеспечения.

Структура ИТ-системы

Структурирование ЕАИКС АС РФ осуществляется как по функциональному, так и по территориальному признакам. Во-первых, структура арбитражных судов во многом соответствует федеративному делению Российской Федерации и делению других органов федеральной власти, с которыми взаимодействуют арбитражные суды. Во-вторых, с технологической точки зрения, прикладные подсистемы в рамках одного суда целесообразно эксплуатировать на единой программно-технической платформе. В-третьих, создание ЕАИКС АС РФ направлено на повышение эффективности деятельности сотрудников арбитражных судов и доступности информации о деятельности судов для гражданского сообщества.

Помимо судопроизводства в арбитражных судах присутствуют процессы, присущие обычным организациям с государственной формой собственности, среди них:

  • формирование и сбор утвержденной статистической отчётности для Высшего Арбитражного суда РФ;
  • финансово-экономическая и административно-хозяйственная деятельность;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • архивное хранение документов.

Разработанная Концепция информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ предусматривает разработку и внедрение системы, состоящей из следующих подсистем:

  • «Судебное делопроизводство» — предназначена для автоматизации и обеспечения единства ведения процесса судебно-арбитражного делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации. В ней осуществляется учет и накопление массива первичных данных, на основе которых впоследствии решаются задачи анализа, оперативного контроля, принятия оперативных управленческих решений во взаимодействии с другими подсистемами ЕАИКС АС РФ. Основной проблемой, которая должна быть решена в рамках создания подсистемы «Судебное делопроизводство» является организационное и методическое обеспечение работы судов.
  • «Делопроизводство» — предназначена для автоматизации информационных процессов делопроизводства и документооборота, связанных с документационным обеспечением системы арбитражных судов. Разработка подсистемы базируется на концепции функционирования единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности. В ходе разработки определены единые правила ведения делопроизводства, единая система классификации и кодирования документов для всей системы арбитражных судов. Пользователями подсистемы «делопроизводство» являются руководство АС и сотрудники аппарата арбитражных судов.
  • «Архив» — предназначена для автоматизации процессов архивного хранения дел в арбитражных судах. Система охватывает архивное хранение судебных, номенклатурных дел и организационно-распорядительных, кадровых и бухгалтерских документов. Разработка подсистемы базируется на концепции функционирования единого хранилища документов, единства системы учета и отчетности. Подсистема автоматизирует деятельность судей и специалистов судебных составов, сотрудников архивных отделов и делопроизводственных отделов арбитражных судов.
  • «Дистанционное обучение» — предназначена для автоматизации профессиональной подготовки сотрудников арбитражных судов, планирования карьеры государственных служащих и прохождения ими государственной службы в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также обеспечения контроля их квалификации. Потенциальными пользователями подсистемы «дистанционное обучение» являются судьи и сотрудники аппарата системы арбитражных судов, а также специалисты специализированных учебных заведений.
  • «Бухгалтерский учет» — предназначена для автоматизации деятельности финансовых отделов арбитражных судов в части учета бухгалтерских операций по исполнению смет доходов и расходов бюджетных средств.
  • «Сведение отчетности» — предназначена для автоматизации задач формирования, сбора и сведения бухгалтерской, статистической и ведомственной отчетности в системе арбитражных судов.
  • «Планирование расходов» — предназначена для автоматизации планирования бюджетного финансирования в системе арбитражных судов РФ.
  • «Финансирование расходов» — предназначена для автоматизации процессов распределения и доведения до арбитражных судов объемов бюджетного финансирования.
  • «Учет договоров» — предназначена для автоматизации учета договоров и документов, возникающих при их исполнении, а также контроля исполнения договоров.
  • «Материально-техническое обеспечение» — предназначена для автоматизации централизованного обеспечения арбитражных судов материально-техническими ресурсами.
  • «Кадры и государственная служба» — предназначена для автоматизации кадрового учета и прохождения государственной службы сотрудниками арбитражных судов.
  • Подсистема информационного взаимодействия с гражданским сообществом — предназначена для информирования граждан, участвующих во взаимодействии с сотрудниками арбитражных судов.

Процесс работы арбитражных судов чётко регламентирован, основан на требованиях законодательства и связан, в основном, с обработкой оригинальных документов, прилагаемых к судебным искам. В процессе подготовки судебных заседаний и при рассмотрении иска на основании документов участников судебного процесса формируются судебные дела. При подготовке к заседаниям сотрудники судов ведут активную почтовую переписку с участниками судебных разбирательств. Наиболее трудоёмкие операции не требуют высокой квалификации исполнителей и могут быть легко автоматизированы. Этой цели служат создаваемые подсистемы.

Наталья Рудычева / CNews

1 Концепция информационного обеспечения работы системы арбитражных судов РФ разработана в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805,. В ней учтены положения постановлений Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 56 «О совершенствовании информационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества» и от 16 ноября 2001 г. № 65 «Об информатизации и автоматизации судов», материалы Концепции  информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»), материалы Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также Концепции единой общефедеральной автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов Российской Федерации от 10 августа 1999 г.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS