Закон «О госзакупках» в действии

ФЗ №94 «О госзакупках» принес новые правила работы и новые стандарты взаимодействия, направленные на создание единой инфраструктуры для систем проведения торгов, сбора и анализа информации о них. Но закон работает вполсилы — требуются обученные специалисты и единые технические стандарты и регламенты.

Одно из основных направлений информатизации в секторе закупок для государственных нужд — введение единых технологических стандартов, единой инфраструктуры для систем проведения торгов, сбора и анализа информации о них. В феврале выпущено распоряжение правительства об общефедеральном портале госзакупок (20 февраля 2006 года №229-р). Но определенные проблемы имеются и в части технических стандартов обмена данными между регионами и центральным порталом и в формате передачи данных на единый портал. Другая сложность заключается в необходимости перехода на единый кодификатор продукции, без чего невозможна работа портала, как площадки где размещается информация о всех госзаказах органов власти России. В настоящее время все производители реализуют тот или иной его вариант. С отменой системы ГОСТ’ов наименования товаров не стандартизированы, поэтому один и тот же товар может быть внесен в кодификатор несколько раз, что очень сильно затруднит аналитику. Необходимо создание единого стандарта на названия и ключевые характеристики товаров.

Другая проблема — это подготовка специалистов. Требования нового закона к проведению госзакупок довольно жесткие и в части объемов публикуемой информации, и в части сроков проведения конкурса, сроков экспертных оценок и заключения госконтрактов. Переходный период, согласно планам Минэкономразвития, должен закончиться в июне 2006 года. К этому времени необходимо провести обучение сотрудников конкурсных комиссий всех уровней, подготовить или переподготовить их в соответствии с требованиями нового закона. А это, по самым скромным подсчетам, более 20 тысяч человек. Еще в начале 2006 годы было очевидно, что министерство не способно решить эту задачу с должным качеством к завершению переходного периода. В то же время с сентября 2005 года в Институте госзакупок ГУ-ВШЭ совместно с министерством организованы недельные учебные семинары для федеральных служащих, сотрудников муниципалитетов, назначенных в конкурсные комиссии, и для региональных руководителей. Кроме того, в некоторых регионах организовано дистанционное обучение (ДО) процедурам проведения закупок для государственных нужд, но его широкому распространению препятствует недостаточная разработанность нормативно-правовой базы. Кроме того, ДО предполагает значительные технические возможности, как со стороны организаторов, так и обучающейся стороны.

Единство формы и содержания

Что касается формы проведения электронных торгов, то в законе предусмотрены конкурсы (открытые, закрытые и двухэтапные), аукционы, в том числе аукцион в электронной форме, а также совместные торги. К числу законных форм размещения госзаказов приравниваются также мероприятия без проведения торгов: запрос котировок, заказ у единственного поставщика, размещение на товарных биржах.

Проведение конкурса подразумевает подачу поставщиками заявок на участие, составленных в соответствии с заранее опубликованными требованиями. Далее на конкурсной основе проводится отбор участников, предложения которых наиболее соответствуют условиям заказчика. Закрытый конкурс проводится по предварительно разосланным приглашениям и только в том случае, если речь идет о заказе, связанном с государственной тайной.

Процедура проведения электронных торгов

Процедура проведения электронных торгов

Источник: Презентация «Опыт применения электронных торгов в закупках для государственных нужд в Новосибирской области»

Аукционы, как открытые, так и закрытые, отличаются от конкурсных торгов тем, что победителем становится тот, кто предложил минимальную сумму выполнения обязательств контракта. Ограничения на проведение аукционов определяются утвержденным правительством РФ перечнем услуг и товаров, приобретение которых таким образом запрещено.

Аукционы on-line отличаются тем, что участвовать в них сможет каждый, прошедший процедуру  регистрации. В режиме реального времени конкуренты должны будут предложить наиболее выгодную цену заказа, если его начальная стоимость не превышает 500 тыс. рублей. В случае отсутствия ставок выше назначенной, организатор торгов понижает стоимость заказа на «шаг контракта», равный 5 процентам от начальной стоимости лота.

Стоит обратить внимание, что ФЗ №94 распространяет свое действие на случаи, когда расчеты между заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками) проходят в безналичном порядке. При поставках в пределах 60 000 руб. по одной сделке госзаказчику разрешается размещать заказы без проведения торгов и вне конкурсных процедур и проводить их за наличный расчет. Эта позиция вызывает возражения некоторых экспертов, считающих что  мелкооптовая закупка по безналичному расчету может оказаться экономичнее, к тому же бюджетный кодекс допускает подобные сделки на сумму 200 тыс. рублей.

Размещение заказа запросом котировок представляет собой процедуру, когда заказчик сообщает неограниченному кругу лиц информацию о потребностях в товарах (работах, услугах) для государственных или муниципальных нужд. Для этого он размещает в интернете извещение о проведении запроса котировок заказа, не превышающего выплаты в размере 250 тыс. в квартал. Победителем признается участник, предложивший в котировочной заявке самую низкую цену контракта.

Оценка предложений участников по наименьшей цене контракта

Оценка предложений участников по наименьшей цене контракта

Источник: Презентация «Е-Трейд Коммьюнити»1

Вторым способом размещения заказа у единственного поставщика является заключение контракта с естественной монополией. В этом случае заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику.

Третий способ приобретения товаров и услуг предусматривает размещение дорогостоящих заказов на товарных биржах. Таким способом заказчик вправе воспользоваться в случае, если  нуждается в закупке биржевых товаров на сумму, превышающую 5 млн. рублей.

Некоторые специалисты считают нецелесообразной жесткую привязку допустимой формы проведения торгов к стоимости закупки.

Структура размещения государственного заказа Санкт-Петербурга по группам ГРСБ по данным на 31.12.2004

Структура размещения государственного заказа Санкт-Петербурга по группам ГРСБ по данным на 31.12.2004

Источник: Итоги работы системы государственного заказа Санкт-Петербурга в 2004 году

Заказчик и поставщик: «особые приметы» нарушителей

Особое внимание в законе об электронных госзакупках уделено обеспечению прозрачности и единых условий конкуренции при проведении е-торгов. Для этого разработан подробный регламент условий размещения госзаказа, составления заявок на участие, а также установлена строгая подотчетность всех процедур размещения госзаказа и заключения контракта. Эти меры позволяют выявить нарушения на любом этапе процедуры электронной госзакупки. В законе подробно описывается порядок обжалования, сроки и характер неправомерных действий (бездействий) заказчика.

В то же время нарушения могут исходить и от самого поставщика. Например, участник е-торгов может предоставлять заведомо ложную информацию о себе или условиях выполнения контракта. Примером таких нарушений может стать заявка демпинговых цен. Когда выясняется, что победившим поставщиком была заявлена не та цена, которую он намерен предоставить, заказчику просто некуда деваться: торги прошли, а ждать новых нет времени. Для нарушителей подобного рода создается реестр недобросовестных поставщиков, который размещается в открытом доступе на официальном сайте госзакупок. В то же время, специалисты отмечали, что эта статья прямо противоречит Гражданскому Кодексу РФ. Но заказчики предпочитают действовать в соответствии с ФЗ №94.

С другой стороны, введение реестра недобросовестных поставщиков, как считают в Минэкономразвития, должно стать серьезным ударом по репутации недобросовестных поставщиков. Однако, существует немало примеров, когда отечественные фирмы с легкостью меняли «шкуры», за короткий срок проводя перерегистрацию и лицензирование.

Александр Александров / CNews

1 Материалы всероссийской конференции руководителей служб автоматизации CIO «Госсектор 2005»


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS