В ожидании чуда от ФЗ №94

В сложившейся системе «правового винегрета» новый законопроект о государственных закупках, в дальнейшем ФЗ №94, был нацелен на снятие большинства из накопившихся проблем, систематизирование процедуры торгов, а также на ликвидацию накопившихся в законодательстве противоречий. Несмотря на значительный шаг вперед, этот закон оставил многие проблемы не решенными, кроме того, затянувшаяся подготовка подзаконных актов не позволяет ему заработать в полную силу.

Указ президента РФ №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» от 8 апреля 1997 года небезосновательно считается прорывом в области рационализации государственных закупок в новейший период развития России. Федеральный же закон №97 "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года, принятый через два года, можно назвать неудачной попыткой, еще больше запутавшей систему госзакупок. Что касается преград для электронных торгов, то в законе было прописано запрещения любого вида аукционов при госзакупках, а также отвергался принцип электронного ведения документооборота торгов. Кроме того, ФЗ №97 содержал в себе множество противоречий и недоработок, что дискредитировало традиционную конкурсную систему госзакупок и, как считает ряд экспертов, стимулировало рост коррупции.

Впоследствии появился долгожданный закон «Об электронной цифровой подписи (ЭЦП)». Он давал юридическую силу цифровому (кодовому) эквиваленту собственноручной подписи, с помощью чего можно установить подлинность электронного документа. Однако, вступив в законную силу, он так и не заработал в полном объеме. По словам специалистов, причиной его неэффективности является то, что узкоспециализированный нормативно-правовой документ писался под «ФАПСИ» и требует внесения изменений, что, как ожидается, реализуют в 2006 г.

Один новый закон лучше старых двух

Принципиальным отличием Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ №94) является то, что в документе, наконец-то, узаконена практика применения е-госзакупок. Однако полноценное вступление закона в силу не состоялось по причине задержки в подготовке постановлений правительства, конкретизирующих «отсылочные» статьи ФЗ №94.

Теперь вся информация об электронных госзакупках будет размещаться в свободном доступе (Статья 16 Информационное обеспечение размещения заказов), за исключением заказов, составляющих государственную тайну, на официальных сетевых ресурсах государственных образований федерального, регионального и муниципального значения. Причем данные, размещаемые на страницах официальных сайтов, распространяются открыто и бесплатно.

В ФЗ №94 введены жесткие регламенты на сроки рассмотрения конкурсных заявок и заключение контрактов. Кроме того, предоставляется возможность проведения прямых аукционов в электронной форме в интернете в режиме реального времени, однако введено ограничение на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью. Размер сделки не должен превышать 500 тыс. рублей, что с точки зрения госзакупок совсем немного, и, особенно, если учесть наметившуюся тенденцию к укрупнению госконтрактов.

Новый закон вводит ведение реестра контрактов и реестра недобросовестных поставщиков (Статья 19 Реестр недобросовестных поставщиков). Поскольку все сведения о проведении торгов планируется размещать на едином портале госзакупок, вступление закона в силу неизбежно должно привести к появлению федеральных, региональных и муниципальных «черных списков» поставщиков для госнужд. «Эта статья прямо противоречит Гражданскому Кодексу РФ», — считают известные эксперты в этой области. И это уже происходит. Так в середине мая 2006 г. на заседании городского правительства мэр Москвы Юрий Лужков заявил о том что “надо сделать реестр организаций, в свое время пытавшихся словчить при выполнении госзаказа. Попав в такой список, организации уже никогда не смогут участвовать в торгах”.

В соответствии с распоряжением правительства все сведения о проведении госторгов должны размещаться на едином портале госзакупок, официальном сайте Российской Федерации, проект по созданию которого был включен в ФЦП «Электронная Россия» еще в 2003 году. В дальнейшем, в течение около трех лет он находился в опытной эксплуатации в Минэкономразвития. Экономический эффект от принятого ФЗ №94, по мнению экспертов ФАС РФ, может составить от $5 млрд. до $10 млрд. ежегодно, в том числе благодаря ряду нововведений в сфере использования современных ИТ при размещении государственных и муниципальных заказов.

Портал е-госзакупок Министерства экономического развития и торговли

Источник: Минэкономразвития

Помимо публикации сведений о проведении госзакупок, на официальном сайте в течение двух лет со дня нарушения обязательств, если таковые имели место, хранятся все сведения о недобросовестных поставщиках, презревших условия аукциона или заключения контракта.

Бумага как главный носитель

В ФЗ №94 сделан существенный шаг вперед в направлении открытости и доступности информации о проводимых конкурсах, а именно: содержит требование свободного, безвозмездного доступа к информации. Согласно п.8. ст.16, «…информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы». Правда, не определено за чей счет будет производиться поддержка подобных сайтов, так как с принятием закона поддержка сайтов, на которых проходят е-госторги, должна осуществляться органами власти и вопросы финансирования представляются актуальными.

Задача уменьшения дублирования электронных форм работы бумажными, и перевод деятельности госорганов на цифровую основу так же не решена в части обечпечения госзакупок в ФЗ №94. Согласно тексту закона роль «портала госзакупок», как и других ИТ-элементов является лишь вспомогательной, дублирующей основной, то есть, бумажный документооборот. Поэтому каждая процедура проведения торгов, не говоря уже о заключении сделки, фиксируется не только в электронной форме, но и в бумажном виде, который все еще является единственным юридически значимым документом.

В Федеральном законе, что удивительно, нет ни одного слова об электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и удостоверяющих центрах (УЦ). Таким образом, законом предусмотрена подача в электронном виде заявки на участие в е-торгах и получение различного рода информации о торгах и её участниках, публикуемой на официальных сетевых ресурсах.

Но даже в этой узкой области электронная информация отступает на второе место перед бумажной, что находит свое отражение в формулировке процедуры оповещения о проведении конкурсного отбора поставщиков. В статье 16 ФЗ №94 «О госзакупках» сказано, что «определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов (далее — официальное печатное издание), а также официальный сайт». А в дальнейшем подчеркивается, что «размещение информации о размещении заказов на официальном сайте не может заменить опубликование такой информации в официальном печатном издании, если опубликование такой информации предусмотрено настоящим Федеральным законом». Последнее означает, что объемы публикуемых на бумаге информации о проводимых конкурсах, должны только увеличится и весьма значительно. Одновременно потребуется тратить средства государства, то есть налогоплательщиков, на поддержание специализированных сайтов, где будет размещаться информация о конкурсах и проводиться е-госзакупки.

«Законные» замечания

По мнению экспертов, основным недостатком ФЗ №94 является то, что он содержит «отсылочные» статьи, опирающиеся на нормативные акты, которые все еще только готовятся к подписанию. Подобная ситуация откладывает на неопределенное время полноправное внедрение системы электронных госзакупок.

В то же время, после первого чтения в Госдуме проект ФЗ №94, благодаря внесенным поправкам, изменился почти до неузнаваемости. Одной из ключевых корректировок стало подтверждение законности проведения аукционов, в том числе и on-line, правда, размер сделки не должен превышать 500 тыс. рублей. До этого в законах, регламентирующих госзакупки, вопрос проведения любого аукциона (открытого, закрытого), находился вне правового поля. Госзакупки с использованием этого инструмента осуществлялись только в тех регионах, главы администраций которых одобрили такой шаг.

Некоторые эксперты полагают, что аукцион не может считаться равноправным способом проведения госзакупок, а уместен лишь при осуществлении продаж, поскольку создает благодатную почву для искусственного занижения стоимости заказа. В случае, если от поставщиков нет предложений по первоначальной цене заказа, стоимость контракта снижается на «шаг» в  5%.

Еще одной отличительной чертой е-госзакупок является их полная безвозмездность. По закону денежная сумма вносится лишь в том случае, когда этого требуют условия торгов для подтверждения собственной заявки при условии обязательного возвращения. Сумма остается в ведении принявшей её стороны только в том случае, если участник торгов нарушил условия заявки или контракта. Достаточно высокая стоимость реализации портала госзакупок может привести к тому, что муниципалитеты будут присоединяться к системам электронных госзакупок более крупных гособразований, что не всегда выгодно для первых.

Александр Александров / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS