Перспективы «одного окна» в России

В России внедрению принципа «одного окна» в последнее время уделяют значительное внимание, на федеральном и на региональном уровнях были приняты программы по использованию этой системы в повседневной работе органов власти. Некоторые ведомства и службы достигли значительных успехов, но в большинстве случаев, несмотря на приложенные усилия и выделенное финансирование, создание «одного окна» натолкнулось на незримые межведомственные барьеры и потребовало разработку множества нормативных актов и вложений в обучение госслужащих.

В федеральной целевой программе «Электронная Россия» распространение «одного окна» в министерствах и ведомствах названо одним из приоритетных направлений деятельности. Во многих из них, таких как Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по налогам и сборам и других, внедрение «одного окна» было начато еще до реализации этой федеральной целевой программы.

Так, ФТС России (Государственный таможенный комитет, до начала 2004 года) в августе 2003 г., реализуя пилотный проект по переходу на новый Таможенный кодекс, осуществила перевод части таможенных терминалов в режим «одного окна». Участники эксперимента могут воспользоваться рядом возможностей, предоставляемых новым кодексом: предварительным декларированием; выпуском товаров до подачи таможенной декларации; условным выпуском; оформлением товаров в соответствии с перечнем документов, указанных в ТК; выборочным досмотром. На терминалах реализован принцип «одного окна», когда все процедуры осуществляет один таможенник (переход с пятиступенчатого на одноступенчатое оформление). Как и предусмотрено новым кодексом, товар не задерживается на срок более трех дней. На терминале внедрено и электронное декларирование, позволяющее завершить процедуру оформления за несколько минут.

В рамках подготовки к запуску проекта была существенно пересмотрена нормативно-правовая база, разработаны новые документы, направленные на упрощение и ускорение прохождения таможенных процедур. В работе стали активно использоваться современные информационные технологии, одновременно с этим проходило обучение всего кадрового состава службы.

Как заявил, подводя предварительные итоги эксперимента, председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин: «В 2003 г. в нашей стране завершает существование система тотального таможенного контроля. Ключевым направлением в работе таможенных органов становится содействие внешней торговле. Как показывает эксперимент, работа по принципам, заложенным в новом Таможенном кодексе, означает для участников внешнеэкономической деятельности реальное облегчение и ускорение процесса таможенного оформления». Эти изменения стали возможны в значительной мере и благодаря использованию принципа «единого окна».

ФНС России (МНС РФ, до начала 2004 г.) с начала 2004 года реализует принцип «одного окна» при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Москве открылся первый в России единый центр госрегистрации юридических лиц. Принцип «одного окна» при госрегистрации предусматривается федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Концепция «одного окна» предполагает регистрацию и присвоение кода Росстата (Госкомстата, до начала 2004 г.), а также постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) на основании однократного предоставления всех необходимых документов.

Ранее предпринимателям для того, чтобы зарегистрироваться, необходимо было предоставлять четыре одинаковых пакета документов в различные ведомства. Это, в свою очередь, негативно отражалось на деловом климате страны из-за увеличения времени регистрации. С введением «одного окна» на шестой день после подачи документов в налоговые органы выдаются свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет. После этого заявитель может открыть счет в банке и начать свою деятельность.

Органы ФНС России после внесения записи в единый государственный реестр на шестой день будут передавать информацию об этом в соответствующие внебюджетные фонды и органы статистики. Постановка на учет в Пенсионном фонде, Соцстрахе и Госкомстате осуществляются в течение пяти дней.

В центре работает 51 окно, сначала на обслуживание клиента тратилось не более 12 минут, а впоследствии сократилось в среднем до 7-8 минут. Благодаря внедрению современных информационных технологий клиент может выбрать ту задачу, которую необходимо решить: подать документы, получить свидетельство или ликвидировать фирму.

После выбора на установленном в центре терминале соответствующего пункта, предприниматель получает распечатанный талон, на котором указан номер очереди, номер зала и предполагаемое время приема. Через некоторое время табло приглашает к «одному окну».

Население любого крупного города всегда испытывает реальную потребность в простой и эффективной системе общения с органами муниципальной власти и подразделениями городского хозяйства. Примером использования принципа «одного окна» стало правительство Москвы. В 2003-2004 г. принят ряд постановлений правительства города, направленных на законодательное обоснование, организацию и развитие службы «одного окна» в работе органов исполнительной власти в г. Москве. В декабре 2004 года Юрий Лужков подписал постановление 949-ПП о создании в правительстве Москвы специальной комиссии для ведения работ по переходу служб и ведомств на режим работы «одного окна», тогда ее возглавил вице-мэр Валерий Шанцев. В рамках городской целевой программы "Электронная Москва" в 2005 году планировалось создать базу данных всех нормативных документов и обеспечить доступ к ней всех столичных ведомств.

Участники режима «одного окна»

Заявители

Физические лица, юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, обратившиеся в службу одного окна за получением требуемых документов

Службы одного окна

Подразделение держателя одного окна, осуществляющее прием заявлений (документов), согласование и выдачу запрашиваемых документов заявителям либо выдачу мотивированного отказа

Согласующие организации

Органы исполнительной власти города Москвы, городские организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, участвующие в процессе согласования и подготовки документов, выдаваемых заявителю в режиме одного окна

Контролирующие организации

Управление координации деятельности комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы

Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1

Согласно постановлению правительства Москвы N 361-ПП от 01.06.2004 г. «О мерах по реализации принципа «одного окна» в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций», основными целями режима одного окна являются:

  • повышение эффективности оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
  • оптимизация межведомственного взаимодействия;
  • снижение административных барьеров.

В ходе внедрения системы в практику работы решались следующие задачи:

  • обеспечивалась связь среды информационного взаимодействия и городских организаций при подготовке документов в режиме «одного окна»;
  • решался вопрос о возможности электронных платежей для оплаты возмездных услуг;
  • осуществлялась оптимизация и автоматизация регламентных схем подготовки, согласования и выдачи документов;
  • внедрялось нормативно-правовое обеспечение использования электронного документооборота с ЭЦП.

Для работы «одного окна» подготовлен порядок работы с заявителями, в соответствии с которым в обязанности службы входит обеспечение выдачи запрашиваемого заявителем документа. Если для выдачи запрашиваемого клиентом конечного документа необходимо получение других документов из различных городских структур, то служба должна осуществить сбор этих документов в органах исполнительной власти города Москвы и городских организациях. Все эти действия проводятся в соответствии с существующими регламентами подготовки, согласования и выдачи заявителям документов.

Взаимодействие в режиме одного окна

Взаимодействие в режиме одного окна

Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1

Поскольку единое окно предназначено для предоставления и формирования разного вида документов, базовой составляющей системы является мощная ИС электронного документооборота. Она обеспечивает все основные рабочие операции: регистрацию обращений, фиксацию движения и контроль исполнения документов, списание их в дело.

Имеется хорошо проработанная служба поиска необходимых документов. Существует возможность производить анализ обращений и формировать в автоматизированном режиме всю необходимую отчетность.

Благодаря разработке и внедрению в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» среды информационного взаимодействия, все службы единого окна и согласующие организации будут объединены в «общую» сеть.

Кроме того, информационное взаимодействие служб позволит дополнительно усовершенствовать процедуры согласования и принятия решений, унифицировать использование средств электронного обмена документами.

Следующим шагом в направлении создания электронного правительства города станет организация электронного документооборота с использованием механизма электронной подписи. С внедрением в работу ЭЦП будет осуществляться работа только с электронными документами.

При этом клиенты будут формировать соответствующие заявления в службы «одного окна» с помощью активно развивающихся в настоящее время систем интерактивных сервисов через электронные порталы. Они предоставят всю информацию о режиме одного окна в Москве и обеспечат массовое и доступное обслуживание.

Одним из направлений работы службы единого окна в структурах правительства Москвы является предоставление услуг по проведению конкурсных торгов и организация госзакупок для нужд города. В рамках этого направления функционирует электронный портал комитета по закупкам и тендерам, организована служба приема и обработки конкурсной документации. Помимо вышеприведенных примеров, единое окно находит свое применение и в других направлениях работы городской администрации – некоторые данные по работе служб одного окна приведены в таблице.

Статистика по реестру служб одного окна

Комплексы городского управления, прочие городские службы

уровень субъекта

всего

город

округ

район

Комплекс развития научно-производственного потенциала г. Москвы

3

20

0

23

Комплекс городского хозяйства г. Москвы

1

20

0

21

Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы

5

0

0

5

Комплекс экономической политики и развития г. Москвы

13

20

0

33

Комплекс социальной сферы г. Москвы

1

44

104

149

Органы исполнительной власти г. Москвы, не входящие в комплексы городского управления

6

0

0

6

Территориальные органы исполнительной власти г. Москвы

0

10

350

360

Городские организации

12

37

235

284

Количество служб

37

154

700

891

Количество видов документов, выдаваемых службой

144

103

53

300

Количество сотрудников службы

115

677

1035

1827

Количество сертификатов ЭЦП

2

111

67

180

Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1

Таким образом, в рамках ГЦП «Электронная Москва» система «одного окна» находит все большее и большее применение, в частности, на втором этапе планируется подключить к системе все управы муниципальных районов города (на первом этапе в системе работает 57 управ). Однако на ноябрьском заседании московского правительства, где мер города принимал отчет подчиненных о работе служб "одного окна" выяснилось, что служба "одного окна" в лучшем случае заработает к 2008 году. Последнее вызвано необходимостью огромного числа согласований при переходе на «одно окно». Так начальник управления информатизации Москвы Алексей Михайлов выступая на ноябрьском заседании правительства Москвы отметил, что 623 структуры заняты согласованиями, и для перехода на режим «одного окна» необходимо ввести 167 регламентных схемах взаимодействия между этими структурами. В ноябре 2005 года было подготовлено менее половины — 60 таких схем. Согласно принятому плану работ, в городе планируется внедрить технологию «одного окна» во всех ведомствах.

Илья Кошелев, Наталья Рудычева / CNews


1 Доклад Юрия Вартанова, директора ГУП «ГНПП «Гранит-Центр», представленный на научно-практической конференции «Электронная Москва-2005».


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS