Готовность регионов к информационному обществу

На какой стадии сегодня пребывает процесс повсеместного внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в России? Ответ на этот вопрос складывается из оценки того, насколько уже задействованы в этом процессе или насколько готовы быть в нем задействованы российские регионы. Несмотря на то, что работа по государственной поддержке информатизации регионов продолжается, и основные стратегические направления региональной информатизации определены, результаты пока не дают оснований для головокружения от успехов.

Мировой тенденцией нашего времени стало стремление построить «ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, использовать и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека», — гласит Декларация принципов, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 году в Женеве.

Нет оснований для головокружения от успехов

В 21 веке информация стала важнейшим ресурсом общества, и удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации, постоянно растет. Развитая информационная инфраструктура превратилась в неотъемлемое условие конкурентоспособности стран, а информационный рынок формируется уже как фактор производства наравне с рынками капитала, труда, природных ресурсов.

Россия не только причастна к этим объективным процессам, не только бурно их поддерживает — на всех уровнях происходят целенаправленные преобразования, целью которых является всеобщая информатизация российского общества. К сожалению, опыт практического внедрения масштабных проектов показывает,  что часто широко разрекламированные достижения имеют очень мало общего с реально существующим положением  дел. Каким образом объективно оценить уровень готовности регионов к повсеместному внедрению ИКТ?

Структура индекса готовности регионов к информационному обществу

Структура индекса готовности регионов к информационному обществу

Источник: ИРИО

Так как полноценная государственная статистическая отчётность в этой сфере отсутствует, сбор такой информации до настоящего момента осуществлялся с помощью специальных анкет, рассылаемых в субъекты Федерации Минсвязи России или Советом главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации. Типовая структура такой анкеты, а также инструкция по ее заполнению была разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), согласована с регионами и Федеральным агентством по информационным технологиям.

Анкета об информатизации субъекта Российской Федерации состоит из следующих разделов:

  1. Общая характеристика состояния информатизации региона.
  2. Общие сведения о регионе.
  3. Организация работ по информатизации.
  4. Перечень действующих законодательных и нормативных актов региона, имеющих ключевое значение для развития информатизации региона.
  5. Перечень основных мероприятий и проектов, разрабатываемых в регионе.
  6. Ресурсное обеспечение информатизации.
  7. Программно-техническое и телекоммуникационное обеспечение информатизации.
  8. Использование ИКТ населением.
  9. Обеспечение информационной безопасности.
  10. Реализация принципов «Электронного правительства» в регионе.

В последние годы рядом международных организаций и аналитических компаний выстраиваются композитные индексы готовности стран и сообществ к информационному обществу, а также к развитию отдельных важных направлений использования ИКТ — электронного бизнеса и электронного правительства. Учитывая этот опыт, дирекцией мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества (ИРИО) при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации был построен индекс готовности регионов РФ к информационному обществу. Целью этого индекса является создание информационно-аналитического инструмента для выработки оптимальной политики развития информационного общества на федеральном и региональном уровнях, успешного ее проведения и необходимой корректировки. Для построения индекса использовано более 70 показателей, характеризующих готовность регионов к информационному обществу. В их число входят ключевые показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями.

На основе полученных в ходе анкетирования результатов использования ИКТ в регионах для развития ключевых сфер деятельности (государственного управления, бизнеса, здравоохранения, культуры), а также населением и в домохозяйствах, было рассчитано значение индекса по данным 2004-2005 годов для всех регионов России (кроме Чечни).

Индекс готовности регионов России к информационному обществу (2004-2005)

Место в рейтинге Регион Баллы (по 7-балльной шкале)
1 Москва 5,65
2 Санкт-Петербург 4,86
3 Ханты-Мансийский автономный округ 4,41
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 4,27
5 Томская область 4,06
6 Самарская область 3,8
7 Мурманская область 3,75
8 Чукотский автономный округ 3,63
9 Ненецкий автономный округ 3,62
10 Республика Карелия 3,58
11 Тюменская область 3,55
12 Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ 3,51
13 Хабаровский край 3,45
14 Московская область 3,43
15 Ярославская область 3,39
16 Иркутская область 3,38
17 Приморский край 3,35
18 Новосибирская область 3,33
19 Камчатская область 3,32
20 Пермская область 3,32
21 Сахалинская область 3,3
22 Архангельская область 3,29
23 Магаданская область 3,28
24 Свердловская область 3,27
25 Калужская область 3,26
26 Республика Саха (Якутия) 3,25
27 Калининградская область 3,18
28 Новгородская область 3,15
29 Нижегородская область 3,12
30 Челябинская область 3,11
31 Республика Коми 3,1
32 Вологодская область 3,08
33 Омская область 3,07
34 Ростовская область 3,03
35 Республика Татарстан (Татарстан) 3,02
36 Воронежская область 3,01
37 Ленинградская область 3,01
38 Кемеровская область 3,01
39 Краснодарский край 2,97
40 Красноярский край 2,96
41 Саратовская область 2,95
42 Эвенкийский автономный округ 2,94
43 Удмуртская Республика 2,93
44 Владимирская область 2,93
45 Чувашская Республика — Чувашия 2,91
46 Республика Хакасия 2,89
47 Астраханская область 2,89
48 Волгоградская область 2,89
49 Республика Марий Эл 2,86
50 Псковская область 2,84
51 Республика Башкортостан 2,82
52 Тульская область 2,82
53 Ставропольский край 2,81
54 Республика Адыгея (Адыгея) 2,81
55 Оренбургская область 2,8
56 Алтайский край 2,8
57 Рязанская область 2,79
58 Белгородская область 2,78
59 Республика Мордовия 2,77
60 Липецкая область 2,76
61 Корякский автономный округ 2,68
62 Орловская область 2,64
63 Пензенская область 2,64
64 Ульяновская область 2,63
65 Амурская область 2,6
66 Смоленская область 2,6
67 Ивановская область 2,58
68 Республика Бурятия 2,57
69 Курганская область 2,57
70 Еврейская автономная область 2,56
71 Тверская область 2,56
72 Республика Алтай 2,56
73 Костромская область 2,54
74 Тамбовская область 2,47
75 Брянская область 2,46
76 Кировская область 2,45
77 Республика Северная Осетия — Алания 2,4
78 Читинская область 2,36
79 Агинский Бурятский автономный округ 2,32
80 Кабардино-Балкарская Республика 2,29
81 Республика Калмыкия 2,27
82 Курская область 2,27
83 Карачаево-Черкесская Республика 2,26
84 Коми-Пермяцкий автономный округ 2,2
85 Республика Дагестан 2,13
86 Усть-Ордынский Бурятский авт. округ 2,1
87 Республика Тыва 2,08
88 Республика Ингушетия 1,96

Источник: ИРИО

Конкурс — кто ближе от «дальше»

В 2005 году в третий раз по инициативе Минэкономразвития России в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" был проведен  конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ». Этот конкурс помогает оценить степень информатизации российских регионов, способствует преодолению "цифрового разрыва" между ними, стимулирует использование информационно-коммуникационных технологий в экономике, образовании, культуре, медицине и других сферах общественной жизни.

Заявки на участие в конкурсе подали 47 субъектов Российской Федерации. Конкурс проходил на основе новых подходов к оценке эффективности внедрения информационных технологий в госсекторе, разработанных Минэкономразвития. При подведении итогов использовались предоставленные регионами сведения о деятельности в регионе многосторонних консультаций и партнерств, ставящих своей целью содействие движению страны к информационному обществу.

По итогам конкурса лауреатами стали 22 субъекта Российской Федерации. Большего всего премий собрали Москва и Санкт-Петербург. Также специальных знаков отличия в различных номинациях удостоились Чувашская Республика, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Смоленская, Новосибирская, Калининградская, Кировская, Ульяновская, Курганская и Тверская области.

Но общую картину, которая сформировалась в результате детально проведенного мониторинга, прокомментировал на церемонии вручения наград заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, председатель конкурсной комиссии Андрей Шаронов: «Пока… большими достижениями в сфере информатизации ни один, даже самый продвинутый в информатизации регион, отдельное ведомство похвастаться не может… Нам многое предстоит еще сделать: выработать единую государственную политику, сформулировать общие принципы и требования к внедрению и использованию технологий в госуправлении, выбрать, обсудить и принять открытые стандарты взаимодействия государственных информационных систем, изменить законодательство в соответствии с текущим уровнем проникновения ИКТ в общественную жизнь».

Полоса препятствий без обходных путей

Существует большое число нерешенных вопросов, есть однотипные проблемы для всех регионов, в некоторых случаях можно говорить о препятствиях локального характера. Но основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в регионах, следует назвать следующие: недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, недостатки кадрового обеспечения региональной информатизации, недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления.

Одновременно отмечается отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, остается проблема открытости информации и многое другое. Кроме того, зачаточное состояние информационно-коммуникационных технологий в России в целом во многом определяется низким уровнем информационной, компьютерной грамотности населения.

Конкретных путей к информационному обществу у каждого из субъектов Федерации много, но ни один из них невозможно пройти в обход реальных проблем, обусловленных многими объективными факторами. Существует ясная цель и условия, необходимые для ее достижения, для преодоления возникающих препятствий — прежде всего это целенаправленная политика в области ИКТ, развитие экономического потенциала регионов, вложения в человеческий капитал.

Татьяна Палькина, Наталья Рудычева / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS