Экспансия продолжается

За время, прошедшее с момента предыдущего исследования CNews Analytics интернет-представительств федеральных министерств и ведомств представленность в интернете этих органов власти увеличилась с 71% до 85% от общего числа существующих федеральных органов власти. Количество веб-страниц сократилось с 20% до 8%, а 7% федеральных органов власти по-прежнему не имели собственных ресурсов в сети к началу 2006 г.

В послании президента России Федеральному собранию от 25 апреля 2005 г. подчеркивалось, что обеспечение права граждан на объективную информацию является важнейшей политической задачей, прямо связанной с действием принципов свободы и справедливости в  государственной политике. Пути исполнения основных положений послания президента России Федеральному собранию регламентированы постановлением правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить размещение информации о своей деятельности в сети интернет в соответствии с утвержденным перечнем, состоящим из 33 пунктов. Эта информация должна не только размещаться в открытом доступе, но своевременно и регулярно  обновляться.

С момента принятия этого постановления прошло почти 3 года. Реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» вступила в свой третий этап, предполагающий завершение формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти. Каковы объективные показатели внедрения механизмов, обеспечивающих повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, а также создания механизмов общественного контроля их деятельности?

Предыдущее исследование представленности информации о деятельности федеральных органов государственной власти в сети интернет проводилось 15 апреля 2005 г. На тот момент количество работоспособных интернет-представительств составляло 80% от существующих 93 федеральных органов государственной власти. Из них 71% имели собственные веб-сайты, а 9% были представлены веб-страницами.

За прошедшие 8 месяцев ситуация значительно улучшилась и в количественном и в качественном отношении. К началу 2006 года собственные представительства в интернете имели 93% из 92 федеральных органов государственной власти. Из них 85% имели веб-сайты или веб-порталы, а 8% — веб-страницы. 2 сайта находились в стадии разработки (Федеральная миграционная служба РФ и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ), а 4 федеральных органа исполнительной власти — Федеральное агентство по энергетике, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба охраны и Главное управление специальных программ Президента РФ — по-прежнему не имели собственных сайтов.

Представленность в интернете федеральных органов государственной власти

Представленность в интернете федеральных органов государственной власти

Источник: CNewsAnalytics

Но сам факт наличия интернет-сайта и даже интернет-портала еще не является гарантией того, что этот ресурс в полной мере предоставляет пользователям необходимую информацию и обеспечивает эффективное двустороннее взаимодействие с пользователями. Поэтому в процессе исследования было проведено детальное обследование всех существующих веб-представительств федеральных органов государственной власти, которое позволило составить объективное представление о том, как на практике реализуются положения апрельского послания президента Федеральному собранию и постановления правительства Российской Федерации № 98.

При проведении исследования учитывалось, что представленный на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ проект закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», необходимость принятия которого была обозначена в послании президента России Федеральному собранию от 25 апреля 2005 г., не только определяет подробный список информации, которая должна размещаться и регулярно обновляться на сайтах федеральных органов государственной власти, но также вменяет в обязанность соответствующих служб вести постоянную работу с обращениями граждан, в частности выделить адрес электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации по сети интернет.

Таким образом, интернет-сайты федеральных органов государственной власти должны оцениваться не только по факту их наличия в сети. При составлении рейтинга необходимо учитывать  количество и качество предоставления информации, уровень развития интерактивных сервисов и эффективность обращения граждан за информацией к данному органу государственной власти.

В процессе проведения исследования из рассмотрения были исключены веб-ресурсы федеральных органов исполнительной власти, которые не существовали в качестве самостоятельных веб-сайтов, а были представлены отдельными страницами на веб-сайте «головного» министерства. Этот шаг вызван тем, что часть интернет-ресурсов на веб-сайте «головного» министерства следовало бы «зачесть» несколько раз нескольким органам государственной власти, пусть и подведомственных «головному» министерству. И они, таким образом, фигурировали бы вместе на одной строчке рейтинга. Так, не были учтены, например, веб-страницы Федеральной службы страхового надзора и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, интегрированные на интернет-ресурсе головного Министерства финансов России. Также исключены из участия в данном обзоре страницы федеральных служб и агентств, подведомственных Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России). Они вместе с «головным» сайтом министерства образуют так называемое «кольцо сайтов», то есть имеют единую структуру и неразрывно связаны друг с другом.

При детальном изучении состояния представленных в сети интернет ресурсов федеральных органов государственной власти было обнаружено, что на сайте Министерства сельского хозяйства до сих пор существует ссылка на страницу Федерального агентства по сельскому хозяйству. Последнее было упразднено в октябре 2005 года указом президента России. В этой связи, порой, возникали серьезные сомнения в достоверности и актуальности всей размещенной на сайте Министерства сельского хозяйства информации.

Примечательно, что с момента последнего исследования, которое проводилось в апреле 2005 года, не обзавелись собственными интернет-представительствами  Федеральное агентство по энергетике, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба охраны РФ и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации. При этом недавно созданные структуры, по сравнению с перечисленными, например, Министерство регионального развития, уже имели собственный веб-ресурс.

Исследование, проведенное в апреле 2005 года, выявило 66 работоспособных веб-сайтов, что составляет 71% из рассматриваемых 92 федеральных органов государственной власти. На сегодняшний момент количество сайтов увеличилось до 78, то есть 85% из существующих 92 федеральных органов государственной власти имеют собственные полноправные представительства в интернете. В то же время 7% властных структур до сих пор не имеют даже веб-страницы, что вряд ли можно объяснить объективными сложностями, возникающими при реализации указанных распоряжений правительства и президента России.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в целом наблюдается положительная динамика: в октябре 2004 года не имели представительств в интернете 35% федеральных органов государственной власти, в апреле 2005 года — 20%, а в декабре 2005 года — 7%. Эти данные позволяют надеяться, что к началу 2007 года все существующие федеральные органы государственной власти предоставят пользователям возможность посетить их ресурсы в сети интернет, а оценивать веб-ресурса целесообразно будет только на основе качественных показателей.

Наталья Рудычева, Татьяна Палькина / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS