Информационная открытость — пора задуматься о качестве

Проведенный анализ информации, размещенной на сайтах федеральных органов государственной власти, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на явно прослеживающуюся тенденцию к улучшению, в данный момент уровень информационной открытости веб-представительств далек от идеального. Требуемая информация во многих случаях представлена формально, в минимальном объеме, не уделяется должного внимания ее своевременному обновлению, уровень структурированности и организации доступа к ней вызывает много вопросов и нареканий.

Все большее количество федеральных органов государственной власти переходит на более эффективную форму организации работы и обеспечения взаимодействия с гражданами и организациями — интернет-порталы. По состоянию на апрель 2005 года такие решения имелись у Мининформсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата. К настоящему моменту этот список расширился за счет создания порталов  Федеральной таможенной службы, Министерства образования и науки и др.

Событием уходящего года можно считать реализацию в рамках федеральной целевой программы  "Электронная Россия (2002-2010 годы)"  информационного портала Федерального собрания Российской Федерации, который призван стать единым источником информации о законах и законотворческом процессе, обеспечивать возможность работы электронной общественной приемной палат Федерального Собрания и предоставлять сервисы удаленной информационной поддержки парламентариев.

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации реализовало кольцо сайтов, объединяющее министерство с подведомственными федеральными органами исполнительной власти. Это решение можно назвать альтернативным на среднесрочный период.

Завершается двухлетний период работ по созданию  Правоохранительного портала, который должен предоставить как  гражданам, так и сотрудникам силовых ведомств единую точку входа ко всем государственным информационным ресурсам правоохранительной направленности, включая как информацию, размещенную на самом портале, так и ссылки на другие государственные сайты и порталы. Граждане и организации смогут из «первых рук» получать информацию и рекомендации, а интерактивные сервисы портала позволят общественности активно участвовать во взаимодействии с правоохранительными органами.

Судебная власть Российской Федерации продолжает реализацию принципов доступности и прозрачности правосудия. В апреле 2005 года в сети интернет имели свои представительства Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ, а в данном исследовании с успехом участвует и Высший Арбитражный суд, сайт которого сразу оказался на верхних строках рейтинга.

При анализе интернет-представительств федеральных органов государственной власти использовалась оригинальная методика, включающая в себя оценку степени информационной открытости Федеральных органов государственной власти через свои представительства в интернете. При этом учитывались не только объем и разнообразие информации, но и ее качество (актуальность, периодичность обновления и пр.). Интернет-сайты оценивались по двадцати основным параметрам, которые отражали не только наличие или отсутствие определенного раздела, но и качество представленной информации (полнота, актуальность, структурированность и пр.).

В части информационного наполнения веб-сайтов учитывались такие позиции как: общая информация о сайте; наличие набора документов, определяющих деятельность органа государственной власти; историческая справка о создании и его развитии; информация об организационной структуре и руководителях; контактная информация и график приема граждан; подробная информация по целевым мероприятиям; полнотекстовые базы данных по соответствующей тематике; сообщения по профильной тематике СМИ и пресс-релизы органа государственной власти; статьи и интервью сотрудников; база нормативных документов; статистические  и аналитические материалы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Полная и подробная общая информация о сайте (о портале), включающая в себя указание о том, что данный ресурс является официальным интернет-представительством ОГВ, сведения о правилах использования информации, о разработчиках и обновлениях сайта, присутствует на 31,9% веб-узлов, на 37,5% сайтов она представлена в минимальном объеме, а на 30,6% она отсутствует полностью.
  2. Общая информация об органе государственной власти, в состав которой входит набор документов, определяющих деятельность органа государственной власти и историческая справку о создании и его развитии, достаточно подробно представлена на 73,6% сайтов, представлена в минимальном объеме на 22,2% веб-узлов, а на 4,2% полностью отсутствует.
  3. Информация об оргструктуре Федерального органа власти (центральный аппарат, территориальные органы, подведомственные организации и пр.) подробно и в удобной для восприятия форме представлена на 56,9% сайтов, представлена в минимальном объеме на 37,6% сайтов, а на 5,5% отсутствует.
  4. Подробную информацию о руководстве ОГВ (краткая биография, фотография, функциональные обязанности, контактная информация, рабочий график и пр.) можно найти на 61,1% сайтов, в недостаточном объеме она представлена на 32% сайтов, а на 6,9% полностью отсутствует или представлена в минимальном объеме.
  5. Контактная информация (схема расположения, время работы, телефоны, адреса электронной почты, список ответственных сотрудников с указанием приемных часов, правила составления или заполнения принимаемых на рассмотрение документов и т.п.) достаточно подробно представлена на 40,3% сайтов,  недостаточно подробно на 50%, а на 9,7% — крайне ограниченно.
  6. Информация о конкурсах и тендерах (объявление о конкурсе, конкурсная документация, разъяснения и комментарии) достаточно подробно представлена на 8,3% сайтов, носит формальный характер на 59,8% сайтов, а на 31,9% отсутствует полностью.
  7. Справочники и базы данных представлены  на 38,9% сайтов, а на 61,1% отсутствуют.
  8. Новостной раздел, включающий в себя официальные сообщения и пресс-релизы органа государственной власти, аннотации и  стенограммы выступлений руководителей, статьи и интервью сотрудников, представлен в хорошо структурированном  и  своевременно обновляемом виде лишь на 37,5% сайтов, на 51,4% он обновляется время от времени и не разделяется по тематике, а на 11,1% отсутствует совсем.
  9. Мониторинг публикаций в СМИ о деятельности органа государственной власти проводится на 55,6% сайтов, а на 44,4% отсутствует.
  10. Нормативные документы, регулирующие деятельность органа государственной власти и выпущенные им, а также инструкции, положения разъяснения, рекомендации и концепции, федеральные программы, проекты законов в полном объеме представлены лишь на 68% сайтов, представлены не полностью на 29,3% сайтов, а на 2,7% отсутствуют полностью.
  11. Аналитическая и статистическая информация (статистические данные по отрасли; аналитические материалы, формируемые учреждениями в соответствии с их функциями; статистическая информация о работе с обращениями граждан и подборка ответов на наиболее часто повторяющиеся вопросы) подробно представлена на 43,1% сайтов, содержится в недостаточном объеме на 19,4% сайтов, а на 37,5% полностью отсутствует.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что, несмотря на очевидные положительные изменения, произошедшие с момента последнего исследования, в части информационного наполнения веб-сайты федеральных органов государственной власти далеки от идеала. Прозрачность деятельности органов государственной власти и общедоступность их информационных ресурсов на практике реализована далеко не в полной мере и значительно отстает от требований времени.

Наталья Рудычева, Татьяна Палькина / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS