Разработка технического проекта на информационно-телекоммуникационную систему Счетной палаты Российской Федерации в целом, разработка и внедрение отдельных подсистем информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты Российской Федерации

Содержание:
О заказчике
Задача
Решение
Результаты

О заказчике

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, осуществляющим контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность либо управляют ею, имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Задача

Информационное обеспечение работы всех подразделений Счетной палаты Российской Федерации осуществляется средствами информационно–телекоммуникационной системы (ИТКС). Эта система является сложной структурой, которая объединяет технические, программные, информационные компоненты и обеспечивает набор информационных сервисов для ведения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и других видов деятельности Счетной палаты Российской Федерации. К началу проекта ИТКС существовала в виде совокупности технических и программных компонентов, которые развивались в соответствии с индивидуальными требованиями. При этом на этапах проектирования и эксплуатации требования по интеграции, унификации и стандартизации программных и аппаратных комплексов, входящих в состав ИТКС, не учитывались. В результате возникла настоятельная необходимость выработки единых руководящих принципов, направленных на создание целостной системы, которая обеспечила бы эффективную информационную и технологическую поддержку всех видов деятельности Счетной палаты, а также информационное взаимодействие с основными участниками бюджетного процесса.

По выбору головного разработчика ИТКС был проведен конкурс, по итогам которого Счетная палата Российской Федерации и компания "Ай-Теко" заключили государственный контракт. Его предметом стали:

  • разработка технического проекта и рабочей документации на ИТКС в целом;
  • интеграция и сопровождение работ по отдельным подсистемам;
  • модернизация сетевого и серверного оборудования ИТКС;
  • разработка и внедрение отдельных подсистем ИТКС.

Решение

Основная сложность решения поставленной задачи заключалась в отсутствии готовой интегрированной системы, способной обеспечивать работоспособность такого сложного механизма, как ИТКС, тем более что функции, интерфейсы, алгоритмы в ней до конца не определены и являются предметом постоянных изменений.

В качестве фундамента интегрированной системы в рамках технического проекта на ИТКС в целом специалистами компании "Ай-Теко" было предложено использовать единую номенклатуру технических средств и общего программного обеспечения. При этом ядром интегрированной ИТКС было решено сделать подсистему управления информационными ресурсами (ПУИР) на базе программного продукта HP OpenView Operations. На ПУИР было возложено выполнение следующих основных системообразущих функций:

  • создание единой унифицированной информационной среды для управления подсистемами;
  • сбор, накопление и анализ агрегированной статистической информации о производительности;
  • оперативное принятие решений с оповещением ответственных лиц и формированием отчетов;
  • регистрация и интегрированная обработка обращений пользователей, а также документирование ответных действий обслуживающего персонала;
  • автоматизированное обнаружение неисправностей с графическим представлением причинно-следственных связей между ними и привязкой к отдельным подсистемам.

Для интеграции отдельных подсистем ИТКС специалистами компании "Ай-Теко" совместно со специалистами ООО "ФОРС-Центр разработки" была спроектирована особая разновидность корпоративного портала — так называемый Интранет-портал, который по своей сути является внутренней корпоративной информационной системой, созданной на основе портальных технологий.

Помимо решения проблемы интеграции унаследованного и разрабатываемого программного обеспечения ИТКС, Интранет-портал, разработанный специалистами "Ай-Теко" и "ФОРС-Центр разработки", обеспечил единую точку входа в систему и однократную регистрацию пользователя ИТКС. Лишь единожды, в самом начале работы с Интранет-порталом, ему надо ввести свое имя и пароль. После этого все интегрированные приложения Интранет-портала будут "знать", к каким информационным сервисам и электронным документам зарегистрированному пользователю разрешен доступ, а к каким запрещен.

В ходе технического проектирования ИТКС в качестве базового решения для построения Интранет-портала компанией "Ай-Теко" было предложено использовать программный продукт Oracle Application Server Portal (Oracle AS Portal), который предоставляет максимальную поддержку новых и перспективных технологий, базирующихся на открытых стандартах и спецификациях, а также включает готовые к использованию средства разработки и внедрения приложений.

Помимо этого, выбор Oracle AS Portal был обусловлен тем, что этот программный продукт представляет собой максимально готовое решение, специально предназначенное для быстрого развертывания и поддержки работы корпоративного портала. Использование имеющихся компонентов, а также визуальных интерактивных средств разработки позволяло существенно снизить объем ручного программирования. Весьма привлекательной для Счетной палаты Российской Федерации оказалась возможность впоследствии дорабатывать и поддерживать созданный корпоративный портал собственными силами, без привлечения специалистов со стороны.

В рамках разработки и внедрения отдельных подсистем ИТКС помимо Интранет-портала компанией "Ай-Теко" осуществлялись разработка и внедрение типового мобильного автоматизированного рабочего места инспектора Счетной палаты Российской Федерации для проведения контрольно-ревизионных мероприятий (ТМ АРМ) и комплекса прикладных программных средств "Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота" (КППС САДЭД).

В пояснительной записке к конкурсной заявке компании "Ай-Теко" на право заключения государственного контракта со Счетной палатой Российской Федерации было предложено создать ТМ АРМ инспектора на базе современного ноутбука с большим дисплеем, полнофункциональной клавиатурой, модульным отсеком и гарантиями безопасности данных. В ходе технического проектирования ИТКС это предложение получило дальнейшее развитие в части оснащения ТМ АРМ инспектора развитыми средствами информационного обеспечения проведения выездных контрольно-ревизионных мероприятий.

Разработка и внедрение КППС САДЭД велись специалистами компании "Ай-Теко" на основе системы "Дело" компании "Электронные офисные системы" — одного из лидеров отечественного рынка систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота, чтобы сохранить преемственность с уже существующей в Счетной палате Российской Федерации системой автоматизации делопроизводства, базировавшейся на значительно более ранней версии программного обеспечения этой компании.

Результаты

Усилиями специалистов компании "Ай-Теко" был проведен большой объем работ по модернизации устаревшего сетевого и серверного оборудования Счетной палаты Российской Федерации. Это позволило оптимизировать размещение данных на дисковом массиве, где хранятся оперативные базы данных с первичными платежными документами, отчетными и статистическими данными, а также находится центральное хранилище информации с необновляемыми данными постоянного хранения, агрегированными данными для работы информационно-аналитических средств, аналитическими витринами данных, неформализованными электронными документами и единой базой данных нормативно-справочного обеспечения. После произведенной модернизации специалисты компании "Ай-Теко" развернули в Счетной палате Российской Федерации единую службу каталогов Active Directory на базе операционной системы Windows Server 2003 корпорации "Microsoft" и осуществили миграцию почтовой службы на обновленное сетевое и серверное оборудование. Для повышения надежности функционирования почтовой службы на почтовом сервере ими было внедрено кластерное решение.

Был сдан в опытную эксплуатацию Интранет-портал в виде структурного решения, опирающееся на предопределенные типы объектов Oracle AS Portal. Эта структура наполняется конкретным контентом, имеющим отношение к деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Компания "Ай-Теко" оснастила инспекции Счетной палаты Российской Федерации ТМ АРМ с программным обеспечением, которое позволяет им осуществлять:

  • загрузку в ТМ АРМ информации, требуемой на этапе проведения контрольных мероприятий, из ИТКС;
  • получение и хранение результатов запросов во внешние организации (в формализованном и не формализованном виде);
  • юридическую поддержку работы инспекторов путем использования правовых баз данных;
  • сбор первичной информации об объектах проверки (в формализованном и неформализованном виде);
  • контроль целостности и предварительный анализ полученной информации;
  • финансовый анализ деятельности объекта проверки;
  • формирование предварительной отчетной документации по материалам проводимых мероприятий;
  • выгрузку накопленной информации в единое электронное хранилище результатов выездных мероприятий.

В результате разработки и внедрения КППС САДЭД делопроизводство и документооборот в Счетной палате Российской Федерации приобрели качественно новый вид. В КППС САДЭД используются последние версии программного обеспечения. Специалисты компании "Ай-Теко" обновили версию системы "Дело" 5.3 до версии 8.6 на сервере и клиентских местах, произвели миграцию базы данных с платформы Oracle 8i на новый сервер под управлением СУБД Oracle 9i, внедрили современную систему преобразования бумажных документов в электронный вид с использованием системы поточного сканирования. Они произвели "тонкую" настройку КППС САДЭД с целью более полного охвата сотрудников Счетной палаты Российской Федерации. В результате количество пользователей системы увеличилось более чем в 2 раза. Значительно расширить возможности работы в КППС САДЭД руководства Счетной палаты Российской Федерации специалистам компании "Ай-Теко" удалось за счет использования технологии "тонкого клиента".

Поводя итог сказанному, можно с полным правом утверждать, что модернизация сетевого и серверного оборудования вместе с созданием и интеграцией отдельных подсистем ИТКС позволили компании "Ай-Теко" внедрить в Счетной палате Российской Федерации новейшие интегрированные информационные технологии, необходимые для повышения эффективности контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. А решения, предложенные специалистами компании "Ай-Теко" в рамках технического проектирования ИТКС, получили одобрение Счетной палаты Российской Федерации и в ближайшие годы послужат основой для дальнейшего совершенствования и развития этой системы.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS