Анатолий Каменир: Интернет-портал — основа публичного контура, который предполагает интеграцию интернет-сайтов всех судов

Анатолий Каменир

Одна из ключевых государственных программ — ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы, предусматривающая информатизацию судебной системы Российской Федерации. О том, какие работы уже выполнены и что запланировано на ближайшую перспективу в системе судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ в интервью CNews рассказал Анатолий Каменир, начальник отдела правовой информатизации Судебного департамента при Верховном суде РФ.

CNews: Реализация ФЦП «Развитие судебной системы России» (2002 — 2006 годы) вступила в завершающую стадию. Как продвигается внедрение ГАС «Правосудие» в системе судов общей юрисдикции?

Анатолий Каменир: Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N 805 утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы, одним из государственных заказчиков и исполнителей которой определен Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. В целях реализации мероприятий по информационному обеспечению судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, предусмотренных программой, Судебным департаментом разработана концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 г. N 75 и предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Первая очередь ГАС «Правосудие» предполагает создать и охватить в единое информационное пространство более 84 тысяч автоматизированных рабочих мест федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, расположенных на более чем 2800 объектах в субъектах Российской Федерации. Основная целевая направленность создаваемой системы: повышение доступности правосудия; обеспечение самостоятельности судов и независимости судей; повышение авторитета судебной власти; поддержание требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В период 2002 — 2003 годов имущественный комплекс будущей системы наращивался за счет текущего бюджетного финансирования и с учетом мероприятий, проводимых в рамках всей Федеральной целевой программы, а с 2004 года еще и за счет средств Федеральной целевой программы, выделенных на мероприятия по информатизации судов общей юрисдикции с финансированием из федерального бюджета в объеме 1,5 млрд. рублей на 2004 — 2006 годы, по 500 млн рублей на каждый год. Начиная с 2002 года, имущественный комплекс ГАС «Правосудие» увеличился в 4 раза. Разработаны основные компоненты технорабочего проекта системы, подготовлены и широко внедряются основные технологические решения судопроизводства, формируются информационные ресурсы.

За период 2004 — 2005 годов сформирована и оснащена исходная база объектов автоматизации системы, охватывающая практически все республиканские, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, все окружные военные суды, все территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, более 700 районных судов (с большим количественным составом судей), большинство гарнизонных военных судов. Основу оснащенности каждого объекта информатизации составляет комплекс средств автоматизации на базе локальных вычислительных сетей. Всего в Российской Федерации более 2800 объектов автоматизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и практически не осталось ни одного действующего суда, где не существуют средства автоматизации на базе компьютерного оборудования.

Все суды областного и равного им уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в интернет. Началось формирование верхнего уровня (областных и равных им судов) многофункциональной ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование информационно-телекоммуникационного пространства. Завершаются мероприятия по обеспечению всех областных и равных им судов средствами видеоконференцсвязи со следственными изоляторами для проведения кассационных и надзорных процессов.

Помимо этого проводятся работы по подготовке и обучению пользователей внедряемым новым технологиям, отрабатываются вопросы подключения мировых судей к ресурсам ГАС «Правосудие».

Все мероприятия по созданию ГАС «Правосудие» согласуются с комплексом мероприятий, проводимых в рамках других федеральных, ведомственных и региональных целевых программ по формированию единого информационного пространства в интересах органов государственной власти и управления. Головным исполнителем ГАС «Правосудие» является ФГУП НИИ «Восход» Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

CNews: Какие основные задачи стоят перед судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на современном этапе?

Анатолий Каменир: Главная задача — обеспечение всех автоматизированных рабочих мест достаточным объемом средств автоматизации, общим и специальным программным обеспечением, информационными ресурсами для полномасштабной реализации внедряемых технологических решений. Всего в системе разработано и дорабатывается 27 функциональных и общесистемных  комплексов задач, часть из которых уже широко используется. Общая идеология предполагает соблюдение принципов максимального сохранения ранее произведенных инвестиций и постепенного «выращивания системы в целом» с использованием уже готовых программных продуктов. Необходимо учитывать, что ФЦП «Развитие судебной системы России» включает широкий взаимоувязанный спектр мероприятий, связанных со строительством новых помещений, оргштатными мероприятиями, оснащением офисным и другими видами оборудования, подготовкой  и переподготовкой кадров и  др., реализация которых осуществляется поэтапно.

Вместе с этим, существует ряд вопросов, решение которых позволит существенно ускорить ход формирования информационного пространства судов общей юрисдикции и обеспечить устойчивое его функционирование в последующие годы. Это, прежде всего, решение вопросов организационно-правового и организационно-штатного обеспечения создаваемой Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», а также проведение комплекса мероприятий по созданию системы управления и обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» на базе специализированного предприятия — Федерального центра информатизации и межрегиональных центров поддержки.

CNews: Одно из направлений судебной реформы в России — повышение открытости судебной системы, обеспечение прозрачности правосудия. Каким образом эта задача будет решаться в системе судов общей юрисдикции?

Анатолий Каменир: В рамках функциональных комплексов задач предусмотрено создание программного обеспечения «Интернет портал» (с выходом на сайты объектов автоматизации) и «Банк судебных решений (судебная практика)», обеспечивающие реализацию формирования соответствующих информационных ресурсов.

CNews: Вы упомянули, что технологически ГАС «Правосудие» включает в себя подсистемы «Банк судебных решений (судебной практики)» и «Интернет-портал». Но это только две из 27 запланированных подсистем. Какие подсистемы, на ваш взгляд являются основными и с чем это связано? Сколько подсистем разработано и сколько внедрено к настоящему времени? Отмечены ли какие-либо сложности при разработке подсистем и с чем они были связаны? Какие из них вы могли бы охарактеризовать как вызвавшие наибольшие затруднения у разработчиков и интеграторов?

Анатолий Каменир: Подробную информацию о ГАС «Правосудие» любой желающий может найти на сайтах Судебного департамента http://www.cdep.ru при Верховном Суде РФ и ГАС «Правосудие» http://www.sudrf.ru.

ГАС «Правосудие» включает в себя следующие функциональные подсистемы:

  • «Административное управление»;
  • «Организационное обеспечение»;
  • «Право»;
  • «Финансы»;
  • «Контроль финансов»;
  • «Кадры»;
  • «Судебное делопроизводство и статистика»;
  • «Банк судебных решений (судебной практики)»;
  • «Видеоконференцсвязь»;
  • «Судебная экспертиза»;
  • «Документооборот»;
  • «Ведомственная статистика Судебного департамента»;
  • «Обучение и подготовка кадров»;
  • «Общественные связи»;
  • «Материально-технические ресурсы»;
  • «Обращения граждан»;
  • «Международно-правовое сотрудничество»;
  • «Недвижимость»;
  • «Судейское сообщество».

ГАС «Правосудие» включает следующие обеспечивающие подсистемы:

  • «Связь и передача данных»;
  • «Управление и контроль функционирования»;
  • «Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания».

ГАС «Правосудие» включает следующие функционально-технологические подсистемы:

  • Информационно-справочная подсистема;
  • «Интернет-портал ГАС «Правосудие»;
  • «Отображение информации коллективного пользования»;
  • «Обеспечение безопасности информации».

На 1 января 2006 года разработано 15 подсистем, в настоящее время ведется их опытная эксплуатация. По остальным 12 подготовлены прототипы, ведется их доработка, предполагается, что опытная эксплуатация и комплексная приемка всех подсистем завершится в 2006 году.

Вместе с этим практическое использование технологических решений и программного обеспечения по подсистемам «Право»; «Финансы»; «Судебное делопроизводство и статистика»; «Банк судебных решений (судебной практики)»; «Видеоконференцсвязь»; «Документооборот»; «Обращения граждан» и др. имели свою практическую реализацию и достаточно широко использовались на практике в течение нескольких лет в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента. В настоящее время ведутся их модернизация и интеграция.

Большую территориально-распределенную систему построить не просто, среди трудностей — необходимость решения правовых вопросов, проведения организационных мероприятий, создание транспортной среды, инфраструктуры системы, решение вопросов поддержания и эксплуатации системы, которые для всех субъектов России разнородны, в связи с чем необходимо ориентироваться на процедуру «выращивания» системы. Это и обеспечение каналов связи, и готовность зданий, и вопросы достаточности энергоснабжения. Остро стоит проблема ИТ-специалистов, ранее отсутствовавших в оргштатных расписаниях судов, которые должны быть готовы администрировать сети, формировать информационные ресурсы. Система "выращивается" в ходе непосредственного функционирования имеющихся ИТ-средств на объектах судопроизводства. Реализация концептуальных решений ГАС "Правосудие" предполагает проведение мероприятий и в 2007 — 2011 годах, по мере того как все суды получат и построят, в случае необходимости, здания, удовлетворяющие условиям отправления судопроизводства, завершат оргштатные мероприятия, будет решена проблема обеспечения связи, в том числе последней мили.

Что касается вопросов соответствия уровня функциональных подсистем требованиям пользователей, то эта процедура всегда учитывает диалектику развития нормативно-правовой базы, существующей аппаратно-программной платформы, уровня развития средств связи и телекоммуникационного обмена, динамика развития которых за последние 30-40 лет требует постоянного отслеживания необходимости модернизации ранее принятых решений. Процесс использования информационных технологий в учрежденческой деятельности может быть представлен динамикой внедрения различных версий и редакций прикладного программного обеспечения и технологических решений, сменой платформ и рынком типовых решений, для которых, к сожалению, в большинстве случаев требуется соответствующая адаптация практически для большинства корпоративных систем.

В ходе выполнения комплекса программных мероприятий в 2002 — 2006 годах будет обеспечено внедрение средств вычислительной техники во все суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента. Также будет завершена разработка первой очереди информационно-телекоммуникационной системы «Правосудие», и на этой основе сформировано информационное пространство, объединяющее верховные суды республик и равные им суды, большая часть районных судов общей юрисдикции, а также все территориальные органы Судебного департамента. Будут окончательно разработаны и внедрены функциональные программные комплексы задач судопроизводства.

Задачами на 2007 — 2011 годы являются:

  • дальнейшее формирование единого информационного пространства всех федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, его интеграция с системами органов государственной власти и управления, подключение к нему мировых судей;
  • решение вопросов организационно-правового и организационно-штатного обеспечения создаваемой Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», а также проведение комплекса мероприятий по созданию системы управления и обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания имущественного комплекса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»;
  • формирование информационных ресурсов правовых баз и банков данных судебных решений и судебной практики, деятельности судов и территориальных органов Судебного департамента, а также обеспечение  доступа к ним, транспарентности и гласности органов судебной власти, при условии соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
  • формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, включая органы государственной власти и управления;
  • широкомасштабное тиражирование и развитие проектных решений создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» первой очереди.

Учитывая масштабы этой информационно-телекоммуникационной системы, охватывающей значительно более 100 тысяч рабочих мест в судах общей юрисдикции, важнейшей задачей становится формирование инфраструктуры по обеспечению эксплуатации и поддержанию системы, с учетом модернизации и замены устаревшего оборудования в объеме до 50 тысяч автоматизированных рабочих мест. Для решения задач информационного обеспечения потребуются специалисты, отвечающие за вопросы гласности, открытости и доступности информации обществу, в функции которых входит поддержание и формирование информационных ресурсов (обзоров судебной практики, администрирование и актуализацию правовых баз и банков судебных решений, наполнение и поддержание интернет-сайтов). Это позволит дать гражданам и обществу полную информацию о деятельности судов, результатах слушания и прохождения дел, а для судей и работников аппаратов обеспечит оперативный доступ к актуализированным правовым базам, банкам судебных решений, обзорам судебной практики, что повысит их уровень информированности и квалификации.

CNews: Расскажите подробнее о том, каково назначение подсистемы «Интернет-портал» и какие сервисы будут предоставляться на ней пользователям? Предполагается, что подсистема «Интернет-портал» будет функционировать в режиме внутреннего и внешнего интернет-порталов? Какая платформа использована для создания подсистемы «Интернет-портал» и с чем связан выбор именно этого решения?

Анатолий Каменир: Одно из основных требований к ГАС "Правосудие" — это прозрачность и доступность информации обществу. Интернет-портал — основа публичного контура, который предполагает интеграцию интернет-сайтов всех судов, обеспечивающих поддержание и формирование информационных ресурсов: обзоров судебной практики, администрирование и актуализацию правовых баз и банков судебных решений, текущей деятельности каждого конкретного суда, касающегося хода рассмотрения дел, справочной информации и др.

CNews: Как вы оцениваете практику дистанционного проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи между судами и СИЗО? Насколько хорошо, на ваш взгляд, отработано взаимодействие подсистем? Нет ли сложностей, обусловленных пропускной способностью каналов передачи информации? Потребовалось ли, в связи с реализацией ГАС «Правосудие», прокладывать новые каналы передачи информации для обеспечения новых потребностей? Если «да», то каковы масштабы этих работ?

Анатолий Каменир: Практика дистанционного проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи между судами и СИЗО насчитывает более 7 лет использования, доказана ее экономическая и процессуальная целесообразность. По итогам поставок 2005 года практически все областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференцсвязи для проведения кассационных и надзорных процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами. В настоящее время проводятся мероприятия по решению вопросов обеспечения качественной связи на вновь вводимых объектах. Трудности определяются в основном вопросами обеспечения связи, так как видеоконференцсвязь — это услуга связи, поэтому иногда требуется замена старых или прокладывание новых каналов связи.

CNews: После введения в строй ГАС «Правосудие» сможет ли каждый желающий воспользоваться статистической и аналитической информацией ИТ-системы? Будет ли такая информация платной, как, например, в Росстате, или предусматривается иной подход?

Анатолий Каменир: Доступ к информации для общества, гражданина будет возможен через интернет-портал и через информационный киоск, расположенный при входе в здание суда. Для органов государственной власти и управления информация по вопросам обеспечения деятельности судебной системы эта информация будет доступна и по каналам ведомственного контура документооборота. Относительно оплаты вопрос пока не решался, так как должны быть подготовлены порядок и правовая база, а главное официально зарегистрированные информационные ресурсы.

CNews: Реализация ГАС «Правосудие» приведет к качественному изменению информационного обеспечения пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Однако, для поддержания ее работоспособности на должном уровне потребуется ежегодное и весьма значительное финансирование, а так же периодический апгрейд аппаратного обеспечения и ПО. Как вы оцениваете эти затраты? Они будут осуществляться целевым образом на основе федерального финансирования?

Анатолий Каменир: Безусловно, в настоящее время этот вопрос решается и в организационном, и в практическом плане. По нашим оценкам, уровень эксплуатационных затрат может достигать 20% от исходной стоимости всего имущественного комплекса в год при 5-летнем цикле обновления системы.

CNews: Какова ваша политика по предотвращению внутренних и внешних угроз в сфере обеспечения информационной безопасности и сохранности персональных данных?

Анатолий Каменир: В основу политики информационной безопасности положен принцип поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации. С этой целью в системе предусмотрено разделение контуров документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), а также формирование специализированной подсистемы информационной безопасности. Кроме того, предполагается дальнейшее проведение оргштатных мероприятий, связанных с общей организацией комплексной безопасности судов.

CNews: Какова ситуация с оснащением судов общей юрисдикции средствами автоматизации решения аналитических и статистических задач, а также задач учета непроцессуальных документов? Насколько хорошо, на ваш взгляд, автоматизированы судопроизводство и бухгалтерия? Как обстоят дела с использованием электронного документооборота в системе судов общей юрисдикции? Используется ли ЭЦП и каковы ваши планы по применению этого инструмента?

Анатолий Каменир: Судебное делопроизводство и сбор судебной статистики сформированы в рамках специализированного функционального комплекса задач и практика его использования, количество версий и редакций программного обеспечения постоянно отслеживается и модернизируется в связи с изменением существующего законодательства, специальных инструкций и нормативных актов на протяжении более 10 лет.

Что касается вопросов типовых программных продуктов, связанных с документооборотом, бухгалтерией, то здесь иногда необходимы дополнительные доработки, согласования форматов данных. Для этого на практике рассматривается идеология «промежуточного слоя».

Относительно ЭЦП — в соответствии с концепцией информационной безопасности ГАС «Правосудие», использование этого инструмента предусматривается в рамках мероприятий, проводимых Федеральным агентством по информационным технологиям.

CNews: Каково ваше отношение к использованию на рабочих местах сотрудников программного обеспечения с открытым исходным кодом? Если «да», то на каких участках и при выполнении каких работ, и с чем связано такое решение? Если «нет», то существуют ли планы использования такого ПО?

Анатолий Каменир: Пока ввиду отсутствия соответствующей широкой практики, а также готовых подготовленных пользователей ограничено использование программного обеспечения с открытым исходным кодом, но мы не исключаем такой возможности, так как ГАС «Правосудие» — это территориально-распределенная система, расположенная во всех субъектах Российской Федерации и учитывающая конкретные региональные условия. При этом должны учитываться соответствующие требования по санкционированию, соблюдаться стандарты обмена форматов данных и консолидации информационных ресурсов.

CNews: Согласно данным CNews Analytics, «цифровой разрыв» между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» федеральными органами исполнительной власти весьма велик. Испытывают ли суды общей юрисдикции какие-либо сложности в информационном взаимодействии с другими органами государственной власти федерального и регионального уровня?

Анатолий Каменир: Трудно комментировать данный вопрос, так как построение больших систем требует подчас внедрения сложных технологических решений при неоднородных исходных условиях на объектах информатизации. Вместе с этим, создание системы осуществляется в рамках ФЦП «Развитие судебной системы России», по действующему соглашению с Мининформсвязи России, под эгидой Межведомственной комиссии, в состав которой включены ведущие ведомства в области информационных технологий, что позволяет согласовывать решение вопросов в рамках ФЦП «Электронная Россия», взаимодействовать с ГАС «Выборы» и пр.

CNews: Насколько широко используется аутсорсинг в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента?

Анатолий Каменир: Да, широко, как на этапе создания — более 40 организаций, включая организации в субъектах Федерации, — так и на этапе эксплуатации и поддержания ГАС «Правосудие».

CNews: Решение каких основных задач в сфере информатизации деятельности судов общей юрисдикции России в целом намечено на 2006 год и, в перспективе, на 2007 год? Какие основные механизмы вы рассматриваете как перспективные для решения этих задач?

Анатолий Каменир: В 2006 году должны быть созданы и апробированы все основные подсистемы ГАС «Правосудия» первой очереди. В настоящее время готовятся целевые программы на 2007 — 2011 годы, которые также включают вопросы развития и поддержания информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS