Игорь Никулин: В ближайшей перспективе интерес государственных органов будет направлен в сторону ERP-проектов

Игорь Никулин

В течение последних трех лет увеличение затрат органов государственной власти на информационные технологии привело к росту доли комплексных масштабных межведомственных ИТ-проектов. О развитии процессов информатизации органов государственной власти, новых проектах и задачах рассказал CNews Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК.

CNews: Как вы оцениваете состояние отечественного рынка информатизации органов государственной власти на настоящий момент? Какие факторы оказывают на него существенное влияние?

Игорь Никулин: Все участники ИТ-рынка, работающие с госсектором, сходятся во мнении, что в 2005 году рынок информатизации органов госвласти существенно вырос. После затормозившей многие проекты реформы правительства 2004 года, чиновники стали активно реализовывать намеченное. Кроме того, новый закон о закупках для государственных нужд еще окажет влияние на рынок. А государственная политика открытости органов государственного управления уже сейчас оказывает влияние на ИТ-рынок — у нашей компании еще в прошлом году появились заказы на решения по звукозаписи тендерных заседаний и удобное хранение архивов этих записей, на всём рынке, не только у нас, стало больше проектов по созданию порталов, интернет-сайтов. Они внедряются согласно федеральному закону №131 — каждый федеральный орган исполнительной власти обязан иметь свой информационный ресурс в интернете. Все это стимулирует проникновение автоматизации в госсектор, рост количества заказов на ИТ-решения.

CNews: Упомянутый закон о госзакупках вступил в действие 1 января этого года, он в частности обязывает публиковать в открытом доступе всю информацию по тендерам. Почувствовали ли вы изменения?

Игорь Никулин: Сегодня проходят те тендеры, которые были объявлены в конце 2005 года, соответственно, они осуществляются по старому законодательству. КРОК пока еще не участвовал в тендерах, объявленных и организуемых в соответствии с новым законодательством. Важно отметить, что еще не вышли все необходимые постановления правительства, еще идёт работа над порталом, где будет размещаться вся конкурсная информация. Пока он не заработает, организации, проводящие конкурсы по новому закону, обязаны размещать необходимую информацию на своих сайтах.

CNews: Компания КРОК выиграла тендер на сопровождение всероссийской сельхозпереписи, которую Росстат проводит в текущем году. Как реализуется проект? Какие ресурсы выделены и как строится сопровождение ИТ-решений? Вы уже принимали участие во всероссийской переписи населения. Насколько трудоемок для вас этот процесс?

Игорь Никулин: Это может прозвучать неожиданно, но этот проект — более масштабный, чем перепись населения, только количество бланков в 1,5 раза выше. Сейчас уже поставлено все оборудование, в Центре компетенции КРОК идет его тестирование и наладка, после чего программно-аппаратные комплексы будут отправлены в региональные центры. Параллельно специалисты КРОК разрабатывают обучающие курсы для персонала Росстата, в ближайшие месяцы будут организованы обучающие семинары.

В течение всего периода обработки бланков КРОК будет обеспечивать сопровождение проекта 24 часа 7 дней в неделю. Система разворачивается в 68 региональных центрах обработки данных на базе территориальных органов Росстата. Конечно, мы используем опыт, который был накоплен в последней переписи населения. Однако, объем поставленных перед нами в настоящий момент задач гораздо больше, задействованы специалисты практически всех департаментов компании КРОК. Специфика сельхозпереписи — существенно большие объемы информации, более сложная предметная область. Для сопоставления объемов достаточно сказать, что вместо 160 млн. бланков, обработанных в ходе ВПН-2002, нам предстоит обработать 225 млн. бланков ВСХП-2006. С другой стороны, отработано много решений с точки зрения линий технической поддержки с определенными правилами, стандартами времени реакций. Все это уже применялось и в «ГАС Выборах», и в предыдущей переписи населения.

CNews: Насколько сложно бывает удовлетворить требованиям государственных органов к создаваемым для них сайтам, и как вы оцениваете ИТ-готовность государственных служащих к использованию портальных решений?

Игорь Никулин: Тут важно понимать, что реализация сайтов — это требование закона, поэтому все предъявляемые к ресурсу требования должны быть реализованы. И чаще всего особых сложностей здесь не возникает. Работа же над внедрением порталов в государственных органах идет по-разному, все зависит от того, насколько информатизировано то или другое ведомство. При этом важно отметить, что больших вложений в обучение чиновников работе с порталом в основном не требуется. А решение достаточно востребовано, поэтому, я думаю, проектов будет все больше. Другой вопрос, что портальные решения достаточно сложны с точки зрения технологий, на их реализацию необходимо время и серьезные ресурсы, поэтому многие ведомства останавливаются пока только на организации сайтов.

CNews: Насколько востребованы госсектором решения для хранилищ данных?

Игорь Никулин: Создание хранилищ данных — достаточно сложная задача. Ведомства, оперирующие большими массивами информации, уже пришли к пониманию того, что необходимо использовать серьезные ИТ-решения, внедрять хранилища среднего или верхнего уровня. Однако, подобные проекты требуют серьезных инвестиций, поэтому пока примеров внедрения хранилищ — единицы. Причина этого еще и в том, что кроме всего прочего хранилище должно обеспечивать минимизацию дублирования данных, быстрый поиск информации — должно внедряться комплексное решение, включающее специальное программное обеспечение, системы резервирования. Поэтому востребованность подобных решений в государственных структурах в будущем, вероятнее всего, будет увеличиваться, но делать какие-то количественные прогнозы сейчас достаточно сложно.

CNews: «Единое» окно — это неизбежность. Сейчас многие федеральные агентства вынуждены иметь своих представителей в каждом регионе. Реализация принципа «единого» окна даст очень большой экономический эффект. Каковы на ваш взгляд трудности перехода органов государственной власти к «единому» окну?

Игорь Никулин: «Единое» окно действительно необходимо. Но пока на рынке нет программы успешной реализации этой идеи. Все упирается в необходимость обеспечить межведомственное взаимодействие между различными органами государственной власти, что и является основной трудностью. Решить которую сможет, в общем-то, только правительство, создав нормативную базу, которая будет однозначно устанавливать правила взаимодействия.

Пока реализация концепции «единого окна» происходит на более низких уровнях. К примеру, КРОК сейчас внедряет систему электронного документооборота для администрации Пермского края, и в рамках этого проекта планируется сделать интернет-портал, который позволит создать «единое» окно субъекта Федерации, обеспечить открытость информации, мониторинг прохождения документов по всем инстанциям.

CNews: Каковы возможные затраты органов государственной власти на последующую интеграцию созданных внутри разных органов государственной власти систем электронного документооборота?

Игорь Никулин: Проблема заключается в том, что перевести ведомства на электронный обмен информацией без единого законодательного решения невозможно. Выработать единый стандарт взаимодействия необходимо на уровне закона, вероятно, федерального и подзаконных актов. Уже сегодня, проектируя решения для госструктур, специалисты КРОК ориентируются на то, что система должна поддерживать стандартные механизмы интеграции, что возможно благодаря использованию современных технологий. Разрабатывать же единую систему для всех органов государственной власти — глобальная и неподъемная задача, поскольку потребуются огромные затраты на ее внедрение и модернизацию во всех министерствах и ведомствах. Кроме того, фактически это будет означать создание монополиста на рынке электронного документооборота.

Важно разработать те стандарты, которые будут поддерживаться при передаче информации из одного ведомства в другое. Необходим закон о межведомственном обмене информацией в рамках электронного документооборота, что поможет и решению проблемы «единого» окна — при едином формате обмена данными легче выстраивать межведомственное взаимодействие.

CNews: По нашим оценкам, совокупная доля госорганов на рынке СЭД в России составляет около 35%, — вы согласны с такой оценкой? Какой прогноз вы дали бы этому рынку?

Игорь Никулин: Мои оценки рынка СЭД совпадают с мнением Cnews — порядка 25-35%. Делать долгосрочный прогноз достаточно сложно, если же говорить о развитии событий в 2006-2007 гг, то, думаю, еще какое-то время спрос на системы электронного документооборота будет расти. После чего произойдет насыщение рынка, и будет расти только сегмент, связанный с сопровождением и поддержкой. Вероятнее всего, что в дальнейшем будет происходить развитие технологий СЭД, связанное с общим развитием информационных технологий и повышением информатизации государства. При этом важно отметить, что перед выборами 2007-2008 годов, возможно, замедлится ход проектов, но несомненно, что в ближайшие годы большинство ведомств перейдут на работу с электронным документооборотом.

CNews: Какую долю в обороте компании КРОК занимают работы с органами государственной власти разных уровней? Какие проекты вы могли бы назвать наиболее сложными?

Игорь Никулин: Уже многие годы государственные проекты составляют 25-30% выручки компании КРОК. Это совпадает с ситуацией на ИТ-рынке в целом. В своем большинстве это комплексные проекты, очень часто — территориально распределенные, особенно если реализуется задача федерального уровня.

К примеру, КРОК много работает с судебной системой. Идет интересный проект для Высшего арбитражного суда — оборудование зданий арбитражных судов комплексом инженерных и информационных систем. Он начался еще в 2002 году, когда КРОК спроектировал комплекс инженерных систем для здания ВАС РФ в Москве. В 2003 году был разработан проект повторного применения, технические решения которого были приняты за основу для всех строящихся и реконструируемых зданий арбитражных судов России. Сейчас ведутся работы по проектированию и монтажу в регионах. Также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в 89 регионах России КРОК внедряет и обслуживает аппаратно-программные звукозаписывающие комплексы для автоматизации залов судебных заседаний. Есть ряд проектов, связанных с закрытыми системами для силовых структур. Ведется работа по Росстату, бывшему Госкомстату, который занимался переписью населения и готовит ряд других переписей в нашей стране. Как я уже говорил — сейчас идет проект по разработке, внедрению и сопровождению автоматизированной системы обработки материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Все перечисленные решения — территориально распределенные, они все сложны и требуют обслуживания после внедрения.

CNews: При проведении выборов в Мосгордуму в декабре 2005 года более чем на 700 избирательных участках использовались автоматизированные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), и они показали себя очень хорошо. Каково заключение московской избирательной комиссии? Сколько избирательных участков обслуживала одна группа сопровождения? Сколько человек было задействовано для технической поддержки КОИБов на избирательных участков в Москве? Были ли поломки этих устройств?

Игорь Никулин: Наша группа технической поддержки количественно не зависит от того, сколько применяется сканеров. При разработке КОИБов к производителю изначально предъявлялись требования по большой степени надежности техники. КОИБ разработан компанией ЛОМО таким образом, чтобы работать с ним было легко любому взрослому человеку практически с любым уровнем технической грамотности. Эти комплексы обладают высокой надежностью и предназначены для применения в различных регионах страны и в разных географических, температурных и прочих условиях. Поэтому основная наша нагрузка приходится на период подготовки выборов, когда проводятся обучение, тренировки операторов КОИБов. Тем более, что согласно законодательству в день голосования КОИБы нельзя ремонтировать. Если КОИБ выходит из строя, то он просто выключается и не более того — никто не может зайти на участок и поменять устройство или какую-то его деталь.

CNews: Уровень ИТ-готовности государственных служащих разных регионов, на ваш взгляд, сильно отличается? С какими параметрами это может коррелироваться — с уровнем зарплаты, региональных отчислений в бюджет, доходностью субъекта Федерации и пр?

Игорь Никулин: Говорить, что регионы с высоким средним доходом на душу населения являются наиболее ИТ-продвинутыми, было бы неверным. Например, в Москве, с одной стороны, сосредоточены значительные финансы, но с другой, здесь много коммерческих организаций и очень высокая конкуренция на рынке занятости. Соответственно, не факт, что человек, хорошо знающий ИТ, выберет государственный сектор — хотя в нем сейчас реализуется много интересных проектов, часто специалисты предпочитают работу в коммерческих структурах. В тоже время есть такие регионы, как, например, Иваново, где ИТ-специалисты в государственных учреждениях обеспечены стабильной конкурентной зарплатой, имеют возможность работать с новыми технологиями. Поэтому, в целом по России сложно однозначно оценить уровень ИТ-готовности государственных служащих.

CNews: Как, по вашему мнению, будет развиваться аутсорсинг для государственных структур в ближайшее время?

Игорь Никулин: Я думаю, очевидно, что если государственная организация хочет реализовать проект только своими силами, ей необходимо поддерживать очень высокую квалификацию команды, обеспечивать высокие зарплаты. Чем больше человек знает и умеет, тем больше он стоит как специалист и таких людей необходимо удерживать, стимулировать интересными проектами. Квалифицированный специалист не любит сидеть без работы — это означает потерю квалификации. Поэтому, несомненно, аутсорсинг постепенно будет развиваться.

Сейчас же наиболее успешно развивается аутсорсинг сервисной и технической поддержки, к примеру, КРОК оказывает услуги технической поддержки Федеральному центру информатизации при Центризбиркоме РФ, Высшему арбитражному суду РФ. Опять же ряд проектов, которые мы реализуем, можно рассматривать как аутсорсинг — к примеру, работы КРОК по проведению обучения сотрудников государственных учреждений.

CNews: Какие тенденции информатизации органов государственной власти вы могли бы назвать определяющими в текущем и в 2007 году?

Игорь Никулин: Это будет предвыборный год, что, несомненно, скажется на реализации проектов. В ближайшей перспективе, думаю, интерес государственных органов будет направлен в сторону ERP-проектов — у всех на виду стартовавший недавно проект внедрения ERP-системы на базе Oracle e-Business Suite в Федеральном казначействе Минфина. Есть ощущение, что он не будет последним. Другое направление — задача создания биометрических паспортов, огромный проект, который окажет несомненное влияние на весь ИТ-рынок. Уже упомянутые порталы, их внедрение продиктовано вступившим в силу законодательством.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS