Алексей Голосов: Вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает гражданам

Алексей Голосов

О позитивных изменениях прошедшего года в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти России, новых задачах и проектах в этой сфере по направлениям: внедрение ERP-систем, разработка и использование хранилищ данных, систем электронного документооборота, реализация автоматизированных систем управления едиными информационно-расчетными центрами, создание корпоративных порталов, — в интервью CNews рассказал Алексей Голосов, президент компании «ФОРС-Центр разработки».

CNews: Как повлияла административная реформа на процессы информатизации в органах государственной власти? На уровень использования информационных технологий в государственном управлении? На уровень расходов на ИТ в 2005 году? Отразился ли «отложенный спрос» на информатизацию, связанный с реорганизацией административных структур на работах, выполненных ФОРС для органов государственной власти?

Алексей Голосов: Потенциально административная реформа должна стать главным фактором информатизации органов государственной власти, так как были сформированы такие требования к работе госструктур, которые просто невыполнимы без информационных технологий. За прошедший год можно отметить положительный сдвиг в подходе госсектора к информатизации, когда выполняемые проекты реализуются не в рамках отдельных, недостаточно увязанных между собой программ, а отражают единое видение приоритетов в информатизации государства.

Также стоит отметить положительную тенденцию, наметившуюся в деятельности госструктур. Если раньше большая часть проектов была сфокусирована на автоматизацию деятельности внутри ведомств и госструктур, то сейчас вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает своим гражданам. Такой «сервис-ориентированный» подход, ранее более характерный для коммерческих структур, наметился и в информатизации государственных учреждений, что, несомненно, является результатом реформы.

Компания "ФОРС — Центр разработки" давно работает с государственными предприятиями и накопила солидный опыт. Достаточно сказать, что больше половины доходов ФОРС от поставки ПО и ИТ-услуг приходится на госсектор. Такие решения, как построение электронных административных регламентов, автоматизация деловых процессов, предлагаемые ФОРС, очень востребованы на рынке услуг для госсектора.

CNews: Накануне 2006 года Федеральное казначейство подписало с корпорацией Oracle контракт на внедрение ERP-системы стоимостью $64 млн. В этом проекте, масштаб которого называют уникальным как для России, так и для мира, ФОРС является одним из основных подрядчиков работ. На какой стадии в настоящее время находится реализация проекта? Какие работы планируется произвести в 2005 году вашей группой компаний? Как вы оцениваете технологическую сложность проекта и сроки его реализации?

Алексей Голосов: Да, действительно, по своим масштабам проект по внедрению Oracle E-Business Suite в органах Федерального Казначейства РФ является уникальным. Проект достаточно сложный с технологической точки зрения, однако сроки реализации проекта вполне реальны и выполнимы.

Главным исполнителем в проекте является корпорация Oracle, и поэтому вопросы управления и освещение хода выполнения работ находятся в компетенции Oracle.

CNews: Перевод на ИТ-«рельсы» ЖКХ и муниципального управления в целом — одно из важнейших направлений и реформы социальной сферы, и реформы госуправления в целом. ФОРС имеет опыт разработки и реализации автоматизированной системы управления единых информационно-расчетных центров (АСУ ЕИРЦ). Расскажите подробнее об этом непростом проекте — когда в Москве, от множественных решений в области ПО, использовавшегося в различных ЕИРЦ, удалось перейти к единой АСУ ЕИРЦ. С какими трудностями вы столкнулись при проведении работ? Все ли удалось реализовать так, как ожидалось и планировалось? Какие новые интеграционные задачи были решены?

Алексей Голосов: В настоящее время завершено внедрение системы АСУ ЕИРЦ в Юго-Восточном административном округе Москвы, идет ввод в промышленную эксплуатацию в Северо-Восточном и Центральном административных округах. АСУ ЕИРЦ определена как единая городская информационная система обеспечения деятельности расчетных центров Москвы, и до 2007 года планируется перевести все окружные и районные расчетные центры Москвы на работу в этой системе.

Проект — при последующем тиражировании системы в масштабах города — можно отнести к одному из крупнейших ИТ-проектов. Главное, что позволяет сделать система — это свести все данные по округу, а в дальнейшем — и по городу, воедино, в результате чего москвичи смогут получать необходимую информацию по расчетам за коммунальные услуги в момент обращения.

Если говорить о трудностях, потребовались существенные затраты времени и сил на конвертацию данных из разнородных районных информационных систем в АСУ ЕИРЦ. Не всегда высоким был уровень технической оснащенности районных ЕИРЦ. Приходилось решать чисто психологические проблемы, связанные с неготовностью персонала переходить на новое программное обеспечение. Тем не менее, мы убеждены, что любая проблема решаема.

Из интеграционных задач стоит отметить установление регламента взаимодействия АСУ ЕИРЦ с внешними системами и организациями города и реализацию такого взаимодействия. Базы данных территориальных и отраслевых автоматизированных систем разрабатывались независимо друг от друга на различных технических и программных платформах, и информация, которая в них содержится, существенно различается по структуре и технологии предоставления данных. Поэтому внедрение АСУ ЕИРЦ должно обеспечить решение целого комплекса задач: интеграцию существующих на данный момент информационных систем; создание единого информационно-коммуникационного пространства ЕИРЦ в рамках города и организацию единого механизма взаимодействия со смежными городскими информационными системами.

CNews: Одним из первостепенных результатов реализации АСУ ЕИРЦ в Москве стало создание Городского единого информационно-аналитического центра. Решение каких основных задач преследовалось при его создании? Какова экономическая эффективность этого проекта? Как вы видите возможное развитие этого информационно-аналитического центра? Были ли запросы или переговоры с другими субъектами Федерации о создании подобных центров?

Алексей Голосов: Надо отметить, что Городской единый информационно-аналитический центр (ЕИАЦ) существует уже давно и независимо от нашего проекта. Конечно, его возможности значительно расширились с созданием АСУ ЕИРЦ, что не могло не повлиять на его работу в целом.

На уровне города теперь реализуется целый ряд функций: консолидация информации для последующей ее обработки, анализа, получения регламентированной и построения нерегламентированной отчетности (как для уровня города, так и для уровня округа с удаленных рабочих мест); централизованное администрирование АСУ ЕИРЦ; формирование единой нормативно-справочной информации для последующего ее использования на всех уровнях функционирования АСУ ЕИРЦ; информационный обмен со смежными системами.

Главное, что нами было создано для Городского ЕИАЦ — это хранилище данных, без которого невозможно построить аналитические системы на уровне города. Частично аналитические отчеты начали создаваться и в рамках работ по нашему проекту.

Вопрос расчета экономической эффектности в данном случае чрезвычайно сложен, поскольку затрагивает деятельность самых разных государственных учреждений. Это, вероятно, может стать предметом отдельного консалтингового проекта и, в любом случае, потребует привлечения квалифицированных специалистов, применения определенных методик. Социальная значимость проекта и качественные перемены в жизни организаций, общества и людей в результате внедрения АСУ ЕИРЦ очевидны.

Сегодня мы ведем переговоры с другими субъектами Российской Федерации о создании единых информационно-расчетных центров — важной составляющей комплексного решения для сферы ЖКХ.

CNews: Одно из немаловажных направлений работ группы компаний ФОРС — автоматизация делопроизводства и документооборота в органах государственной власти. Как вы оцениваете уровень оснащенности федеральных и региональных органов государственной власти, с которыми вам приходилось работать, системами электронного документооборота (СЭД)? Какие требования в первую очередь выдвигают органы государственной власти — заказчики к устанавливаемым СЭД?

Алексей Голосов: СЭД, наверное, одно из самых популярных и востребованных ПО в органах государственной власти, и спрос на эти системы растет. По опубликованным в СМИ данным, более 30 федеральных органов власти сообщили о внедрении систем электронного документооборота различного уровня. Однако, мало действующих систем позволяет осуществлять в электронной форме весь диапазон работы с документами, включая безбумажный оборот. Типичной остается ситуация, когда система автоматической регистрации и контроля исполнения документов существует параллельно с бумажным оборотом. Кроме того, наряду с СЭД, в большинстве федеральных ведомств внедрены автоматизированные системы бухгалтерского и финансового учета различных производителей и внедрение, как правило, не основано на унифицированных подходах. Зачастую ИТ-службы государственных учреждений выдвигают свои разнонаправленные требования.

Немаловажный аспект — отсутствие должного законодательства. Внесенный в Государственную Думу проект закона «Об электронном документе» до сих пор не рассмотрен. В этой связи, переход на полностью "безбумажный" документооборот не представляется возможным из-за отсутствия законодательной базы, касающейся самого документа (когда «электронный документ» законодательно не существует) и достоверности электронного документа (когда не внесены определенные изменения в закон об ЭЦП, удостоверяющей подлинность электронного документа, без которых данный закон не работает). Поэтому, на сегодняшний день основные требования, которые выдвигают заказчики к системам документооборота связаны с обеспечением надежного хранения информации (защитой от несанкционированного изменения и доступа, технических сбоев т.д.) организацией работы неограниченного числа сотрудников с массивом электронных документов в территориально-распределенной структуре ведомств.

По нашим оценкам, будущее за системами такого класса, в основе которых лежит интеграционный подход, позволяющий объединить электронный документооборот с корпоративными приложениями и другими информационными ресурсами организации.

CNews: Как вы оцениваете перспективы перехода на межведомственный электронный документооборот в России? Что необходимо сделать и какие ИТ-решения реализовать, чтобы такой переход стал возможен?

Алексей Голосов: При создании межведомственной системы документооборота можно выделить следующие основные проблемы: отсутствие единого стандарта форматов и регламентов формирования электронных документов разных производителей, невозможность интеграции с приложениями различных министерств и ведомств, невозможность модификации оформления документов без изменения их смыслового содержания (имеется в виду автоматическая модификация) и т. д. Для успешного решения этих проблем необходимы законодательная база и типовые проектные решения.

Технические аспекты обеспечения процесса унификации можно осуществить, например, применением единой типовой системы и единого протокола взаимодействия разнородных систем или реализацией специальных приложений-адаптеров к этим системам.

CNews: ФОРС предлагает комплексное решение по автоматизации документооборота. Какими преимуществами оно обладает перед другими аналогичными решениями, которые используют компании-подрядчики, выполняющие подобные работы для органов государственной власти? Расскажите о реализованных и о реализуемых вами проектах для органов государственной власти в этой сфере.

Алексей Голосов: Наше решение, в основе которого лежит собственная разработка ЭЛАД, в отличие от большинства существующих систем, целиком построено на основе процессного подхода, что облегчает решение задач мониторинга, повышения степени контроля и ответственности исполнителей. Кроме этого, в рамках реализуемых нами проектов идет внедрение в организациях наиболее современной сервис-ориентированной архитектуры.

Среди крупных проектов, осуществленных на базе технологии ЭЛАД и Oracle Workflow — внедрение ЭЛАД-ЭР (Электронные регламенты) в Национальном фонде подготовки кадров (НФПК), который занимается подготовкой и переподготовкой сотрудников для государственных служб. Внедренное решение позволило модернизировать существующий в НФПК мониторинг проектов, значительно повысив степень его автоматизации. В ходе проекта была проведена интеграция ЭЛАД-ЭР с уже существующими на предприятии программными приложениями и системой электронной почты. В итоге Фонд получил возможность осуществлять оперативный контроль над стадиями выполнения отдельных проектов в реальном времени, вести анализ текущих финансовых показателей.

CNews: Объемы хранимой органами государственной власти информации постоянно увеличиваются и оцениваются многими терабайтами. Ваша компания предлагает объектно-ориентированные хранилища документов — расскажите об этом решении. Как вы оцениваете потенциальный спрос на электронные хранилища данных со стороны органов государственной власти? Какие проекты были реализованы компанией ФОРС в этой сфере?

Алексей Голосов: Из проектов по реализации электронных хранилищ документов, где объем хранимой информации действительно оценивается терабайтами, стоит отметить проект по созданию программно–аппаратного комплекса для автоматизации технологических процессов обработки и хранения документов Центрального аппарата Федеральной налоговой службы РФ. А также проект для Департамента градостроительной политики Москвы, задача которого состояла в создании хранилища проектно-сметной документации по строящимся или уже построенным объектам г. Москвы. В обоих этих проектах использовалась технология ЭЛАД, обладающая очень гибкой структурой архива и позволяющая реализовывать хранение и управление большими объемами информации любого типа.

CNews: Как вы оцениваете развитие сегмента ИТ-рынка по созданию корпоративных порталов для органов государственной власти в 2006-2007 гг.? Можно ли ожидать существенных изменений в этой сфере и насколько востребованы органами государственной власти предлагаемые компанией ФОРС портальные решения?

Алексей Голосов: Современные портальные технологии предлагают пользователям широкие возможности. Как будут использоваться эти возможности зависит от поставленной задачи. Решения, выполненные на портальных технологиях, могут различаться по уровню сложности и функциональности (например, корпоративные, персональные, информационные, порталы знаний и др.). Сегодня практически все федеральные ведомства уже представлены в сети Интернет. В большинстве своем они представляют собой информационные порталы, которые публикуют стандартный набор информации о деятельности и структуре ведомств, нормативных документах, контактной информации, а также загружаемые с порталов формы отчетности. Однако, такие порталы имеют узковедомственный характер, не решают задачу интеграции государственных информационных ресурсов, ориентированную на удовлетворение более широких потребностей пользователей.

Использование портальных решений имеет очень большие перспективы, поскольку порталы представляют собой уникальную технологию для интеграции различных приложений и, не отметая уже созданные ИТ, позволяют информатизации идти эволюционным путем, наращивая и добавляя функциональность систем.

В настоящий момент ФОРС ведет несколько проектов по внедрению портальных технологий в органах государственной власти.

CNews: Компания ФОРС много лет оснащает современными информационными технологиями органы государственной власти России. Какие ИТ-проекты вы могли бы отметить как наиболее запомнившиеся?

Алексей Голосов: Действительно, проекты, выполненные нами в госсекторе, являются не только самыми крупными, но и самыми сложными, а потому и наиболее запоминающимися. Особо можно выделить, пожалуй, проект по разработке информационной системы для Федеральной Таможенной службы (ФТС) в прошлом году и создание хранилища данных для Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (ранее — Комитета РФ по финансовому мониторингу) в 2003 году.

Проект для ФТС отличается своей масштабностью и территориальным охватом. Задачами проекта были разработка и внедрение информационной системы, позволяющей собрать сведения, относящиеся к внешнеэкономической деятельности субъектов в едином информационном ресурсе и предоставить унифицированные доступ к ним. В целом подобная задача консолидации данных о субъектах не является узкоспециализированной, а характерна для многих госструктур. В этом проекте нами были разработаны общие подходы и технологии решения подобных задач. При разработке системы использовалась оригинальная технология конструирования корпоративных и ведомственных реестров на основе ВЕРО (Ведения Единого Реестра Объектов), разработанная специалистами ФОРС. Одной из важных задач проекта была консолидация данных из различных источников. В процессе реализации были изучены специфические бизнес-процессы таможенной службы. Особенно хочется отметить активное содействие ИТ-служб заказчика, что позволило эффективно решать поставленные задачи.

Запоминающимся был проект по созданию хранилища данных для Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу в 2003. Целью проекта было построение на основе данных, поступающих из разных источников, единого информационного ресурса, позволяющего выявить признаки деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных незаконным путем. Как и в отношении целого ряда других наших заказчиков, сотрудничество с этой организацией не ограничилось одним проектом и продолжается по сей день. Так, совсем недавно нам была присуждена победа в конкурсе на техподдержку и доработку информационно-аналитической подсистемы Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу.

CNews: Как вы оцениваете увеличение возможного спроса на ИТ в ближайшие годы со стороны органов муниципального управления в связи с ожидаемым началом реформы муниципального управления в России? Какие ИТ-решения ФОРС готов предложить муниципалитетам?

Алексей Голосов: Спрос на ИТ-решения для совершенствования системы муниципального управления будет расти и, вероятнее всего, будет связан с задачами интеграции различных сервисов и информационных ресурсов муниципальных структур. Специалистами ФОРС уже разработано решение, позволяющее обеспечить работу городских организаций по принципу «Единого окна». В основе этого решения лежит технология, реализующая регламентируемую схему обработки обращений граждан и интегрирующая информацию из систем различных организаций города со службой «Единого окна».

Также нами разработана методология по интеграции различных информационных ресурсов (например, города) с целью предоставления доступа к ним любому заинтересованному лицу (госслужащий, фирма, горожанин). Ключевым моментом в подобных решениях является организация мета-хранилища, содержащего информацию о структуре различных информационных ресурсов и способов доступа к ним.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS