Юрий Вартанов: 2005 год проходил под знаком интеграционных тенденций, которые будут усиливаться в 2006 году

Юрий Вартанов

Об основных направлениях, этапах развития и современных тенденциях информатизации города Москвы, используемых информационных системах и ресурсах в интервью CNews рассказал Юрий Вартанов, директор ГУП г. Москвы «ГНПП "Гранит-Центр"».

CNews: Какие тенденции главенствовали на рынке информатизации органов государственной власти в прошедшем 2005 году, и какие основные задачи решались на федеральном уровне в Москве?

Юрий Вартанов: Про главенствующие тенденции на федеральном уровне мне говорить сложно, «Гранит-Центр» в основном участвует в решении московских задач в рамках ГЦП «Электронная Москва».

Основное, что хотелось бы отметить, это проблемы, с которыми мы столкнулись после вступления в действие Закона о размещении государственного заказа (№94-ФЗ), который совершил переворот в сфере использования информационных технологий для размещения госзаказа и проведения государственных закупок. Пожалуй, нет ни одной другой государственной задачи, где бы еще так активно и широко использовались информационные технологии, как при размещении госзаказа. Введены такие понятия как: официальный сайт для размещения информации о размещении государственного заказа, электронная форма аукциона, электронные заявки на участие в размещении госзаказа и т.д. Вся размещаемая на сайте информация является официальной. Например, несоответствие конкурсной документации, опубликованной на сайте, той, которая представляется претендентом, становится поводом для того, чтобы не допустить последнего к участию в  конкурсе. За размещение на таком сайте некорректной информации грозит административная ответственность, и, согласно принятому Закону №94-ФЗ, ответственные лица понесут наказание в виде штрафов.

CNews: Вы являетесь первым заместителем генерального конструктора ГЦП "Электронная Москва". Как Вы оцениваете развитие  информатизации в Москве? Что вы можете сказать о программе «Электронная Москва»? Какие средства выделяются на ее реализацию, и что удалось сделать за эти годы?

Юрий Вартанов: В прошедшем году бюджет «Электронной Москвы» составил около 2 млрд. рублей, в текущем году уже около 3 млрд.рублей.

Реализация программы «Электронная Москва» началась в 2003 году. В Москве, в отличие от других регионов, к моменту старта программы было сделано немало, но использовались, как правило, разрозненные программные продукты, разрозненные базы данных, которые были созданы разными разработчиками на разных платформах. Поэтому, 2005 год проходил под знаком интеграционных тенденций, которые будут усиливаться в 2006 году. Сегодня проводится интеграция на уровне программного обеспечения и данных, создаются общие классификаторы, справочники и др.

Пожалуй, самым важным направлением информатизации Москвы в 2005 году можно назвать мобилизацию интеграционных процессов, где основное внимание было уделено не столько созданию новых ресурсов, сколько интеграции уже существующих. 2006 год будет посвящен дальнейшему развитию этого направления. Понятие «Метасистема "Электронная Москва"», введенное Мэром города, направлено в первую очередь на решение интеграционных задач. Это главное интегрирующее начало, которое позволит, объединить все ресурсы города, и, не сводя их воедино, получить доступ из одной системы к информационным ресурсам других систем через Метасистему, где будут сосредоточены все востребованные общегородские ресурсы.

В Москве очень хорошо развита телекоммуникационная структура. Однако под один из самых масштабных проектов «Единый реестр контрактов и торгов», который предполагает большое количество пользователей, более 1270 рабочих мест уже установлено в разных точках Москвы, в 2005 году потребовалось подключение около двухсот новых рабочих мест, и в 2006 году это число будет увеличиваться.

В городе активно развивается процесс использования электронно-цифровой подписи, в основном, благодаря системе ведения «Единого реестра контрактов и торгов». К настоящему времени выдано около 1200 сертификатов электронной цифровой подписи, используемых в этой системе. Контракт технологически нельзя зарегистрировать, если он не скреплен электронно-цифровой подписью сотрудника соответствующего государственного заказчика, который сам внес этот контракт в систему.

CNews: По некоторым оценкам, около 40% денег, выделяемых на информатизацию в Москве, направляется на поддержание созданных ресурсов. Какова структура затрат на информационные технологии в Москве?

Юрий Вартанов: Деньги в Москве тратятся на сопровождение, внедрение и создание новых ИТ-систем. Под системами здесь понимаются, как собственно информационные системы, так и информационные ресурсы, без которых невозможно существование этих систем. На сопровождение ИТ-систем расходуется не меньше, а может быть и больше денежных средств, чем на их создание и внедрение.

В 2006 году бюджет, направляемый на создание новых ИТ-систем, составляет около 3 млрд. рублей. Под созданием новых систем понимается: развитие существующих, действия, направленные на их интеграцию, а также разработка совершенно новых решений. Все эти направления прямо или косвенно относятся к созданию ИТ-систем. Например, интеграционные процессы необходимы для того, чтобы минимизировать будущие затраты на информационное взаимодействие.

В Москве определен достаточно жесткий порядок получения бюджетных средств на сопровождение ИТ-систем. Если на федеральном уровне эти процессы не упорядочены, то в Москве сформирован и действует «Временный сборник расценок», введенный в 2003 году и принятый за основу при определении стоимости работ. Руководствуясь этим сборником можно оценить затраты на сопровождение той или иной системы, обслуживание техники или информационного ресурса. В последнее время стало ясно, что необходимо иметь аналогичный сборник расценок для расчета затрат на информационное сопровождение, но пока эта задача не реализована.

Приведенные в этом сборнике расценки — большой шаг вперед, и они значительно упрощают работу. Раньше проблема определения стоимости решалась так: либо «с потолка» брались расценки, либо в соответствии с нормами Минтруда рассчитывались нормо-часы на основании человеко-часов, и на основании некой абстрактной или навязанной средней заработной платы, высчитывалась стоимость.

С появлением расценок все значительно упростилось. На основании этих расценок составляется смета сопровождения той или иной системы, она утверждается в Управлении информатизации, как некая предельная стоимость сопровождения данной системы, после чего (на эту сумму) проводится конкурс, который определяет затраты на текущий год, но деньги выделяются в соответствии с предельной стоимостью. В прошлом году удалось эти процессы централизовать, а в этом году все деньги государственным заказчикам поступают уже из Департамента финансов города Москвы, главным образом, на сопровождение соответствующих систем, то есть эта технология полностью отработана.

Что касается денег, выделенных на развитие и модернизацию системы, то они входят в те 3 млрд. (из бюджета на информатизацию Москвы в 2006 году). Сегодня соотношение затрат на развитие и на создание новых систем составляет 70:30. Такое распределение объясняется тем, что в новшествах особой необходимости нет, практически все, что требуется, создано, белых пятен осталось очень мало. А развитие и связанное с ним возникновение новых информационных ресурсов — это естественный процесс для любой живой информационной системы.

CNews: Что необходимо сделать для того, чтобы обеспечить сопровождение системы?

Юрий Вартанов: Для того, чтобы обеспечить сопровождение системы, прежде всего необходимо поставить эту систему на баланс соответствующей организации, то есть определить ее собственника (от лица города), ввести систему в промышленную эксплуатацию соответствующим документом (желательно на уровне Правительства Москвы), а затем зарегистрировать ее в реестре информационных систем и ресурсов, ведущемся в Москве. Выполнение этих трех условий дает право на получение денег из бюджета города для сопровождения системы.

Этот механизм достаточно отлажен, но еще есть недоработки, в основном, они касаются систем, которые создаются в этом году. Суть в том, что если система создается в 2006 году, то ее сопровождение начнется в 2007 году, и заявку на выделение финансовых ресурсов на сопровождение необходимо подать уже сейчас. Но система еще не создана, заявку на ее сопровождение подать невозможно, а если система будет введена только в декабре 2006 года, то окажется без денег на сопровождение в 2007 году. Это является проблемой, и вопрос о том, как быть с вновь создаваемыми системами еще не урегулирован.

CNews: Как Вы оцениваете ситуацию с деньгами, которые идут на сопровождение «Электронной Москвы»? Еще год назад заявлялось, что деньги идут на «Электронную Москву», но в действительности программа управляла несколько меньшими деньгами, а остальные шли на информатизацию в рамках бюджетов комитетов Правительства Москвы, то есть фактически, «Электронной Москве» они были недоступны для управления. А как сейчас?

Юрий Вартанов: Если говорить о городской целевой программе (ГЦП) «Электронная Москва», то в начале, в 2003 году, в ней были отражены деньги, которыми распоряжалось Управление информатизации как государственный заказчик-координатор этой программы. Что происходило в департаментах, префектурах с их деньгами было практически неизвестно. В 2004 году ситуацию удалось несколько улучшить. В 2005 году деньги для программы были уже полностью консолидированы и переданы в Управление информатизации г. Москвы. В 2006 году подход к контролю над финансовой стороной ужесточился. Идея такая: собрать деньги в одном ведомстве, чтобы они были под контролем и распределялись по согласованию с Управлением по информатизации. То есть деньги, которые поступают в Управление информатизации, распределяются, а потом в зависимости от того, кто является государственным заказчиком (в соответствии с утвержденным планом), поступают на его счет. Уже можно сказать, что процесс централизации финансовых средств почти завершен.

CNews: Многие из федеральных чиновников, специалистов по информатизации, являются членами ИТ-клубов IBS, Microsoft. Но совет CIO, о необходимости которого говорили представители Минэкономразвития и Мининформсвязи, создать так и не удалось. В Москве такой совет есть, и что это дало Москве, с вашей точки зрения? Насколько этот опыт улучшил управляемость информатизацией в Москве, и целесообразно ли применить его на федеральном уровне?

Юрий Вартанов: В Москве в процессе управления программой «Электронная Москва» участвовало Управление информатизацией города (оно выступало в качестве государственного заказчика-координатора, отвечающего за распределение финансов), генеральный конструктор и Совет главных конструкторов (ответственные за технологию) и экспертный совет, функции которого в Москве фактически не были использованы. Я, например, не видел результатов, полученных от экспертного совета.

В 2003 году все технические задания и концепции согласовывались с генеральным конструктором, но только, если средства выделялись Управлением информатизации города. К 2005 году, независимо оттого, чьи были деньги, техническое задание требовало согласования, как с генеральным конструктором, так и с Управлением информатизации. Это является обязательным условием, причем первым в цепочке согласований стоит генеральный конструктор, и без его визы дальнейшее согласование невозможно, так как он отвечает за  соответствие данного технического задания общей технологии, тенденциям и т.д. Подпись генерального конструктора стоит на всех технических заданиях, постановлениях и распорядительных документах Москвы, касающихся информатизации. Использование мнения Совета главных конструкторов нигде в явном виде не прописано, то есть — это совещательный орган при генеральном конструкторе.

Для реализации ГЦП "Электронная Москва" роль генерального конструктора трудно переоценить. Управление информатизации, как исполнительный орган государственной власти, не обязано иметь специалистов такого уровня, и идеология не входит в его компетенцию. Совет носит совещательный характер, решение остается за генеральным конструктором, он берет ответственность на себя. В Москве Совет главных конструкторов состоит как из государственных служащих, так и из специалистов коммерческих структур, и опыт каждого неоценим. Единственный спорный момент: кто должен быть главным конструктором — представитель заказчика или представитель исполнителя.

Как этот опыт может быть распространен по всей России пока сложно сказать. Вся Россия — это не одна Москва.

CNews: Как вы считаете, почему на ноябрьском заседании московского правительства, где Мэр города принимал отчет подчиненных о работе служб «одного окна», он отметил, что его надежды относительно «одного окна» не совсем оправдались? Он даже обещал прибавить денег тем, кто занимается «окном». Как вы видите дальнейшее развитие службы «одного окна» в этом году, и каким образом будут охвачены муниципальные органы власти?

Юрий Вартанов: Пока проектом «одно окно» не будут охвачены ни муниципальные образования, ни федеральные структуры. По крайней мере, сегодня, они не попадают в рамки этой задачи. Одним невозможно навязывать, другие не способны платить, а город не может платить за решение задач муниципального образования.

Что касается ожиданий Юрия Михайловича и полученного результата, считаю, что очень большую работу провел Валерий Павлинович Шанцев, возглавляя это направление. Ему удалось упорядочить большинство документов, входящих в Единый реестр, то есть сделать самую сложную, черновую работу, за которой уже следуют дополнения и новые версии Единого реестра. Второе, что удалось сделать, это начать регламентацию выдачи этих документов. Регламентировать их, значит описать и перечислить вместе со всеми документами, которые возникают по ходу их подготовки, отметить необходимые для этого сроки и, если требуется, условия выдачи: на платной или бесплатной основе. В итоге регламентация не была полностью завершена, не до конца были описаны правила действий, но, тем не менее, была проделана очень большая работа, и велась она в правильном направлении.

То, что ожидалось от информационщиков, тоже объективно удалось не все. Была построена та часть, которая позволила автоматизировать фиксацию заявлений, которые заносятся в систему и регистрируются в ней, а также факт выдачи либо невыдачи конечного документа. Сегодня практически все эти процессы реализованы во всех службах. Уже функционирует система общегородского контроля, которая собирает информацию различных служб, что позволяет узнать, какое количество обращений было в эту службу, какие обращения сейчас находятся в работе.

Недовольство Юрия Михайловича было связано и с тем, что декларировались одни сроки, а реализовывались другие. Отмечалось, что сами служащие «одного окна» не до конца понимают, что они делают. Это подвигло мэра к решению, что добросовестных надо поощрять, а нерадивых наказывать. Тем самым стимулировать профессиональный рост сотрудников и повышение их ответственности. потому что работа непростая, начиналась с нуля и требует от сотрудников высокой квалификации.

В системе имеют хождение разнотипные документы, и специалисты «одного окна» должны в них хорошо ориентироваться, ведь они являются фронт-офисом органов исполнительной власти города — именно с ними происходит общение заявителей, и им необходимо знать ответы на все возможные вопросы, быть компетентными. Кроме того, работа в системе «одного окна» связана с очень большой психологической нагрузкой.

CNews: Вопрос касательно регламентов — они уже готовы или находятся на стадии подготовки? Каким образом они утверждаются?

Юрий Вартанов: Регламенты были подготовлены и утверждены либо постановлениями правительства Москвы, либо внутренними распоряжениями соответствующего держателя "одного окна", но они не были оптимизированы.

Оптимизация этих регламентов — это следующий этап, к которому мы приступаем в этом году. Регламенты сейчас, как правило, описывают ту ситуацию, которая была до того, как ввели режим «одного окна». Тогда успели провозгласить, что для получения любого документа достаточно будет предоставить только паспорт, но реально чиновники утверждали регламенты, по которым требовалось множество других документов. Сейчас уже понятно, что поторопились, и в «одно окно» сразу не стоило передавать такой большой массив документов, а надо было начинать с простых, с которыми все очевидно. Разрешение этой проблемы и понимается под оптимизацией регламентов. Думаю, что в этом году будет создано ядро информационной системы, которое позволит единообразно использовать уже утвержденные регламенты.

Нужна еще некая транспортная система, которая обеспечит гарантированную доставку запросов всем участникам процесса. Также необходима биллинговая система, которая будет учитывать услуги, оказываемые на платной основе, чтобы можно было производить соответствующие расчеты. А вопрос с расчетами до конца не урегулирован.

Проблему осложняет то, что «одно окно» изначально строилось по двум принципам: территориальному и отраслевому. Во всех префектурах и районных управах были созданы соответствующие службы, которые выдавали определенный перечень документов (соответственно каждая отрасль выдавала документы, относящиеся только к ней). Это привело к тому, что таких «оконных» служб сейчас порядка шестисот пятидесяти, но каждая отвечает за свое направление. Префектуры и районные управы выдают одни и те же документы, а отраслевые службы — каждая свои. Сейчас актуальна тенденция перехода к централизации работы с населением. Она должна носить территориальный характер. То есть основополагающим принципом распределения служб «одного окна» будет территориальный, подчиняться они будут либо префектурам, либо управам, и в них можно будет получить любой документ.

В этом году такая система будет построена. В прошлом году был готов макет на примере "одного окна" в Департаменте природопользования, при этом были задействованы Департамент земельных ресурсов и префектуры двух округов. В прошлом году аналогичное решение «Гранит-Центр» отработал в рамках реализации «одного окна» в Комитете рекламы города Москвы. Здесь предусмотрено 10 офисов по округам и центральный офис, где выдается порядка пяти видов документов о размещении наружной рекламы на основе системы «Гран-Док». Была построена схема, которая позволяет проводить электронное согласование и обмен данными, эта схема запущена, она всех устроила, и сейчас идет ее опытная эксплуатация.

CNews: Работает ли в Москве система электронного документооборота? Осуществляется ли межведомственный электронный документооборот?

Юрий Вартанов: Электронный документооборот уже работает, это однозначно. А везде ли и насколько полноценно он работает, это сказать сложно, потому что до сих пор есть ведомства, у которых вообще нет никакого электронного документооборота. Тем не менее, в Москве рынок по системам электронного документооборота распределен приблизительно в равной степени между продуктом «Гранит-Центра» («Гран-Док») и продуктом Института развития Москвы («Золушка»). В этом году завершается разработка единой системы электронного документооборота (ЕСД) аппарата Правительства Москвы. Одним из участников этой разработки является "Гранит-Центр".

Корпоративная версия системы "Гран-Док", позволяет совершать обмен в рамках документооборота разных органов государственной власти. Так как «Гранит-Центр» начинал с префектур, то его корпоративный документооборот работает в Центральном и Юго-Западном округах, в этом году он должен заработать в Южном и Восточном округах.

Считаю, что город абсолютно готов к полноценному межведомственному электронному документообороту. В префектуре Центрального административного округа (ЦАО), которая является самой продвинутой по электронному документообороту, используется потоковое сканирование всех входящих документов, штрих-кодирование, электронно-цифровая подпись для документов и резолюций. В самом округе используется порядка 200 электронно-цифровых подписей.

В ЦАО происходит колоссальный выигрыш по времени: как только документ поступает, он сканируется и сразу же становится доступным всем. А если взять процентное соотношение, то из входящей в префектуру корреспонденции больше 50% (особенно, если это письма граждан) уходит в территориальные подразделения. Понятно, что при таком электронном обмене, электронный документ гораздо раньше оказывается в нужной точке, чем его бумажный носитель. Регламентированный обмен осуществляется два раза в день в конкретные часы. По необходимости система позволяет сделать принудительный обмен, если что-то надо срочно передать, то это можно осуществить в режиме реального времени. То есть можно говорить о значительном развитии в этом направлении.

CNews: Какие проекты «Гранит-Центра» вы могли бы отметить, как наиболее сложные, масштабные и интересные?

Юрий Вартанов: Самым крупным проектом для нас является система ведение Единого реестра контрактов и торгов. В городе эта система занимает особое место, потому что аналогов ей по масштабу и охвату пользователей не было, — как правило, такие большие системы за пределы одного отраслевого департамента не выходили. Наш реестр сразу охватил практически все организации, все органы исполнительной власти. И его охват увеличивается, сейчас к системе подключено шестьсот сорок организаций. Характерной особенностью этой системы является распределенный ввод данных, то есть каждый заказчик сам вводит информацию и сам несет за нее ответственность.

Разработку и внедрение Автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов начинали с реестра контрактов, то есть все заказчики должны были зарегистрировать все контракты, которые они заключили на бюджетные деньги. Это делалось в соответствии с бюджетным кодексом, в котором есть такое понятие как реестр контрактов. Соответственно, в Москве был создан Комитет по организации конкурсов и торгов. Одной из основных его функций стало обеспечение централизованного хранения технологий и стандартов. Комитет отвечает за то, чтобы все используемые технологии были единообразны.

Данная система носит общегородской характер. За информацию несет ответственность заказчик, потому что это его контракт, и он подписывает его собственной электронно-цифровой подписью. Операторы, которые имеют право ввода информации, проходят специальное обучение и получают соответствующий сертификат. В этом отношении уже накоплен некоторый опыт. Случалось, что в неделю обучали до ста человек. Ответственность за технологии и работоспособность системы несет Тендерный комитет.

CNews: Существуют ли в рамках Единого реестра контрактов и торгов дублирующие ресурсы?

Юрий Вартанов: Эта система не создает никаких дублирующих ресурсов и не дублирует ничьи функции, ее данные являются ключевыми для других систем. Реестровый номер контракта должен являться ключом для всех информационных систем, в которых используют данные этого контракта.

Реестр взаимодействует с системой управления бюджетным процессом (АИС УБП), оператором которой является Казначейство, АИС Недвижимость-2, куда необходимо передавать данные об инвестиционных контрактах. Дело в том, что система состоит из двух частей: реестра государственных контрактов и реестра инвестиционных контрактов. В первом случае отслеживаются деньги, которые город направляет на размещение государственного заказа, а во втором, деньги, которые город получает за реализацию того или иного инвестиционного проекта. То есть речь идет о передаче в Департамент имущества сведений по всем инвестиционным контрактам с учетом доли города в них, в том числе, с отслеживанием состояния каждого контракта. Для инвестиционной деятельности важна информация, связанная с земельными отношениями, получаемая из Департамента земельных ресурсов, а также информация из Департамента градостроительной политики.

В конце 2005 года в промышленную эксплуатацию был введен Реестр торгов и лотов. Система его ведения значительно облегчает государственным заказчикам соблюдение Закона 94-ФЗ. Информация вносится в шаблонные формы, на основании которых автоматически формируются стандартные извещения и протоколы, которые по электронной почте передаются в средства массовой информации. Официальным печатным органом является журнал «Московские торги», официальным сайтом http://www.tender.mos.ru/ является сайт Тендерного комитета. На этом сайте полностью реализуется вся технологическая цепочка от объявления о начале конкурса до подведения итогов. Технологически все взаимосвязано: данные, введенные в шаблоны, приводят к текстовым документам, стандартизованным и утвержденным Тендерным комитетом.

В этом году будет создаваться портал государственных закупок, система продолжит свое развитие, в том числе и в напрвлении работы с электронными торговыми площадками. Город принял решение свою площадку в этом году не разрабатывать. Сформированы требования к таким площадкам. В ближайшее время будет объявлен соответствующий конкурс. Мы хотим апробировать электронные аукционные на тех площадках, которые сейчас существуют, и если это себя полностью оправдает, то далее развитие пойдет этим путем. Если же опыт окажется неудачным, то будет поставлен вопрос о создании специального программного обеспечения.

CNews: На федеральном уровне планируется принять некий общепринятый российский классификатор, чтобы все данные поступали на единый портал, разработанный для Минэкономразвития. В Москве будет действовать исторически используемый классификатор?

Юрий Вартанов: В прошлом году мэр утвердил рубрикатор продукции или услуг, который, правда, нельзя еще назвать классификатором. Он разработан на базе предложений Минэкономразвития. Мы приняли этот рубрикатор за основу, он встроен в систему, на его основе построен реестр закупаемой городом на бюджетные деньги продукции. Программное обеспечение разработано в рамках АИС УБП-2. В этом году должно продолжиться развитие этой системы. Когда возникнет общероссийский классификатор, он будет включен в систему (принцип построения системы это позволит сделать без противоречий и осложнений).

CNews: Какие направления информатизации органов государственной власти в Москве кажутся вам наиболее перспективными, помимо названных ранее?

Юрий Вартанов: Приоритетным для Москвы направлением является информационная безопасность. По этой тематике недавно объявлен ряд конкурсов в рамках «Электронной Москвы». Построение системы информационной безопасности существующих систем выходит на первое место. Мало создать ресурс, надо еще обеспечить его правильную защиту. В городе, естественно, есть системы, содержащие конфиденциальную информацию, которая требует защиты на другом уровне. Но защищать требуется не только закрытую информацию, но именно систему с точки зрения ее отказоустойчивости, чтобы она не могла быть поврежденной извне. На себя в этом смысле обращают внимание старые системы, потому что в новые системы принципы безопасности закладываются еще на этапе создания, а в старых системах это еще не было предусмотрено.

CNews: Как Вы думаете, нужно ли ввести квалификационные требования к государственным служащим в сфере информационных технологий, в целом прописать их?

Юрий Вартанов: «Гранит-Центр» работает на рынке и с органами государственной власти уже больше 15 лет. Компания входит в структуру ЦАО. Каждый сотрудник префектуры ЦАО и ее окружной службы на своем рабочем месте имеет компьютер, подключенный к многочисленным информационным системам. Сотрудники имеют доступ по умолчанию к большинству из этих систем, потому что они открыты и являются для них источником информации для принятия решений. Разумеется, что работники должны обладать достаточными знаниями и навыками работы на компьютере. Десять лет назад, принимая на работу, практически любого сотрудника ставилась задача обучить его работе на компьютере. Но вот уже пять лет таких обращений нет. Все, кто приходит устраиваться на работу, владеют компьютерной грамотой, не зависимо от возраста.

Но, безусловно, квалификационные требования — это необходимый инструмент, без которого уже невозможно правильно работать государственному служащему. Если говорить именно о государственных служащих, то, считаю, что компьютерные знания и навыки должны быть обязательным требованием.

CNews: В Москве существует перечень расценок на работы по сопровождению, о котором вы говорили ранее. А есть ли какие-то наработанные соглашения, контракты, регламентирующие качество предоставляемых провайдерами услуг?

Юрий Вартанов: В явном виде, этого конечно нет, потому что по системе, основываясь на этом сборнике, составляется смета, в которую входит перечень оказываемых услуг, к чему добавляется количество услуг, которые будут оказаны за год. Это соглашение, но его нельзя рассматривать, как контракт, регламентирующий взаимоотношения, потому что хоть такая смета прикладывается к договору по результатам конкурса, как некий перечень услуг, который мы обязуемся выполнить, она все же не содержит понятия качества оказываемой услуги. Но может быть такой вариант: если мы беремся за выполнение определенной работы, то, соответственно, берем на себя обязательства выполнить ее, и заказчик вправе отказать в оплате, если работа не будет выполнена или ее выполнение будет некачественным с его точки зрения. То есть, являясь приложением контракта, такая смета может рассматриваться как соглашение.

CNews: Вы упомянули "тяжелые" решения — единые базы данных. Когда такие единые базы и банки данных станут ключевым информационным ресурсов органов государственной власти Москвы? Будет ли создаваться единая база данных?

Юрий Вартанов: Создание одной базы данных на все ресурсы, имеющиеся в городе, не очень оправдано. И здесь город идет по пути создания Метасистемы "Электронная Москва", о которой мы уже говорили. Метасистема должна обеспечить интеграцию существующих и вновь разрабатываемых систем и ресурсов.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS