Сергей Меркулов: На рынке ИТ проектов для госсектора формируются лидеры спроса

Сергей Меркулов

О новых тенденциях информатизации государственного управления CNews рассказал Сергей Меркулов, первый заместитель генерального директора компании.

CNews: Что изменилось по сравнению с прошлым годом на рынке ИТ-решений для госсектора?

Сергей Меркулов: По сравнению с прошлым годом ситуация изменилась в лучшую сторону. С одной стороны, для развития ИТ в госсекторе не возникло никаких серьезных сдерживающих факторов (как это было с административной реформой в 2004). С другой — интерес госорганов к использованию информационных технологий в государственном управлении существенно возрос. Как мы и предполагали, рынок государственных ИТ-проектов рос быстрее, чем ИТ-рынок в целом.

Изменения можно зафиксировать в области усложнения структуры спроса и появления новых тенденций. На конец 2004 года стало очевидно, что интересы госструктур постепенно смещаются от инфраструктурных к высокоинтеллектуальным системообразующим проектам, таким, например, как создание систем для обеспечения социальных сервисов, информационно-аналитических систем, хранилищ данных и др.

Начала четко прослеживаться направленность усилий на решение и финансирование функциональных и межведомственных задач. Примером этого может служить создание в рамках ФЦП «Электронная Россия» Федерального центра управления информационно-технологическими ресурсами, который будет выступать в роли удостоверяющего центра в области электронной цифровой подписи. Реализация подобного проекта невозможна без интеграции информационных ресурсов различных ведомств.

В 2005 году эти тенденции продолжали развиваться, и к ним прибавилось несколько новых: структуризация этого рынка стала происходить не только по горизонтальным направлениям (уровень решений, сложность задач), но и по вертикальным — по основным  источникам спроса и  объектам финансирования.

CNews: Расскажите, пожалуйста, что это за тенденции? Кто, на Ваш взгляд, стал лидером спроса на рынке ИТ проектов для госсектора в 2005?

Сергей Меркулов: На мой взгляд, с точки зрения объемов финансирования ИТ-задач лидерами спроса в прошедшем году стали силовые ведомства.

По сложности, объему и финансовой емкости проектов они явно «обогнали» традиционно лидировавшие в этом вопросе бюджетообразующие ведомства (ФНС, Казнайчество, ФТС и др.). В 2005 году началась реализация ряда полномасштабных программ, таких как, например, создание единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России, системы заграничных паспортов нового поколения, цетрализованной базы данных по учету иностранных граждан, базы данных по учету авиапассажиров и др.

Очень четко прослеживается усиление «контрольного» тренда. Речь идет о создании информационно-аналитических систем поддержки отчетных, контрольных и надзорных функций. В качестве примера можно привести информационную систему контроля реализации ФЦП «Электронная Россия». Эта задача была поставлена Министерством экономики и развития России в рамках изменения процедуры предоставления государственными заказчиками отчетов (c ежегодного на ежемесячный формат). Активно обсуждается необходимость создания информационной системы мониторинга национальных проектов на всех уровнях государственного управления (от Президента до губернаторов). Все эти инициативы увязываются с разработкой систем контрольных показателей за эффективностью работы органов государственной власти, а также с внедрением процедур бюджетирования в рамках реализации утвержденной Правительством России концепции административной реформы.

Еще одной иллюстрацией этой тенденции может послужить создаваемая  автоматизированная система Федерального казначейства РФ. Ее основное назначение - поддержка процессов управления государственными финансами и контроль расходов государственного бюджета.

В 2005 году этот тренд стал отдельным направлением развития ИКТ в органах власти и  получил серьезную поддержку со стороны правительства.

Также можно отметить усиление внимание государства к информатизации социальной сферы.

В 2005 году одновременно с реализацией приоритетных национальных проектов на первый план вышли также задачи внедрения ИКТ в деятельность бюджетных учреждений в сфере образования и медицины. Очевидно, что перестройка работы этих организаций в рамках реализации национальных проектов должна сопровождаться развитием их ИТ-базы. В связи с этим вполне понятно желание государства разработать и внедрить некоторые минимальные стандарты ИТ-обеспечения бюджетных социальных организаций. Так, для общеобразовательных учреждений предлагается решить задачу развертывания в каждой школе (всего более 60 тысяч) современного компьютерного класса и подключения его к интернету по выделенному цифровому каналу. Для здравоохранения предлагается оборудовать каждую машину скорой помощи системой цифровой подвижной радиосвязи c GPS, в каждую больницу или поликлинику поставить типовой программно-технический комплекс «электронной регистратуры». С этой же задачей связана необходимость решить проблему подключения бюджетных организаций к сети интернет для быстрого преодоления проблемы цифрового «неравенства».

И, наконец, в качестве еще одной немаловажной тенденции можно выделить активизацию работы по информатизации регионов. С одной стороны, региональные администрации пришли к осознанию того, что вложения в ИТ способны реально повышать эффективность их работы и качество управления. С другой — у них появились на это средства. В некоторых регионах уже приняты и успешно реализуются стратегии развития информационных технологий на пятилетний период. Например, в Московской и Тюменской областях.

CNews: Какие ИТ решения сегодня наиболее востребованы в регионах?

Сергей Меркулов: Мы наблюдаем огромный интерес к ситуационным центрам, что можно объяснить возросшей ответственностью региональных властей за результат своей работы и реальным, а не только декларируемым желанием повысить эффективность управления и контроля за жизнедеятельностью региона. Подобные системы позволяют проводить мониторинг развития региона и анализировать все происходящие события, что дает отличные возможности для прогнозирования и моделирования различных ситуаций на региональном уровне.

Также в регионах сейчас существенно возрос интерес к управлению недвижимостью и земельными ресурсами и регистрации прав на них. Государство активизировало свои усилия в этом направлении созданием специального ведомства (Росрегистрации).

Резюмируя, можно сказать, что на рынке госсектора постепенно формируется некая матрица спроса, по горизонтали происходит усиление интеллектуальной составляющей и усложнение ИТ проектов, расширение их функциональности и переход на межведомственный уровень взаимодействия, а по вертикали — формируются лидеры ИТ спроса и основные объекты бюджетного финансирования.

CNews: В каких из этих трендов принимает участие IBS?

Сергей Меркулов: Практически во всех.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS