Тагир Яппаров: Электронная соцкарта — ключ к получению различных видов льгот

Тагир Яппаров

В 2005 году стартовал проект по разработке технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт. Об этих работах, предполагающих сложное межрегиональное и межведомственное взаимодействие и «расшивку» социальных проблем на местах, в интервью CNews рассказал Тагир Яппаров, председатель Совета директоров компании АйТи.

CNews: Сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге и Московской области, а потом и в других регионах России запущены региональные программы «Электронная (социальная) карта» жителя. Сегодня такие социальные карты используют сотни тысяч граждан страны. Решение каких основных задач — социальных и в сфере планирования и учета расходов бюджета — ставится государством во главу угла при помощи технологии социальных карт?

Тагир Яппаров: Российская система государственных социальных обязательств исторически имеет непростую структуру и характеризуется не только сложными механизмами предоставления социальной помощи населению, но и большим числом льготных категорий граждан. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, сегодня в нашей стране 51,2 млн. человек (что, кстати, составляет 36% от общего числа граждан РФ) являются получателями различных льгот. Причем эта цифра не является константой: к примеру, в течение 2005 года число лиц, получивших право на федеральные выплаты, выросло на 13% (см. диаграмму). Что касается региональных льготников, то там ситуация еще сложнее. Ведь из 51 млн. льготников почти 35 млн. получают льготы из региональных и местных бюджетов.

Общая численность федеральных льготников в РФ в 2003-2005 гг., млн. человек

Общая численность федеральных льготников в РФ в 2003-2005 гг., млн. человек

Очевидно, что в таких условиях наладить предоставление социальной помощи, причем адресной, крайне сложно без создания систем социальных карт. Многофункциональные социальные карты, во-первых, позволяют упорядочить работу со льготными категориями населения, а во-вторых, обеспечить прозрачность механизмов доведения льгот до граждан, вплоть до контроля использования ими выделяемых средств.

Кроме того, социальные карты — важнейший инструмент планирования и учета расходов бюджетных средств. Например, сегодня нет возможности точно определить, в каком объеме предприятия транспорта оказывают услуги по перевозке льготников, а следовательно, и установить точные размеры компенсации. Тогда как системы многофункциональных электронных карт позволяют вести статистику использования льгот по различным срезам и получать детализированную информацию по использованию тех или иных услуг, объему и срокам выплат и пр. В целом возможность глобального и оперативного контроля за всеми процессами распределения и использования бюджетных средств, выделяемых персонально для населения в рамках социального пакета, предотвращает нецелевое использование средств и дает экономию до 20-30%.

И, наконец, есть еще один весомый аргумент в пользу широкомасштабного применения соцкарт в нашей стране. Это значительное сокращение расходов, направленных на поддержку действующей системы доставки социальной помощи. По нашей оценке, сокращение расходов на доставку и инкассацию бюджетных средств населению может составить 20-30%.

CNews: В чем основные преимущества использования инструмента социальных карт для самих граждан? Какова роль таких карт в социальной жизни общества?

Тагир Яппаров: По сути, электронная соцкарта для владельца является одним ключом к получению различных видов льгот. То есть однажды оформленная карта дает возможность, с одной стороны, получать различные государственные выплаты — субсидии, компенсации, дотации, с другой — пользоваться льготами при расчете за коммунальные, транспортные, медицинские и прочие  услуги. Собственно удобство использования многофункциональной смарт-карты очевидно и как минимум избавляет человека от необходимости носить с собой целую кипу документов, подтверждающих его право на получение соцпомощи. Кроме того, электронная карта может выступать в качестве носителя необходимой информации о владельце и содержать паспортные данные, номера страховых полисов и другие сведения, что очень удобно при заполнении документов в различных госучреждениях и, на мой взгляд, положительно отразится на оперативности обслуживания населения. Также соцкарты, обеспечивающие безналичные операции, в определенной степени гарантируют безопасность и сохранность «электронных» денег, которые сложнее элементарно украсть или потерять.

Думаю, что в нашей стране построение систем электронных соцкарт будет иметь особенно важное значение. Этот высокотехнологичный инструмент будет играть решающую роль в повышении качества взаимодействия между государством и населением, а также придаст серьезный импульс развитию инфраструктуры безналичных платежей.

CNews: Компания АйТи, как победитель открытого конкурса в рамках ФЦП «Электронная Россия» приступила к разработке технологии межрегионального взаимодействия социальных карт в масштабах России. Расскажите подробнее о проводимых работах и текущем состоянии дел по основным направлениям развития проекта.

Тагир Яппаров: В настоящее время в отдельных регионах нашей страны уже действуют системы предоставления социальной помощи с использованием социальных карт, во многих регионах такие проекты планируются. В то же время всесторонний анализ существующих региональных систем показал, что социальная функция на межрегиональном уровне просто не обеспечивается. Например, льготник из одного региона при поездке в другой регион лишается возможности льготного обслуживания. Поэтому логичным шагом на этом пути является создание технологии взаимного приема карт различными региональными системами. Эта задача и была поставлена Федеральным агентством по информационным технологиям перед нашими специалистами в ходе проекта по разработке темы межрегионального взаимодействия социальных карт.

Кроме того, реализуемые сегодня в ряде регионов проекты технологически и методологически слабо совместимы между собой. Например, «Социальная карта Москвича» и «Социальная карта Челябинца», по сути, являются технологическими «антиподами». Эти решения основаны на принципиально разных технологиях, и если московская система использует бесконтактные карты, то челябинская — контактные, следовательно, серьезно отличаются все компоненты систем. Взаимный прием карт в этих кардинально отличающихся решениях невозможен. Один из наиболее эффективных вариантов решения проблемы — использование транзитных смарт-карт, которые являются носителем информации о льготах владельца и при перемещении в другой регион обмениваются на постоянную, действующую в рамках данного города или области. Механизм реализации этой схемы был продемонстрирован на испытательном стенде.

Сегодня очевидна острая необходимость разработки на федеральном уровне единых стандартов проектирования и построения систем социальных карт. Иначе в этой области мы рискуем получить «неприятные» результаты «стихийно-лоскутной» автоматизации 90-х годов, то есть большое число внедренных локальных решений, требующих серьезных финансовых затрат на доработку и интеграцию в единую систему. Собственно, разработанный специалистами нашей компании совместно с ФГУП ВНИИПВТИ пакет нормативно-технических документов закладывает фундамент для формирования стандартов как на федеральном, так и региональном уровнях.

CNews: В рамках проекта «Социальная карта» компания «АйТи» проводит анализ экономической эффективности различных вариантов построения региональных систем «социальных карт», предполагается, что будут разработаны критерии и методы оценки эффективности и целесообразности реализации различных приложений — банковских, социальных и транспортных. Могли бы вы поделиться предварительными результатами этого анализа? Какие критерии и методы оценки эффективности реализации различных приложений вы рассматриваете в качестве рабочих?

Тагир Яппаров: В мировой практике не существует единой и рекомендуемой к использованию методики анализа экономической эффективности региональных систем соцкарт. Опыт работы в области применения смарт-технологий, в том числе для решения социальных задач позволил нам разработать собственные методики оценки, неоднократно апробированные в проектах. Они предполагают проведение анализа эффективности по множеству критериев, среди которых экономическая, социальная эффективность, а также эффективность государственного управления. В целом наши расчеты подтверждают, что окупаемость проектов построения социальных систем может достигаться в течение 2-3 лет.

CNews: Одна из ключевых целей финансового ведомства при введении социальных карт — устранить дублирование выплат по трем основным направлениям — льготы, субсидии и дотации — что весьма сложно, так как эти расходы проходят по разным статьям госбюджета, источникам формирования и направлениям расходования. Если эта задача будет решаться в рамках проводимых вами работ, то каким образом?

Тагир Яппаров: Проблема дублирования выплат менее актуальна, чем сложности, связанные с адресной доставкой льгот, субсидий дотаций, а также четким контролем их распределения и целевым использованием. Применение смарт-карт для выполнения социальных обязательств способно эффективно решить эту проблему и разработанная нашей компанией концепция именно на это и ориентирована. Каким образом? Электронная карта, будучи интеллектуальным носителем, позволяет задавать большое число параметров использования. К примеру, она может содержать в себе несколько отдельных «кошельков», на каждый из которых могут поступать выплаты строго определенной категории, задаваться условия использования. И расходование этих средств владельцем карты будет возможно только в соответствии с заданными параметрами. Кроме того, все движения средств по карте, а также факты использования льгот фиксируются в системе, что в итоге обеспечивает четкий контроль за выделением и доставкой населению субсидий, дотаций и льгот. Поэтому объем произведенных выплат возможно определить с большой достоверностью, равно как и объем использованных средств.

CNews: Какой круг работ необходимо провести органам государственной власти региона, если они сочтут необходимым внедрять у себя социальные карты в соответствии с предложениями, разработанными компанией АйТи в рамках упомянутого проекта?

Тагир Яппаров: Безусловно, при планировании проекта по реализации систем социальных карт в регионах нашей страны, мы настоятельно рекомендуем учитывать те выводы и рекомендации, которые были получены в 2005 г. в ходе работ по разработке технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт. Своевременный учет требований к обеспечению межрегионального взаимодействия поможет избежать технологических и методологических ошибок и обеспечить более эффективное использование выделенных на проект ресурсов и средств.

Проекты по построению региональных систем социальных карт довольно сложны, но не столько в  технологическом, сколько в организационном плане. Необходимо соблюдать обязательные этапы реализации сложных проектов, сложившихся в мировой практике и доказавших свою эффективность. Первый шаг на пути к внедрению системы социальных электронных карт — создание  концепции проекта с учетом всех особенностей данного региона. Этот документ определяет цели и задачи проекта, круг участников системы, в который входят не только органы госуправления (администрация региона, органы соцзащиты), учреждения, оказывающие услуги (транспортные и коммунальные предприятия, медицинские учреждения), но и коммерческие предприятия (банки, предприятия торговли и услуг), условия их взаимодействия, доли финансирования, получаемые выгоды и пр. Далее концепция проходит этап согласования с участниками, а также утверждается на уровне региональной власти, как правило, законодательным собранием и губернатором. И только после проведения данного комплекса работ, выявления ключевых параметров проекта можно переходить к его технической реализации. Параллельно с этим прорабатываются и детализируются организационные вопросы между участниками проекта, определяются регламенты их действий, разрабатываются нормативные акты и документы оформляющие и закрепляющие создание и схемы функционирования системы.

CNews: Принимала ли участие компания АйТи в других программах по внедрению социальных карт? Если, «да», то расскажите об их реализации и достигнутых результатах.

Тагир Яппаров: Использование многофункциональных карт для решения социальных задач в нашей стране  пока только начинает переходить в плоскость практической реализации, поэтому на данном этапе важна системная работа по правильной организации таких проектов. Наша компания активно работает в этой области с 1996 года. Первый серьезный опыт был получен десять лет назад при построении системы в Череповце, заказчиками которой выступили Промышленно-строительный банк и комбинат «Северсталь». Первые месяцы эксплуатации системы показали существенное сокращение сроков прохождения денежных средств при начислении заработной платы сотрудникам градообразующих предприятий и повышение оперативности ее выдачи. Во время кризиса 1998 года предприятия Череповца организовали ряд социальных проектов, например, льготное питание сотрудников, с помощью смарт-карточек. В настоящее время в городе с населением около 320 тыс. человек в системе выпущено более 100 тыс. карт, а в самом проекте участвуют более 150 предприятий и организаций. С помощью карт работники предприятий осуществляют безналичные переводы и платежи за коммунальные услуги и сотовую связь, рассчитываются в магазинах и сервисных предприятиях.

Помимо этого наша компания разрабатывала концепции систем соцкарт Красноярского края и Красноярска, Дзержинска, Чувашии, Железногорска и др. Также реализовывала макеты и пилотные проекты систем социальных карт.

На наш взгляд, концепция создания социальных карт, разработанная нашей компанией, обладает, целым рядом преимуществ перед другими вариантами, представленными в России.

Во-первых, все социальные приложения таких систем контролируются соответствующими органами власти, поскольку процессинг по социальным приложениям отделен от процессинга платежных приложений

Во-вторых, мы предлагаем открытое решение как с точки зрения участников (в проектах социальных карт могут участвовать различные органы госуправления, различные банки, предприятия сервиса и торговли, другие коммерческие структуры), так и с точки зрения платежных технологий (решения могут строиться на основе различных платежных систем).

И, наконец, в-третьих, мы предлагаем многофункциональное использование смарт-карт с высоким уровнем защиты информации. Это означает, что в системе могут работать различные приложения и одна смарт-карта является универсальным носителем большого числа приложений, что обеспечивает наибольшую эффективность системы.

CNews: Периодически поднимается вопрос об уязвимости бесконтактных карт: карточку, лежащую у человека в кармане, можно «отсканировать», проходя рядом, и создать электронную копию, идентичную оригиналу. Известны ли вам случаи проявления этой уязвимости? Насколько серьезно защищены социальные карты от подобных проблем?

Тагир Яппаров: Действительно, в мире наиболее защищенными смарт-картами считаются контактные, поэтому они широко применяются в банковских системах и для идентификации личности. В то же время бесконтактные карты гораздо лучше использовать при микроплатежах, например и оплате транспортных услуг. Учитывая важность и серьезность информации, размещаемой на смарт-картах, мы считаем наиболее правильным использовать более защищенный вариант смарт-карт — контактные. В идеале же в подобных проектах применять карты контактно-бесконтактные, но это более дорогостоящее решение.

CNews: Каким вы видите будущее ваших наработок в сфере социальных карт? Собираетесь ли вы принимать участие в дальнейшем тиражировании предложенных решений, если такие обращения поступят? Каковы ваши планы в этой сфере на 2007 год?

Тагир Яппаров: Если в целом рассматривать стратегию развития социальных карт, то я выделил бы несколько основных направлений действий.

А. Разработка и совершенствование стандартов и требований. Жизненно необходимо разработать и принять комплекс общих и специализированных  стандартов, рекомендаций и требований, ввести единую систему классификации и кодирования по системе льгот, разработать методическое обеспечение по оценке социально-экономической эффективности проектов социальных карт.

Б. В области технологических решений необходимо принять типовые варианты архитектуры региональных многофункциональных социальных карт, прикладных приложений, архитектуры инфраструктурных компонент региональных карт.

В. Правовые аспекты внедрения систем. Здесь очень много вопросов, которые необходимо решить на государственном уровне. На наш взгляд, необходим Закон «О социальной карте», регламентирующий, в частности, состав и доступ к персональным данным в системе, порядок создания и функционирования системы, порядок межрегионального взаимодействия и взаимодействия системы с внешними системами, обеспечение защиты информации и т.д.

Что касается нашего участия в реализации региональных проектов, то АйТи активно работает в этом направлении и мы планируем, что в текущем году приступим к реализации систем социальных карт в некоторых регионах России.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS