Вячеслав Ермолов: Мы готовы к аутсорсинговым проектам федерального масштаба

Вячеслав Ермолов

Масштабы многих созданных и разрабатываемых ИТ-систем для органов государственной власти давно вышли за границы отдельных ведомств. В этих условиях все большее развитие получает аутсорсинг, связанный с поддержкой ИТ-инфраструктуры, ее мониторингом и периодическим апгрейдом. О направлениях развития и формах ИТ-аутсорсинга в интервью CNews рассказал Вячеслав Ермолов, директор департамента техподдержи и аутсорсинга компании АйТи.

CNews:В последние несколько лет активно увеличиваются затраты на информационно-технологическое оснащение органов государственной власти всех уровней: в 2001-2003 годах на эти цели было потрачено 70 млрд руб., в 2004 году — около 50 млрд руб., в 2005 году — около 60 млрд руб, — одновременно увеличиваются расходы на ИТ-аутсорсинг. Как вы оцениваете долю государственных заказчиков на рынке аутсорсинговых услуг?

Вячеслав Ермолов: Определить емкость рынка ИТ-аутсорсинга именно для органов госвласти довольно сложно, так как финансирование проектов по техподдержке нередко происходит из внебюджетного фонда. По моей оценке, на госсектор приходится не более 20-30 млн. долларов (конечно, без учета аутсорсинга разработки ПО), тогда как весь рынок ИТ-аутсорсинга в России по данным IDC составляет 270 млн. долларов.

CNews: Какие факторы в 2004-2005 годах в первую очередь повлияли на динамику развития ИТ-аутсорсинга в органах государственной власти?

Вячеслав Ермолов: Традиционно во всем мире наибольший интерес к аутсорсинговым услугам зафиксирован именно со стороны государственных структур, что в первую очередь объясняется масштабностью их ИТ-инфраструктуры, а, во-вторых, необходимостью сконцентрироваться на административно-управленческих функциях. Так, например, больше 50% федерального ИТ-бюджета США составляют затраты на разного рода сервисы. Среди российских ведомств ИТ-аутсорсинг пока еще не получил широкое признание. Доля ИТ-бюджетов российских госорганов, выделяемых для закупок оборудования и ПО, превышает сервисную часть. Однако изменение структуры бюджета — вопрос времени и 2004-2005 года, действительно, стали переломным периодом в плане потребления сервисов.

На мой взгляд, потребность в ИТ-аутсорсинге среди органов госвласти главным образом сложилась по двум причинам. Во-первых, в течение последних 5 лет госсектор активно занимался развитием своей ИТ-инфраструктуры и в настоящее время за каждым ведомством числится большой парк компьютерной техники, серверного и сетевого оборудования. Очевидно, что разросшиеся «ИТ-хозяйства» требуют оперативного и качественного обслуживания, обеспечить которое госструктуры не могут по объективным причинам. Дело в том, что госорганы часто не обладают большим штатом высокопрофессиональных специалистов, которые могли бы эффективно решать все задачи по сопровождению и управлению ИТ-инфраструктурой.  И это вторая причина, по которой интерес учреждений госуправления к аутсорсингу из плоскости любопытства перешел в практичную область.

CNews: К настоящему времени органы государственной власти реализовали, либо реализуют  ряд масштабных ИТ-проектов таких, как ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», введение паспортов с биометрическими параметрами, создание межведомственных баз и банков данных, реестров и регистров ресурсов, имущества и т.д. Как вы оцениваете влияние подобных крупномасштабных проектов на развитие ИТ-аутсорсинга для органов госуправления? Можно ли говорить, что в ближайшие год-два-три нас ожидает взрывной рост по этому направлению?

Вячеслав Ермолов: Многие эксперты пророчат взрывной рост рынка, но я склонен думать, что нас ожидает планомерный и прогрессивный рост рынка, опережающий роста рынка ИТ в целом. И пик динамики роста ИТ-аутсорсинга придется на 2008 год. Во многом столь бурному развитию рынка, безусловно, способствует необходимость сопровождения тех высокотехнологичных решений, которые сегодня эксплуатируются госсектором или будут использоваться в ближайшее время. Как я уже отмечал, насыщение техникой и софтом неизбежно выдвинет на первый план задачу поддержки созданной инфраструктуры. В то же время передача специализированных решений на обслуживание сторонним организациям не будет происходить молниеносно, то есть в первую очередь аутсорсерам доверят «неспецифическую» часть инфраструктуры. В качестве примера можно привести Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Обслуживающая организация этого ведомства — ФКЦ «Земля» передала нашей компании на техподдержку информационно-вычислительные системы 402 подразделений агентства, чтобы  иметь возможность сфокусироваться на решении приоритетных задач с точки зрения автоматизации. В то же время ФКЦ «Земля» оставила за собой сопровождение программного комплекса «Единого государственного реестра земель», иногда привлекали к процессу миграции на новую версию ПС и специалистов нашей компании.

Кроме наличия у госсектора масштабных и «ИТ-емких» решений, есть еще факторы, на мой взгляд, привлекающие внимание органов госвласти к ИТ-аутсориснгу. Госструктуры становятся более открыты и прозрачны, а увеличение ИТ-бюджетов позволяет им использовать передовые инструменты для поддержки своих «непрофильных» функций. Также настоящая тенденция централизации государственной власти диктует требования к созданию единого подхода к управлению, что также проецируется и на предоставление одинаково высококачественных ИТ-сервисов.

CNews: Некоторые участники ИТ-рынка отмечают, что полномасштабному использованию ИТ-аутсорсинга органами госуправления в России препятствует законодательство. Как вы считаете, это утверждение соответствует истинному положению дел и наработанной практике? Какие факторы сдерживают развитие данного сектора рынка?

Вячеслав Ермолов: На мой взгляд, каких-либо серьезных препятствий на законодательном уровне для потребления ИТ-аутсорсинга госструктурами не существует. Одним из существенных барьером между органами госвласти и аутсорсерами сегодня является отсутствие единых на рынке стандартов предоставления тех или иных услуг, что попросту лишает заказчика и аутсорсера возможности говорить на одном языке.

Также рост рынка несколько ограничивает отсутствие «истории» ИТ-аутсорсинга в России. В настоящее время многие государственные и коммерческие структуры, оказавшиеся перед дилеммой отдавать на аутсорсинг часть процессов или нет, не желают экспериментировать и с интересом наблюдают за текущими проектами. 

Кроме того, в силу отсутствия широкой практики использования данной услуги, ИТ-аутсорсинг овеян целым рядом мифов, самый распространенный и страшный из них — угроза нарушения информационной безопасности. В действительности же вероятность утечки данных через специалистов компании-аутсорсера серьезно преувеличена, тем более что между заказчиком и аутсорсером заключается соглашение о неразглашении информации, который является частью договора об оказании аутсорсинговых услуг. Однако в большей степени информационную безопасность заказчику гарантирует не данное соглашение, а репутация компании-аутсорсера на рынке.

CNews: Масштабность и критическая значимость стабильной работы российских госструктур диктуют определенные требования не только к условиям аутсорсинговых контрактов, но и выбору аутсорсера. Например, возникает необходимость страхования рисков простоя ИТ-оборудования. Также число специалистов, занятых в реализации аутсорсингового проекта, не должно превышать трети персонала компании-аутсорсера. Следовательно, в России просто нет компаний, способных взять на аутсорсинг, скажем, Банк России. Как вы оцениваете влияние этих двух факторов на развитие данного сегмента ИТ-рынка? 

Вячеслав Ермолов: Действительно, в мировой практике в аутсорсинговых проектах довольно часто участвуют страховые компании, оценивающие риски. Однако предлагать и продвигать подобную услугу на «молодом» российском рынке довольно сложно. Когда в нашей компании направление ИТ-аутсорсинга только начало развиваться, мы пытались найти союзников среди страховых компаний. Но оказалось, что точно оценить риски простоя оборудования с точки зрения упущенной прибыли довольно проблематично. Впрочем, в перспективе с развитием рынка ИТ-аутсорсинга следует ожидать появление данной услуги.

Я соглашусь с тем, что выполнить масштабные аутсорсинговые проекты под силу только крупным ИТ-компаниям, которые обладают не только большим штатом персонала, но и сетью представительств или сервисных центров в регионах России. С другой стороны объем и качество предоставляемого сервиса не совсем корректно мерить «головами». Численность инженерного штата компания-аутсорсер может успешно компенсировать уровнем их квалификации, использованием передовых методик предоставления сервисов и специальных инструментов — программного обеспечения и оборудования. К примеру, нашей компании удалось выстроить надежную и круглосуточную доставку сервиса, задействовав ресурсы глобальной сети региональных офисов.

Если оценивать рынок крупных заказчиков из госсектора, то, на мой взгляд, среди них пока нет ведомств, готовых к передаче всего спектра задач по техподдержки ИТ-инфраструктуры аутсорсинговой компании. Подобные проекты требуют в первую очередь со стороны заказчика наличия отлаженных, прозрачных и формализованных процессов сопровождения. В тоже время проектам национального масштаба предшествует долгая тщательная подготовка и передача процессов на аутсорсинг всегда многоэтапна. Это является обязательным условием для успешной реализации проектов для крупных и географически распределенных организаций. В западной практике такие проекты встречаются, как правило, у глобальных аутсорсеров, которые выполняет их силами многочисленных субподрядчиков, оставляя себе лишь функции управления проектом.  

CNews: В багаже компании «АйТи» немало проектов по направлению ИТ-аутсорсинга. Могли бы вы рассказать о них? С какими трудностями вы сталкиваетесь при их выполнении? Часто ли, при работе с органами государственной власти, ваша компания заключает SLA? (Service Level Agreement — соглашение об уровне услуг, в соответствии с которым в юридическом порядке оговариваются права и обязанности каждой из сторон соглашения и пр. условия.)

Вячеслав Ермолов: По опыту работы с органами госвласти в рамках аутсорсинговых проектах можно выделить ряд особенностей. В первую очередь, это географически удаленные подразделения. Еще одна особенность — недостаточно высокая квалификация персонала на местах. Также у них довольно сложная  организационная структура и специфические производственные процессы, которые необходимо «проецировать» в SLA.  

Безусловно, SLA является главным документом в аутсорсинговых проектах: он не только описывает качество сервисов, но и является фундаментом автоматизации процессов обслуживания. В своей практике мы нередко сталкиваемся с тем, что нашим государственным заказчикам трудно определить качество предоставления сервисов, как правило, потому что они не формализованы. Или юридические службы некоторых госструктур игнорируют SLA при составлении контракта, либо сводят его к перечню регламента работ, который попросту не отражает время и качество их исполнения. Очевидно, что в таких условиях сервисная компания может оказывать услугу в удобный для нее срок, а не необходимый заказчику и не нести за это никой ответственности. Мы всегда обращаем внимание заказчиков на такие «подводные камни» аутсорсинговых проектов.

CNews: Как вы оцениваете вклад направления ИТ-аутсорсинг для органов государственной власти в оборот вашей компании?

Вячеслав Ермолов: В целом доля ИТ-аутсорсинговых услуг в доходе нашей компании составляет порядка 9%, из которых  две трети приходится на аутсорсинг техподдержки ИТ-инфраструктуры. По моим оценкам практически половина данной доли приходится на госструктуры.

CNews: Как вы оцениваете место аутсорсинга для органов государственной власти в бизнесе компании «АйТи» в 2006-2007 годах, и роль вашей компании на этом рынке?

Вячеслав Ермолов: За прошедшие годы наша компания накопила уникальный практический опыт по ИТ-аутсорсингу в федеральных ведомствах. В частности мы реализовали несколько крупных аутсорсинговых проектов по поддержке ИТ-инфраструктуры подразделений Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в 13 регионах нашей страны, региональных отделениях Пенсионного фонда и другие. Кроме того, в течение последних двух лет у нашей компании, выступавшей одним из «первооткрывателей» рынка, сложился определенный пул клиентов, для которых были реализованы пилотные проекты. И мы уверены, что для многих наших клиентов мы станем аутсорсинговыми партнерами, а наши проекты расширятся как по географии и количеству обслуживаемого оборудования, так и числу предоставляемых сервисов.

Во-вторых, нами создана технология управления сервисными услугами в территориально распределенной модели, позволяющая подключать к решению проблемы заказчика специалистов не только из ближайшего к нему регионального офиса АйТи, но и специалистов из других регионов.

В-третьих, наличие территориально распределенной учебной базы — Академии АйТи — и опыт в услугах рекрутинга персонала позволяет нам оперативно подобрать и подготовить в любом регионе страны специалиста нужной квалификации для поддержки ИТ-системы заказчика.

И сегодня можно с уверенностью сказать, что мы готовы к аутсорсинговым проектам федерального масштаба.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS