Андрей Понеделко: ИТ–подразделения органов госвласти рассматривают системную интеграцию как основное направление дальнейшего развития своих ведомств

Андрей Понеделко

О том, как органы государственной власти видят развитие процессов информатизации, и какие изменения произошли в этой области, причинах и путях ликвидации «цифрового» неравенства между лидерами и аутсайдерами информатизации, подходах к реализации целостных ИТ-проектов в рамках создания «электронного правительства» в интервью CNews рассказал Андрей Понеделко, директор департамента разработки информационно-аналитических систем компании «Ай-Теко».

CNews: Оказала ли какое-либо воздействие административная реформа начала 2004 года и последующая, более чем годичная «настройка» правительства, министерств и ведомств на процессы информатизации органов государственной власти?

Андрей Понеделко: Административная реформа начала 2004 года на начальном этапе просто приостановила на некоторое время, налаженное в то время финансирование ИТ–проектов. В целом административная реформа не должна накладывать отпечатки на развитие процессов информатизации как общества в целом, так и органов государственной власти. Однако административные изменения в министерствах и ведомствах привносят различного рода изменения во взглядах руководителей на те или иные проблемы информатизации. И тогда руководством принимается решение о продолжении или прекращении финансирования существовавших ранее ИТ–проектов. В настоящее время на мой взгляд ситуация стабилизировалась и развитие информатизации органов государственной власти продолжается.

CNews: Как вы оцениваете разрыв в ИТ-оснащенности лидеров и аутсайдеров информатизации, среди органов государственной власти федерального уровня; регионального уровня? Оказывает ли существенное влияние этот «цифровой разрыв» на качество государственного управления, в том числе информационного взаимодействия? На качество кратко- и среднесрочных прогнозов развития, которые готовят органы государственной власти?

Андрей Понеделко: Общее состояние ИТ–оснащенности лидеров и аутсайдеров информатизации, среди органов государственной власти, как федерального уровня, так и регионального уровня можно определить как "цифровое" неравенство, которое связано со схемами финансирования или экономическими проблемами краев и областей, особенно регионов-аутсайдеров. В «бедных» регионах не хватает денег даже на социальные программы. Потому автоматизация финансируется в последнюю очередь или же только из федерального бюджета. В настоящее время рассматриваются различные ИТ–проекты в рамках отдельных ведомств, которые направлены на информатизацию, в том числе региональных органов государственной власти.

CNews: Как изменились за последнее время потребности органов государственной власти в системной интеграции? Какие подходы к построению ИТ-инфраструктур готова предложить ваша компания? Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка системной интеграции для органов государственной власти России? Какова специфика при работе с органами государственной власти по этому направлению?

Андрей Понеделко: За последнее время ИТ–подразделения органов государственной власти рассматривают системную интеграцию унаследованных решений как основное направление дальнейшего развития своих ведомств. И эти взгляды носят продуманный и взвешенный характер.

В рамках ФЦП "Электронная Россия" была попытка решить проблемы информатизации по отдельности, вне зависимости от работ, направленных на улучшение качества государственного управления. Поэтому на сегодняшний момент наблюдается отсутствие целостного видения ситуации по информатизации ведомств в целом, ограниченность знаний и непрозрачность существующих тенденций и решений для ИТ–компаний. А уже исходя из этого, наблюдаются довольно скромные результаты и слабонаблюдаемый эффект от внедренных решений. И на основе сказанного можно сделать вывод, что, как правило, компании-интеграторы занимаются решением частных вопросов в части информатизации отдельно взятого ведомства. Сроки решения таких задач лежат в пределах одного или полутора лет и зависят от бюджетного финансирования.

Для целостных ИТ–проектов в рамках создания "электронного государства" необходимы: целостный взгляд на информатизацию ряда ведомств, общая оценка созданных пилотных проектов для возможной интеграции или применения уже реализованных решений, программа реализации, и конечно реальное финансирование и реальные сроки. При таких условиях гораздо легче осуществить координацию ряда ИТ–проектов, где будет очевидно достижение единой цели.

Особенности взаимодействия системных интеграторов и государственных структур с точки зрения выполнения государственных контрактов не столь различны по сравнению коммерческими структурами. А вот основные особенности взаимодействия и проблемы могут лежать в области возможной реализации предметной области. Например, в конкурсной документации, как правило, присутствуют следующие требования:

  1. Наличие соответствующих лицензий для реализации функций и задач в предметной области.
  2. Опыт реализации аналогичных проектов для государственных структур.
  3. Соответствующая квалификация и наличие в оргструктуре компании-интегратора подразделений обеспечивающих реализуемость проекта.

Обеспечение выполнения указанных требований и являются основным критерием выбора того или иного интегратора. Да и сама компания–интегратор понимает, в каких областях ("нишах") находится ее преимущество по сравнению с конкурентами и где она может наиболее лучшим образом реализовать свои возможности.

CNews: Насколько, исходя из вашей практики, вырос за последнее время спрос со стороны органов государственной власти на корпоративные системы хранения данных? Каковы основные потребности органов государственной власти в этой области?

Андрей Понеделко: Основным подходом консолидированного хранения данных в автоматизированных системах органов государственной власти стали часто встречаться решения, основанные на современных технологиях (архитектура Storage Are Network — SAN) создания корпоративных систем хранения. На их основе создают системы повышенной надежности, которая позволит производить резервное копирование даже в "горячем" режиме. Такая схема оправдана, когда время восстановления системы станет критично для бизнес-процессов заказчика. Возможность создания подсистем оперативного резервирования отражена в материалах компании "Ай-Теко", и при необходимости эти решения могут быть реализованы в достаточно короткие сроки.

CNews: Какие проекты из числа реализованных «Ай-Теко» для органов государственной власти в последние несколько лет запомнились вам больше всего и почему? Какие новые проекты в интересах органов государственной власти вы реализуете в настоящее время?

Андрей Понеделко: В 2005 году «Ай-Теко» реализовала ряд крупных проектов федерального масштаба.

Впервые в России выполнен проект по централизованному лицензированию ПО для Высшего Арбитражного Суда РФ. Совместно с компанией «Лаборатория Касперского» разработана и внедрена комплексная программа антивирусной защиты для всей системы арбитражных судов России.

В органах Федерального казначейства по всей России создана инфраструктура обработки данных и внедрено 88 комплектов серверного оборудования и ПО. Следующий этап сотрудничества в 2006 году — обеспечение отделений ведомства оборудованием подсистем резервного электропитания.

Проект модернизации и технического перевооружения учреждений Росгидромета — крупное достижение «Ай-Теко» в сфере системной интеграции. Разработан комплекс технических заданий для ряда подсистем, затрагивающих все аспекты получения и обработки гидрометеорологических данных.

Спроектирована система дистанционного образования для МВД (еще один проект федерального масштаба). Построена сеть мультимедийных учебных классов для образовательных учреждений МВД. Предполагается, что спроектированная «Ай-Теко» система в дальнейшем охватит все образовательные учреждения министерства на территории России.

В Федеральной миграционной службе (ФМС России) реализуется проект построения региональных центров данных учета иностранных граждан.

Для Счетной палаты РФ разработан технический проект и внедрены отдельные подсистемы информационно-телекоммуникационной системы, а также произведена модернизация системы хранения данных и управления информационными ресурсами.
В Федеральной таможенной службе России модернизирована инфраструктура вычислительной сети и автоматизирована сервисная служба.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS