Сергей Шмыков: Весь комплект годовой отчетности можно сдавать в электронном виде

Сергей Шмыков

О роли и значении информационных технологий (ИТ) а работе Федеральной налоговой службы (ФНС) России, а так же о планах по развитию информационно-технологических систем и ресурсов в интервью CNews рассказал Сергей Шмыков, начальник отдела методологического обеспечения Управления информационных технологий ФНС России.

CNews: Какие основные задачи в сфере информатизации были решены Федеральной налоговой службой в 2005 году?

Сергей Шмыков: Основными прикладными направлениями развития АИС «Налог» были: интеграция информационных ресурсов; межведомственный информационный обмен, развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде; вопросы информационного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

CNews: Как изменения численности сотрудников ФНС повлияли на слаженность работы службы?

Сергей Шмыков: К сожалению, в ходе административной реформы численность ИТ-специалистов существенно сократилась. В настоящее время на специалистов по информатизации в налоговых органах возложено более 20 объемных функций, которые ложатся на 5 — 40 человек, числящихся в инспекции или в Управлении по штату, а в действительности их значительно меньше — от 0 до 10 — 15. Радует то, что за время работы нам удалось создать коллектив единомышленников, поэтому на слаженность в работе это пока не повлияло.

CNews: Каким образом организованы и проводятся обучение и переподготовка персонала в ФНС России в области ИТ?

Сергей Шмыков: Хотя этот вопрос входит в компетенцию Управления государственной службы и кадров, мы также принимаем участие в этом процессе. Пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что без постоянной помощи коллег с рынка информационных технологий — компаний, работающих в качестве соисполнителей, подрядчиков и субподрядчиков по всем проектам информатизации налоговых служб, ФНС вряд ли бы удалось добиться тех, пусть скромных, но ощутимых для бюджета страны результатов, которые мы имеем сейчас. Особенно хочется отметить фирму Microsoft за постоянную поддержку и оказание практической помощи в подготовке и повышении квалификации системных администраторов для налоговых органов Российской Федерации. В 2002-2003 годах с привлечением авторизованного Microsoft учебного центра «Микроинформ», было подготовлено более 230 системных администраторов высокой квалификации для региональных  налоговых органов. В 2005 году — обучено около 250 системных администраторов системы ЭОД.

CNews: Существуют ли какие-либо сложности информационного взаимодействия ФНС России с органами государственной власти? Если «да», то в чем они заключаются?

Сергей Шмыков: Межведомственный обмен у нас ведется более чем с пятьюдесятью ведомствами в соответствии с заключенными соглашениями. Проблемы обычно возникают при работе с организациями, не имеющими жесткой централизованной структурной соподчиненности. Здесь и отсутствие информации в электронном виде, или ее разноформатность, и трудности с заключением соглашений на регионе или на местах. Это объективная ситуация. Поэтому там, где нет возможности определения всех параметров информационного обмена на федеральном уровне, необходимо максимально упорядочить ситуацию на уровне региона, то есть работать с органами региональной и местной власти, разрабатывать и заключать типовые соглашения на уровне управлений и инспекций.

CNews: Насколько в ФНС приблизились к возможности реализации приема отчетности в электронном виде с использованием ЭЦП?

Сергей Шмыков: Утверждены форматы отчетности по федеральным формам налоговых деклараций и форматы представления бухгалтерской отчетности. В результате весь комплект годовой отчетности можно сдавать в электронном виде. К сожалению, сложнее обстоит дело с региональными и местными налогами, так как нормативные акты принимаются местной законодательной властью.

Программно-технические средства для приема отчетности установлены в территориальных инспекциях во всех регионах страны. Одновременно с установкой специальных программных средств осуществлялось обучение кадрового персонала работе с ними.

Реально процесс внедрения «безбумажной» технологии в промышленном режиме начался лишь с августа 2002 года, а до этого осуществлялась опытная эксплуатация системы, в ходе которой налогоплательщики были вынуждены для соблюдения требований законодательства дублировать электронную отчетность на бумаге.

В части представления отчетности в электронном виде будет разрабатываться и утверждаться в Минфине положение о порядке представления отчетности, которое предположительно должно охватывать варианты использования каналов связи, магнитных или других аналогичных носителей информации, а также представления на бумаге с нанесенным двухмерным штрихкодом.

CNews: Используется ли ЭЦП в ФНС России?

Сергей Шмыков: В связи с тем, что появилось очень много фальшивых (подложных) писем по электронной почте, была поставлена задача, решить эту проблему и, начиная с 2002 года, началась активная работа по внедрению ЭЦП в системе налоговых органов на базе абонентского пункта ЭЦП DiSign, разработанного фирмой «Фактор-ТС». В Управлении безопасности развернут Удостоверяющий центр и проведена работа по созданию персонализированных ключей ЭЦП. В настоящее время ключами ЭЦП обеспечен весь руководящий состав ФНС России.

CNews: Как происходит в Федеральной налоговой службе переход на безбумажные технологии?

Сергей Шмыков: С мая 2003 года вся внутренняя переписка в налоговых органах осуществляется только в электронном виде, а вся входящая корреспонденция руководителя ФНС сканируется, с января 2004 года организована переписка с территориальными органами. О 100% электронном документообороте говорить пока рано. Вот статистика за прошедший год:

 

Входящая почта

Исходящая почта

На бумаге

25.300

19.500

В электронном виде

46.600

10.000

Основная проблема — финансовая. Необходима закупка и продление лицензий Lotus Domino (сервер) и Lotus Notes (клиент).

CNews: Каков уровень оснащенности Центров обработки данных в системе ФНС России, и как на данный момент организовано их функционирование?

Сергей Шмыков: С 1995 г на территории Волгоградской и Нижегородской областей под эгидой Международного банка реконструкции и развития начал реализовываться проект модернизации налоговой службы. Одним из важных элементов проекта являлась централизация обработки данных. Для этих целей были проведены закупки средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. Развитием данного направления модернизации налогового администрирования является централизация обработки налоговой информации на региональном, а затем межрегиональном уровне и создание автоматизированной информационной системы АИС ЦОД.

За истекший год в рамках проекта модернизации налоговой службы (ПМНС-2) проведены работы по созданию и интеграции инфраструктуры Системы ЦОД в соответствии с контрактом №19/TAMP/IC/ICB. Приняты в эксплуатацию Центры обработки данных в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Кемерово и Волгоград.

В целях обеспечения регистрационных действий по всем основаниям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведен пилотный проект в межрайонной инспекции ФНС России №  46 по г. Москве, а также в территориальных органах ФНС России по Санкт-Петербургу. В настоящее время ведутся работы по созданию типовой технологии вновь создаваемых Единых центров регистрации на базе программных средств, применяемых в ЕЦР по г. Санкт-Петербургу.

CNews: На каком этапе находится сейчас создание информационно-аналитического комплекса анализа и планирования налоговых поступлений? Что предпринимается для развития в этом направлении?

Сергей Шмыков: С декабря 2004 года в налоговых органах в промышленной эксплуатации находится программный комплекс «Доход-моделирование» (анализ данных налоговой и социально-экономической статистики, моделирования поступлений налогов и сборов в федеральный и консолидированный бюджеты).

Планы на ближайшие годы в этой сфере связаны с ПМНС-2. Работы ведутся в рамках пакета «Разработка методологии прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений» (13/TAMP/IA/QCBS). В рамках данного пакета должны быть выполнены следующие работы: анализ и систематизация источников данных, необходимых для комплексного решения задач прогнозирования; разработка методологических принципов прогнозирования объема и структуры налогооблагаемой базы по основным видам налогов и сборов, контролируемых ФНС; разработка методологических принципов прогнозирования поступления налогов и сборов, контролируемых ФНС, с учетом результатов прогнозирования объемов и структуры налоговой базы; анализ возможности использования результатов прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений при установлении заданий по сбору налогов; разработка методик формирования проектов заданий по мобилизации налогов и сборов, контролируемых ФНС, с учетом результатов прогнозирования налоговой базы и поступления налогов и сборов; разработка и тестирование макета программного обеспечения, реализующего предложенные методики моделирования.

CNews: Расскажите о том, как происходит и чем обусловлено развитие АИС «Портал»?

Сергей Шмыков: Современное экономическое развитие России, развитие технологий, телекоммуникационной инфраструктуры России, возможность доступа к интернету и проникновение в повседневную жизнь людей информационных технологий изменили требования к информационному взаимодействию.

Теперь потребители хотят получать информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки.

Полную картину информационного взаимодействия с ФНС России можно представить в виде правила трех "К" — Кто, Как и Какие ИТ-услуги ФНС России хочет получать?

Первое "К" можно представить тремя группами: налогоплательщики — физические и юридические лица; государственные организации и ведомства — межведомственное взаимодействие; сотрудники ФНС России — внутриведомственное взаимодействие.

Второе "К" — это информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки.

Наконец, третье "К" — консолидированное представление всего спектра ИТ-услуг ФНС России, в соответствии с разрешенными правами доступа, для данного взаимодействия. Хотелось бы отметить, что базисом для консолидированного представления ИТ-услуг ФНС России служат информационные ресурсы и рабочие процессы.

Вопрос: "Как это реализовать?" Ответ — через портал.

Не пытаясь формально определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотреться к общим характеристикам для всех порталов:

  • Прежде всего, порталы схожи своим предназначением — собирать информацию из различных источников, хранить и трансформировать.
  • Важной особенностью современного портала является персонализация — возможность настроить представление информации ИТ-услуги по своему желанию.

Портал — это современный инструмент взаимодействия потребителей ИТ-услуг.

Также следует отметить что портал — это единый доступ к ведомственным ресурсам, решающий следующие проблемы:

  • Придание одного интерфейса разрозненным информационным системам.
  • Развертывание электронной библиотеки документов с продуманной внутренней структурой, эффективной системой поиска и надежной схемой разграничения прав пользователя.
  • Создание отправной точки поиска информации внутри организации.
  • Предоставление разработчикам приложений строгой архитектуры, интегрирующей создаваемые компоненты.

Развитие этого (портального) направления в налоговых органах также связано с ПМНС-2. Работы ведутся в рамках технического задания по пакету 33/ТАМР/IIFB/SBSQ «Разработка и реализация портала и web-сайта ФНС России».

CNews: Используются ли в ФНС операционные системы Unix и Linux?

Сергей Шмыков: В налоговых органах используются в основном системы, работающие на Windows.

CNews: Реализация программных решений собственными силами или аутсорсинг — что для ФНС оказывается предпочтительнее? Каково ваше отношение к аутсорсингу? Есть ли у него перспективы развития в рамках налоговой службы?

Сергей Шмыков: В соответствии с Федеральным законодательством закупка и поставка продукции для нужд Федеральной налоговой службы осуществляется путем организации и проведения торгов (конкурсов).

Что касается аутсорсинга. Численность ИТ-персонала центрального аппарата налоговых ведомств промышленно развитых стран, составляет 30% от общей. Например, в Австралии она составляет 50%, в Германии — 30%, в Швеции — 78%. Аналогичный показатель в ФНС России составляет — 0,04%. В то же время, учитывая: значительную не укомплектованность ИТ-специалистами; невозможность привлечения высококвалифицированных специалистов из-за низкого уровня оплаты труда; значительные материальные затраты на обучение специалистов, которые потом уходят из системы налоговых органов, — становится целесообразным отдать некоторые функции по сервисному обслуживанию СВТ специализированным фирмам или создание сервисного центра ФНС России.

Вопрос достаточно сложный, требующий тщательной проработки, но требующий своего решения в ближайшем будущем.

CNews: Как и с привлечением каких средств обеспечивается информационная безопасность в информационной структуре ФНС России?

Сергей Шмыков: В ФНС России развернуты и реально используются средства криптографической защиты информации в звене «Федеральный уровень — Региональный уровень» на базе абонентского пункта Криптон Дионис — АП-КД. Данный продукт позволяет нам обмениваться конфиденциальной информацией по каналам связи в режиме электронной почты.

В организации обмена конфиденциальной информацией по электронной почте в звене «Региональный уровень — Местный уровень», а также со сторонними организациями (управлениями Федерального казначейства, Пенсионным фондом и др.) в качестве СКЗИ используется технология ООО «Фактор-ТС», в частности DiPost Crypto — как абонентский пункт, и Dikey — как центр генерации ключей. DiPost Crypto — это продукт в области передачи информации со встроенной функцией шифрования и ЭЦП. Программный комплекс Dikey устанавливается на уже развернутых в Управлениях ФНС России по субъектам РФ АП-КД. Все указанные СКЗИ имеют соответствующий сертификат.

CNews: Какие перспективы вы видите в сфере развития хранения данных? С какими сложностями предполагается или уже приходится сталкиваться в этом направлении?

Сергей Шмыков: В настоящее время осуществляется большой объём ручной работы: запуск и отслеживание заданий на копирование, смена магнитных лент (ежедневно каждые 2-3 часа), анализ протоколов и принятие решений по результатам копирования.

CNews: Происходит ли в ФНС России внедрение единой ERP системы?

Сергей Шмыков: Для дистанционного управления оборудованием закуплено и установлено программное обеспечение HP Open View в ЦА ФНС России (на 600 единиц), в УФНС России по г. Москве (на 600 единиц), в УФНС России по г. Санкт-Петербургу (на 600 единиц), в ФЦОД (на 50 единиц), РЦОД г. Москвы (на 50 единиц), в РЦОД г. Волгограда (на 100 единиц).

CNews: Каковы тенденции развития ИТ в сфере совершенствования сбора информации о налогах и контроля за их выплатой?

Сергей Шмыков: Перспективы развития связаны с созданием корпоративной автоматизированной системы налоговых органов. В настоящее время понятие корпоративной системы определяет необходимость наличия единого информационного пространства. Это означает, что информационные ресурсы в АИС «Налог» должны быть доступны для использования из любого узла сети независимо от места их физического расположения и происхождения.

Основными проблемами ведения и использования информационных ресурсов ФНС России в настоящее время  являются:

  • Наличие в базах данных дублирующих друг друга сведений.
  • Неоднократный ввод одних и тех же данных.
  • Разрозненность информационных ресурсов, отсутствие их обоснованной систематизации.
  • Избыточность при межуровневом обмене из-за неоднократной пересылки данных.
  • Затрудненность доступа к удаленным информационным ресурсам.
  • Использование приложениями разных систем классификации и кодирования.
  • Отсутствие единой системы обеспечения информационной безопасности.

Указанные проблемы в значительной степени могут быть решены путем интеграции информационных ресурсов АИС «Налог», при этом решающее значение имеют вопросы построения и ведения интегрированных баз данных, а также организации доступа к ним в процессе использования информационных ресурсов с использованием web-технологий.

На местном уровне инструментальным средством доступа к информационным ресурсам является система ЭОД. Планируется обеспечить интеграцию комплексов местного уровня (в настоящее время их 28) за исключением обеспечивающих (кадры, бухгалтерия и т.д.) в систему ЭОД, которая является единым стандартом в работе территориальных налоговых органов. Аналогичные работы должны быть выполнены и на региональном уровне. Все комплексы регионального уровня необходимо интегрировать в ПК «Регион».

Интеграция информационных ресурсов федерального уровня в первую очередь связана с переносом всех основных информационных ресурсов ФНС России федерального уровня в МИ ЦОД. В настоящее время на технические средства МИ ЦОД уже перенесено 9 информационных ресурсов из 35, имеющихся на федеральном уровне, с дальнейшей организацией удаленного доступа к ним на основе web-технологии, которая в настоящее время апробирована на информационном ресурсе ЕГРН.

Следует отметить, что интеграция информационных ресурсов ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ остается одним из приоритетных направлений развития прикладного ПО.

Здесь предполагается реализация процесса логического объединения сведений отдельных ресурсов путем установления соответствующих связей через идентифицирующие показатели с целью исключения «двойного ввода» реквизитов, дублирования сведений в различных массивах информации, относящихся к учету и регистрации юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей.

CNews: Видите ли Вы необходимость в создании Совета CIO? Если «да», то с какими основными целями и задачами она связана?

Сергей Шмыков: Для активизации и координации работ по автоматизации налоговой системы, выработки единой политики в области дальнейшего совершенствования автоматизированной информационной системы налоговых органов АИС «Налог» в налоговых органах в 2000 году создан Совет главных конструкторов.

Совет главных конструкторов автоматизированной информационной системы (СГК АИС «Налог») является органом Федеральной налоговой службы, определяющим техническую политику в области разработки программного обеспечения.

СГК АИС «Налог» действует на регулярной основе и предназначен для:

  • разработки отраслевой (федеральной) целевой программы информатизации налоговых органов;
  • выработки стратегии развития АИС «Налог» с целью воплощения этих решений в техническом задании на систему и техно–рабочем проекте на систему АИС «Налог»;
  • определения состава исполнителей, видов работ и их объемов;
  • определения порядка и объемов финансирования работ по модернизации АИС «Налог»;
  • создания рабочих органов и структур, осуществляющих поддержку процесса дальнейшего развития системы АИС «Налог» на регулярной основе (системотехническая, методологическая, юридическая поддержка и т.п.);
  • координации и контроля за ходом работ в соответствии с техно-рабочим проектом на основании «Плана информатизации» и «Сетевого графика разработки системы».

CNews: Какие задачи, связанные с использованием информационных технологий, ставит перед собой ФНС на 2006-2007 годы? Какие направления развития выбраны как приоритетные?

Сергей Шмыков: Дальнейшие перспективы использования информационных технологий связаны с подготовкой ведомственных целевых программ «Совершенствование работы с налогоплательщиками», «Совершенствование форм и методов налогового контроля», «Сокращение налоговой задолженности».

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS