Наталья Малышко: C каждым днем увеличивается потребность госвласти в ИТ

Наталья Малышко

В последнее время в органах государственной власти быстрыми темпами увеличивается число интеграционных проектов и создание территориально распределенных информационных систем. Об основных направлениях и тенденциях информатизации органов государственной власти, факторах, влияющих на скорость протекания этих процессов рассказала CNews Наталья Малышко, директор по корпоративным продажам компании НЭТА.

CNews: Органы государственной власти России федерального и регионального уровней в течение последних трех лет постоянно наращивают расходы на информационные технологии (ИТ). Какие факторы определяли развитие рынка информатизации органов государственной власти в 2004 — 2005 годах?

Наталья Малышко: Один из определяющих факторов развития — интеграция России в мировую экономику и её ожидаемое вступление в ВТО. C каждым днем усиливается сотрудничество с иностранными государствами, увеличивается количество контактов между Россией и дальним зарубежьем, а, значит, увеличивается потребность госвласти в информационных технологиях.

Второй фактор развития — это усложнение взаимодействия между госструктурами, которое порождает их стремление к унификации информационных процессов и единым стандартам коммуникаций. Информатизация организационных процессов даёт госструктурам безусловные плюсы, например, такие как повышение управляемости организации, удобство контроля над исполнением задач, сокращение потерь документов, сокращение времени, необходимого для принятия решений.

Третий важный фактор — активное участие государства. Российское правительство все больше внимания уделяет ИТ-отрасли, что тоже способствует быстрому развитию рынка госзаказа. Так, в 2004 году были созданы сразу две государственные структуры, отвечающие за развитие ИТ в России, — Министерство информационных технологий и связи РФ и Федеральное агентство по ИТ.

CNews: Как вы оцениваете динамику роста сегмента российского ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти?

Наталья Малышко: Динамика роста этого сегмента напоминает снежный ком - с каждым месяцем влияние факторов, способствующих росту, сказывается всё большей степени. Стремление руководителей госструктур повысить эффективность управления за счет применения современных ИТ-решений значительно усиливает влияние факторов развития, отмеченных выше.

CNews: Какие направления, с вашей точки зрения, развивались быстрее других, и с чем это было связано?

Наталья Малышко: По нашим оценкам, на поставки аппаратного обеспечения и построение каналов связи в настоящее время тратится все еще порядка 50% средств проектов, так как оборудование в госструктурах существенно устарело, а сетевая инфраструктура отсутствует практически полностью.

Вместе с тем, поставка аппаратного обеспечения является одним из первых этапов внедрения ИТ-решений, поэтому в настоящее время преобладает это направление. Однако в будущем (эта тенденция прослеживается уже сейчас), все больше и больше средств будет тратиться на создание собственно информационных систем, распределенных баз данных и многого другого, для чего, собственно, и строятся сети, приобретаются серверы и арендуются каналы связи.

CNews: В последнее время многие органы государственной власти России активно переходят на электронный документооборот, либо заявляют о таких намерениях. Однако этот процесс проходит далеко не так гладко. Каковы, на ваш взгляд, основные трудности, испытываемые органами государственной власти при переходе на электронный документооборот?

Наталья Малышко: Я лично не вижу глобальных трудностей — как говорится, было бы желание. Но одна из основных причин, замедляющая внедрение электронного документооборота — человеческий фактор. Он порождает и сопротивление изменениям при внедрении новых технологий со стороны людей, которые привыкли работать с бумажным документооборотом, и сложности с обучением персонала.

Можно также отметить существенный дефицит квалифицированных технических специалистов со стороны органов государственной власти, которые бы отвечали за комплексный подход к внедрению информационных технологий и понимали специфику этих проектов.

Существуют и сложности, связанные с географической и качественной масштабностью проектов: при создании единого информационного поля в органах госвласти возникает необходимость внедрить широкое и полнофункциональное решение одновременно в нескольких городах России, а у многих ИТ-компаний отсутствует опыт внедрения проектов такого масштаба.

CNews: Значительно большие проблемы у органы государственной власти возникают с реализацией межведомственного документооброта, потребность в котором с каждым годом только нарастает. Какие барьеры в первую очередь мешают этому? Многоплатформенность? Сложности с созданием удостоверяющих центров для ЭЦП? ИТ-неготовность сотрудников органов власти?

Наталья Малышко: Кроме многоплатформенности, среди основных препятствий стоит отметить разнообразие и разрозненность используемых баз данных, а также различие приоритетов в тех или иных показателях деятельности для разных ведомств.

Проблема неготовности к внедрению ИТ решается относительно просто: указанием «сверху» с последующим выделением средств на реализацию (проектирование, поставка, внедрение и обучение).

Препятствий к созданию удостоверяющих центров для ЭЦП я не вижу, а вот закрытость систем, приверженность ведомств только «своим» платформам, является значительным сдерживающим фактором при реализации межведомственного документооброта.

CNews: Компания НЭТА имеет отделения в восьми субъектах Федерации и широкую сеть партнерских компаний. Насколько различаются подходы, осознанные потребности и уровень компьютерной грамотности сотрудников органов власти в различных субъектах Федерации? С какими препятствиями Вы сталкивались при проведении работ по информатизации органов государственной власти?

Наталья Малышко: Госорганы, с которыми нам приходилось иметь дело, как правило, не подписывают договор более чем на год, поскольку обязаны проводить конкурсные торги, а по их результатам подрядчик каждый год может быть разный. Кроме этого, некоторые ведомства позволяют себе безнаказанно нарушать условия договора, а оспаривать эти нарушения в Арбитражном суде фактически бесперспективно.

Очень часто приходится преодолевать инертность госструктур. Одна из главных  ее причин — отсутствие должностного лица, ответственного за внедрение ИТ-проекта в организации (фактически осуществляющего функции заказчика).

CNews: В настоящее время при определении победителей конкурсов на информатизацию органов государственной власти подчас не обращается должного внимания на риски, связанные с соответствием величины компании, чистотой финансовой истории тем задачам, которые должны быть решены в интересах госоргана-заказчика работ. Между тем, например, при заключении аутсорсинговых контрактов крупными зарубежными банками, имеются четкие ограничения в отношении претендентов не только в сфере чистоты финансовой истории и наличия положительных рекомендаций со стороны известных игроков рынка, но и в отношении числа сотрудников. (Число занятых при выполнении такого контракта не должно превышать 20% от численности всех специалистов компании.) Каковы, на ваш взгляд, риски для органов государственной власти, обусловленные таким подходом? Какие шаги необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Наталья Малышко: Основная причина, по которой заказчики подвергаются множеству рисков, заключается в неадекватном  выборе компании-поставщика ИТ услуг. Если тендер по каким–либо причинам выиграет компания, не соответствующая  ряду требований (таких как, например, финансовая стабильность,  количество и качество специалистов, необходимая компетенция и т.д.), то процесс информатизации может превратиться в авантюру.

В этом случае заказчик рискует финансово: значительные средства могут быть не освоены или потеряны по ряду причин, связанных с недостаточной компетенцией исполнителя. Технологический риск также велик: при ненадлежащем исполнении работ на любом из этапов (экспертизы, проектирования, монтажа) уже реализованный проект повлечет за собой множество проблем, которых можно было избежать, работая с компетентным исполнителем. Заказчик также рискует сроками исполнения проекта: в действительности они  могут многократно превышать сроки, заявленные в договоре.

Как органам госвласти обезопасить себя? Необходимо познакомиться с опытом исполнителя в реализации подобных проектов: крупные компании обычно предоставляют такие данные. Можно позвонить заказчикам, работающим с данной компанией-подрядчиком, и поинтересоваться, насколько они довольны исполнением проекта. Необходимо запросить у компании-исполнителя документы, подтверждающие его авторизацию по устанавливаемому оборудованию

В качестве первого шага к изменению ситуации я бы рекомендовал регламентировать состав конкурсной комиссии: она должна состоять не только из членов организации-заказчика. Для большей объективности принимаемого решения в нее могут входить сторонние (независимые) эксперты.

Однако, каждый тендер сопровождается риском получить не то, что запланировано. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция установления долгосрочных отношений между заказчиком и исполнителем. Мы стараемся выстраивать такие отношения со всеми нашими клиентами

CNews: Обеспечение устойчивого электроснабжения, в том числе ИТ-систем, является одной из важнейших задач. Ваша компания работает в сфере оснащения госорганов источниками бесперебойного питания. Какой спектр работ требуется выполнить для должной установки источников бесперебойного питания, постоянного мониторинга и обеспечения их устойчивой работы? Исходя из каких факторов органы государственной власти формируют свои потребности в таких устройствах?

Наталья Малышко: Как перед органами государственной власти, так и перед бизнес-сообществами, стоит проблема повышения доступности информационных ресурсов и увеличения их срока службы, защиты инвестиций, если хотите. Вопрос доступности сервисов, работающих на государство, на граждан, сегодня очень актуален. 

Для лучшей работы источников бесперебойного питания еще перед установкой требуется произвести экспертную оценку помещения и написать техзадание, в котором будет отражено, какую нагрузку должна нести система, какие функции она должна выполнять. Мы обязательно должны учитывать технические условия, разрешенную электрическую мощность, оснащенность системами пожаротушения и другие факторы. В подготовительных работах производится оценка несущей способности перекрытий: вес современных систем гарантированного электроснабжения (СГЭ) доходит до 800 кг на 1кв и более: если перекрытия слабые, они могут просто не выдержать такой вес. Отдельно хотелось бы сказать об экспертизе помещения на предмет соответствия климатическим параметрам, потому что в ненадлежащих  условиях  батареи СГЭ существенно снижают свой срок службы.

По окончании экспертизы и написания ТЗ наступает этап проектирования. На основании всех задач, поставленных заказчиком, и экспертных оценок мы готовим проект. После согласования проекта с клиентом мы осуществляем поставку и монтаж СГЭ. Далее производятся пуско-наладочные работы, а потом — приемо-сдаточные испытания непосредственно вместе с заказчиком. Причем приемо-сдаточные работы не обозначают окончания нашего сотрудничества. Для обеспечения устойчивой работы СГЭ необходимо сервисное обслуживание. Оно может  заключаться в том, что батареи тестируются один или два раза в год, а может выглядеть и как развитие системы, с учетом роста потребностей заказчика — например, дооснащение системами стабилизации климатических условий, автоматического газового пожаротушения, контроля доступа и многого другого. Так что мы, как правило, сопровождаем наш проект по СГЭ в течение всего времени его жизни.

CNews: Как вы оцениваете уровень знаний и навыков госслужащих в сфере ИТ?

Наталья Малышко: Безусловно, многие сложности в работе с госструктурами, как я уже говорил выше, связаны  невысоким уровнем компетенции технических специалистов госструктур, а также с острой нехваткой подобных специалистов в принципе.

Органам госвласти необходимо решать кадровый вопрос в соответствии с перспективами развития ИТ-отрасли, разрабатывать предложения по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в вузах.

CNews: Какую долю в бизнесе компании НЭТА занимают работы для органов государственной власти России? Расскажите о наиболее интересных ИТ-проектах, реализованных вашей компанией?

Наталья Малышко: В настоящее время количество работ отдела корпоративных решений НЭТА, выполненных  для органов государственной власти составляет около 15% от общего числа проектов. В связи с всеобщей информатизацией их доля растет. Среди ИТ-проектов, реализованных нами в органах государственной власти, хотелось бы отметить следующие: создание системы видеоконференцсвязи Сибирского таможенного управления ФТС РФ, охватывающую 15 городов СФО; реконструкция и техническое перевооружение ИЦ при ГУВД Новосибирской области в рамках реализации ФЦП "Создание ИТКС ОВД РФ". Нами был создан также  комплекс информационных и инженерных систем УПФР по НСО, в рамках этого комплекса были спроектированы и внедрены структурированные кабельные системы (СКС) на 900 портов 6-ой категории, СГЭ на 80 кВА. 

CNews: Какие основные задачи, стоящие перед органами государственной власти были решены в результате выполненных вашей компанией работ? Если оценивался экономический эффект, то какой он?

Наталья Малышко: Наш проект по созданию системы видеоконференцсвязи (ВКС) для таможенных органов СТУ рассматривался как часть задачи по развитию системы оперативного управления таможенными органами региона. Проект включал в себя оснащение терминалами ВКС 15 таможенных органов (по одному в каждом административном центре; для таможен, размещенных в одном городе, использован один терминал), установку двух видеосерверов в узловых точках (с целью эффективного использования имеющихся каналов связи), что позволило не увеличивать число и пропускную способность арендуемых цифровых каналов связи.

В 2003 году на проведение более чем 20 коллегий и семинаров заказчика, включая проезд до места назначения, проживание и суточные, было израсходовано более 4 млн руб., которые могли бы быть использованы на оперативные выезды, сопровождение товаров и документов, выезды мобильных групп, целевые проверки и.т.д. Применение системы ВКС позволило провести большее количество мероприятий (при использовании 1 раз в неделю — 56 мероприятий в год), что потребовало бы уже более 9 млн. руб. для проведения их в обычном порядке.

Помимо этого система ВКС используется для проведения обучающих семинаров и в качестве основы для организации системы дистанционного обучения должностных лиц таможенных органов региона. Сеть связи СТУ, в соответствии с концепцией построения ведомственной интегрированной сети ФТС России, была модернизирована за 2001 — 2004 годы и существующие каналы связи позволили организовать СВКС и проводить видеоконференции.

CNews: Использование аутсорсинга в сфере ИТ получает все большее развитие в органах государственной власти. Каковы барьеры препятствующие развитию этого направления? (Нормативно-правовая база, размеры отечественных компаний, неготовность госорганов и т.д.) В каких направления в сфере ИТ аутсорсинг для органов государственной власти будет развиваться наиболее активно в 2006-2007 гг?

Наталья Малышко: Существенно препятствуют развитию этого направления многоплатформенность используемых в настоящее время систем и их моральное устаревание, большое количество старого и «самописного» программного обеспечения. Эти факторы значительно усложняют описание процессов формальным языком и сказываются на стоимости проекта и его длительности.

Существующая нормативно-правовая база также не способствует развитию аутсорсинга в ИТ-сфере. Не все органы госвласти готовы отдавать свои информационные системы на сопровождение коммерческим компаниям, и не многие коммерческие компании готовы взять на себя обязательства по проектам федерального уровня и масштаба.

Думаю, что в большей степени будет развиваться направление аппаратного сопровождения, в меньшей — сопровождение информационных систем.

CNews: Какие тенденции в развитии информатизации госструктур могут быть определяю-щими в 2006 году и 2007 годах?

Наталья Малышко: Мы надеемся, что правительство и в дальнейшем будет улучшать законодательные и финансовые условия  для создания, сопровождения и развития единого информационного пространства органов государственной власти. Можно с большой долей вероятности спрогнозировать, что строительство каналов связи в 2006-2007 годах будет заканчиваться, проблемы аппаратной части будут решены, дело станет за программным обеспечением и информационными системами. Органам государственной власти предстоит решить проблемы разрозненности баз данных и ПО, создать единое информационное пространство. А создание такового на всероссийском уровне предполагает единый стандарт программного обеспечения. Неизбежно будет расти спрос на системы управления ИТ-ресурсами и системы защиты информации.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS