Игорь Маслов: На пути интеграции ИТ-систем первоочередной должна стать задача разработки, утверждения и внедрения единых стандартов

Игорь Маслов

О задачах использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти, современных тенденциях и реализуемых проектах в интервью CNews рассказал Игорь Маслов, директор департамента по работе с органами государственной власти группы компаний "Оптима".

CNews: Как вы оцениваете влияние процессов, связанных с изменением структуры правительства (административной реформой) на уровень использования информационных технологий в органах государственной власти? Отразились ли эти события (и каким образом) на работах компании «Оптима-интеграция» для органов государственной власти?

Игорь Маслов: Изменения в структуре управления какой-либо организацией всегда отражаются на процессах, связанных с внедрением информационных технологий и эксплуатацией информационных систем. Государственные организации в этом плане не являются исключением.

Наш опыт работы в органах госвласти показывает, что административная реформа не является сдерживающим фактором повышения уровня информатизации государственных органов. Финансирование начатых проектов выполняется в полной мере и в срок, регулярно проводятся тендеры на выбор подрядчиков работ по новым проектам. Все это стало возможным благодаря появлению документов, четко регламентирующих работы подрядчиков в министерствах и ведомствах, которые мы учитываем в своих проектах.

Поэтому о серьезных изменениях принципов работы нашей компании с государственными заказчиками говорить не приходится.

CNews: Отмечаете ли вы смещение акцентов в информатизации (изменение структуры потребностей) органов государственной власти в 2004–2005 годах? Какие тенденции в прошедшем году определяли развитие рынка информатизации органов государственной власти?

Игорь Маслов: К сожалению, общую картину, отражающую смещение акцентов в информатизации органов госвласти, нарисовать не получится. Ведь каждое министерство или ведомство по своему уникально, уникальны их процессы подготовки и принятия решений, следовательно, информационные системы и потребности в ИТ различаются. В одной государственной организации в 2004-2005 г.г. основное внимание уделялось вопросам обеспечения защиты информации, во второй — развитию сетевой инфраструктуры, в третьей — повышению эффективности работы с гражданами и т.д.

Однако, общую тенденцию развития и внедрения ИТ в органах госвласти в прошлом году выделить все же можно. Многие государственные организации с целью повышения уровня эффективности своей работы сделали первые шаги на пути межведомственной интеграции информационных систем. И эта тенденция получит развитие в ближайшие годы. Единое информационное пространство, единые стандарты, единые базы данных и т.д. — все это позволит государственным организациям в будущем сосредоточиться на работе с гражданами, а не на решении своих внутренних вопросов.

CNews: Потребность в интеграции ИТ-систем и ресурсов в госсекторе со временем только увеличивается. Но органы государственной власти информатизированы в разной степени — используются разнородные ИТ-системы и ресурсы, то же относится и к технической оснащенности, к навыкам и знаниям сотрудников в ИТ-сфере. Какие, на ваш взгляд, в первую очередь возникают задачи у органов государственной власти в сфере сетевой и системной интеграции? На реализацию каких основных ИТ-потребностей органов государственной власти направлена деятельность вашей компании, как интегратора?

Игорь Маслов: Чуть раньше я отметил, что единые стандарты в области ИТ органов госвласти — это ключ к их эффективной работе и взаимодействию. Поэтому на пути интеграции ИТ-систем первоочередной задачей всех министерств и ведомств должна стать задача разработки, утверждения и внедрения единых стандартов.

Не стоит забывать также и о внедрении мировых стандартов. Здесь в качестве примера можно привести систему NCTS (New Computerize Transit System). Это новая компьютеризированная таможенная система европейского сообщества, основным назначением которой является обеспечение прозрачности тразита грузов через международные границы. Если в своей работе наша Федеральная таможенная служба не будет учитывать принципов работы NCTS, то многие российские организации и предприятия, работающие на внешнем рынке, будут сталкиваться с различного рода проблемами доставки и растаможивания грузов.

Другой серьезной задачей, которая возникает при интеграции ИТ-систем различных государственных организаций, является, как говорят, "приведение к общему знаменателю" функциональных возможностей телекоммуникационных систем и вычислительных комплексов. В настоящий момент сети передачи данных министерств и ведомств, парк серверов баз данных и приложений, автоматизированные рабочие места сотрудников госорганов серьезно устарели. Несмотря на то, что в настоящее время реализуется множество проектов по реконструкции и обновлению парка оборудования и ПО госорганов, ситуация остается сложной. А это, в свою очередь, тормозит внедрение новых информационных систем.

Мы как комплексный системный интегратор можем решать большинство задач, возникающих в ходе внедрения ИТ в органах госвласти. В основном, наша деятельность направлена на обеспечение информационной поддержки процессов подготовки, принятия и реализации решений руководителями соответствующих уровней того органа государственной власти, для которого мы выполняем проект. При этом мы решаем комплекс проблем, в том числе сопряжение новых решений с теми, которые реализованы, которые знает персонал и которым он уже пользуется.

CNews: Ранее в интервью CNews говорилось, что компания на постоянной основе работает с Министерством внутренних дел РФ. В 2005 году началась реализация крупного инфраструктурного проекта — целевой программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России, рассчитанной до 2007 года и направленной на создание инфраструктуры, интегрирующей информационные ресурсы общего пользования органов внутренних дел, за счет реконструкции и технического перевооружения информационных центров, входящих в систему МВД России. Если ваша компания выполняет работы в рамках этой программы, то могли бы вы рассказать о них? На решение каких задач направлены эти работы?

Игорь Маслов: Да, мы работаем в рамках программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России. В частности, мы принимаем участие в реализации подпрограммы развития системы дистанционного обучения сотрудников правоохранительных органов. Наша зона ответственности по этому подпроекту — создание высокопроизводительной системы видеоконференцсвязи и библиотечного комплекса, который будет основан на собственных программных разработках. Первое из указанных решений позволит проводить в центрах обучения специализированные видеосеминары, а библиотечный комплекс — предоставлять обучающимся все необходимые информационные материалы в электронном виде.

Реализация подпрограммы развития системы дистанционного обучения сотрудников правоохранительных органов позволит в ближайшие годы полностью избавиться от кадрового дефицита специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в органах внутренних дел РФ.

CNews: Объемы передаваемых на ИТ-аутсорсинг работ со стороны органов государственной власти активно растут. Какого рода параметры в первую очередь интересуют заказчика (органы государственной власти) при их выполнении (жесткое соблюдение сроков, постоянное присутствие исполнителя, низкая стоимость услуг и пр.)? Какого рода сложности при реализации подобных работ для госорганов появляются у коммерческих компаний?

Игорь Маслов: Здесь прежде всего я бы хотел отметить, что госсектор более формализован в отличие от любой другой отрасли. На процесс внедрения проекта может влиять множество условий, начиная непосредственно от проводимого тендера и заканчивая приемом заказчиком работ. Учитывается множество ограничений, например, наличие у компании, реализующей проект, определенной лицензии или формы допуска к документам, опыта подобных работ в органах госвласти и т.д.  Естественно, схемы реализации проекта и его финансирования также носят особый, специфический характер.

Поэтому при согласовании договорных документов с госзаказчиком необходимо верно расставить приоритеты в обязательствах сторон. Тогда никаких сложностей в ходе внедрения проектов не возникает.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS