Антон Цыценко: Новой точкой отсчета стала задача создания электронного правительства к 2010 году, поставленная Президентом РФ

Антон Цыценко

В 2005 в информатизации региональных органов государственной власти произошли значительные перемены. Активность субъектов Федерации в этой сфере значительно повысилась, а на февральском 2006 года заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде, проходившем под председательством президента РФ Владимира Путина, была поставлена задача ликвидации цифрового разрыва и создания электронного правительства к 2010 году. О направлениях и современных задачах использования ИТ в деятельности федеральных и региональных органах государственной власти России в интервью CNews рассказал Антон Цыценко, президент компании «Систематика».

CNews: Незадолго до 2005 года сформировано Минрегионразвития; началась реформа муниципального управления, пусть и не так, как ожидалось, но «процесс пошел»; администрации субъектов Федерации стали больше тратить на информационные технологии (ИТ) и активнее участвовать в «Электронной России», которая вступила в третий этап развития; не менее, чем на 10 млрд. рублей увеличились расходы на информатизацию органов государственной власти России. Изменилась ли в 2005 году структура ИТ-заказов органов государственной власти?

Антон Цыценко: В истекшем году изменилась структура и тематика ИТ-заказов региональных органов государственной власти, хотя эти перемены не связаны напрямую с влиянием Минрегионразвития или реализацией ФЦП «Электронная Россия» — объем федерального финансирования региональных проектов не настолько велик. Скорее, можно говорить о произошедшем переломе в активности региональных органов государственной власти. Деятельность МЭРТ и Министерства информационных технологий и связи по реализации проектов федерального уровня, выстраиванию нормативной и методической базы, созданию инфраструктуры привела к тому, что в регионах началась реализация собственных крупных проектов по внедрению АИС (автоматизированных информационных систем). При этом федеральные органы выступают больше в качестве катализаторов, регуляторов и партнеров — но не источников финансирования или руководителей, как это было несколькими годами ранее.

Что касается тематической направленности региональных проектов — в число приоритетов вошли социальные регистры населения, кадастры землевладений и недвижимости. Получила развитие тема порталов органов власти как места и инструмента предоставления гражданам и бизнесу государственных услуг, а также взаимодействия государственных служащих всех уровней между собой. Такой портал вместе с системой электронных регламентов становится ядром комплекса автоматизированных систем, образующих Электронное правительство региона.

Ключевым моментом и новой точкой отсчета в процессе автоматизации деятельности органов власти стала задача создания электронного правительства к 2010 году, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным на заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде в феврале этого года. Такая постановка означает, что проект создания Электронного правительства становится системообразующим для всей активности по информатизации деятельности органов государственной власти.

CNews: Как вы могли бы охарактеризовать вектор развития процессов информатизации, проходивших в 2005 году в органах государственной власти федерального и регионального уровней? Произошли ли какие-либо ощутимые изменения в этой сфере, отразившиеся на бизнесе вашей компании — информатизации органов государственной власти?

Антон Цыценко: По данным МЭРТ, ежегодно на информатизацию органов государственной власти из всех бюджетов тратится около 60 млрд. руб., или около 1000 долл. на одного чиновника в год. Сейчас почти у каждого российского чиновника на столе есть компьютер, у многих IP-телефон, доступ в интернет и т.д. То есть базовый уровень информатизации госорганов у нас достигнут.

Проводимая административная реформа заставляет по-другому ставить вопрос: как использование ИКТ влияет на выполнение основных задач той или иной государственной структуры, на повышение эффективности, оперативности, прозрачности и подотчетности ее деятельности? То есть сначала «зачем», а уже потом «при помощи чего». Большое количество региональных ИТ-проектов в 2005 году реализовывалось именно «от задач», будь то задачи автоматизации основной деятельности, например, органов соцзащиты (без автоматизированной системы невозможно быстро и качественно обслужить гражданина, имеющего права на социальные льготы), повышение эффективности при помощи систем электронного документооборота и коллективной работы, или выполнение требований административной реформы, например, обязательного предоставления информации на портале региональной администрации.

Конечно, для реализации этих задач требуется соответствующая технологическая платформа — но и технологические решения теперь все чаще создаются в рамках решения прикладных задач. Так, мультисервисные скоростные сети строятся не просто для «объединения» всех государственных учреждений и муниципальных образований региона в единое информационное пространство, но в конечном итоге для обслуживания населения — предоставления услуг телемедицины, дистанционного образования, вычислительные центры — для обеспечения надежной и бесперебойной работы прикладных автоматизированных систем.

В дополнение нужно отметить, что уровень развития АИС федеральных ведомств и региональных правительств достиг точки, когда необходима интеграция между ними. Более того, выработаны принципы такой интеграции — а именно, обмен данными в системе электронных регламентов.

На бизнесе компании «Систематика» описанные процессы сказались двояко: во-первых, существенно повысился спрос на системы класса «Социальный регистр населения», которые традиционно создает компания «Систематика», с другой — совместно с передовыми в области информатизации регионами нашей компанией подготовлен проект Концепции единой АИС «Электронное правительство региона». Мы думаем, что деятельность в сфере информатизации органов власти чем дальше, тем больше будет ориентирована на создание систем такого класса.

CNews: В связи с изменением административной структуры органов государственной власти на федеральном уровне образовался «отложенный спрос» на информатизацию, которые почувствовали многие компании в 2005 году. Наблюдалось ли что-то подобное на региональном уровне?

Антон Цыценко: Да, эта тенденция проявилась и на региональном уровне. Во многом это связано с появлением новой волны губернаторов — грамотных управленцев, нуждающихся в адекватных требованиям времени инструментах управления. Есть технологии, направленные на эффективное решение задач по формированию и исполнению бюджетов, госзакупок, управлению жилищно-коммунальными комплексами. Есть технологии, нацеленные на удобство взаимодействия граждан и государства, государства и бизнеса, например, порталы, которые могут быть использованы как средство для получения информации, консультаций, оформления лицензий, социальных льгот и т.д. И то, и другое направление сейчас находится в фокусе внимания региональных органов государственной власти.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, причины неудач в создании системы «одного окна», например, в Москве, как, впрочем, и в системе государственного управления России в целом? Как вы оцениваете технологическую сложность подобного проекта в отдельно взятом субъекте Федерации и возможные сроки его реализации? Как вы оцениваете спрос на подобные проекты в 2006 — 2007 годах?

Антон Цыценко: C нашей точки зрения корректнее говорить не о неудачах, а о промежуточных результатах. Реализация системы «одного окна» требует решения целого комплекса задач — технических, организационно-правовых, и все они не могут быть выполнены одномоментно. Так, для создания целостной системы и реальной практики «одного окна» требуется единый подход к автоматизированной идентификации граждан (например, по социальной карте или по биометрическим характеристикам гражданина), принятие закона и повсеместное использование в реальной практике ЭЦП, а также введение норм, позволяющих ведомствам доверять идентификации друг друга — например, при обращении гражданина в органы соцзащиты удостоверение личности данного гражданина инспектором соцзащиты должно иметь юридическое значение для инспектора органов паспортно-визовой службы.

Основные сложности реализации аналогичных проектов сегодня лежат не в технической, а в нормативно-законодательной области. С технологической точки зрения это вполне решаемый вопрос. Спрос на такие решения назрел, сформировано адекватное технологическое предложение, — теперь дело за административным ресурсом, за желанием и способностью руководителей регионов и ведомств положить традиционную систему управления на электронные регламенты — пойти на увеличение прозрачности, контролируемости, на снижение персональной роли чиновника при осуществлении рутинных, типовых операций.

Как видите, спрос на подобные проекты тесно связан с реформой управления — насколько он действительно велик, мы с вами сможем судить в конце года по результатам.

CNews: В 2005 году активно проводилась реформа социального обеспечения. Ваша компания предлагает типовое решение для адресного взаимодействия органов государственной власти с населением — разработку «социальный регистр населения», которая используется в Санкт-Петербурге и республике Карелия. Было ли отмечено повышение интереса к этой разработке в 2005 году, в связи с социальной реформой? Как вы оцениваете возможный спрос на эту разработку в 2006 — 2007 годах, в том числе с увеличением финансирования социальной сферы?

Антон Цыценко: Кроме указанных вами регионов есть и другие — только что нами подписан договор на создание социального регистра населения в Саратовской области, кроме этого, аналогичные проекты идут с прошлого года в Республике Мордовия и Ярославской области. Уже по перечню регионов видно, что интерес растет — и мы ожидаем существенного роста в этом году, так как вопрос автоматизации работы органов социальной защиты для многих регионов перешёл из области идей в область методически подготовленных, просчитываемых и управляемых проектов. Потребность в таких решениях существовала и раньше, сейчас, благодаря росту количества успешных внедрений эта потребность часто напрямую связывается с нашим типовым решением — «Социальный регистр населения».

CNews: В предыдущем интервью создание портальных комплексов было названо в качестве одного из приоритетных в сфере информатизации органов государственной власти. Отмечено ли в 2005 году повышение интереса к этому направлению со стороны потенциальных заказчиков — органов государственной власти? В какой мере заказчики, из числа госорганов, готовы к внедрению комплексных тяжелых решений, когда портал интегрируется с системами электронного документооборота, хранилищем данных и оболочками для предоставления сервисов? Были ли у вашей компании подобные проекты?

Антон Цыценко: Сегодня многие руководители органов власти озабочены улучшением своей деятельности и поиском инструментов, которые обеспечивают поддержку и выполнение требований законодательства, позволяют достичь более высокого уровня обслуживания населения. Это происходит и в силу требований административной реформы, и потому что население предъявляет все более высокие требования к форматам, скорости и каналам получения информации и государственных услуг.

Портальные решения обеспечивают информирование о деятельности органов государственной власти, предоставляют доступ к информационным ресурсам по принципу «единого окна», служат инструментом для предоставления сервисов — дистанционного обучения, консультационных услуг.

Безусловно, порталы как интегрирующая единица и интерфейс к услугам приобретают все большее значение — об этом уже говорилось выше. Подобный проект «Систематика» реализует для правительства Ленинградской области, уникальный комплекс порталов построен и продолжает развиваться для ГАС «Выборы». Потребность в таких решениях тоже активно растет.

CNews: Не секрет, что созданием порталов органов государственной власти занимается достаточно большое число компаний. Какими преимуществами обладают ваши решения перед другими аналогичными?

Антон Цыценко: Главное преимущество компании «Систематика» при построении порталов и других классов информационных систем является как наличие подразделений, способных построить качественную ИТ-инфраструктуру электронного правительства, так и наличие подразделений, способных оказать управленческий консалтинг. Этот симбиоз является нашим конкурентным преимуществом и мы его развиваем в обе стороны.

Как уже отмечалось выше портал — это один из инструментов оказания услуг органами государственной власти населению или бизнесу. Понятно, что качественно такой проект может быть сделан при решении целого ряда задач, начиная с оптимизации и реинжиниринга процессов и заканчивая задачами постоения ИТ-инфраструктуры. Наши клиенты ценят нас за то, что мы можем решать эти задачи в комплексе.

CNews: Каковы, с вашей точки зрения, перспективы и проблемы (нормативно-правовые, кадровые и т.д.) развития ИТ-аутсорсинга в органах государственной власти? Каковы возможные формы развития этого направления в госорганах?

Антон Цыценко: В госорганах перспективно такое направление аутсорсинга, как обслуживание созданных систем или комплексов систем, вплоть до всего комплекса ИТ-инфраструктуры. Но определение направлений развития ИТ-комплекса, конечно, должно остаться «внутри» органов государственной власти, так как эти вопросы непосредственно связаны с направлениями реформы механизма госуправления, а здесь аутсорсинг не очень реален.

CNews: Будете ли вы развивать какие-либо новые направления в сфере информатизации органов государственной власти в 2006 — 2007 годах? Ожидаете ли вы существенного увеличения спроса на ИТ-перевооружение в ближайшие два года со стороны органов государственной власти муниципального и регионального уровней? Какие направления, на ваш взгляд, должны в первую очередь получить значительное развитие? Какие решения компания «Систематика» рассматривает как обладающие наибольшим потенциальным спросом со стороны органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровня?

Антон Цыценко: Три ключевых направления развития, на наш взгляд, это:

  • дальнейшая автоматизация органов социальной защиты и здравоохранения;
  • создание взаимоувязанной системы кадастров федерального, регионального и муниципального уровней;
  • создание работоспособных систем межведомственного информационного обмена на основе электронных регламентов и «сборка» из ведомственных систем единой АИС «Электронное правительство региона», с единой системой справочников, едиными интерфейсными, транспортными и другими подсистемами.

Решение этих задач, вкупе с развитием ведомственных систем на федеральном уровне и автоматизацией финансовой сферы, обеспечит прочный фундамент для реализации поставленной Владимиром Путиным задачи создания к 2010 году электронного правительства.

CNews: Спасибо.  


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS