Ефим Старостин: На рынке государственных организаций идет настоящее наступление западного ПО

Старостин Ефим

В последнее время в органах государственной власти России происходит революция в использовании зарубежного программного обеспечения (ПО), как "коробочного", так и прикладного. И эти изменения не в пользу отечественных компаний. Вместе с тем все большее развитие получают современные системы управления документами и создания бизнес-приложений в защищенном исполнении, а так же хранилища данных, оснащенные "интеллектуальными" приложениями. О развитии этих и других направлений информатизации органов государственной власти в интервью CNews рассказал Ефим Старостин, директор по разработке и внедрению компании UpScale Soft, ГК "ОПТИМА".

CNews: Как вы оцениваете потребности органов государственной власти России всех уровней в прикладном программном обеспечении (ПО)? Увеличилась ли эта потребность в абсолютном выражении в 2005 году по сравнению с 2004 годом и какие факторы определяют направления развития сегмента ИТ-рынка информатизации органов государственной власти по разработке и внедрению прикладного ПО?

Старостин Ефим: В нашей стране существует огромное многообразие различных государственных организаций и ведомств (договоримся в дальнейшем именовать их государственные органы или ГО). Они регистрируют и учитывают, собирают и распределяют, контролируют и надзирают, управляют и регулируют и т.д. и т.п. Таким образом, существует огромное множество различных видов деятельности ГО, нуждающихся в автоматизации, и, в основном, такая автоматизация достигается за счет применения вычислительной техники и прикладного программного обеспечения.

По мере укрепления нашего государства и расширения сферы его влияния происходит интенсификация деятельности ГО. Это и определяет в последнее время всевозрастающую потребность ГО в средствах автоматизации вообще и в прикладном программном обеспечении в частности. Традиционно, приоритетной сферой деятельности ГО является работа с документами, поскольку делопроизводство и документооборот присущ всем без исключения ГО и является в большинстве случаев основной «производственной системой», т.к. суть производственной деятельности большинства ГО сводится именно к «производству» и обработке документов.

Поэтому повышенный интерес к использованию прикладного программного обеспечения для создания систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в ГО вполне естественен. Этот интерес и соответственно возрастающую потребность «подогревают» государственные программы и проекты в области создания единого информационного пространства ГО и поэтапного движения к «Электронному правительству», что также приводит к расширению ниши для разработки и применения нового программного обеспечения.

CNews: Можно ли выделить какие-то новые тенденции, проявившиеся в последнее время?

Старостин Ефим: Главная «хорошая новость» состоит в том, что наше государство перестало быть «нищим». Современные ИТ-бюджеты многих ГО уже вполне соответствуют масштабу решаемых задач. Явно обозначился приток в ГО квалифицированных ИТ-специалистов. Возможно, благодаря именно этому в ГО сейчас наметились две основные тенденции в сфере разработки и применения программного обеспечения. С одной стороны, это возникшее понимание, что необходимо в основном ориентироваться на использование серьезных специализированных тиражных продуктов. С другой стороны, на «самом верхнем» государственном уровне все отчетливее выстраивается некая общая для всех ГО стратегия по применению базовых стандартов и единых подходов, регламентирующих и унифицирующих практику применения программного обеспечения в ГО.

Первая из упомянутых тенденций означает, по сути, постепенный отказ от самостоятельной разработки и использования услуг «программиста из соседнего подъезда». Очевидно, что сегодня создание прикладного программного обеспечения уже не может быть поприщем для одиночек или «временных творческих коллективов», а является прерогативой «взрослых» специализированных компаний, имеющих соответствующие ресурсы и лицензионную базу, стройную методологию и налаженный процесс производства и сопровождения программного обеспечения, и, конечно, хорошую репутацию.

Вторая тенденция проявляется в усилиях по стандартизации или даже унификации применяемого в ГО программного обеспечения. Примером таких усилий может быть реализация программы «Электронная Россия», в рамках которой, если пока и не предполагается полной типизация программного обеспечения, то, по крайней мере, формируются определенные нормы и стандарты по его применению.

CNews: Какова, на ваш взгляд, структура спроса со стороны органов государственной власти на прикладное ПО в настоящее время? Чем обусловлено такое положение дел? Какие секторы являются приоритетными для «АпСкэйл Софт»?

Старостин Ефим: Мы в первую очередь анализируем спрос со стороны ГО на разработку заказного и приобретение тиражного прикладного программного обеспечения в традиционных для нас областях автоматизации управления документами и электронными архивами, а также создания систем в «защищенном исполнении». Дело в том, что компания UpScale Soft (ООО «АпСкэйл Софт») была создана в 2005 году на базе департамента программного обеспечения компании «ОПТИМА» и получила «в наследство» компетенцию и опыт в вышеперечисленных областях деятельности, а также права на использование и развитие тиражного программного продукта «OPTIMA-WorkFlow», применяемого для создания систем автоматизации делопроизводства и организации конфиденциального документооборота. Благодаря тому, что «ОПТИМА» в течение 15 лет нарабатывала соответствующую лицензионную базу и способствовала созданию специфических условий, необходимых для осуществления разработки заказного программного обеспечения в ГО, для UpScale Soft естественным приоритетом стала разработка программного обеспечения для автоматизации управления документами и защиты информации.

В принципе, мы сегодня имеем все необходимое для реализации проектов в любой сфере деятельности государства, хотя есть и определенные «табу». Например, мы считаем, что в области бухгалтерского учета и финансового управления в ГО уже сложились свои предпочтения, и пытаться отвоевать здесь кусочек рынка, наверное, уже бесперспективно. А по всем остальным направлениям мы еще весьма конкурентоспособны.

CNews: В каких случаях и по каким причинам органы государственной власти отдают предпочтение разработке заказного программного обеспечения?

Старостин Ефим: В свое время ГО были одним из самых перспективных рынков для разработчиков заказного программного обеспечения. Тиражные программные продукты до поры до времени не покрывали большинство востребованных функциональных возможностей, а скудость финансирования проектов позволяла экономить на разработке за счет минимизации заказываемого функционала. Сегодня, как я уже говорил, в ГО постепенно обозначается явное стремление использовать уже готовое программное обеспечение, а не заказывать разработку нового. Спектр готовых тиражных продуктов и их функциональные возможности сегодня вполне покрывают потребности ГО, а рост потребности в прикладном программном обеспечении соответствует в последние годы   ГО. В связи с этим, мне кажется, что ниша разработчиков заказного ПО даже в государственных органах постепенно сжимается. В будущем, уделом компаний-разработчиков станет уже не разработка, а адаптация платформенных продуктов к специфике их применения в конкретном ГО. В настоящее время практически все компании-разработчики «индустриального программного обеспечения», такие как Microsoft, IBM, Oracle и т.д. всерьез озадачены разработкой таких платформенных решений, оставляя своим партнерам «создание решений» на базе их использования. По мере того, как будет «захлопываться» ниша разработки заказного программного обеспечения, компания UpScale Soft будет совершенствоваться на ниве настройки и адаптации программных платформ.

CNews: Расскажите о работах «АпСкэйл Софт», выполненных и выполняемых для органов государственной власти. Какие новые проекты запущены в разработку? Испытываете ли вы какие-либо трудности при проведении этих работ и с чем они связаны?

Старостин Ефим: Мы ведем целый ряд проектов по разработке заказного программного обеспечения в ГО. Большинство из них приходится на правоохранительные ведомства, где мы проводим работы по созданию системы для обеспечения деятельности кадровых и организационно-инспекторских подразделений. Несколько больших проектов ведутся нами в интересах Федерального института промышленной собственности. Кроме того, мы занимается созданием систем на базе нашего программного продукта «OPTiMA-WorkFlow», который, являясь отечественной разработкой, ориентирован на традиционные российские принципы ведения делопроизводства и управления архивами.

Работая с государственными органами, мы сталкиваемся с обычными для этого рынка проблемами, в числе которых в первую очередь надо упомянуть:

  • слабую материально-техническая базу, особенно в области средств связи и канальной инфраструктуры;
  • разнородность используемых информационных систем и отсутствие политики их системной интеграции на уровне организации в целом;
  • неполноту и изменчивость нормативно-правовой базы и предметной области применения информационных систем;
  • ориентацию большинства норм и методов административной регламентации деятельности на применение традиционной «бумажной» технологии;
  • строгость бюджетного квотирования затрат на разработку и внедрение программного обеспечения.

CNews: Какие требования в первую очередь предъявляют заказчики — органы государственной власти к разработчикам прикладного ПО? Насколько трудно бывает их реализовать? Есть ли среди этих требований выполнение работ на основе открытых стандартов, что должно обеспечить совместимость программных систем для обеспечения последующей интеграции, в том числе межведомственной? Как вы оцениваете необходимость соответствия этому критерию при разработке прикладного ПО для органов государственной власти?

Старостин Ефим: Требования ГО к разработчикам программного обеспечения в основном «общечеловеческие». Наверное, стоит отметить только повышенное внимание к реализации механизмов защиты информации и требования, вытекающие из необходимости решения вышеперечисленных проблем, характерных для проектов в ГО. У нас есть готовые решения и «передовой опыт», который нам позволяет добиваться удовлетворения этих требований.

Что же касается использования открытых стандартов и разработки открытых систем, то «это святое». Это ведь один из базовых принципов системной интеграции. В наше время вообще не имеет смысла разрабатывать «неоткрытую» систему, т.е. систему, которая не может быть в дальнейшем расширяться, в том числе и без нашего участия, силами другого разработчика или даже силами продвинутых пользователей самой организации, или не может быть интегрирована с соседствующими системами. Везде, где есть возможность сделать систему более открытой, ее надо делать более открытой.

Причем, требования к «открытости» системы одинаковы и для ГО, и для любых других заказчиков:

  • в открытой системе должны быть документированы и специфицированы интерфейсы межпрограммного взаимодействия;
  • должны присутствовать средства настройки и изменения специфики функционирования;
  • должны быть специфицированы модели хранения данных;
  • все используемые информационные технологии, по возможности, должны быть тиражными.

Это стандартные требования, нацеленные на уменьшение стоимости владения информационной системой.

CNews: Многие участники рынка информатизации органов государственной власти отмечают, что при внедрении интеграционных программных платформенных решений известных западных производителей, приоритет при передаче заказов на прикладное ПО должен отдаваться отечественным компаниям, а сами эти компании должны выступать субподрядчиками зарубежных поставщиков, при выполнении таких контрактов для органов государственной власти. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Каково положение дел в этой области в настоящее время? Есть ли какие-либо подвижки со стороны органов государственной власти в понимании того, что приоритет при размещении заказов на создание, внедрение и сопровождение прикладного ПО должен отдаваться именно российским компаниям?

Старостин Ефим: Вопрос для нас достаточно болезненный. Дело в том, что до поры до времени вообще существовало правило, гласящее, что в органах госвласти не может работать западный софт. До смешного доходило, и Windows и Excel и Word — все было под запретом. Их использовали на свой страх и риск, под шумок.

В ГО иностранного производителя не пускали, его продукты были ГО не по карману, и мы все «расслабились».

Сейчас на рынке ГО идет настоящее наступление западного программного обеспечения. Даже «очень серьезные» ГО стали официально «пускать» к себе западного производителя и его технологии. Конечно, и сами западные производители много для этого сделали. Например, корпорация Microsoft уже провела сертификацию своей продукции для того, чтобы, не вступая в конфликт с различными нормативными и руководящими документами, можно было на законных основаниях использовать программное обеспечение Microsoft в ГО. Как ни странно, но постепенное увеличение ИТ-бюджетов также способствует тому, что западные производители прикладного программного обеспечения постепенно отвоевывают все большую часть рынка ГО у российских разработчиков и поставщиков. Так что, здесь, скорее всего, приходится говорить не о подвижках приоритетов в пользу российских производителей, а о значительном усложнении их ситуации.

CNews: Как вы оцениваете спрос на внедрение систем электронного документооборота (СЭД) со стороны органов государственной власти в целом и на базе программной платформы «Optima WorkFlow» в частности? Какие работы в этой области выполняла и намерена выполнять «АпСкэйл Софт»?

Старостин Ефим: Спрос на внедрение систем электронного документооборота в целом я оцениваю как постоянно нарастающий. Будем надеяться, что эта тенденция останется устойчивой еще в течение нескольких лет. Что касается программного продукта «Optima-WorkFlow», то он «равный среди равных» в этом сегменте рынка. У системы столько же возможностей для того, чтобы на ее базе делались решения для ГО, как и у других лидирующих в этом классе отечественных и зарубежных систем, таких как ДЕЛО, LanDocs, DocsVision, Documentum, Hummingbird. Но есть опасения, что ситуация для нас может ухудшиться. По мере того как в крупных государственных ведомствах внедряются решения на той или иной платформе, у этого крупного ведомства появляется вполне естественное желание, чтобы другие взаимодействующие с ним государственные органы, а также учреждения, которые непосредственно ему подчиняются, использовали такую же систему. Получается, что под влиянием конкретного ведомства может возникнуть некая монополия одного продукта, а для открытого рынка это плохо.

Большинство отечественных СЭД ориентированы на госсектор. Но в самих ГО происходят постоянные изменения в структуре и содержании требований к СЭД, а значит, если вовремя реагировать на эти изменения, то появляется шанс вырваться в лидеры. К примеру, системе «Дело» в свое время принадлежала львиная доля рынка СЭД в госсекторе. Когда только заговаривали про автоматизацию делопроизводства, первое что приходило на ум — это система «Дело», разработанная компанией «ЭОС». Что-то изменилось? Изменилось то, что кроме делопроизводства заказчикам стала нужна еще и автоматизация деловых процессов или «управление деловыми процессами на основе электронных административных регламентов», и ЭОС уже не является безусловным лидером на рынке СЭД для государственных органов. Конечно, это не приговор! Все заказчики индивидуальны. В одних организациях та или иная функциональность востребована, в других она по каким-то «самобытным» причинам вовсе не нужна. Поэтому ни в коем случае нельзя сказать, что эра системы «Дело» прошла, и пришло время всем переходить на «OPTiMA-WorkFlow». Да, есть конкретные организации, где необходимость в использовании технологии workflow просто очевидна. Но столь же часты случаи, когда она оказывается совершенно невостребованной. Мы концентрируем свое внимание на этом блоке функциональности, как на приоритетном. Наши конкуренты специализируются в других направлениях. Но в целом, мне кажется, мы развиваемся параллельными курсами и пока двигаемся почти «ноздря в ноздрю». Поэтому, я наших конкурентов никогда не критикую, а, наоборот, с большим вниманием и уважением слежу за их развитием.

Я немного отвлекся от темы. Возвращаясь к вопросу, замечу, что мне самому трудно однозначно сказать, чем является OPTiMA-WorkFlow — комплексной системой или платформой. Мы выполняем проекты во многих ГО, типовое назначение которых звучит следующим образом: «Создание системы электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи». Наименование не безупречно, но в основном отражает главную суть проектов.

В этом жанре мы сегодня работаем или только начинаем работать в Мэрии г. Ярославля, в Администрации Мытищенского района Московской области, в Администрации Амурской области, в Администрации г. Балашиха, в кадровых подразделениях МВД России, в Роспатенте, в ФТС России. Наши украинские партнеры ведут аналогичные проекты в Администрации Президента Украины, Национальном Банке Украины, МЧС Украины и т.д.

CNews: В какой степени препятствует переходу на межведомственный электронный документооборот фактор разнородности используемых в органах государственной власти СЭД? Как вы видите возможные направления интеграции используемых СЭД — посредством использования стандартов XML?

Старостин Ефим: Фактор разнородности СЭД, используемых различными ГО, никоим образом не препятствует переходу на межведомственный электронный обмен. Две различные СЭД могут отправлять и принимать, а главное «понимать содержание» некого электронного сообщения при наличии некоторых специальных договоренностей между организациями. Средства для доставки и приема таких сообщений есть практически у всех СЭД и практически во всех ГО. Межведомственному обмену препятствует другое — отсутствие правовой базы, которая признавала бы «равноправие» электронных и бумажных документов.

По поводу интеграции различных СЭД посредством использования стандартов XML, я хочу заметить, что XML вовсе не стандарт в области обмена документами, а только спецификация для представления данных о документах. То есть XML только способ (и уж конечно не самый плохой) для реализации требований межведомственных стандартов. Хотелось бы верить, что настоящий «стандарт для организации межведомственного обмена документами» будет принят в ближайшем будущем.

CNews: Насколько динамично и по каким направлениям будет развиваться в ближайшие два-три года сегмент ИТ-рынка для органов государственной власти, на котором специализируется «АпСкэйл Софт» (то есть разработка прикладного ПО)? На каких направлениях работ намерена в первую очередь сосредоточиться «АпСкэйл Софт» в 2006-2007 годах и сделать их своей «визитной карточкой»? Почему вы считаете приоритетными именно эти направления?

Старостин Ефим: Сегмент ИТ-рынка для ГО, без сомнения, будет развиваться по всем направлениям, и темпы этого развития будут только нарастать. Разработка заказного ПО, к сожалению, будет постепенно «сворачиваться». Заказывать станут только уникальные прикладные программы или уникальную настройку платформенных средств под специфику Заказчика. Компания «UpScale Soft» сосредоточится на системах управления документами и создании бизнес-приложений в защищенном исполнении. Это и есть наша «визитная карточка» на рынке информационных технологий.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS