Новые возможности обновленной системы

К началу 2006 года ГАС «Выборы»1 объединяла Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Российской Федерации и избирательные комиссии нижестоящих уровней — региональных (89), окружных (225) и территориальных избиркомов (более 3000). В это время начался очередной этап модернизации ГАС «Выборы», связанный, в основном, с необходимостью приведения системы в соответствие изменившемуся законодательству.

Новые правила выборов в Государственную Думу ФС РФ увеличили барьер прохождения партий в парламент с 5% до 7%, а число депутатов, которые  избираются по пропорциональной системе, на сегодняшний день составляет  450 человек. Все эти новшества должны были найти свое отражение в системе. Одновременно были внесены изменения в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности установлен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

С учетом этих изменений количество проходящих единовременно выборов может составлять до нескольких сотен, и объем информации о ходе и итогах голосования, публикуемой на сайтах избирательных комиссий субъектов РФ, возрастает в несколько раз. Все эти данные необходимо оперативно консолидировать, обрабатывать и публиковать на интернет-портале ГАС «Выборы».

Развитие ГАС «Выборы»

Доработанное в процессе модернизации программное обеспечение уже в мае 2006 года было внедрено в 5 субъектах Федерации и испытывалось вплоть до середины июня 2006 года. Затем началась его установка по всей стране в КСА ТИК и КСА ИСК РФ.

Основные направления развития ГАС «Выборы»

Основные направления развития ГАС 'Выборы'

Источник: избирательная комиссия Иркутской области

На сегодняшний день ГАС «Выборы» реализована как совокупность комплексов средств автоматизации, которые объединяются в информационную сеть с использованием государственных и коммерческих каналов, сетей связи и передачи данных. Архитектура построения системы определена с учетом уровней иерархии избирательных комиссий, средств межуровневого обмена данными, а также средств реализации приложений. В системе нет понятия — модуль системы, а есть подсистемы, которые разделяются на функциональные и обеспечивающие.

Основными функциональными подсистемами являются:

  • подсистема автоматизации избирательных процессов для поддержки деятельности избирательных комиссий всех уровней при проведении избирательных кампаний и референдума;
  • подсистема Регистра избирателей, участников референдума для автоматизации регистрации (учёта) избирателей, участников референдума, составления списков избирателей, участников референдума;
  • подсистема хозяйственной деятельности избирательных комиссий для поддержки их повседневной деятельности;
  • подсистема документооборота;
  • информационно-справочная подсистема для пользовательского доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» на основе web-интерфейса и интранет-технологий;
  • подсистема интернет-портал ЦИК России для оперативного представления информации о ходе выборов (референдума), предварительных и окончательных итогах голосования, а также освещения деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в сети интернет;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования для представления информации из БД ГАС «Выборы» на средствах визуализации большого формата;
  • подсистема управления финансами для автоматизации бухгалтерского учёта и планово-финансовой деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
  • подсистема контроля финансирования политических партий.

Кроме того, ГАС «Выборы» содержит обеспечивающие подсистемы:

  • подсистема связи и передачи данных для передачи всех требуемых типов информационного трафика между абонентами и информационными базами ГАС «Выборы»;
  • подсистема управления и контроля функционирования для управления обработкой функциональной информации, сбором и обработкой информации о состоянии и функционировании компонентов ГАС «Выборы»;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания для поддержки процессов технического и сервисного обслуживания, ремонта КСА;
  • подсистема обучения кадров для повышения квалификации (переподготовки) специалистов и пользователей ГАС «Выборы», проведения сертификации специалистов;
  • подсистема обеспечения информационной безопасности для защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, подтверждения авторства и целостности электронного документа, антивирусной защиты.

Разработанные подсистемы реализуют все требования нового избирательного законодательства и будут использоваться при проведении выборов Президента РФ в 2008 году. 

Одной из важнейших задач ГАС «Выборы» является обеспечение информационного обмена между избирательными комиссиями и хранение полученной информации. Программные средства формируют на комплексах средств автоматизации (КСА) информационные базы данных. Осуществляется постоянное наполнение баз данных,  поддержание их в актуальном состоянии. В базах данных накоплен и эффективно используется большой объем информации по избирателям, кандидатам/депутатам, по классификаторам, правовым аспектам организации и проведения выборов, и референдумов. Информационное взаимодействие между компонентами специального и общего программного обеспечения по данным и функциям реализуется через общесистемные соглашения по размещению и передаче данных в пределах КСА.

На базе выборного законодательства для обеспечения достоверности и непротиворечивости данных, хранимых в системе, осуществлена разработка контрольных соотношений, которым должны удовлетворять данные при вводе их в базу данных.

Новые технологии и новые решения

В результате модернизации интернет-портала ГАС «Выборы» была запущена система управления сайтами ИКСРФ. Новая система обеспечила возможность оперативного управления сайтами ИКСРФ, сократила время формирования отчетов по выборам и публикации их в интернете, гарантировала стабильную работу при высоких нагрузках.2

Модернизированный интернет-портал прошел испытания  8 октября 2006 г в процессе проведения 455 избирательных кампаний в 79 регионах РФ одновременно, из них 2 федеральных (довыборы), 28 региональных и 425 местных. При этом на комплекс средств автоматизации ЦИК поступило около 30000 протоколов от 20464 участковых избирательных комиссий.

Тогда же в октябре 2006 г в качестве эксперимента в Новгородской области были применены комплексы электронного голосования (КЭГ), которые позволяют проводить сенсорное голосование с использованием специальных карт. Один такой комплекс, в отличие от КОИБ’ов, представляет собой достаточно компактное переносное устройство размером с большой ноут-бук.

Для голосования с использованием КЭГ’а каждому избирателю выдается картонная карточка размером с визитку, на которую нанесен случайно набранный штрих-код. Эту карточку избиратель прикладывает к сенсорному экрану. На экране появляется изображение избирательного бюллетеня. Голосующий пальцем касается нужного квадратика (применяется сенсорный экран), компьютер переспрашивает, уверен ли избиратель в своем выборе, и только после этого принимает ответ. Система автоматически отслеживает, чтобы голосование по одному и тому же штрих-коду не прошло дважды, то есть полученную на избирательном участке карточку с нанесенным штрих-кодом можно использовать только один раз.

На прошедших 11 марта 2007 года выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга КЭГ’и использовались в количестве 50 шт на 5 участках. В настоящее время рассматривается возможность оснащения около 1% (т.е. 1000) избирательных участков к федеральным выборам 2007 года в Государственную Думу ФС РФ, что составит около 5 тысяч КЭГов, примерно по 5 машин на один избирательный участок.

Комплекс электронного голосования
(слева — эксплуатируемый экземпляр)

эксплуатируемый экземпляр
Комплекс электронного голосования

Источник: CNews

Хотелось бы отметить, что в западных странах процедура электронного голосования полностью автоматизирована. В России же каждому электронному бюллетеню по прежнему ставится в соответствие его бумажный аналог для того, чтобы у наблюдателей была возможность детальной проверки хода голосования.

На тех же выборах в Новгородской области велась SMS-трансляция, позволившая следить за результатами выборов, получая на сотовый телефон информацию о ходе голосования. SMS-сервис использовался и на выборах 11 марта 2007 года в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, для чего городские власти подписали договоры с сотовыми операторами «большой тройки» и выделили единый номер, но в дальнейшем, после ввода системы в эксплуатацию, будут подписываться договоры и с региональными операторами сотовой связи, так как без них не обойтись.

Эта система получила название «Мобильный портал», она позволяет получать SMS с информацией о партийных списках, кандидатах, итогах голосования. Планируется, что в июле 2007 года она будет запущена в штатную эксплуатацию, и полноценно заработает во время избирательных кампаний. Так же, как и другие новинки электронного голосования, «Мобильный портал» был представлен на российской экспозиции CeBIT 2007.

Макет «мобильного портала»
(представлен на CeBIT 2007)

Макет 'мобильного портала'
Макет 'мобильного портала'

Источник: CNews

Для получения информации о выборах посредством «Мобильного портала» необходимо будет подписаться на пул SMS. Общая стоимость подписки на пул составит около 10 рублей. Для всех региональных выборов используется единый четырехзначный номер 5504, для федеральных — 5503. В день выборов подписчик каждые три часа будет получать SMS с промежуточными результатами голосования, информацией о явке избирателей, а по итогам выборов — окончательные их результаты. Изначально все эти данные будут собираться в базе данных ГАС «Выборы», откуда будут передаваться в программно-аппаратный комплекс, который планируется создать в Федеральном центре информатизации при ЦИК РФ, с помощью которого эта информация о выборах будет рассылаться среди подписчиков.

Возможности системы будут расширены

В конце декабря 2005 года на заседании ЦИК РФ была принята Концепция развития безопасности информации в ГАС «Выборы», которая предусматривает приобретение необходимых технических средств, создание и внедрение новых средств защиты, обновление и пополнение антивирусных баз, обучение технического персонала и совершенствование законодательной базы использования  системы.

Более 10 лет назад, в 1996 году, были начаты работы по созданию электронного регистра избирателей, позволяющего оперативно учитывать граждан, обладающих избирательным правом на день проведения выборов. В идеале это должна быть электронная база, объединяющая ЗАГСы, паспортно-визовые службы, суды и т.п. и позволяющая в автоматическом режиме обновлять списки избирателей. Но на настоящий момент предусмотрено только ежемесячное обновление списков. К июлю 2006 года регистр был полностью сформирован, в настоящее время продолжаются работы по его актуализации и повышению достоверности. Несмотря на то, что информация из такого регистра могла бы быть полезна не только для проведения избирательной компании, вопрос о его использования вне ГАС «Выборы» пока не решен законодательно.

Вполне логично было бы найти дополнительное применение такой масштабной и дорогостоящей системе, как ГАС «Выборы» в период между избирательными кампаниями. В настоящее время она используется для проведения видеоконференций, организуемых и государственными, и коммерческими структурами. В частности, в июле 2000 года было подписано соглашение об использовании системы для нужд правительства Москвы в перерывах между выборами в целях «оперативного доведения нормативных правовых и иных актов Российской Федерации и города Москвы и распорядительных документов Правительства Москвы до сведения территориальных органов исполнительной власти города».

В 2004 году Александр Вешняков выступил с предложением использовать возможности системы ГАС «Выборы» для создания государственного регистра населения, но в настоящее время работы по созданию такого регистра приостановлены. Однако, проблема обсуждается и, вполне возможно, будет решена в ближайшее время. Для этого необходимо решить два вопроса:

  • технический, что требует решения ряда организационно-технических и финансовых вопросов;
  • нормативно-правовой, что требует внесения дополнений в действующее законодательство, в том числе в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В конце того же 2004 года ГАС «Выборы» была использована при подсчете голосов во время проведения национального телевизионного конкурса ТЭФИ. Данные, накопленные в системе в процессе проведения голосования, используются социологами для изучения проблем социальной информатики.

Более широкое дополнительное использование системы является поводом для дискуссий с теми, кто боится, что это может негативно сказаться на безопасности и конфиденциальности хранящихся в ней данных.

В настоящее время главным конструктором ГАС «Выборы» на основании совместного распоряжения министра информационных технологий и связи Российской Федерации и председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 марта 2007 г назначен директор ФГУП НИИ «Восход» Леонид Юхневич, а обязанности заместителя главного конструктора исполняет первый заместитель директора ФГУП НИИ «Восход» Борис Дёмин.

В соответствии с концепцией развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в 2005-2008 годах, одобренной постановлением ЦИК России, в среднесрочной перспективе предусмотрены работы, связанные с:

  • адаптацией СПО ГАС «Выборы» к изменениям федерального и региональных законодательств по мере их появления;
  • разработкой и внедрением средств электронного голосования;
  • разработкой и внедрением средств электронной цифровой подписи для применения во внутреннем электронном документообороте;
  • переходом на цифровые каналы связи;
  • дальнейшим повышением надёжности и катастрофоустойчивости функционирования ГАС «Выборы», расширением её функциональных возможностей.

Наталья Рудычева, Сергей Шалманов / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS