Куда заведет ЕГАИС?

Куда заведет ЕГАИС?Кризис алкогольного рынка остался позади, виновные найдены и наказаны, а ЕГАИС продолжает победное шествие по стране. По имеющейся информации, в ближайшее время с этой системой могут столкнуться парфюмерный и табачный рынки, а также рынок аудио- и видеопродукции. Остается надеяться, что печальный опыт лета 2006 года не пройдет даром для всех действующих лиц этой истории.

Кризисная ситуация на алкогольном рынке, наступившая в середине лета 2006 года, заставила правительство России вмешаться в решение этой проблемы. Арбитром и ответчиком одновременно выступило финансовое ведомство — Минфин РФ.

Мягкая посадка при «ручном управлении»

В начале августа в ответ на требование Михаила Фрадкова разобраться в причинах возникновения кризиса министр финансов Алексей Кудрин направил премьеру доклад, в котором обозначил основные проблемы. «К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС. Это до сих пор не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объемах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяет осуществлять мониторинг рынка», — доложил министр финансов. По его мнению, на конец июля «большинство производителей и оптовиков не смогли обеспечить фиксацию своих заявок на отгрузку алкогольной продукции в системе».

Алексей Кудрин возложил основную часть вины за провал ЕГАИС на Министерство сельского хозяйства, которое «в недостаточной мере проводило мониторинг готовности алкогольного рынка к исполнению поправок в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции», по которому была введена система ЕГАИС» и затягивало подписание нормативных актов: Минсельхоз, в свою очередь, посчитал ответственными за кризис на алкогольном рынке чиновников Минэкономразвития, которые представляли правительство РФ в Госдуме при рассмотрении поправок в закон «О госрегулировании...». В конце доклада Алексей Кудрин заявил, что ответственность за провал ЕГАИС должны разделить все шесть ведомств, внедрявших эту систему: Минфин РФ, Минсельхоз РФ, МЭРТ, ФСБ России, ФТС России и ФНС России.

10 августа 2006 г было подписано постановление правительства, согласно которому Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) передавалась в ведение Федеральной налоговой службы России.

Уже 28 августа многочисленные сбои в работе ПО и проблемы с каналами связи заставили ФНС России перевести систему в «ручной режим». При этом организация должна была представить в управление бланк с перечисленными номерами товарно-транспортных накладных, электронный вариант накладных на дискете и копию письма от организации к фирме, которая занимается обслуживанием ЕГАИС, с просьбой об устранении проблем, которые препятствуют вводу информации в ЕГАИС. К этому времени сотрудники ФНС России уже работали в смену, и сведения можно было сдавать каждый день с 8 до 22 часов. «Ручной режим» просуществовал до 2 ноября 2006 года. Именно столько времени потребовалось, чтобы наладить работу системы.

В конце сентября 2006 года был открыт учебный центр ЕГАИС, организованный СУАР совместно с НТЦ «Атлас». Примечательно, что проводимые специалистами обслуживающих организаций в июле 2006 года занятия были бесплатными, а стоимость двухдневного курса СУАР составляет 15 тыс. рублей. Можно предположить, что казна разработчиков системы ЕГАИС (НТЦ ФГУП «Атлас») и организаторов обучения (СУАР) пополнится внушительной суммой.

По подсчетам CNews, ЕГАИС установлена у 1825 оптовых организаций, 83 импортеров алкоголя, 481 производителя алкогольной продукции. Таким образом, даже если предположить, что курсы посетит один представитель от каждой организации, организаторы обучения смогут собрать около $1,5 млн.

Виновные найдены, но убытки не вернуть

27 октября 2006 года, через 2 дня после выступления Владимира Путина, признавшего, что правительство не приняло должных мер по наведению порядка на алкогольном рынке, премьер Михаил Фрадков поручил вице-премьеру Александру Жукову в трехдневный срок найти виновных в сбоях ЕГАИС. В результате выговоры за несвоевременную подготовку нормативных актов, спровоцировавшую сбои в системе учета алкогольной продукции ЕГАИС и дефицит алкоголя на российском рынке, получили замминистра финансов Сергей Шаталов, замглавы МЭРТ Андрей Шаронов и замминистра сельского хозяйства Игорь Руденя.

К настоящему времени страсти вокруг ЕГАИС улеглись, кризис, в результате которого убытки алкогольной отрасли по некоторым оценкам составили около $230 млн, преодолен. По данным Росстата, в 2006 году в России произвели 60,8 млн дал этилового спирта, что на 29,5% меньше показателя 2005 года, водки и ликероводочной продукции — 119 млн дал, что на 9,6% меньше показателя 2005 года. Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что несогласованные действия властных структур на алкогольном рынке России явились причиной недопоступления в бюджет почти 15 млрд рублей, а также увеличения на 10 млрд рублей объема реализации нелегальной алкогольной продукции.

Крупнейшие производители водки в 2006 году

Завод Объем производства
  в 2006 году (млн дал) по отношению к2005 году (%)
ОАО "Завод 'Кристалл'" (Москва) 7.4 82.7
ЗАО "ЛВЗ 'Топаз'" (холдинг "Русский алкоголь") 7.3 144.1
ЗАО "Веда" 7 103.6
ОАО "Татспиртпром" 4.7 103.7
ГУП "Башспирт" 4 100
ООО "Кристалл" (группа "Кристалл-гросс") 3.4 180
Ногинское подразделение "ОСТ-Алко" 3.3 76.9
ООО "Союз-Виктан" 3 400
ОАО "СПИ-РВВК" (SPI Group, Калининград) 2.9 91.3
ООО "Омсквинпром" 2.7 195.2
ЗАО "Ливиз" 2.7 83.8
ЗАО "Ладога" 2 100.4
ЗАО "Фирма 'Урожай" 1.9 151
Филиал ООО "Традиции качества" (Московская обл.) 1.8 66.4
ЗАО "Завод сортовых водок" 1.6 87

Источник: данные участников рынка на основе информации Росстата

Вперед, но осторожно

Но на этом история ЕГАИС не закончилась, правда теперь эта система шагает по стране не так решительно, как раньше. С 1 октября 2006 года из магазинов начала постепенно исчезать спиртосодержащая парфюмерия. Дело в том, что по существующему законодательству эта продукция тоже подлежала учету в единой государственной автоматизированной информационной системе. Только 30 декабря Владимир Путин подписал документ, согласно которому на всю парфюмерно-косметическую продукцию, расфасованную в потребительскую упаковку, до 1 июля 2007 года требования о введении ЕГАИС не распространяются. Кроме того, правительство получило возможность установить перечень парфюмерно-косметической продукции, на оборот которой требования ЕГАИС не распространяются.

В середине ноября 2006 года на экспертном совете Госдумы по вопросам госрегулирования производства и оборота табачной продукции была представлена предварительная разработка автоматизированной программы по контролю над производством и оборотом табака. Презентацию нововведения представил хорошо знакомый всем ФГУП «НТЦ "Атлас"». По некоторым данным, систему контроля, аналогичную ЕГАИС, предполагается ввести и на рынке аудио- и видеопродукции. Более того, в интервью газете «Известия» генеральный конструктор системы Владимир Богданов сообщил, что ФГУП «НТЦ "Атлас"» рассматривает возможность создания версии ЕГАИС для розницы, которая позволит потребителю или кассиру «провести штрих-код через кассовый аппарат (стационарный сканер) и узнать, не "левая" ли это бутылка». «Мы считаем это просто необходимым и, надеюсь, это будет сделано уже во второй половине года», — заявил г-н Богданов.

С 1 февраля 2007 года планировалось перевести ЕГАИС в автоматический режим работы, но по просьбам участников рынка дата начала автоматической подачи информации в Единую государственную автоматизированную систему учета алкоголя была передвинута на 9 месяцев: с 1 февраля на 1 ноября 2007 года. По словам специалистов, у крупных производителей счетчики уже установлены, подготовил соответствующее программное обеспечение и «Атлас». Тем не менее, существовала опасность того, что не все компании успеют подготовиться к 1 февраля и вынуждены будут остановить производство. По словам представителей Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), это связано с тем, что Минфин опоздал с выпуском необходимых документов — он должен был утвердить перечень информации, которая передается в систему, ее формат, а также порядок установки счетчиков спирта до конца лета, но полностью нормативная база появилась только в начале декабря.

Оказался не готов к резко возросшему объему заказов и производитель счетчиков — Арзамасский приборостроительный завод. Из заключенных 400 договоров предприятие выполнило порядка 80. По данным Росстата, в России работает 590 производителей алкоголя и спирта, но счетчиками нужно оснащать каждую линию, поэтому всего их понадобится, по разным оценкам, от 2500 до 5000. От заявки до доставки счетчиков проходит около 2 месяцев.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Отдельного разговора заслуживают тарифы «Атласа» на программное обеспечение и обслуживание терминалов ЕГАИС, которые являются объектом критики Минфина и Белого дома. Вице-премьер Александр Жуков поручил Федеральной антимонопольной службе проверить обоснованность размеров тарифов за подключение к ЕГАИС, но о результатах проверки пока ничего не известно.

За все время существования ЕГАИС наиболее серьезную попытку оценить финансовую сторону всей этой истории предприняла газета «Ведомости», опубликовавшая 11 июля 2006 года материал под заголовком «ФСБ заработает $239 млн. на учете алкогольной продукции».

Однако расчеты этого издания в данном случае можно назвать слишком приблизительными. В частности, утверждается, что «ликероводочные и спиртовые заводы должны потратить на ЕГАИС от 550 000 руб. до 2 млн руб., т. е. в среднем порядка 1,3 млн руб., а ежемесячная плата составляет от 30 000 руб. до 93 000 руб., в среднем — 60 000 руб. По данным СПАП, в России около 390 производителей ЛВИ и 180 спиртзаводов. Они заплатят за систему 741 млн руб. плюс 410 млн руб. за обслуживание в год».

Однако, рынок производителей алкоголя крайне неравномерен, и порядка 80% его составляют мелкие компании — те самые, которым ЕГАИС обойдется в 550 тыс руб, а ежемесячная плата составит 30 тыс руб. Таким образом, среднее значение затрат на ЕГАИС снижается до 840 тыс руб, а среднее значение ежемесячной платы до 42,6 тыс руб. В итоге производителями алкоголя за систему будет заплачено 479 млн руб и 291 млн руб за обслуживание в год.

Аналогичная ситуация и с оптовиками алкогольного рынка, где доля крупных компаний не превышает 90%. По мнению газеты «оптовики и импортеры тратят на ЕГАИС от 59 000 руб. до 1 млн руб., в среднем — 530 000 руб., а ежемесячная плата составляет от 21 000 руб. до 171 000 руб., в среднем — 96 000 руб. По данным СПАП, в России около 5000 оптовиков. По данным источника, близкого к “Атласу”, импортеров в России 180. Они заплатят за систему 2,7 млрд руб., а за ее обслуживание — 6 млрд руб. в год.» Учитывая существующие на рынке пропорции, можно утверждать, что в среднем затраты на ЕГАИС составят 153 тыс руб, а на ее ежемесячное обслуживание 36 тыс руб. В итоге, эта категория пользователей заплатит за систему 792 млн руб, а за ее обслуживание 2,2 млрд руб в год.

Таким образом, суммарные затраты всех участников алкогольного рынка составят 1,27 млрд руб или $47,7 млн, а ее обслуживание обойдется в 2,5 млрд руб или $94 млн ежегодно. Эти цифры становятся менее пугающими, если вспомнить, что, по данным того же ихдания алкогольный рынок насчитывает около 5750 участников.

Путем несложных вычислений можно получить среднюю сумму, которую предприятия вынуждены отчислять на обслуживание ЕГАИС — $1360 в месяц. Решение о справедливости этого тарифа будет выносить Федеральная антимонопольная служба, но нельзя забывать о том, что в данном случае обслуживанию подлежит сложная система учёта, которую большинство организаций не могут сопровождать самостоятельно в силу того, что им не предоставляется прямой доступ к данным.

Ценообразование рынка таких услуг определяется стоимостью сотрудника, сопровождающего её. Обслуживающие организации не только работают непосредственно с пользователями, но и осуществляют интеграцию услуг на всей территории России, в частности, принимают обращения на поиск документов с ошибочной адресацией в масштабах страны, взаимодействуя при этом с обслуживающими организациями других регионов, РЦУК других регионов, ФЦУК, акцизными таможнями, УФНС, разработчиком, ГНИВЦ, Госзнак и т. д.

Наталья Рудычева / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS