Госвласть взяла курс на информационную открытость

Госвласть взяла курс на информационную открытостьПринцип информационной открытости российских ведомств лег в основу очередной административной реформы в органах государственной власти. Чиновники считают, что доступность информации и прозрачность административно-управленческой деятельности позволят потребителям услуг по-новому взглянуть на систему взаимоотношений с органами государственного управления.

Одними из наиболее приоритетных целей административной реформы являются создание качественно иной основы взаимоотношений с потребителями государственных услуг, получение кредита доверия как населения, так и бизнес-сферы, создание для потребителей услуг более комфортных условий при контакте с государственными инстанциями. Важной составляющей изменений становится и формирование нового имиджа органов государственной власти в глазах реальных и потенциальных потребителей государственных услуг, что также предусмотрено программой реформы.

Информационная открытость – основа нового имиджа российских ведомств

Основой такого имиджа должны cтать принципы информационной открытости органов государственной власти, прозрачности их административно-управленческой деятельности, создании эффективных механизмов общественного контроля. Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов госвласти, принятой российским правительством, комплексная стратегия информационной открытости российских ведомств предусматривает синхронную реализацию нескольких направлений работы.

Основным направлением является создание информационных ресурсов органов государственной власти (например, специализированных интернет-порталов), которые содержали бы данные о деятельности ведомств и порядке предоставления государственных услуг. Кроме того, необходимо внедрение современных средств коммуникации, в том числе, электронной почты и интернет-мессенджеров, а также возможность контакта по телефону и факсу. Информационные ресурсы органов власти должны предоставлять потребителям возможность обратной связи, учитывать пожелания и предложения потребителей госуслуг.

Интернет-ресурсы отдельных ведомств необходимо объединить в единую сеть, которая предусматривает систему навигации с удобным интерфейсом, использование перекрестных ссылок, а также содержит информацию о том, как протекают процессы межведомственного взаимодействия в контексте предоставляемых государственных услуг.

Однако перевод информационных ресурсов госорганов на технологический базис сузит потребительскую аудиторию. Это связано в первую очередь с невысокими темпами распространения интернета прежде всего в регионах. Расширить аудиторию пользователей информационных ресурсов российских органов государственной власти возможно путем измения инфраструктуры пунктов общественного доступа. Можно ожидать, что весомый вклад в этот процесс внесет и программа "Компьютер в каждый дом", реализуемая Министерством информационных технологий и связи совместно с ФГУП "Почта России".

Работа с потребителями должна включать использование систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля их исполнения. В федеральном масштабе необходимой является организация системы сбора жалоб потребителей госуслуг с обязательным рассмотрением каждого конкретного случая и проверкой принятых мер. Эффективное функционирование системы управления жалобами будет возможным только при назначении лиц, в сферу компетенции которых входило бы выполнение данной функции, и наделение их соответствующими полномочиями.

Программа предусматривает также создание системы подтверждения передачи информации в электронном виде, проверки ее подлинности и любых действий по ее изменению в процессе обработки и оказания государственных услуг, как между различными административными уровнями внутри ведомств, так и межведомственных взаимодействий.

Изменение взаимоотношений российских ведомств с потребителями госуслуг невозможно без проведения программы информационных мероприятий, целью которых являлась бы декларация правовой основы госуслуг, разъяснение потребителям их прав, а также полномочий, сфер компетенции и ответственности органов госвласти. Программа должна включать и мероприятия, посвященные обучению потенциальных и реальных потребителей новым принципам работы с информационными ресурсами ведомств, для чего необходимым является проведение специализированных семинаров, лекций, а также выпуск сопровождающих информационных материалов.

Экономический эффект прозрачности

Информационная открытость российских государственных инстанций — не только требование времени, но и объективная необходимость, обусловленная множеством факторов. Кроме создания новых доверительных отношений с потребителями госуслуг, новая форма взаимодействий имеет и экономической эффект, основанный, с одной стороны, на прозрачности бюджетов органов власти, которая позволит значительно снизить нецелевые затраты и более эффективно планировать финансовые потоки. С другой стороны, экономический эффект обусловливает обоюдное доверие сторон, что, как ожидается, приведет к повышению собираемости налогов, повысит готовность потребителей госуслуг оплачивать сборы ведомств. Введение фиксированной цены государственных услуг означает для потребителей сокращение дополнительных затрат, а введение прозрачных схем обработки документов позволит уменьшить время хождения по инстанциям и ожидания в очередях, а значит, исключить  альтернативные издержки.

В числе косвенных эффектов повышения прозрачности органов госвласти следует назвать не только создание нового образа ведомств в глазах потребителей, и как следствие, — формирование позитивного общественного мнения, но также и улучшение имиджа российской власти на международной арене — за счет формирования качественно новых отношений с иностранными фирмами, которые также в силу своей деятельности на территории России являются потребителями услуг российских органов государственной власти. Ожидается, что следствием изменения "меджународных" взглядов на российские государственные инстанции, повышения прозрачности, и, следовательно, предсказуемости решений ведомств будет снижение страновых и политических рисков,  что окажет позитивное влияние на приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Этот аспект информатизации госорганов приобретает новое значение в условиях вступления России в ВТО.

Предварительные итоги

Однако, несмотря на очевидную пользу введения новой формы взаимодействия российских ведомств с потребителями государственных услуг, это направление находится на начальной стадии своего развития. На текущий момент создана сеть информационных ресурсов органов госвласти, содержащих аналитические материалы и статистику, а также информацию о порядке функционирования и режиме работы ведомств, и предусматривающих форму обратной связи с потребителями государственных услуг. Сегодня в интернете представлены все федеральные органы власти.

В начале февраля Государственная Дума ФС РФ в первом чтении приняла законопроект  "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который призван обязать государственных чиновников предоставлять любые сведения о деятельности органов государственной власти, если они "не являются государственной или служебной тайной". Важным нововведением является и оговоренная в законопроекте возможность для потребителя государственных услуг не только получить информацию о деятельности государственных ведомств, но и призвать чиновника к административной ответственности  "за необоснованное засекречивание информации, предоставление недостоверных данных или за несвоевременный ответ". Кроме того, законопроект обязывает российские ведомства размещать открытую информацию в интернете на официальных порталах и сайтах ведомств.

С октября 2004 года CNews Analytics проводит ежегодное исследование сайтов органов государственной власти. Анализ полученных данных  позволяет утверждать, что вместе с созданием интернет-представительств идет процесс их технологического совершенствования: на смену созданным "на скорую руку" малофункциональным интернет-страницам постепенно приходят полноправные интернет-ресурсы, способные в случае необходимости предоставить пользователям не только актуальную и подробную информацию, но и множество полезных и удобных сервисов. По результатам комплексной оценки существующих сайтов органов государственной власти был составлен рейтинг, во главе которого стоят интернет-представительства президента России, Министерства промышленности и энергетики и Федерального агентства по промышленности. На этих информационных ресурсах наиболее полно и подробно представлена информация о деятельности ведомства, о его сотрудниках, а также развиты интерактивные сервисы. Последние места в этом рейтинге принадлежат Федеральной миграционной службе, Ространснадзору и Росаэронавигации.

Юлия Граванова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS