Внедрение СЭД упростит регламенты взаимодействия

Внедрение СЭД упростит регламенты взаимодействиСистема административных регламентов межведомственного информационного обмена предполагает эффективное взаимодействие органов государственной власти всех уровней с целью успешной реализации государственных решений. Однако существующее на данном этапе в государственых организациях России многообразие технологических систем неизбежно ведет к возникновению локальных информационных конфликтов. В этих условиях глобальное внедрение современных систем электронного документооборота (СЭД) может упростить и оптимизировать взаимодействие служб и ведомств, как между собой, так и с населением.

Межфункциональное взаимодействие ведомств

Современное государство все в большей степени ориентируется на системные структурные преобразования, способствующие перспективам информационной интеграции. Для дальнейшего развития функционального взаимодействия государственных органов требуется создание условий по их объединению в интегрированную систему, которая способна быстро и эффективно осуществлять поддержку информационного обмена и координацию работ. Реальная потребность в интеграции диктуется предпосылками для инновационного развития современного государства:

  • созревает новое понимание механизмов государственного управления и информационной интеграции как стратегического элемента в реализации государственных решений;
  • существенны тенденции к интеграции структурных элементов государства между собой, к развитию новых форм организационного и информационного взаимодействия;
  • появились технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для государственного управления на всех уровнях.

Совокупность множества государственных служб и ведомств России, взаимодействующих между собой и внешней средой, при определенных условиях может представлять собой консолидированную структуру, полностью или частично выполняющую функцию информационной интеграции. Однако для их взаимоотношений на современном этапе характерно сложное соотношение планируемых процессов, правового регулирования, дезинтеграции и нестабильности коммуникаций. Используемые информационные технологии в низкой степени способны поддерживать межфункциональное взаимодействие ведомств, в том числе, в силу отсутствия единой системы регламентов информационного обмена.

Узкая целевая направленность существующих систем

В настоящий момент в России накоплен достаточно успешный опыт внедрения информационных систем в государственный сектор. Однако этот опыт имеет ряд существенных особенностей, определяющих проблемы взаимодействия различных органов и учреждений государственной власти. Несмотря на то, что ряд проектов позволил достичь сравнительно высоких показателей в области информационной интеграции, оказания услуг населению, автоматизации внутренних процессов, большинство систем определенно нацелено на решение локальных задач.

Во взаимоотношениях государственных органов всех уровней роль коммуникационных и информационных технологий чрезвычайно важна. При этом порядок и условия обмена информацией между ними чаще всего определяется подписанными регламентами обмена информацией собственной разработки, которые устанавливают:

  • как документы передаются;
  • как документы санкционируются;
  • как документы направляются для исполнения.

Анализ используемых систем автоматизации государственной деятельности демонстрирует разобщенность систем в области стандартов. Кроме того, большинство пользователей отмечают необходимость в постоянной доработке регламентов и стандартов информационного обмена, так как условия документооборота постоянно изменяются. Как отмечают эксперты, выбор решений по автоматизации часто субъективен, диктуется рыночными и бюджетными реалиями, а также иными случайными факторами.

Барьеры внедрения СЭД в государственных ведомствах России

Интегрированная система взаимодействия государственных структур позволяет наиболее эффективно реализовывать решения государства. Однако в большинстве государственных организаций управление до сих пор происходит на основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от использования новейших информационных технологий. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, в соответствии с которой до 2010 года внедрение СЭД планируется во всех федеральных органах государственной власти, должна привести к переосмыслению роли ИТ в государственных органах.

С точки зрения государственной политики на пути создания в России электронного государства, существуют следующие препятствия:

  •  отсутствие механизмов межведомственной координации;
  •  неравномерный уровень использования ИТ;
  •  отсутствие единых технических стандартов, сложность, а иногда невозможность интеграции ведомственных информационных систем, обеспечения их автоматизированного взаимодействия между собой;
  •  недоступность данных из системы отдельного ведомства на межведомственном уровне;
  •  отсутствие единых для всех ведомств правил и процедур реализации ИТ-проектов;
  •  территориальная и целевая несогласованности реализации проектов внедрения СЭД и др.

Министерствам, занимающимся реализацией государственных программ в данной области, а также другим заинтересованным ведомствам, в условиях реструктуризации государственных органов необходимо выработать эффективные прозрачные механизмы управления на базе современных информационных технологий. Основу построения такого механизма большинство экспертов видят в разработке единых регламентов информационного взаимодействия, последнее должно играть стратегическую роль в функционировании государственных ведомств, выступая в качестве аналитического инструмента управления.

Внедрение специализированных СЭД для координации взаимодействия

Как показала практика, построение интегрированных систем с оптимальной функциональной и организационной структурой требует внедрения соответствующих технологических разработок, включая СЭД, обладающих возможностями регулирования и целенаправленного управления информацией. С этой целью должна быть разработана модель регламентирования процессов взаимодействия информационных служб государственных органов всех уровней. На ее основе может быть создана интегрированная информационная система.

Одна из функций регламентов информационного взаимодействия «определение рекомендаций для обоснованного выбора организационных, технологических и технических альтернатив использования СЭД и проектирование системы информационной интеграции. Такой подход позволяет обеспечить большую эффективность и надежность принимаемых решений. Однако разработку модели регламентов взаимодействия можно осуществить собственно на основе использования СЭД. Необходимый  комплекс стандартов и методик включает разработку:

  • единого плана развития ведомственных информационных систем;
  • ведомственных ИТ — архитектур и программ информатизации;
  • эффективных программ управления внедрением СЭД;
  • общих стандартов и требований к государственным информационным системам.

Внедрение СЭД подразумевает настраиваемые регламенты работы с общими управленческими задачами. Исходя из этих регламентов, можно определить и автоматизировать существующие процедуры документооборота и обмена информацией. Современная СЭД включает ряд механизмов, которые позволяют модифицировать регламенты документооборота при изменении бизнес-процессов и расширении деятельности, поддерживает сложные схемы согласования документов в распределенной среде, легко масштабируется, обеспечивает необходимую гибкость регламентов.

Эффективное использование технологии электронного документооборота в любой организации основывается на ее закреплении в регламентирующих документах и правилах. И чем больше задач решает система, тем более тщательно и внимательно необходимо подойти к вопросу ее нормативно-методического обеспечения. В настоящий момент, в государственных структурах России происходит недооценка актуальности закрепления единых регламентов и процедур электронного информационного обмена в правовых документах.

Взаимосвязь структурных элементов системы государственных органов в современной России остается противоречивой и неэффективной, а процесс внутренней интеграции и модернизации этой системы остается незавершенным. Необходимо технологическое преобразование существующего типа координации между различными государственными службами и ведомствами в приемлемые для всех стандартизированные средства и методы регулирования взаимодействия. Это может существенно повысить степень интенсивности процессов консолидации работы государственных органов и повлиять на эффективность реализации государственных проектов и решений.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS