Грант Лалаев: Новые тенденции развития ИТ в Министерстве финансов связаны с новой концепцией бюджетирования, ориентированного на результат

Грант ЛалаевИнформационные технологии являются неотъемлемой частью работы крупнейшего российского ведомства — Министерства финансов России. Созданная почти 10 лет назад АИС «Финансы» постоянно развивается и совершенствуется вместе с проводимыми реформами и изменениями законодательства. О том, какие задачи стоят перед ИТ-специалистами главного финансового ведомства страны и как они решаются в настоящее время в интервью CNews рассказал Грант Лалаев, заместитель Директора Административного департамента Минфина России.

CNews: Министерство финансов России является одним из лидеров по уровню информационно-технологического оснащения среди органов государственной власти России. Расскажите, пожалуйста, о ключевых этапах информатизации Министерства финансов за последние пять-семь лет. Какие ключевые изменения произошли в информационно-технологическом оснащении Минфина? Какие приоритетные задачи были решены?

Грант Лалаев: За последние годы, конечно, произошли очень существенные изменения. Это связано и с совершенствованием законодательства, и с проведением административной реформы, и с разработкой и внедрением новых  проектов.

К концу 2006 года в рамках автоматизированной информационной системы Министерства финансов Российской Федерации (АИС «Финансы») во всех департаментах Министерства решалось 195 комплексов задач и отдельных задач, предназначенных для автоматизации функций по составлению и исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также административно-хозяйственной деятельности министерства.

С применением средств вычислительной техники и специального программного обеспечения выполнялись следующие трудоемкие функции:

  • многовариантные расчеты проекта федерального бюджета, в том числе расчеты проекта федерального бюджета на три года;
  • составление и учет изменений сводной росписи федерального бюджета;
  • информационное взаимодействие в электронном виде со всеми главными распорядителями средств на этапах  составления и исполнения федерального бюджета;
  • анализ оперативной информации, месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • обработка и анализ информации Центрального банка Российской Федерации, Внешэкономбанка и Внешторгбанка об исполнении федерального бюджета, поступающей в министерство и электронном  виде по каналам связи;
  • подготовка и доведение оперативной информации о ходе финансирования расходов федерального бюджета до руководства и структурных подразделений Минфина России;
  • оценка влияния различных факторов на формирование налогооблагаемой базы по основным видам налогов с использованием экономико-математических методов;
  • обработка и анализ статистической информации по отраслям народного хозяйства;
  • формирование аналитической и прогнозной информации при решении задач учета, анализа и планирования государственного внутреннего долга;
  • учет и контроль исполнения корреспонденции, жалоб и заявлений граждан;
  • учет и анализ кадрового состава Министерства.

В течение 2005 года, в соответствии с административной реформой, был выполнен сложный комплекс организационно-технических мероприятий, позволивших выделить из АИС «Финансы» информационную систему Федерального казначейства и обеспечить разделение информационных ресурсов без приостановки функционирования системы.

Значительным проектом, начатым в 2005 году, является создание системы электронного архива. К концу 2006 года переведено в электронный вид более 1 млн листов существующего архива бумажных документов с 1993 по 2003гг. Перевод бумажных элементов производится с использованием специализированного оборудования для сканирования:

  • для расшитых документов — сканер с возможностью двустороннего сканирования, размером документов для сканирования от А8 до А3, со скоростью черно-белого сканирования не менее 50 стр. А4/мин;
  • для не расшитых документов сканер планетарного типа с форматом сканируемого документа А3.

Для каждого документа создается регистрационная индексная карточка, состав полей которой позволит производить точный поиск необходимых документов. Одно из полей будет содержать распознанный текст документа для обеспечения полнотекстового поиска по всему документу.

Для хранения и работы с документами электронного архива используется специализированный архивный накопитель — роботизированная библиотека. В качестве носителей будут использоваться двусторонние DVD диски. Общая емкость библиотеки более 2 Тб. Использование роботизированной библиотеки обеспечит долговременное надежное хранение информации, поскольку заявленный срок хранения информации на DVD дисках — не менее 40 лет.

Создание электронного архива позволяет:

  • производить удаленную работу с  электронным архивом с любой рабочей станции ЛВС Минфина России, которой будут даны соответствующие права;
  • хранить документы как в графических форматах TIFF, JPEG,  BMР, так и в форматах офисных приложений Word, Excel.

Программная среда системы электронного архива Минфина России обеспечивает возможность поиска документов по индексной информации и полнотекстового поиска по содержанию документов.

Подводя итог, можно сказать, что завершение проектов начатых в 2005 году, закрепит за АИС «Финансы» место в ряду наиболее современных и развитых информационных систем органов государственного управления.

CNews: Для поддержки основных функций Минфина используется АИС «Финансы», разработанная еще в 1998 году. Отвечает ли эта система сегодняшним запросам министерства? (Органы власти и другие, подключенные к АИС «Финансы» госструктуры работают с ней через авторизированные рабочие места.) Планируете ли вы модернизировать АИС «Финансы»?

Грант Лалаев: Автоматизированная информационная система «Финансы», разработанная в 1998 году, развивается вместе с проводимыми реформами и изменением законодательства. Автоматизируются новые функции, возлагаемые на министерство, совершенствуется существующее программное обеспечение, разрабатываются новые проекты.

В настоящее время в Минфине разрабатывается крупный проект по созданию внутреннего портала министерства, который предполагает интеграцию функциональных приложений с портальными решениями, предоставляя пользователям доступ к функциональным задачам, к электронному архиву, каталогу технической библиотеки, телефонному справочнику, другим сервисам.

В министерстве развернута защищенная корпоративная вычислительная сеть (ЗКВС), обеспечивающая телекоммуникационное взаимодействие министерства с некоторыми банками, финансовыми органами субъектов РФ, отдельными органами государственной власти. Центральный узел связи обеспечивает управление средствами криптозащиты и межсетевыми экранами. Транспорт обеспечивает сеть интернет. Абонентами ЗКВС смогут стать все заинтересованные ведомства.

CNews: Расскажите о том, как в Министерстве финансов решаются вопросы хранения данных. Вы за создание централизованного или распределенного хранилища данных? Каков объем хранимых данных в абсолютном выражении и как быстро он увеличивается?

Грант Лалаев: Для хранения данных в Минфине России используется катастрофоустойчивое решение. В рамках решения развернуто два вычислительных центра (ВЦ): основной и резервный, удаленный от основного более, чем на 10 км. Работы по проектированию резервного вычислительно комплекса проводившиеся в 2005 — 2006 годах, позволили определить состав оборудования резервного комплекса, требования к инфраструктуре.

Построена волоконно-оптическая линия связи («темное» оптоволокно) между основным и резервным вычислительными комплексами, а также обеспечена необходимая подготовка помещений резервного центра. В обоих вычислительных центрах установлены одинаковые системы хранения данных.

Система хранения в основном вычислительном центре — это централизованное хранилище данных Минфина России. Вся информация, расположенная на системе хранения основного ВЦ зеркалируется на систему хранения резервного ВЦ. Для организации архивирования и восстановления данных используются ленточные библиотеки. Общий объем хранимых данных, включая личные файлы сотрудников министерства, не превышает 5 Тб.

CNews: Хотелось бы обратиться к вопросам информационной безопасности. Какие мероприятия и ИТ-средства по обеспечению информационной безопасности в настоящее время в первую очередь применяются (осуществляются)? Какие направления деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности вы будете развивать в 2007-2008 году, и с чем связаны такие решения? Какие проблемы, существующие в сфере обеспечения информационной безопасности, предстоит решить в ближайшее время

Грант Лалаев: Значительное внимание уделяется проблемам повышения информационной безопасности вычислительного комплекса министерства. В 2005 году было начато несколько работ, целью которых является обеспечение безопасности информации как локальной вычислительной сети (ЛВС) Минфина РФ, так и его представительства в сети интернет.

Безопасность обеспечивают три системы:

  • система управления доступом пользователей к информационно-вычислительным ресурсам Министерства на основе их аутентификации с использованием USB-ключей, что исключает возможность доступа посторонних лиц к рабочим станциям;
  • система контроля за соблюдением пользователями установленной политики информационной безопасности при использовании ими со своих рабочих мест служебных информационно-вычислительных ресурсов Минфина России;
  • создается защищенный (логически выделенный) сегмент ЛВС Министерства, в котором предполагается обработка конфиденциальной информации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Безопасность в сети интернет будут обеспечивать:

  • система обнаружения сетевых атак и анализа защищенности, которая будет выявлять попытки деструктивного информационного воздействия (сетевые атаки) на программно-технические средства информационно-вычислительного комплекса (ИВК) Минфина России, а также выявлять уязвимости ИВК, через которые сетевые атаки могут достичь результата;
  • система анализа содержания сетевого трафика, которая обеспечит предотвращение получения или отправки в ИВК Минфина России информации, содержащей вредоносные, неприемлемые или нежелательные вложения, включая случаи утечки служебной информации, а также предотвратит использование сотрудниками Минфина нежелательных сетевых ресурсов служб посредством анализа содержания сетевого трафика и последующей фильтрации сетевого трафика по результатам анализа.

Одним из наиболее существенных и, в то же время, организационно сложных аспектов обеспечения безопасности информационных систем является создание катастрофоустойчивых конфигураций вычислительных средств, гарантирующих сохранность данных и возможность продолжения работы в случае полного  разрушения основного вычислительного комплекса.

CNews:  Как вы оцениваете перспективы и проблемы развития ИТ-аутсорсинга для Министерства финансов России? Как вы работаете с исполнителями таких работ — заключаете ли вы соглашение аналогичное SLA (Service Level Agreement — контракт, регламентирующий отношения между провайдером услуг и его клиентом)?

Грант Лалаев: Минфин России много лет использует ИТ-аутсорсинг — работу на контрактной  основе с компаниями–разработчиками программного обеспечения, компаниями, занимающимися сервисной и технической поддержкой оборудования и сетей, компаниями, предоставляющими провайдерские услуги в интернет-сети. Существуют некоторые проблемы  в части нормативного обеспечения,  регламентирующего проведение конкурсных закупок в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В настоящее время это законодательство совершенствуется.

CNews:  Удалось ли Министерству финансов перейти на электронный документооборот? Как вы оцениваете существующий опыт электронного обмена документами и сведениями между органами государственной власти и Минфином России и использования ЭЦП?

Грант Лалаев: В министерстве созданы предпосылки для постепенного введения электронного документооборота.  В настоящее время разработана и внедрена технология информационного взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и финансовых органов субъектов Российской Федерации с использованием электронно-цифровой подписи и шифрования.

Система защищенного обмена электронными сообщениями построена по архитектуре «Звезда» с единым центром, которым является Министерство финансов Российской Федерации. В качестве транспортной системы используется глобальная сеть интернет. В финансовых органах субъектов Российской Федерации созданы рабочие места операторов передачи данных, оснащенные централизованно поставляемыми Министерством финансов Российской Федерации средствами криптографической защиты информации.  Электронные сообщения, подготовленные для передачи, архивируются, подписываются  и шифруются. Принимающая сторона по получении пакета автоматически формирует ответное сообщение о доставке пакета.

В 2005 году данная технология была использована для передачи Министерству финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженных в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований.

CNews:  Как вы оцениваете техническую оснащенность в сфере ИТ Минфина России в сравнении с зарубежными организациями, с которыми вы взаимодействуете по роду своей деятельности? Какие проблемы технического характера возникают в процессе такого взаимодействия?

Грант Лалаев: В последние годы в Минфине России предпринимаются определенные действия по модернизации существующей IT-инфраструктуры. В своей работе мы стараемся применять самые современные технические средства и программные продукты.

В ходе встреч сотрудников Минфина с представителями зарубежных организаций, а также в ходе посещения этих организаций в рамках различных международных программ, мы убедились, что техническая оснащенность Минфина России в сфере IT не уступает оснащенности зарубежных организаций.

CNews:  Планируется ли в 2007 г подключить Минфин к ГАС «Управление» (Автоматизированная система принятия решений, создаваемая ФСО)? Если «да», то какие новые возможности в связи с этим появятся перед Минфином России?

Грант Лалаев: Нет, не планируется.

CNews:  Какие вы видите тенденции развития ИТ в сфере совершенствования управления финансами? Какие вы могли бы отметить ключевые направления в этой области, потребности и задачи для развития использования информационных и коммуникационных технологий?

Грант Лалаев: Новые тенденции развития ИТ в Министерстве финансов связаны, прежде всего, с развитием новой концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Изменение или совершенствование процедур управления государственными финансами в первую очередь определяется изменением законодательства (бюджетного кодекса и смежных законов).

В настоящее время, в связи с переходом на трехлетний цикл бюджетного планирования, основной задачей является доработка программного обеспечения. Надо отметить, что изменения, затрагивающие процедуры составления и исполнения бюджета, начиная с 2008 года, не тривиальны. Необходимо переработать алгоритмы моделирования финансовых показателей и проведения многовариантных расчетов, а также внести соответствующие изменения в действующее программное обеспечение.

Кроме того, значительные изменения, происходящие в бюджетной классификации, потребуют разработки дополнительных процедур, обеспечивающих сопоставимость финансовых показателей разных периодов.

CNews: Какие задачи по использованию современных информационных технологий в своей работе ставит Министерство финансов на 2007 г. и, в перспективе, на 2008 г?

Грант Лалаев: В этом году мы начали новые проекты по созданию интернет-представительства и интранет–портала Министерства финансов Российской Федерации.

Новый интернет–сайт будет оснащен системой управления контентом, будет содержать новый интерактивный сервис по работе с гражданами, даст возможность организовать подписку на новости Минфина России и их последующую рассылку. Мы планируем размещать специально разрабатываемую ленту с подборкой экономических, финансовых и других новостей, обеспечиваемых журналистской поддержкой, предусматриваем возможность экспорта новостей в другие сайты (RSS — лента). Кроме того, предполагается существенно усовершенствовать навигацию по сайту на основе  так называемых  «облаков тэгов», организовать систему управления правами пользователей.

Интранет–портал будет обеспечивать совместную работу сотрудников министерства,  предоставит доступ как к внутриведомственной информации, так и к информационным ресурсам сети интернет, в том числе к тематически сгруппированным новостным лентам ведущих мировых агентств. Предполагается использование портальных решений для организации доступа пользователей к некоторым функциональным задачам. Предусматривается возможность последующей интеграции интранет–портала Минфина России с внутриведомственными порталами других министерств, ведомств и подведомственных организаций.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS