Борис Черноярский: Рынок ИТ-аутсорсинга еще не сформировался

Борис ЧерноярскийРост числа крупных ИТ-проектов в органах государственной власти приводит к необходимости привлечения все большего числа высококвалифицированных специалистов во всех регионах страны для организации бесперебойной работы информационных систем министерств и ведомств. Для решения этой проблемы госструктуры все чаще и чаще обращаются к услугам аутсорсинговых компаний. О сегодняшнем состоянии рынка ИТ-аутсорсинга и перспективах его развития в интервью CNews рассказал Борис Черноярский, коммерческий директор компании «Россервис».

CNews: Увеличение затрат на информационно-технологическое оснащение органов государственной власти всех уровней предполагает рост расходов на ИТ-аутсорсинг органов государственной власти. Какие изменения произошли в подходах со стороны заказчиков? Насколько велика доля контрактов с органами государственной власти на отечественном рынке ИТ-аутсорсинга?

Борис Черноярский: Доля затрат на ИТ в органах государственной власти интенсивно увеличивалась на протяжении нескольких лет, но в последние два года стабилизировалась. В настоящее время в государственных ведомствах наблюдается смещение акцентов с приобретения коробочных решений к получению максимальной выгоды от вложений в ИТ. Госструктуры не могут позволить себе увеличивать штат специалистов, платить им конкурентоспособную зарплату. Выход их сложившейся ситуации ИТ-управленцы видят в размещении услуг у сторонних организаций.

ИТ-аутсорсинг для госструктур — направление новое, даже в законодательстве пока нет его четкой формулировки. По оценкам IDC, на сегодняшний день доля контрактов на ИТ-аутсорсинг в органах государственной власти оценивается примерно в 2-3%. По нашему мнению, эта цифра очень занижена, реально она, конечно, больше, так как в эти проценты не входят работы по внедрению сложных систем, расширенные гарантии от вендоров и т. д.

CNews: Какие виды ИТ аутсорсинга наиболее востребованы со стороны органов государственной власти?

Борис Черноярский: В основе требований органов государственной власти к компаниям-аутсорсерам лежит необходимость поддержания бесперебойной работы информационных систем. А для этого надо обеспечить быструю реакцию на выход из строя критически важных узлов — серверных, телекоммуникационных или прикладного программного обеспечения. Аутсорсинговая компания должна предоставить соответствующую услугу — максимально быстрое устранение проблемы.

CNews: Как вы оцениваете ключевые преимущества вашей компании в области ИТ-аутсорсинга? Какие решения в этой области вы предлагаете?

Борис Черноярский: В настоящее время на российском ИТ-рынке представлено несколько видов ИТ-аутсорсинга. Это крупные российские интеграторы, которые декларируют комплекс аутсорсинговых услуг: IBS, КРОК, «Ланит», «АйТи», «Техносерв». Кроме того, существуют международные компании, выполняющие крупные проекты по международным стандартам, — HP, IBM, Alcatel. Очень активно выходят на открытый рынок внутренние ИТ-подразделения крупных акционеров, в частности, «Лукойл-Информ», «Сибинтек» и др.

Существуют компании, вышедшие из вертикальных отраслей и оказывающие услугу ИТ-аутсорсинга на отраслевых рынках, а также разработчики программного обеспечения, поддерживающие собственные решения. Значительная часть рынка принадлежит мелким компаниям, которые оказывают услуги в регионах, занимаясь обслуживанием компьютерных парков, ремонтом оргтехники и поддержкой офисного ПО, — таких несколько сотен.

Компания «Россервиc» была создана специально как сервисный ИТ-аутсорсер. Наш «конек» — управление сервисным процессом на всей территории РФ, продажей оборудования и программного обеспечения наша компания не занимается. Компания позиционирует себя для тех заказчиков, которые имеют сеть филиалов и подразделений, распределенную по всей территории РФ.

Управление сервисом для таких компаний — весьма  сложный процесс. Они вынуждены заключать сотни сервисных контрактов для каждого подразделения в отдельности, распределять средства, управлять этой работой. Как следствие, происходит расширение управленческих кадров, усложняется процесс управления и контроля и т. д.

Когда мы приходим к заказчику, то предлагаем единый вход, единое ответственное лицо. Основной критерий нашей деятельности — бесперебойная работа информационных систем. На российском рынке аналогичную услугу сейчас не оказывает никто. О своей готовности заявляют IBS, «Техносерв», но они пока только продвигаются в данном направлении. Оборот компании «Россервиc» за двухлетний период работы в области управления сервисными процессами составил около 1,3 млрд рублей.

Высокое качество услуги обеспечивается усилиями 45 инженеров высокой квалификации, которые сосредоточены в Москве и состовляют центр компетенции, на сегодняшний день 146 партнерских компаний по всей территории РФ с общей численностью инженеров около 400 человек. Таким образом, у нас есть все возможности для управления сервисом, решения любой задачи, которая касается ИТ-сервиса.

CNews: Расскажите о каком-нибудь проекте, который вы сейчас выполняете.

Борис Черноярский: В качестве примера приведу проект, реализуемый нашей компанией для одной государственной структуры. Мы обеспечиваем поддержку 2600 территориальных подразделений Заказчика по всей территории Российской Федерации, обслуживаем порядка 200 тыс. единиц техники и программного обеспечения. Нам удалось добиться минимального времени отклика на сервисную проблему —  не более четырёх часов. Компанией организованы обменные фонды, склады, позволяющие поддерживать высокое качество предоставляемых услуг.

Это первый и единственный на сегодняшний день столь масштабный проект на территории Российской Федерации.

CNews: Насколько распространен в органах государственной власти дистанционный мониторинг сетей? Осуществляет ли ваша компания работы по этому направлению?

Борис Черноярский: Для заказчика дистанционный мониторинг сети выполняет две задачи. Первая — получение полной картины происходящего, вторая — контроль исполнения аутсорсером условий договора. Контроль как временной — по времени отклика, ремонта, так и по услугам, которые оказывают сторонние организации, например операторы связи.

Как аутсорсер наша компания полагает, что система дистанционного мониторинга сетей необходима. Но с учетом того, что в настоящее время нет нормативных актов, регламентирующих отношения со службами информационной безопасности, у государственных заказчиков возникают некоторые сложности. Несмотря на то, что технологически компания «Россервис» готова оказывать и эту услугу, заказчик пока опасается отдавать ее на внешний аутсорсинг.

CNews: Насколько сложно с юридической точки зрения оформлять договоры на ИТ-аутсорсинг с органами государственной власти? Или нельзя сказать, что существуют какие-либо серьезные затруднения для оформления работ по такого рода контрактам, обусловленные действующим законодательством и нормативными документами?

Борис Черноярский: Вопрос очень сложный. Его решение определяется тем, какие цели и задачи ставит себе заказчик.

Ни в Федеральном законе №94 о госзакупках, ни в ФЗ №53, ни тем более в 609 постановлении об аукционах нет понятия ИТ-аутсорсинг. Более того, на мой взгляд, постановление №609 существенно усложнило процесс заключения такого договора, потому что оно оперирует такими понятиями, как товар, услуга.

На мой взгляд, рынок ИТ-аутсорсинга еще не сформировался, в частности, не определены цены на эту услугу. Существуют рыночные расценки на ремонт компьютера, сервера, на вызов специалиста по программному обеспечению. Но стоимость управления сервисами на всей территории страны, во всей корпорации или госструктуре еще не сформировалась. Нет цены на создание и содержание обменных фондов, складов ЗИПа. С каждым заказчиком цена формируется отдельно, исходя из его задач и требований, предъявляемых как к аутсорсеру, так и к заказчику. Без двусторонних соглашений этот процесс невозможен, а такие соглашения предполагают взятие на себя обязательств и исполнителем, и заказчиком.

CNews: Создает ли какие-либо трудности для развития ИТ-аутсорсинга в госсекторе бюджетно-сметный принцип финансирования проектов и работ?

Борис Черноярский: Бюджетно-сметный принцип финансирования проектов и работ для ИТ-аутсорсинга облегчает работу. Его надо конкретизировать, и тогда ИТ-аутсорсинг для финансистов, для руководителя становится более прозрачным и понятным. Бюджетно-сметный принцип реализован пока только в Москве и Нижнем Новгороде. Поэтому при расчетах мы пользуемся сметами, утвержденными в Москве, применяем территориальный коэффициент при работах, выполняемых на Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

1 | 2 | 3 |

Борис Черноярский

CNews: Масштабы и значимость бесперебойной стабильной работы для российских госструктур определяют как условия аутсорсинговых контрактов, так и требования к выбору компании-поставщика. Какие проблемы возникают в этой связи?

Борис Черноярский: По закону госзаказчик не имеет права предъявлять какие-либо квалификационные требования к компании, поэтому он вынужден переносить эти требования на продукт или сервис. При отсутствии единых стандартов процесс выбора аутсорсинговой компании  становится весьма субъективным и сложным.

Некоторые проекты по ИТ-аутсорсингу в этом году в большинстве ведомств не были заключены, поскольку любой конкурс, любой аукцион на ИТ-услуги можно оспорить. Заказчик просто не может обосновать те или иные требования к фирмам, соответственно, у него нет возможности застраховать себя от рисков недобросовестной компании.

CNews: Это связано с пробелами в законодательстве?

Борис Черноярский: Да, конечно. Поэтому я считаю, что необходимо выработать требования к квалификации, к уровню предоставляемого сервиса, к корпоративным стандартам компаний, претендующих на предоставление ИТ-аутсорсинга для госструктур, которые подразумевают именно бесперебойную стабильную работу. Без этих требований риск для госзаказчика очень велик.

CNews: У многих федеральных органов государственной власти непростая организационная структура и специфические деловые процессы, которые должны найти свое отражение в SLA. (Service Level Agreement — соглашение об уровне услуг, в соответствии с которым в юридическом порядке оговариваются права и обязанности каждой из сторон соглашения и пр. условия.) С какими трудностями вы сталкиваетесь при составлении этого основного документа для аутсорсинговых проектов? Могли бы вы рассказать о них более подробно?

Борис Черноярский: Основа контракта на ИТ-аутсорсинг — это соглашение об уровне услуг, которое подразумевает обоюдность. В нем очень большой раздел посвящен требованиям к исполнителю. Обычно исполнитель заинтересован в наиболее подробном заполнении этого раздела, чтобы заказчик понимал, какие работы и как  будут выполняться, какой документооборот будет этому сопутствовать и т. д.

А вот при выработке требований к заказчику возникает немало проблем. Заказчик в большинстве своем не хочет брать на себя ответственность, которая бы выходила за рамки его прямых обязанностей по исполнению государственных функций. ИТ-специалист также опасается брать на себя дополнительную ответственность. Поэтому на сегодняшний день соглашения об уровне услуг носят односторонний характер, требования касаются прежде всего исполнителя. С его стороны условия сотрудничества оговариваются очень подробно, а со стороны заказчика, как правило, формально. Такие важные уровни ответственности, как  допуск на объекты в определенное время, предоставление со стороны заказчика ответственных лиц определенной квалификации, выполнение требований документооборота вообще не предусматриваются.

Следует отметить, что уровень подготовки большинства региональных ИТ-специалистов весьма низкий. Сотрудники ведомств, прошедшие обучение в области информационных технологий, как правило переходят на более высокооплачиваемую работу. В такой ситуации сервис услуг, который предлагает наша компания в регионах, на деле оборачивается  кадровым аутсорсингом (аутстаффинг).

CNews: Аутсорсинг в ИТ-сфере требует высокой квалификации сотрудников, как технической, так и управленческой. Насколько быстро в связи с этим увеличивается количество специалистов в вашей компании?

Борис Черноярский: В настоящее время в нашей компании работает примерно 80 человек, до конца года количество специалистов в московском офисе будет увеличено вдвое. Причем это увеличение произойдет за счет управленцев, региональных управленцев и специалистов центров компетенций, а также  инженеров, которые имеют соответствующие знания, опыт, сертифицированы по всей линейке производителей. Сейчас в компании работает около 45 инженеров, к концу года будет около 100.

Мы планируем увеличить количество  управленцев, работающих в регионах. Проблем с набором инженерного персонала почти не возникает. Высококвалифицированные инженеры помимо зарплаты хотят иметь полную загруженность. В нашей компании они загружены на 120%. Им интересно работать.

Существует проблема найма управленческого персонала. Специалистов необходимого нам уровня немного. И здесь мы идем двумя путями: не только приглашаем сотрудников со стороны, но и занимаемся обучением и повышением квалификации своего персонала. За последние полтора года сертификаты получили по ITIL/ITSM 4 специалиста нашей компании, до конца текущего года обучение пройдут еще шесть управленцев.

CNews: В системе органов государственной власти реализуются и развиваются такие масштабные ИТ-проекты как ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», ГАС «Управление», переход на паспортно-визовые документы нового поколения (введение паспортов с биометрическими параметрами), создание межведомственных баз и банков данных, реестров и регистров ресурсов, имущества и т.д. Как вы оцениваете влияние этих крупномасштабных проектов на развитие ИТ-аутсорсинга в госсекторе? Многие эксперты пророчат взрывной рост этого сегмента рынка ИТ-аутсорсинга — склонны ли вы согласиться с таким мнением?

Борис Черноярский: Все эти проекты возникли не сегодня, они постоянно развиваются, и уже наметились определенные тенденции. Как только заканчивается гарантия на поставленное оборудование, у структур, которые управляют этими проектами, сразу возникает потребность в аутсорсинге. Если раньше клиенты заказывали  аутсорсинг у каждой компании отдельно, то сейчас они все чаще стараются сконцентрироваться на одном-двух исполнителях сервисных услуг.

Несомненно, эти проекты оказывают положительное влияние на развитие аутсорсинга в стране. Однако процесс пока сдерживается, во-первых, законодательно, во-вторых, квалификацией исполнителей. На словах услугу аутсорсинга предлагают все. Реально же, даже у таких авторитетных игроков этого рынка, как IBS, выполняющих множество проектов, величина самого крупного из них не превышает 1 млн долларов. О чем это говорит? О том, что заказчики пока с осторожностью относятся к подобным услугам.

Но рост неизбежен, от этого никуда не уйти. Во всем мире схема ИТ-аутсорсинга используется уже давно и широко. Если говорить об ИТ-структурах, то госчиновник должен иметь в собственности, по сути, только ручку и бумагу. Все остальные услуги должны оказываться сторонними организациями.

CNews: Как вы оцениваете перспективы на рынке ИТ аутсорсинга для органов государственной власти? Какие новые тенденции могут появиться в ближайшее время?

Борис Черноярский: Как я уже говорил, ИТ-аутсорсинг для органов государственной власти — самое перспективное на сегодняшний день направление. Все крупные государственные организации прорабатывают данный вопрос или уже запустили пилотные проекты. Как только будет ликвидирована законодательная проблема разночтений, ИТ-аутсорсинг станет услугой, которую госструктуры будут заказывать регулярно.

CNews: Каковы планы вашей компании на ближайшие три года?

Борис Черноярский: Планы, как всегда, громадные. Мы стараемся идти немного впереди рынка, быть «флагманом» данного направления. Кроме того, вывести и закрепить на рынке европейскую систему аутсорсинга, управленческие функции, развить региональную составляющую ИТ-аутсорсинга.

В крупных городах ИТ-аутсорсинг завоевывает рынок. Здесь достаточно много специалистов, а в регионах мало. Поэтому самая перспективная для нас территория — это регионы. Еще одна важная задача — поддерживать свои лидирующие позиции. Как я уже говорил, на рынке пока нет другой такой компании, которая бы занималась функциями управления сервисом.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS