Вадим Злобин: Наступает время комплексных систем

Вадим ЗлобинО перспективах формирования в России «электронного правительства», положительных тенденциях, наметившихся в сфере информатизации регионов страны и возможностях, открывающихся в этой связи перед отечественными системными интеграторами, рассказал в интервью CNews Вадим Злобин, вице-президент по информационным системам компании «Систематика».

CNews: Как вы оцениваете динамику использования информационных технологий в органах государственной власти России в 2006 — начале 2007 годов? Какие факторы оказывали наибольшее стимулирующее воздействие на процесс использования ИТ в органах государственной власти в 2006 году? Что наиболее  серьезно сдерживало этот процесс? Можно ли говорить о значительном повышении, даже всплеске, спроса на информатизацию со стороны региональных органов государственной власти?

Вадим Злобин: Я думаю, что динамика явно положительная. На мой взгляд, наметился  качественный прорыв:  уровень использования преимуществ от применения ИКТ приблизился к первым лицам — выгодоприобретателем становится сам губернатор и его заместители. До недавнего времени акцент делался на ведомственных системах, что позволяло ведомству и его главе более качественно планировать, контролировать и в целом управлять своей организацией. Сейчас наступает время комплексных систем — более крупных по срокам реализации и стоимости, но и охватывающих широкий круг задач. Например, позволяющих осуществлять аналитику по нескольким отраслям, организовывать оказание услуг, в которых участвуют сразу несколько ведомств. Это системы класса «Электронного правительства», в которых «объектом автоматизации» является не отдельное ведомство, а правительство (например, региона) в целом.

Крупнейший в России проект такого рода сейчас реализуется в ХМАО — это Социально-платежная карта Югра. Администрация Тюменской области внедряет межведомственный Социальный паспорт жителя. В Санкт-Петербурге также ведется проект по автоматизированному межведомственному взаимодействию.

CNews: Какие факторы оказывали наибольшее стимулирующее воздействие на процесс использования ИТ в органах государственной власти в 2006 году? Что наиболее  серьезно сдерживало этот процесс? Можно ли говорить о значительном повышении, даже всплеске, спроса на информатизацию со стороны региональных органов государственной власти?

Вадим Злобин: Среди факторов, оказавших наибольшее стимулирующее воздействие на процесс информатизации государственных ведомств, можно назвать:

  1. Заявление Президента Владимира Путина в феврале 2006 года на Президиуме госсовета РФ В Нижнем Новгороде о том, что к 2010 году у нас будет Электронное правительство, последовавшие за этим активность аппарата Президента и инициативы Мининформсвязи и МЭРиТ.
  2. Развитие административной реформы, которая стала нуждаться в ИТ-механизмах.
  3. Рост требований к открытости деятельности органов государственной власти, повлекший всплеск интереса к порталам и внутренним системам работы с информацией.
  4. Введение 3-летнего бюджетирования, позволившего планировать более крупные проекты.
  5. Активная работа федеральных ведомств — начало создания единой системы управления государственными земельными ресурсами и недвижимостью, развитие систем в других ведомствах, работы по ГАС «Правосудие», по ИТ поддержке нацпроектов.

В тоже время, принятые изменения в ФЗ №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не были стимулирующими, они просто отнимали ресурсы.

Наиболее серьезно сдерживало процесс внедрения ИТ в работу государственных ведомств отсутствие практики постановки управленческих задач — в настоящее время решаются в основном «автоматизаторские» задачи. Это вызвано тем, что постановка управленческих задач подразумевает необходимость перемен в оргструктуре, штатном расписании, распределении функций и полномочий, а в госорганах этот процесс очень долог и обременен многими воздействующими факторами. Негативное воздействие оказывает и отсутствие действенной, работающей координации между региональной и федеральной информатизацией — в основном по причине «разницы потенциалов» между самими регионами, и между регионами и центром.

Тем не менее, в настоящий момент можно с уверенностью говорить о значительном повышении, даже всплеске, спроса на информатизацию со стороны региональных органов государственной власти. Мы очень много работаем в регионах, и видим, как это сказывается  и на спросе на нашу компетенцию, и на маркетинговой активности, и на бюджетах принимаемых региональных программ, и, в конце концов, на нашем собственном бюджете.

CNews: В последние годы увеличилось число крупных региональных проектов по внедрению автоматизированных информационных систем. С чем вы связываете активизацию ведомств регионального уровня в области внедрения ИТ? Реализация каких проектов регионального уровня была для компании «Систематика» наиболее сложной в 2006 году и первой половине текущего года?

Вадим Злобин: Регионы стали богаче, и им стали принципиально более доступны правильные объемы финансирования. Еще год-два назад невозможно было планировать региональные проекты в сотни миллионов рублей. Сейчас же идет планирование и на несколько сотен. Это позволяет перейти от макетов, НИР и НИОКР к созданию реально работающих комплексных систем. Соответственно, растет заинтересованность руководства регионов и  «проходимость» таких проектов через местные Думы.

Наиболее сложным и важным среди региональных проектов для нас является Социально-платежная карта ЮГРА (СПК Югра) в ХМАО. Это и организационно, и финансово крупный проект, требующий взаимодействия с федеральными структурами, охватывающий удаленные территории  и при этом непосредственно замыкающийся на жителей, которым должен принести ощутимый потребительский эффект.

Надо отметить, что этот проект признан победителем в главной номинации — Современное государство — конкурса CNews AWARDS, что отражает общественное признание уровня и важности проекта.

Из важных и сложных федеральных проектов можно отметить работу по порталу Президента РФ,  работы по развитию ГАС «Выборы».

CNews: Ранее вы говорили о подготовке проекта Концепции единой АИС «Электронное правительство региона». Как продвигается создание этой АИС? Насколько она востребована региональными администрациями?

Вадим Злобин: Сейчас идет работа над второй редакцией Концепции. Эта работа вышла за пределы одной коммерческой компании и стала совместным проектом нескольких региональных правительств, в которой мы по-прежнему принимаем активное участие. Активность этих регионов — ХМАО, Пермского края, Саратовской области, Калининградской области, Тверской области — сейчас получает организационное оформление: создается межрегиональный Центр стратегических компетенций по Электронному правительству региона. А с точки зрения механизма обмена опытом 20-24 июня в Бельгии, столице Евросоюза, будет проведена конференция «Электронное правительство региона — взгляд в будущее», которая уже стала заметным событием в ИТ-жизни. В целом намечен целый ряд мероприятий, которые помогут насытить Концепцию реальным содержанием.

CNews: Относительно недавно, в конце 2006 года, принята новая редакция ФЦП «Электронная Россия». Как вы оцениваете новую редакцию программы? Какие эффекты, на ваш взгляд, принесёт её реализации?

Вадим Злобин: Новая редакция ФЦП «Электронная Россия» — это логичное развитие предыдущей программы, и она безусловно полезна, как стержень, вокруг которого должна выстраиваться работа в этой области. Но новая программа унаследовала ряд старых недостатков — она по прежнему «двуглавая», и по-прежнему это не программа реформы государственного управления, а значит она нуждается в отсылках к программам, отражающих различные стороны государственной реформы. Одной из общепринятых является привязка ФЦП «Электронная Россия» к Административной реформе, но Административная реформа — не единственный реформаторский процесс, проходящий в нашем государстве

CNews: В каких направлениях работ в рамках новой редакции ФЦП «Электронная Россия» планирует участвовать компания «Систематика»? Какие компетенции, в данном случае, можно было бы выделить в качестве ключевых для вашей компании?

Вадим Злобин: Наша ключевая компетенция — умение готовить, разрабатывать и доводить до эксплуатации крупные комплексные проекты, и эта компетенция сейчас все более востребована в региональных проектах. Будут ли это проекты в рамках ФЦП «Электронная Россия» или это будет инициатива регионов — отдельный вопрос. Конечно, мы активно работаем и с самой ФЦП.>

CNews: Компания «Систематика» реализует и участвует в реализации многих проектов информатизации органов госвласти федерального уровня. Какие из них вы могли бы отметить в качестве наиболее запомнившихся и почему? Какие особенности реализации ИТ-проектов для государственных учреждений на современном этапе использования ИТ в государственном управлении вы могли бы выделить? Чем для вашей компании был знаменателен 2006 год?

Вадим Злобин: Я уже частично ответил на этот вопрос. Среди особенностей реализации на современном этапе можно отметить, что появились работы, длительность которых превышает календарный год. Это сильно упростило и «узаконило» работы — исчезает необходимость начать работать 1 декабря и сдать работы 10 декабря того же года.

CNews: В 2006 году в связи с началом реализации национальных проектов все большее внимание стало уделяться социальной сфере. Какое влияние эти процессы оказали на востребованность разработанных и предлагаемых вашей компанией решений, таких как: Социальный регистр населения и Система персонифицированного учета населения?

Вадим Злобин: Название «Социальный регистр населения» стало почти нарицательным. Это синоним системы «для людей», облегчающей работу чиновников и дающей ощутимые выгоды жителям региона. Мы очень рады такой популярности нашего продукта «SitexЭСРН» — мы сейчас работаем в 10 регионах РФ — но понимаем, что в первую очередь причина этой популярности в повышении внимания к социальной защите со стороны правительств субъектов РФ, росте возможностей у органов государственной власти регионов заботиться о своих жителях. Но мало иметь хороший программный продукт, необходимо его внедрение, а в каждом регионе это большой, сложный проект, рассчитанный на 2-2,5 года.

Благодаря важности и актуальности темы мы уже второй год собираем всероссийские конференции по автоматизации социальной защиты. В этом году такая конференция состоится в Саратовской области 5-6 июля. Соорганизаторами конференции являются  Правительство области и компания Систематика.

CNews: Все федеральные и практически все региональные органы государственной власти обзавелись сайтами. Но в какой степени, если судить по вашему опыту, со стороны госорганов востребованы сегодня портальные технологии, связанные с интерактивными возможности порталов? Произошли ли в этой сфере какие-либо существенные изменения в 2006 году — начале 2007 года?

Вадим Злобин:На порталах стали появляться услуги, в первую очередь, информационные, справочные, но иногда и предоставляющие доступ к персональным данным, возможность расчетов, позволяющие осуществлять платежи. Изменения накапливаются, и порталы обязательно перейдут в новое качество — после того, как будут решены вопросы межведомственного информационного обмена. Думаю, мы это увидим в 2008 году.

CNews: Как вы решаете вопросы технической и консультативной поддержки ваших продуктов, установленных в органах государственной власти? Продолжается ли (и в зависимости от каких условий, критериев) тесная работа с заказчиком после внедрения системы?

Вадим Злобин: Конечно, у нас работает служба поддержки, но проекты в органах государственной власти обычно развиваются многие годы, поэтому завершение одних этапов сопровождается планированием работ по другим. Если наша компания  выигрывает  соответствующий конкурс, она продолжает планомерно заниматься развитием систем.

CNews: О комплексных решениях и подходах говорится давно, но, как правило, почти всегда приходится при их внедрении либо интегрировать унаследованные приложения, либо отказаться от них, заменив новым программным обеспечением. Как, в этой связи вы оцениваете потребность в сфере разработки и перехода на единые стандарты для информационных технологий, используемых в органах государственной власти России? Какие стандарты следует разработать и принять в первую очередь?

Вадим Злобин: Я вижу, скорее, необходимость формирования измеримых управленческих задач. Если обработка  запроса гражданина, отправленного через портал и сопровождающегося идентификацией путем предъявления смарт-карты, должна произойти в течение 5 секунд, значит, вся система должна быть построена так, чтобы за 5 секунд этот запрос обработать. ИТ-стандарты здесь вторичны, хотя, безусловно, необходимы на этапе  проектирования открытой и масштабируемой системы.

CNews: Порой существенной проблемой для автоматизации органов государственной власти является низкий уровень ИТ-квалификации персонала  и острая нехватка ИТ-специалистов на рынке в целом. В какой степени в России аутсорсинг можно назвать логичным выходом из создавшегося положения для госорганов? Насколько востребован аутсорсинг в настоящее время в госсекторе? Каковы перспективы его развития на ближайшие годы? Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают наиболее существенное влияние на развитие аутсорсинга?

Вадим Злобин: Смотря что хочется отдать на аутсорсинг. Системы обычно (но не всегда) более эффективно  разрабатываются именно привлеченными организациями, а эксплуатируются часто выделенными, но «своими» структурами (Государственное унитарное предприятие, Государственное учреждение, отдел ведомства). Коммерческим структурам эксплуатацию доверяют очень редко, но эта практика постепенно развивается.

На нашу работу это влияет мало — важнее не кто сопровождает, а насколько грамотно сопровождает. И вот здесь возникают проблемы — у «своих» очень часто не хватает квалифицированных ресурсов. В этом случае наша компания готова предоставить услуги по обучению персонала заказчика. Например, в ХМАО в рамках проекта создан, оснащен ГУП, обучен персонал. В целом существует тенденция повышения квалификации сотрудников ИТ служб госструктур.

CNews: С 01 января 2006 года начал работать новый ФЗ №94 о государственных закупках. В апреле опубликован ФЗ N 53-ФЗ от 20 апреля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как вы оцениваете первые итоги реализации ФЗ №94? Насколько новый закон помогает вашей компании оперативно получать информацию о готовящихся тендерах и документацию к ним? Какие решения в области автоматизации системы госзакупок предлагает ваша компания, и какие потребности в этой сфере, на ваш взгляд, имеются у органов государственной власти?

Вадим Злобин:Нормативная база государственного заказа нам хорошо знакома, и мы постоянно контролируем соответствие наших заявок всем требованиям 94 ФЗ. Поэтому проблем с подготовкой заявок у нас не возникало. Хотя отмена значения опыта реализации иногда делает конкурсную процедуру менее объективной.

CNews: Каковы перспективы развития отечественного сегмента ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти, в 2007-2008 годах? Как вы видите дальнейшее развитие работ вашей компании в этой сфере?

Вадим Злобин:В связи с упоминавшимися ранее тезисами Президента России Владимира  Путина о том, что к 2010 году в стране будет Электронное правительство, мы нацелены на реализацию проектов по созданию Электронного правительства в регионах РФ. Для этого у нас есть все необходимое — опыт, ресурсы, технологии, квалификация. И главное — есть активная позиция руководства регионов, которым необходим инструмент управления нового уровня, которые реально заинтересованы в улучшении жизни людей в своем регионе и отчетливо понимают, что для этого нужна новая инфраструктура государственного управления, новые механизмы. Электронное правительство — это не правительство машин, это правительство людей, которым служат машины. В том числе, и электронные.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS