версия для печати
СПО в школах: о результатах проекта можно только догадываться

СПО в школах: о результатах проекта можно только догадываться

Спустя четыре с половиной года после запуска федеральной инициативы по переводу общеобразовательных учреждений на свободное программное обеспечение в освещении этого вопроса наблюдается странное затишье. Известно, что в мире успешные ИТ-проекты часто сопровождаются громкими PR-акциями, а неуспешные – молчанием. Применимо ли это правило к переводу российских школ на СПО?

В последний раз информация о состоянии внедрения СПО в масштабах всей Российской Федерации публиковалась ГНИИ ИТТ «Информика» в сентябре 2010 г, хотя в основу его положены данные, собранные в начале 2010 г. Согласно исследованию, около 70% опрошенных учреждений образования планировали использовать СПО в образовательном процессе.

Доля российских школ, планирующих использовать СПО, 2010

Источник: ГНИИ ИТТ «Информика», 2010

Но одновременно с этим около 50% планировали закупку Windows. По мнению опрошенных авторами отчета экспертов, это обусловлено тем, что «процесс перехода школ на СПО в полном объеме может занять достаточно большой период времени», при этом такой переход чреват риском «резкого снижения качества и эффективности использования компьютерных средств обучения».

Доля российских школ, планирующих закупать Windows, 2010

Источник: ГНИИ ИТТ «Информика», 2010

В целом, из знакомства с отчетом «Информики» может сложиться впечатление, что у СПО в российских школах вполне радужные перспективы: большинство опрошенных намеревается использовать СПО. Однако если это так, то откуда столь высокая доля планирующих приобрести Windows? Неужели кто-то сам ищет дополнительных затрат и собирается по собственной инициативе поддерживать вместо одной операционной системы две?

К сожалению, более вероятным кажется тот вариант, что респонденты опроса «Информики», сообщая о своих планах использования СПО, избегали ответов, которые идут вразрез с официальной линией российского руководства, связанной с переходом на СПО. Отсюда же теория о Windows как о «подстраховочном» варианте – дальнейшая практика показала, что вариант с Windows на самом деле рассматривается российскими учителями не как дополнительный к СПО на период миграции, а как основной.

Microsoft: более 90% регионов заключили соглашение о продлении лицензий

«Момент истины», который должен был произойти 1 января 2011 г. в связи с истечением срока действия лицензий на комплект «Первая помощь», нескольку стушевался в связи с односторонним решением Microsoft о продлении срока действия лицензий на ПО в комплекте «Первой помощи» на 2-3 месяца – для тех регионов, которые «заявили о намерениях» заключить соглашение с Microsoft о продлении лицензий на коммерческой основе. Ясно, что для многих регионов выступить с «заявлением о намерениях» и начать диалог с Microsoft было удобнее, чем отказаться от такого диалога и тем самым признать факт использования у себя нелегального ПО. Однако к чему привели переговоры региональных органов управления образованием с Microsoft и на какую часть российских школ было распространено действие соглашений о продлении лицензий, остается неизвестным.

Поскольку в этот раз Microsoft пришлось вести переговоры с каждым регионом по отдельности, при том что не все регионы были настроены продлевать лицензии на «Первую помощь», ясно, что заключенные на сегодня соглашения охватывают не все школы Российской Федерации. Но что происходит в тех школах, которые  не имеют продленных лицензий? Кто из них использует СПО, а кто – нелегальное ПО от Microsoft? Очевидно, что получить точные ответы на эти вопросы сегодня чрезвычайно трудно, если возможно в принципе.

CNews обратился с просьбой прояснить ситуацию к Игорю Баландину, директору по работе с системой образования «Майкрософт Рус», однако представитель Microsoft лишь сообщил, что в проекте по продлению школьных лицензий участвует свыше 90% российских регионов: «Мы уже больше года активно работаем с органами управления образования по продлению школьных лицензий. Этот проект идет исключительно успешно, и на сегодняшний день мы уже смогли удовлетворить по максимуму тот интерес, который имелся», – сообщил Игорь Баландин. Вместе с тем, он подтвердил, что факт заключения соглашения с регионом не означает, что оно охватывает все компьютеры, установленные в учреждениях образования региона. Однако предоставить CNews данные о числе закупленных лицензий в регионах Игорь Баландин отказался, сославшись на то, что они составляют коммерческую тайну. Равным образом, он отказался предоставить CNews обобщенные данные о числе закупленных лицензий в масштабах всей Российской Федерации.

Как живут внедрения СПО на местах?

Получить точную информацию о количестве установок СПО в учреждениях образования CNews -- практически невыполнимая задача. Сначала приведем некоторые данные из официальных источников. Так, в министерстве образования Пермского края (напомним, что Пермский край участвовал в пилотном внедрении свободного ПО в 2008 г.) CNews сообщили, что, по сведениям, предоставленным общеобразовательными учреждениями, к декабрю 2010 года свободное программное обеспечение на базе ОС Linux было установлено не менее чем на 50% имеющихся в образовательных учреждениях персональных компьютерах в не менее чем в 25% школ.

Аналогичные данные предоставило Министерство образования и науки Российской Федерации. Минобрнауки заключило с регионами Российской Федерации соглашения о внедрении СПО в общеобразовательных учреждениях, при этом доля ОУ, использующих пакет СПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по каждому субъекту РФ должна составлять к концу 2010 года - не менее 25%, а к концу 2011 года - не менее 35%. По сведениям Минобрнауки, контрольные целевые показатели по состоянию на конец 2010 г. достигнуты во всех субъектах РФ, и по состоянию на конец августа 2011 г. доля общеобразовательных учреждений, использующих СПО на половине своего компьютерного парка, составляет 42,5%.

Однако общение со специалистами на местах открывает перед глазами совершенно иную картину.

«Все школы, в которых сейчас реально используется СПО, были в нем заинтересованы», – сообщил CNews Петр Берестов, участник инициативной группы города Асбест Свердловской области, помогавшей с переходом на СПО местным школам. По словам Петра Берестова, далеко не все школы, где устанавливалось СПО, продолжают с ним работать: «Могу точно сказать о нашем городе: после 9 внедрений по-настоящему продолжают использовать СПО только 4 школы», – делится он своими наблюдениями.

ОС Linux, используемые посетителями портала spohelp.ru

Источник: spohelp.ru, n=145

Эти слова подтверждает руководитель нижегородской компании «Элсис» Сергей Бессонов, который также оказывал содействие по внедрению СПО в местных школах: «Внедрить – внедрили, но пользуется от силы несколько школ, – сетует Сергей Бессонов. – Однако школы, использующие СПО в учебном процессе есть, и мы продолжаем их курировать».

Отвечая на вопрос CNews о причинах, заставляющих учителей отказываться от СПО и возвращаться к проприетарным программам, Сергей Бессонов в первую очередь назвал позицию вышестоящих органов управления образованием: «В министерствах образования – как в федеральном, так и в местных – знать не знают, что такое СПО. Документы по-прежнему спускают в формате DOC, отчетность по-прежнему требуют в DOC, XLS или Access, техническая возможность использования СПО постоянно ущемляется, поэтому у учителей есть конкретные основания не переходить на СПО».

«Первая помощь» сделала школьный рынок конкурентным

Но несмотря на то, что достигнутые результаты сильно отличаются от ожиданий 2008-2009 гг., едва ли государственную инициативу по внедрению СПО в школах можно считать провальной. Благодаря СПО государство смогло добиться ряда преимуществ, которые оно едва ли смогло бы получить с использованием других механизмов.

Так, закупка лицензий в составе «Первой помощи» обошлась государству приблизительно в 5% от обычной цены – едва ли столь солидная скидка могла быть предоставлена без конкурентной угрозы со стороны СПО. И это понижение не было разовой мерой. Предоставление Microsoft лицензионной «амнистии» и права использования Upgrade-версий без закупки базовых лицензий GGWA-A за $44 тем школам, которые до 1 января 2011 г. не имели более дорогостоящих OEM-версий – шаг из той же серии (хотя не все эксперты считают, что эта амнистия безупречна с юридической точки зрения). Пока выраженного конкурентного давления со стороны СПО не было, компания подобной уступчивости не проявляла.

Итак, свободное программное обеспечение позволило российскому государству превратить рынок программного обеспечения для учреждений образования в конкурентный. Возможно, само по себе это достижение уже достаточно значимо, чтобы оправдать усилия, потраченные государством на распространение СПО в образовании.

Егор Гребнев/CNews Analytics


Ренат Юсупов

Ренат Юсупов:
Основная цель информационных технологий – найти эффективное решение проблемы

На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway.

CNews: Какие государственные инициативы оказывают сегодня наиболее существенное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка, по вашим наблюдениям?

Ренат Юсупов: Наиболее сложной, масштабной государственной инициативой является «электронное правительство», в состав которого входит множество подпрограмм, которые реализуются практически всеми ведомствами. В рамках этой инициативы несколько десятков министерств, агентств, служб должны перейти на электронное взаимодействие как между собой, так и с гражданами, и с бизнесом. Безусловно, это серьезно стимулирует развитие информационных технологий в государственном секторе.

Основная проблема органов государственной власти заключается в том, что они действуют в рамках собственных представлений о развитии ИТ. В результате на свет появляются разрозненные, несовместимые между собой информационные системы. И идея их консолидации является основной задачей создания «электронного правительства».

1 октября 2011 г. завершился первый этап работ – ведомства подключились к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Сейчас начался процесс очистки данных для того, чтобы объединить системы различных ведомств и создать единый источник информации, который будет использоваться при исполнении всевозможных регламентов – и электронного взаимодействия, и предоставления госуслуг.

читать полное интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS