версия для печати
Государство стимулирует ИКТ-рынок

Государство стимулирует ИКТ-рынок

Российские ИКТ-компании не один год надеются на шаги государства им навстречу - и ждут мер, которые позволят их бизнесу развиваться более успешно. Некоторые изменения в законодательстве и в стратегических планах развития отрасли ИТ за последнее время действительно произошли.

По мнению специалистов компании Salans, в 2010 г. в законодательстве России произошло несколько изменений, оказавших существенное влияние на развитие ИКТ-отрасли.

Во-первых, наконец-то решился вопрос о том, какой единый социальный налог (ЕСН) должны платить компании, работающие в сфере информационных технологий. О необходимости применения особой шкалы  ЕСН для ИТ-компаний говорилось   еще в период кризиса. Тогда председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев выступил с заявлением, что «если изменения в ЕСН произойдут, то, по общим оценкам, увеличение себестоимости продукции составит 12-15%». Таким образом, результат реформы ЕСН окажется пагубным для ИТ-отрасли, где основную долю расходов составляет зарплата. Принятые поправки позволили уменьшить налоговое бремя для российских ИТ-компаний, в особенности, для разработчиков программного обеспечения. В результате в 2010-2017 гг. ставка ЕСН для них была зафиксирована на уровне 14% от фонда оплаты труда.

Ставка ЕСН для ИТ-компаний и общие тарифы

Взносы в Тарифы для ИТ-компаний, % Общие тарифы, %
2010 2011 2012-2017 2018 2019 2010 2011 2012-2019
Пенсионный фонд 14,0 8.0 8.0 13,0 20,0 20,0 26,0 26,0
Фонд социального страхования 0,0 2,0 2,0 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9
Федеральный фонд ОМС 0,0 2,0 4,0 5,1 5,1 1,1 3,1 5,1
Территориальные фонды ОМС 0,0 2,0 0,0 0,0 0,0 2,0 2,0 0,0
Итого: 14,0 14,0 14,0 21,0 28,0 26,0 34,0 34,0

Источник: PwC, 2010

Вторым важным событием 2010 г. юристы Salans считают появление с 1 ноября 2010 г. благодаря федеральному закону № 228-ФЗ от 27.07.2010 возможности вести значительную часть арбитражного процесса в электронном виде . Речь идет о размещении на сайте суда информации о движении дела, обязательной аудиозаписи судебных заседаний, участии в судебном процессе с помощью видеконференцсвязи, возможности подать документы в суд в электронном виде.

В-третьих, помочь инновационным, в том числе и ИТ, компаниям активнее развиваться призван создаваемый государством на основании ФЗ № 244 от 28.09.2010 инновационный центр «Сколково». Правда, конкретных результатов этой инициативы придется подождать несколько лет.

Национальная программная платформа для ИТ-бизнеса

В декабре 2010 г. группа отечественных ИТ-компаний направила в Минкомсвязи письмо, в котором было высказано мнение, что  с переходом от покупки дистрибутивов к аренде ПО на удаленных мощностях зависимость от западных вендоров может обернуться для страны коллапсом. Авторы письма предложили объединить усилия российских разработчиков проприетарного и свободного ПО для создания национальной программной платформы (НПП). В апреле 2011 г. эта идея была одобрена правительством. «Формат технологической платформы (ТП) позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта, - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. - Проекта, который на выходе даст передовые, а главное – коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги, причём, может быть, не такие уж грандиозные на первый взгляд, даже имеющие отношение к ширпотребу, но влияющие на технологическое обновление».

Координатором технологической платформы был назначен входящий в «Ростехнологии» концерн «Сириус». В состав участников вошли около 65 компаний, среди которых научно-исследовательские (ИПУ РАН, ИСП РАН, «Информика») и конструкторские организации (НИИТ, «Интеграл», «Техприбор»), вузы (МГТУ им. Баумана, МИЭМ, МФТИ), инжиниринговые (концерн «Сириус», РСК «Скиф»), производственные («Альт Линукс», 1С, Abbyy, «Крипто-про»), сервисные («АйТи», «Воентелеком», «Информзащита») компании и отраслевые ассоциации (РАСПО, «Руссофт», «Отечественный софт»).

На создание национальной программной платформы государство в рамках госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. выделило 651 млн руб1, из них 161 млн руб2 – в 2011 г. Предполагается, что в рамках НПП должна быть создана инфраструктура распределенной разработки и сборки продуктов, стандарты для совместимости продуктов и набор типовых решений. Организационно участники НПП предлагают «стимулировать внедрения решений в госсекторе и бизнесе», «интегрировать отечественных разработчиков свободного ПО в ключевые международные проекты» и создавать «многоуровневую систему опережающей подготовки ИТ-кадров».

Среди технологий, которые будут развивать участники НПП, называются системное ПО (виртуализация, ОС, СУБД и др.), средства разработки и тестирования, поисковые системы и семантические технологии, решения для обеспечения информационной безопасности и анализа текстов. За два года на базе НПП должны появиться технологии облачного хостинга и обработки больших массивов данных. Кроме технических мероприятий в эти сроки тематика СПО будет включена в профильные образовательные программы вузов.

Затем до 2014 г. планируется развивать инфраструктуру поддержки НПП в регионах - создавать интегрированные в мировое СПО-сообщество центры компетенции. Должны быть подготовлены центры обработки данных, из которых будут централизованно предоставляться онлайн-услуги.

В планах до 2020 г. - разработка ОС и аппаратных платформ следующего поколения, обновление учебных ИТ-программ вузов и обеспечение технологической независимости в области ИКТ на уровне признания России одним из мировых лидеров по этому направлению.

НПП  - стимул развития отрасли или очередная «сверх-идея»?

Каковы реальные перспективы создания национальной программной платформы? Не превратится ли она в очередной громкий государственный мега-проект, о результатах которого мы можем так никогда и не узнать? Мнения опрошенных CNews экспертов по этому поводу разошлись.

С одной стороны, все признают, что заявленная цель – построение в России мощной индустрии разработки программного обеспечения – достойная и правильная. С  другой стороны, не все направления развития, заявленные в НПП, по плечу российским разработчикам.

«У нас, определённо, есть безоблачное будущее по таким направлениям, как распределённые и высокопроизводительные вычисления, интеллектуальные поисковые системы, когнитивные системы, семантические технологии и технологии автоматического анализа текстов на естественном языке, прежде всего, русском. Также видятся неплохие перспективы для телекоммуникаций, навигации, мультимедийных и мобильных систем, а также для технологии построения электронных государственных решений и технологии информационной безопасности, - говорит Вячеслав Елагин, заместитель директора департамента по работе с государственными органами компании «Ай-Теко». - Однако по трем направлениям - базовое системное ПО, программная и системная инженерия, средства быстрой разработки прикладных приложений для управления и учета - российским компаниям  придётся столкнуться с армиями программистов, маркетологов, продавцов из крупных международных компаний. Они тоже профессионалы своего дела. Поэтому, чтобы достичь значимых результатов, необходимо прилагать больше усилий по этим направлениям, перенимать лучшие практики и создавать свои, чтобы быть конкурентоспособными. Ведь цена – не всегда определяющий фактор для конкуренции».

Против создания национальной операционной системы высказывается и Андрей Трещук, заместитель генерального директора компании «ТерраЛинк»: «Кому нужна национальная ОС? Корпоративному заказчику? Нет. Потребителям? Нет. Может, ФСБ и Минобороны? У них свои специфические задачи, и для их решения не нужна национальная ОС».

«Если государству нужны инновации, оно должно сосредоточиться на образовании, поддержке фундаментальной науки и инфраструктурных проектах, - продолжает он. – А "решения во всех сферах деятельности" с успехом создают российские компании 1С, ABBYY, «Мегаплан», «Галактика» и другие. Мне кажется, что здесь нет места для государства».

Кроме того, некоторые игроки считают, что на сегодняшний день российский рынок не готов к реализации такого сложного системного проекта, как создании НПП. «Для реализации подобного проекта, степень понимания проблем и перспектив их развития, управления, должны перейти на качественно другой системный уровень, что вряд ли возможно, - утверждает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». - К тому же необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся в ИТ- отрасли в целом. Мы находимся в ситуации глобальных изменений в ИТ-инфраструктуре, сравнимой разве что с революцией, происходившей с появлением клиент-серверных технологий. Ошибка принятия решения в настоящих условиях может привести к полному провалу подобного рода проекта в долгосрочной перспективе. Пока, на наш взгляд, альтернативы рыночным и конкретным (эволюционным) механизмам  реализации столь сложных систем не существует».

1 По непосредственным затратам из федерального бюджета на 2011 год

2 Расходы на 2012 и 2013 гг. Минкомсвязи планирует пересмотреть в сторону увеличения

Наталья Рудычева, Денис Легезо, Александр Левашов/CNews


Олег Неретин

Олег Неретин:
В России появится полноценный портал о культуре страны

На вопросы CNews ответил Олег Неретин, директор департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ.

CNews: На Тверском экономическом форуме 2010 г. министр культуры выступил с докладом об уровне информатизации отрасли и предложениями о том, какие ИКТ-решения ей необходимы. Какие из них будут реализованы в ближайшее время?

Олег Неретин: В программу «Информационное общество» по линии Министерства связи и массовых коммуникаций  был включен проект по созданию государственного портала о культуре нашей страны. Там же зафиксированы сроки его реализации и сумма, которую готово выделить на эти цели государство.

На реализацию этого проекта в течение 3 лет будет выделено в общей сложности 258 млн руб. (по 86 млн руб. в год). На что мы планируем потратить эти деньги?

Как любой интернет-ресурс, наш портал будет состоять из трех больших блоков. Во-первых, это инфраструктурная часть – то, что делает портал порталом: программное обеспечение, сервисы и так далее. Во-вторых, интерактивная часть – собственное пространство социальных сетей, новостные блоки, представительства других интернет-ресурсов. В-третьих, собственно информационный ресурс о культуре, на создание которого и пойдет основная часть выделяемых средств. Мы планируем представить на портале наше культурное наследие и современную культурную жизнь.

читать полное интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS