версия для печати
Граждане ждут единой электронной карты

Граждане ждут единой электронной карты

Одновременно с переходом на электронные госуслуги, государство собирается заняться и созданием универсальной электронной карты. В соответствии с планами правительства, такая карта станет идентификатором личности гражданина, а также сможет служить ключом доступа к госусслугам и платежным средством. Выдача карт начнется 1 января 2012 г.

В феврале 2011 г. вопрос создания универсальной электронной карты (УЭК) обсуждался на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В результате, в соответствии с поручениями, которые президент России Дмитрий Медведев дал правительству и главам регионов, в 2011 г.  должна быть составлена смета проекта внедрения УЭК, подготовлена его нормативная и законодательная база, разработаны регламенты. Одновременно начнется обучение граждан пользованию электронными госуслугами и подготовка инфраструктуры.

Технологии создания УЭК

Кроме законотворческой стороны проблемы, мероприятия 2011 г. коснутся технологий, связанных с внедрением УЭК. Предполагается, что в этом году будет начата разработка персональных терминалов для считывания универсальной карты и соответствующего ПО. В поручениях президента указано, что ПО для работы с УЭК должно предоставляться гражданам бесплатно. Предполагаемая цена персональных считывающих устройств в тексте документа не упоминается.

Поручения Медведева по запуску универсальной электронной карты

Задача Срок Ответственный
Создание нормативной и законодательной базы для выпуска и применения универсальных электронных карт 1 мая 2011 г. Премьер-министр В. Путин
Утверждение технических требований к универсальным электронным картам с возможностью использования чипов иностранного производства (временно). Разработка перехода на чипы российского производства
Утверждение плана внедрения универсальных электронных карт, финансово-экономическое обоснование, включающее тарифы на процессинг карт при получении гражданами государственных и муниципальных услуг
Утверждение требований к финансовым организациям, предоставляющим услуги пользователям универсальных электронных карт
Внести внедрение универсальных электронных карт в программы информатизации федеральных органов исполнительной власти.
Предусмотреть подключение ведомственных информационных систем к системе межведомственного электронного взаимодействия, учесть требования по защите персональных данных
1 июня 2011 г. Премьер-министр В. Путин
Организовать разработку бесплатного ПО для считывания с карты персональных данных и электронной цифровой подписи пользователя с помощью персональных терминалов при получении госуслуг.

Представить предложения по производству в РФ оборудования для считывания карт.
Издать нормативные акты об использовании универсальной электронной карты в качестве водительского удостоверения, страхового полиса (в том числе полиса ОСАГО) и удостоверяющего документа в системе ФМС 25 декабря 2011 г. Премьер-министр В. Путин
Издать нормативные акты и законопроекты о стимулировании граждан к получению госуслуг в электронном виде.
Одним из стимулов может стать снижение госпошлин и других обязательных платежей для потребителей госуслуг.
Подключить информационные системы органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, оказывающих госуслуги в электронном виде, к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Обеспечить совместимость соответствующих протоколов и технических решений.
1 июля 2011 г. Премьер-министр В. Путин, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Обеспечить обучение граждан пользованию универсальными электронными картами.
Обеспечить получение гражданами информации о преимуществах использования карт и о предоставляемых с их помощью госуслугах.
25 декабря 2011 г. Премьер-министр В. Путин,  высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Обеспечить создание электронной базы данных для выпуска и использования универсальных электронных карт, включая цифровые фотографии граждан РФ. 25 декабря 2011 г. Полпред президента в Уральском федеральном округе Н.Винниченко,
Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе В.Ишаев,
Полпред президента в Северо-Западном федеральном округе И.Клебанов,
Полпред президента в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко,
Полпред президента в Приволжском федеральном округе Г.Рапота,
Полпред президента в Сибирском федеральном округе В.Толоконский,
Полпред президента в Южном федеральном округе В.Устинов,
Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе А.Хлопонин,
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Принять региональные планы внедрения универсальных электронных карт,
предусмотреть создание региональной инфраструктуры для приема карт
1 сентября 2011 г. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Привести административные регламенты госуслуг в субъектах РФ в соответствие с планом внедрения универсальных электронных карт, утвержденным правительством.
Обеспечить совместимость информационных систем органов власти в субъектах РФ с инфраструктурой госуслуг в электронном виде.

Источник: Kremlin.ru

Работы по УЭК в 2011 году затронут существующую ИТ-инфраструктуру органов власти. Президент поручил главам регионов подключить информационные системы органов власти субъектов РФ и организаций, оказывающих госуслуги, к «единой системе межведомственного электронного взаимодействия» и обеспечить совместимость соответствующих протоколов и технических решений. К концу года в регионах должны быть созданы базы данных, на основании которых будет производиться выпуск карт. Базы данных должны содержать цифровые фотографии граждан.

В своих поручениях Медведев предусмотрел стимулирование граждан к пользованию универсальными электронными картами. Так одним из побудительных мотивов к их получению может стать снижение госпошлин и других обязательных платежей для потребителей госуслуг с помощью карт.

Наконец, президент дал поручение разрешить один из самых болезненных вопросов внедрения УЭК — финансирование всего проекта. До сих пор внедрение инфраструктуры карт в пилотных регионах происходило за счет участников ОАО «Универсальная электронная карта» - Сбербанка (34%), банка «Уралсиб» (33%) и банка «АК БАРС» (33%). При этом, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, «пока ни один из инвесторов не смог окупить затраты на инфраструктуру УЭК, а первые надежды на окупаемость относятся ко времени через 2-3 года». Отчасти, по этой причине, как считает глава Сбербанка, от участия в проекте уклонились «Банк Москвы» и ВТБ.

Дальнейшие перспективы

Что касается дальнейшего развития проекта, то план его развития появился в августе 2011 г. в недрах Минэкономразвития. Он разбит на 7 больших пунктов, пересекающихся по времени: подготовка и начало работ по выпуску УЭК (документальная работа, интеграция информационных систем), обеспечение готовности выпуска карт (сертификация криптоядра, разработка идентификационного приложения), ведомственное и отраслевое внедрение УЭК, развитие инфраструктуры в банковской сфере, региональное внедрение (call-центры пункты выдачи), маркетинговые и образовательные мероприятия и, наконец, опытная эксплуатация.

Выпуск карт с российским чипом должен завершиться в июле 2012 г. Для выпуска УЭК федеральная уполномоченная организация «Универсальная электронная карта» заключит соглашения с другими участниками проекта и интегрирует свое ПО с ними, а также системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через которую передаются данные между ведомствами.

Некоторые даты плана внедрений УЭК, утвержденного Минэкономразвития

Название задачи Дата окончания
Завершение подготовки оборудования и ИС ФУО 30.09.2011
Интеграция ИС ФУО с системами других участников и СМЭВ для опытной эксплуатации 31.10.2011
Интеграция ИС ФУО с системами других участников и СМЭВ для промышленной эксплуатации 01.12.2011
Готовность к выпуску УЭК в режиме промышленной эксплуатации 01.01.2012
Выпуск УЭК с российским чипом 30.07.2012

Источник: Минэкономразвития, 2011

Согласно планам ведомства, УЭК будет использоваться для идентификации гражданина («идентификационное приложение»), организации доступа к получению государственных и муниципальных услуг («федеральные» и «региональные» приложения в части госуслуг), выполнять функции платежной банковской карты («банковское приложение»), а также содержать в себе другие приложения, позволяющие взаимодействовать с различными госучреждениями.

Например, универсальная карта может стать заменой полису ОМС, пенсионному свидетельству, студенческому билету. С ее помощью можно будет оплатить коммунальные услуги, пошлины, штрафы, проезд на общественном транспорте, подать заявление на поступление в вуз, зарегистрироваться по месту жительства, заплатить налоги и многое другое.

Выдача универсальных электронных карт на основании заявления граждан будет проходить с 1 января 2012 г по 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г. карты будут выдаваться остальным гражданам, не написавшим заявление на получение карты или об отказе от нее.

Денис Легезо, Владислав Мещеряков, Наталья Рудычева/CNews


Константин Ромодановский

Константин Ромодановский:
У людей должен оставаться выбор, каким образом общаться с государством

На вопросы CNews ответил Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы РФ.

CNews: Федеральная миграционная служба (ФМС) России стала одним из первых органов государственной власти РФ, который начал предоставление электронных государственных услуг гражданам. 1 апреля 2010 г. ФМС России объявила о том, что готова принимать заявки на оформление загранпаспортов через сайт gosuslugi.ru. Расскажите об основных этапах работ, которые предшествовали этому событию.

Константин Ромодановский: В соответствии с распоряжениями правительства в Федеральной миграционной службе были проведены необходимые организационные мероприятия, внесены изменения в нормативно-правовые акты. В частности, в каждом региональном и территориальном органе ФМС России были созданы рабочие группы, в обязанности которых входило оказание государственных услуг в электронном виде. Были проведены методические занятия, организовано обследование не только объектов информатизации, но и, в большей степени, самих государственных услуг - как их правильно оказывать, в каком виде, и не требуется ли для этого пересмотра всей процедуры оказания услуги. Затем на основании полученных результатов были подготовлены изменения в административные регламенты оказания государственных услуг и работы с гражданами.

Одновременно проводилась и серьезная технологическая подготовка. Было разработано новое программное средство «Кабинет служащего», проведена его интеграция с порталом государственных услуг. Таким образом, вся информация, оставленная гражданином на портале, автоматически попадает в «кабинет» сотрудника ФМС, где и обрабатывается. Такое решение замечательно тем, что позволяет организовать практически прямой электронный диалог, что минимизирует временные затраты и гражданина, и работника ведомства, а также не оставляет места для услуг различных посредников.

Например, гражданин направляет заполненную анкету на электронный адрес ведомства. Сотрудник ФМС должен рассмотреть ее в течение суток и или принять к исполнению, или вернуть заявителю с конкретными пометками – поменять то или иное поле. Понятно, что такой диалог удобнее вести дистанционно, чем стоя в очереди. Затем, когда анкета утверждена, гражданина так же через интернет записывают на прием для фотографирования (если речь идет о паспортно-визовых документах нового поколения) или для получения документа.

В настоящее время, кроме оформления паспортов, в полном объеме оказывается услуга по предоставлению адресно-справочной информации. Гражданин может запросить сведения о родственнике или просто знакомом, и его контактные данные будут отправлены этому знакомому с тем, чтобы он мог с ним связаться. Если запрашиваемого человека нет в базах данных, об этом тоже сообщат. Таким образом, услуга, которая раньше оказывалась в адресно-справочных службах, теперь полностью автоматизирована и доступна удаленно через портал госуслуг.

читать полное интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS