Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Производство ноутбуков в России: стоит ли овчинка выделки?

Производство ноутбуков в России: стоит ли овчинка выделки? 
Содержание:

  • Мировой рынок: ноутбуки обгоняют ПК

    Российский рынок производства ноутбуков традиционно считают достаточно сложным сегментом отечественного IT-сектора. Существует мнение, что работать на нем российским компаниям и сложно, и не всегда экономически оправдано. Прибыль сегодня получают только лидеры.

    Проект ноутбуков, начатый в свое время компанией «Эксимер ДМ» был временно остановлен уже около двух лет назад. Генеральный директор «Эксимера» Руслан Чухнов считает, что проект не закрыт, просто «компания ожидает изменения внешней конъюнктуры». В интервью CNews.ru директор компании «К-Системс» Эдуард Воронецкий также не выражает особого оптимизма о перспективах этого направления в бизнесе компании: «Ноутбуки — дело не очень прибыльное, а при подходе „в лоб“ — просто убыточное. Бизнес, действительно, достаточно сложный. Мы предпринимаем попытки производства ноутбуков уже третий год, и все убытки, которые могли понести, уже понесли». Тем не менее, по словам г-на Воронецкого, проект «К-Системс» по производству ноутбуков, на какое-то время замороженный компанией, сейчас возрождается, и в следующем году компания будет выпускать эти устройства под единой торговой маркой «К-Системс» — Irbis.

     
    Другие производители по-прежнему считают, что проекты по сборке портативных ПК в России имеют особые перспективы и приводят традиционные доводы: местная сборка значительно уменьшает стоимость ноутбука для конечного пользователя, при этом элементная база для производства поступает от ведущих мировых производителей.

    В то же время на рынке присутствуют и оптимисты. По мнению руководителя проекта MaxSelect Олега Осинкина, российским проектам вполне по силам вытеснить с рынка импортные модели. Он считает, что в 2003 году российские компании могут «захватить» порядка 60–70% рынка ноутбуков.

    Снижение доли иностранных поставщиков на российском рынке прогнозирует и Сергей Шуняев, президент компании Rover Computers: «Наши позиции более, чем прочны. По разным исследованиям мы занимаем от 30% до 40% отечественного рынка мобильных компьютеров. Фактически, мы являемся неизменными лидерами рынка с 1996 года, и каждый год доля рынка, занимаемая нами, увеличивается. В этом году мы открыли два представительства, которые обеспечивают продажи техники Rover в странах Балтии, в Восточной Европе и ряде стран Западной Европы. Относительно западных марок ноутбуков на нашем рынке — думаю, их доля будет постепенно снижаться».

    Мировой рынок: ноутбуки обгоняют ПК

    По данным аналитиков Gartner Group, во втором квартале текущего года темпы роста рынка ноутбуков уверенно обгоняли темпы роста продаж ПК в целом. Отчет Gartner свидетельствует о том, что объем продаж ноутбуков в мире вырос на 6,1% по сравнению с тем же кварталом прошлого года, тогда как мировой объем продаж ПК в целом сократился примерно на 1%. Всего за второй квартал было продано 6,9 млн. ноутбуков против 6,5 млн. год назад.

    Аналитики Gartner отмечают, что спрос на ноутбуки растет вот уже четыре года подряд. Особенно впечатляют увеличивающиеся благодаря постоянному снижению цен розничные продажи. Во втором квартале дополнительный толчок продажам ноутбуков дало появление в продаже моделей с настольными чипами Pentium 4. Производители и раньше использовали настольные процессоры в портативных ПК, но, начиная с марта 2002 года, почти все ведущие компьютерные компании предложили потребителям модель ноутбука с настольным процессором Pentium 4. Как правило, эти машины обеспечивают хорошую производительность при относительно низкой цене. Они комплектуются процессором Pentium 4 2 ГГц и выше и продаются по цене $1400–2000.

    В целом, утверждает Gartner, рост продаж ноутбуков стал ярким пятном на унылой для большинства производителей ПК картине квартала. По заявлениям аналитиков этой компании, рынок мобильных ПК вырос почти во всех регионах, за исключением Японии и Латинской Америки. Рынок ноутбуков в США увеличился на 9,3% в годовом выражении под влиянием начала покупок к новому учебному году и заказов от учебных заведений.

    Согласно докладу, опубликованному компанией DisplaySearch в конце 2001 года, прирост объема продаж ноутбуков за 2001 год составил всего 4%. Тем не менее, в прошлом году по общему приросту объема продаж ноутбуки впервые оказались впереди настольных систем. Кроме того, ноутбуки продолжают отбирать у настольных систем рынок: в 2001 году на долю ноутбуков пришлось 20,2%, а к 2006 году, по прогнозу DisplaySearch, доля ноутбуков достигнет 28%.

    Продолжается рост продаж ноутбуков с дисплеями большой площади, что свидетельствует о тенденции к замене ноутбуками настольных систем. Увеличивается и разрешение: SVGA- и XGA-дисплеи уступили часть доли рынка экранам с более высоким разрешением, хотя XGA (1024×768 точек) остается лидером — 83,3%.

    Основные игроки на мировом рынке ноутбуков

    Первое место на мировом рынке ноутбуков во втором квартале практически поделили между собой Dell Computer и обновленная компания Hewlett-Packard. Однако в ближайшие кварталы победителем должен стать кто-то один. Dell продолжает расширять долю рынка, а НР изымает из розничной торговли свои марки Pavilion и Compaq Presario и переориентирует корпоративных заказчиков с ноутбуков HP Omnibook на Compaq Evo. Продажи Dell, по данным Gartner, выросли на 10,6% до 1,02 млн. ноутбуков во втором квартале 2002, тогда как поставки НР сократились на 0,4% до 1,01 млн. штук. Компании контролируют соответственно 14,9 и 14,7% рынка.

    Компания Toshiba после рекордного первого квартала продемонстрировала самые высокие темпы роста и во втором, выпустив 885 тыс. ноутбуков — на 114% больше, чем во втором квартале 2001 года. Это третий поставщик ноутбуков в мире с долей рынка в 12,8%.

    На четвертом месте IBM с 10,7% рынка — эта компания немного увеличила свои продажи, доведя их до 737 тыс. устройств; на пятом месте Sony, которая нарастила продажи на 5,2% до 489 тыс. устройств и получила 7,1% рынка. Gartner прогнозирует продолжение опережающего роста рынка ноутбуков в оставшуюся половину 2002 года и в 2003 году.

    Доли основных поставщиков на мировом рынке ноутбуков, 2 кв. 2002 г.

    Доли основных поставщиков на мировом рынке ноутбуков, 2 кв.2002г.

    Источник: Gartner, 2002

    Кратко упоминая об успехах лидера (Dell), следует отметить, что компания вышла на первое место в мире не только по поставкам ноутбуков, но и рабочих станций (49,6% мирового рынка), а также настольных ПК (16% мирового рынка). В России же компания DellSystems, по ее собственному утверждению, контролирует лишь около 6% рынка западных брендов, тогда как основной конкурент, объединенный НР-Compaq, имеет более 60% рынка. Объединенная компания НР может, в итоге, потерять до 10% российского рынка, и DellSystems, после реализации всех изменений в работе, намерена добиться доли в 10–12% к 2004 году.

    Важное значение для развития рыка ноутбуков имеют действия корпорации Intel, которая решила постепенно сужать разницу в цене между процессорами Pentium 4 для настольных компьютеров и их мобильными вариантами до 10–15%, чтобы заставить пользователей портативных ПК отказаться от «чрезмерного» использования в ноутбуках процессоров для настольных ПК.

    Новая ценовая стратегия Intel расценивается как шаг, направленный на уменьшение запасов процессоров P4-М, таким образом освобождая путь новой платформе мобильных процессоров Banias, которая, как ожидается, будет представлена в 2003 году.

    Согласно плану по выпуску, процессоры Banias, обладая большим сроком работы от аккумуляторов и поддерживая технологии беспроводной связи, будут нацелены на сверхтонкие модели портативных компьютеров, в то время как современные мобильные процессоры на ядре Northwood будут нацелены на сегмент рынка, который раньше занимали ПК на основе «настольных» процессоров. Для массового рынка портативных компьютеров Intel планирует выпустить новый ряд мобильных процессоров позже в следующем году.

    Чтобы удовлетворить возросший спрос на дешевые портативные компьютеры, изготовители начали все чаще использовать «настольные» процессоры для своих ноутбуков. Однако чтобы предотвратить потери прибыли и создать более четкое позиционирование своих изделий, Intel таким образом решила начать новую ценовую стратегию для своих мобильных процессоров.

    Элеонора Ершова

    Комментарии участников рынка

    iRU

    Игорь Солнцев: Российские компании обыгрывают западные в быстроте принятия решений и гибкости

    Игорь Солнцев 
    Появление новой линейки портативных компьютеров iRU стало одним из самых заметных событий 2002 года на российском компьютерном рынке. Безусловно, широкая известность проекта в первую очередь связана с масштабной рекламной кампанией нового бренда. Между тем, подход, используемый менеджментом компании, во многом является инновационным для отечественной ИТ-индустрии. На вопросы CNews.ru ответил директор по маркетингу компании «НКА-Групп» Игорь Солнцев.

    CNews.ru: Известно, что часть топ-менеджмента компании «НКА-Групп» ранее достаточно длительное время занималась вопросами дистрибуции. Почему вы решили заняться совершенно новым для себя видом бизнеса, связанным, к тому же, с производством? Ведь в России к производству традиционно относятся настороженно.

    Игорь Солнцев: Если рассмотреть макроэкономическое положение России, то мы увидим серьезные изменения. После вступления России в ВТО в стране, наверняка, изменится инвестиционный климат и, соответственно, объем инвестиций в производство. Если мы хотим видеть нашу страну сильной, то нам надо заниматься производством, и, в том числе высокотехнологичных товаров.

    Rover Computers

    Сергей Шуняев: Если говорить о собственном производстве компонентов для ПК, то мы собираемся этим заняться

    Сергей Шуняев 
    На вопросы CNews.ru ответил Сергей Шуняев, президент Rover Computers. Руководитель одной из наиболее успешных ИТ-компаний в России объявляет о новых амбициозных планах своего предприятия и среди прочего о намерении заняться собственным производством компонентов для производимых компьютеров.

    CNews.ru: Летом текущего года в вашей компании произошли изменения: группа компаний концерна «Белый Ветер», связанных с производством и сервисным обслуживанием компьютерной техники марки Rover, сегодня выступает на рынке под единым названием — Rover Computers. Как компания «пережила» время перемен, можете ли вы сказать, что их преимущества ощущаются вами уже сегодня?

    Сергей Шуняев: Компания Rover Computers «чувствует себя» прекрасно. Основной целью структурных перемен, которые произошли летом, был вывод торговой марки Rover на принципиально новый этап развития. Выделение группы компаний в самостоятельную структуру Rover Computers было только первым шагом на пути построения общенационального брэнда Rover и сделано, чтобы «увести» торговую марку Rover от ассоциации с розничной сетью «Белый Ветер». Можно сказать, что результаты ощущаются уже сегодня. Число партнеров компании существенно увеличилось и продолжает расти. При этом хочу подчеркнуть, что розничная сеть «Белый Ветер» продолжает оставаться для нас одним из главных стратегических партнеров в продвижении продукции Rover.

  • Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS