Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Рынок принтеров: на пороге насыщения

Рынок принтеров: на пороге насыщения 
Содержание:

  • Современные принтерные технологии
  • Российский рынок принтеров
  • Принтеры в странах Восточной и Западной Европы

    Рынок принтеров в России продолжает свой бурный рост. В настоящей статье рассматривается динамика рынка и его структура. Отдельная глава посвящена ситуации на рынках принтеров стран Западной и Восточной Европы..

    Современные принтерные технологии

    По принципу печати принтеры можно разделить на четыре основные группы: лазерные, струйные, матричные и термальные или сублимационные.

     Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия.

    Лазерная технология печати подразделяется на собственно лазерную и светодиодную.

    При светодиодной технологии изображение наносится на фотобарабан с помощью линейки светодиодов, тогда как при собственно лазерной используется лазерный луч, перемещаемый с помощью системы зеркал.

    Матричные принтеры действуют на основе ударного переноса красителя с печатной ленты на бумагу, и отличаются низким разрешением и невысоким качеством печати. Обычно используется движущийся вдоль листа бумаги блок печатающей головки и чернильной ленты, но есть и т.н. линейно-матричные принтеры, в которых печатающие иглы установлены в линию и позволяют производить печать всей строки. Оба вида матричных принтеров, основном, используются в специализированных целях — там, где необходима низкая стоимость или очень высокая скорость печати и нет высоких требований к качеству.

    В струйных принтерах печать обеспечивается подачей чернил из сотен сопел, располагающихся в печатающей головке, на бумагу при нагреве порции чернил в канале сопла. Качество этих принтеров, как и лазерных, определяется разрешением, а количество сопел в печатающей головке определяет скорость и качество печати. Струйные принтеры до сих пор, преимущественно, используются для домашней печати и фотопечати, а также для печати небольших объемов офисных документов. В бизнесе, в основном, используются лазерные и светодиодные принтеры, как черно-белые, так и цветные.

    Термальная или сублимационная технология печати, как правило, используется в специализированных принтерах для печати миниатюрных фотографий непосредственно с цифровых фото и видео камер, карт памяти и прочих целях, для которых важно качество и небольшой размер. В этой технологии краситель переносится с пленки на специальную термобумагу (или обычную бумагу) путем нагрева красителя термоголовкой с изменяющейся температурой. В зависимости от температуры происходит перенос большего или меньшего количества красителя, за счет чего на бумаге образуются различные оттенки цвета.

    По гамме воспроизводимых цветов принтеры делятся на черно-белые, черно-белые с опцией цветной печати (такие модели есть среди матричных и струйных) и цветные.

    Для качественного воспроизведения иллюстраций, хранящихся в векторных форматах, важно наличие встроенного интерпретатора языка PostScript, правами на который владеет компания Adobe. Обычно модели, поддерживающие язык PostScript, приблизительно на 25% дороже аналогичных, не имеющих этой функции, в связи с необходимостью производить лицензионные отчисления.

    Наибольшее распространение на домашнем и корпоративном рынках получили принтеры формата А4. Принтеры формата печати А3 обычно применяются для целей печати в офисе, и государственных организациях.

    Среди заметных прорывов в методах печати за последнее время можно отметить только массовое использование технологии Single pass, которая привела к увеличению скорости цветной лазерной печати (ее скорость сравнялась со скоростью монохромной печати). Движение компаний-производителей принтеров в сторону уменьшения размера капли (до объема в 2 пиколитра) принято относить скорее к маркетинговым акциям, нежели к технологическим новшествам.

    Российский рынок принтеров

    По данным отчета IDC о состоянии российского рынка принтеров, объемы продаж принтерного оборудования в 2001 г. увеличились почти на 30% по сравнению с показателями рекордного 2000 года. Так, в 2000 г. ежегодный рост составил 37,5% в количественном и 24,5% — в денежном выражении. Как видно, в целом, темпы роста несколько снизились, что говорит о появлении признаков насыщения рынка. Аналитическое агентство ITResearch также отмечает снижение темпов роста российского принтерного рынка в 2001 году.

    По данным ITResearch, российский рынок вырос в 2001 году на 24% в натуральном и 19% в денежном выражениях. Оба агентства отмечают оставшиеся практически неизменными соотношения в продажах по технологическим сегментам. По данным IDC оно выглядело таким образом: струйные принтеры — 54%, лазерные — 35% и 11% — матричные устройства.

    Российский рынок принтеров по технологиям, 2001 г.

    Российский рынок принтеров по технологиям, 2001 г.

    Источник: IDC

    За первые два квартала 2002 года общий объем продаж принтеров на российском рынке, по данным ITResearch, увеличился в натуральном выражении на 28,2%, составив 804,8 тыс. шт., тогда как по данным IDC его объем был несколько меньше и составил 775,2 тыс. шт. Показатель роста рынка в денежном выражении, по данным ITResearch, оказался значительно скромнее роста в штуках — чуть более 5% ($193 млн.). По мнению Дмитрия Фешина, аналитика IDC по рынку периферийных устройств, в I квартале кривая прироста поставок в штуках шла почти горизонтально, на уровне показателей прошлого года, но во II квартале обозначился заметный рост — почти 30%, прежде всего, за счет струйных, и, во вторую очередь, за счет лазерных принтеров. По данным IDC, за первое полугодие 2002г. объемы продаж матричных принтеров упали почти в два раза, однако до конца года ситуация может выправиться за счет корпоративных покупателей.

    По данным IDC, рейтинг поставщиков (в шт.) за первые два квартала выглядит таким образом: на первом месте стоит HP, затем следует ближайший конкурент — компания Epson, и потом уже — Canon, Lexmark, Xerox и OKI. В III кв., компании Samsung удалось оттеснить Lexmark и Xerox по объему поставок (в шт.), заняв 4 строку, однако в денежном выражении показатели Xerox/Tektronix выше, чем у Samsung.

    Первая тройка в I кв.2002 года по финансовым показателям: HP, Epson и Xerox/Tektronix, а во II кв., по данным IDC, на третье место переместилась компания Canon.

    Согласно общему мнению участников рынка, Epson очень близко подобралась по количеству продаваемых принтеров к лидеру — компании HP, однако пока заметно отстает по структуре продаж — в наиболее продаваемом ассортименте Epson преобладают недорогие (относительно) модели, и, следовательно, выручка должна складываться заметно меньшая. Этот факт становится понятным, если обратить внимание на ассортимент: у НР присутствует широкая линейка «тяжелых» корпоративных принтеров, имеющих большую скорость печати, дополнительные возможности и значительную стоимость одного устройства, тогда как Epson, традиционно, достаточно силен в сегменте недорогих струйных принтеров

    В первом квартале 2002 года доли различных технологий на российском рынке в штуках выглядели следующим образом:

    Технология Доля (в шт.)
    Настольные лазерные 27,8%
    Струйные 65%
    Матричные 7,0%
    Источник: IDC

    Во втором квартале доли выглядели так:

    Технология Доля (в шт.)
    Настольные лазерные 33,6%
    Струйные 59,9%
    Матричные 6,5%
    Источник: IDC

    IDC считает, что продолжающийся активный рост рынка принтерного оборудования в России вызван следующими факторами:

    • Растет сегмент домашних пользователей, покупающих первый принтер или ориентирующихся на наиболее доступные устройства (основной акцент, по-прежнему, на поставки принтеров начального уровня);
    • Растет число квалифицированных пользователей и энтузиастов фотографии (зафиксирован рекордный рост продаж в старших сегментах: относительно доступных принтеров с улучшенными характеристиками, скоростных и специализированных устройств для качественной и фото- печати);
    • 2001 г. ознаменовался большим количеством поставок в рамках тендеров для крупных корпоративных и государственных структур.

    Рынок струйных принтеров

    По мнению участников рынка, за первую половину года на нем произошли знаковые изменения. Мнение независимых аналитиков и представителей компаний-производителей сходятся к тому, что компании Epson к середине года удалось опередить своего соперника — российское представительство HP по количеству проданных струйных принтеров. Третье место традиционно занимает Canon, и в российском офисе корпорации признают, что в начале года имело место довольно значительное снижение продаж струйных принтеров этой марки.

    В российском представительстве компании Canon объясняют значительное количественное снижение продаж недорогих струйных принтеров в начале этого года ограниченной доступностью этих моделей из головного подразделения — Canon Europa. В компании утверждают, что при некотором снижении общего числа проданных струйных принтеров, выручка даже выросла. Это объясняется увеличением доли более дорогих устройств, таких как фотопринтеры и принтеры среднего уровня. А к концу 3-го квартала 2002 года в России, по данным самой компании, было продано 148 600 штук принтеров.

    Аналитическая компания ITResearch отмечает значительный рост в самой нижней ценовой категории принтеров, продажи которых увеличились более чем на 80% и по итогам шести месяцев 2002г. устройства с ценой менее 100 долл. заняли в штучном выражении почти две трети рынка струйников. Конкуренция в этом сегменте усилилась еще в конце прошлого года, когда все четыре ведущих производителя — Canon, Epson, Hewlett-Packard и Lexmark — выпустили новые недорогие модели и значительно увеличили объемы продаж. Особую остроту этой борьбе придала компания Hewlett-Packard, у которой продукты этой ценовой категории прежде не значились в числе приоритетов.

    Динамика продаж в различных категориях струйных принтеров, шт.
    (1-е полугодие 2002 г. в сравнении с 1-м полугодием 2001 г.).

    Динамика продаж в различных категориях струйных принтеров, шт.

    Источник: ITResearch

    По мнению специалистов российского офиса НР, если бы не таможенные барьеры, стоимость струйных принтеров у нас могла бы упасть до 45 долл. Однако цена и так снижается постоянно. Так, по данным ITResearch, средние розничные цены на струйные принтеры снизились на 17%. По оценке компании НР, весь рынок струйных принтеров к концу года должен выйти на уровень, примерно, 20% роста. Также в НР отмечают тенденцию последнего года, пока не замечающуюся в России, — все более возрастающая популярность многофункциональных устройств, рост продаж которых опережает рост струйных принтеров.

    Также следует отметить попытки проникновения струйных принтеров в офисную среду. Некоторые производители пытаются продвинуть струйные технологии все глубже в офис, напрямую конкурируя с недорогими монохромными лазерными принтерами. До сих пор, основной проблемой струйной технологии в офисах остается низкая скорость печати и высокая стоимость конечного отпечатка. Однако технологии не стоят на месте. Так, например, в 2002 году уже появились струйные принтеры со скоростью печати до 18 страниц в минуту и низкой стоимостью печати (до 9 центов за цветную страницу и менее 2 центов за ч/б страницу). Эти параметры уже очень близки, а в чем то и превосходят показатели низших моделей лазерных принтеров. Однако, пока предложениям использовать струйный вид печати в офисе приходится переламывать сложившиеся стереотипы. Судя по всему, в ближайшее время струйные принтеры не станут популярным средством печати в российских офисах.

    Лазерные принтеры

    Среди производителей монохромных лазерных принтеров наметилось усиление конкуренции. Появление в сегменте в 2001 г. компании Samsung, несмотря на значительный рост рынка, обострило конкурентную ситуацию. Samsung избрала довольно оригинальную тактику выхода на российский рынок. Полной линейки из нескольких моделей, перекрывающей весь рынок, представлено не было. В марте 2001 года компания представила только одну, самую дешевую, модель, а затем, почти через полгода — вторую, чуть подороже. Однако, амбициозным планам компании занять к концу 2001 года до 15% российского рынка было не суждено сбыться. По словам менеджмента российского представительства корпорации Samsung, компания не намерена останавливаться и будет продолжать большие денежные вливания в маркетинг, которые будут напрямую кореллировать с количеством проданных машин. На настоящий момент в компании считают, что смогли достичь тех результатов, на которые рассчитывали — около 15% российского рынка в сегменте недорогих лазерных принтеров (до $250). В компании планомерно наращивают количественные продажи принтеров, и, по мнению сотрудников российского представительства доля компании может немного снизиться, но лишь из-за опережающего роста самого рынка.

    В российском представительстве Hewlett-Packard считают, что в первой половине года уже сформировалась достаточно плотная группа конкурентов в сегменте лазерных принтеров невысокой производительности. Создание бренда, по мнению компании, дело трудное и дорогое, но бренд на сегодня, все же, является одним из важнейших факторов на рынке.

    По данным ITResearch, в первом полугодии продолжался активный процесс перераспределения рынка лазерных принтеров в пользу более производительных устройств.

    Динамика продаж в различных категориях лазерных принтеров, шт.
    (1-е полугодие 2002 г. в сравнении с 1-м полугодием 2001 г.).

    Динамика продаж в различных категориях лазерных принтеров, шт.

    Источник: ITResearch

    Точкой роста в 2001 г. являлся сегмент лазерных принтеров производительностью 13—20 стр./мин (+850% по сравнению с 2000 г., по данным ITResearch), однако итоги двух кварталов 2002 г. демонстрируют первые признаки насыщения этого подсегмента. Хотя по сравнению с тем же периодом прошлого года продажи увеличились в два с половиной раза, следует учесть, что тогда новые модели Hewlett-Packard LaserJet 1200 и 2200 только начали свою экспансию на рынке, и в количественном отношении подсегмент был не так велик. Пик продаж в нем пришелся на конец прошлого года, а затем они несколько снизились. Подавляющее преимущество продуктов Hewlett-Packard здесь сохраняется, хотя MB и Oki во II квартале смогли «отнять» у лидера около 10% рынка по данным ITResearch.

    В сегменте цветных лазерных принтеров особых изменений не произошло. Общий объем продаж цветных лазерных принтеров, по данным ITResearch, колеблется около 1—1,5% общего размера рынка. Здесь основным сдерживающим фактором является цена, и покупатели готовы ждать появления более массовых моделей с ценой около $1000—1500. Однако, в представительстве НР считают, что ситуация на этом рынке очень динамична и может достаточно резко измениться. Летом и осенью у компании появились новые модели, и, наконец, со значительным отставанием от конкурентов, модели с технологией Single Pass, уравнивающей скорость печати черно-белых и цветных страниц. В компании, однако, считают, что могут взять некоторую паузу, в сравнении с конкурентами, и полностью доработать модели без особого ущерба для будущих продаж. Также в НР, наконец, появился и первый цветной лазерный принтер ценой около $1000, что, по мнению маркетологов компании, должно подстегнуть рынок.

    Матричные принтеры

    Матричные принтеры заслуживают отдельного внимания, несмотря на хроническое снижение их доли в общих продажах. За первую половину 2002 года матричные принтеры продолжили тенденцию последних лет: их продажи снижаются неуклонно и, судя по всему, необратимо. В первом квартале 2002 года объем продаж матричных принтеров уменьшился более чем вдвое в денежном выражении, и чуть менее — в штучном. Второй квартал продолжил тенденцию снижения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в количественном выражении немного вырос, по сравнению с первым кварталом 2002 года.

    По данным ITResearch, падение продаж матричных принтеров в первой половине 2002 года составило более 40%, по отношению ко второй половине 2001 года. Эти принтеры сегодня практически не покупают для дома, да и со столов госучреждений они начали постепенно исчезать. Как уже говорилось выше, рынком для матричных принтеров остаются специализированные области применения, где важна невысокая стоимость печати, требуются особые условия работы и надежность устройств.

    Общий объем рынка матричных принтеров в большинстве западных стран приближается к 2—3%, и российский рынок, судя по намечающимся тенденциям, также скоро приблизится к этой цифре.

    В следующем 2003 году можно ожидать очередного обострения конкуренции на рынке струйных и недорогих лазерных принтеров. Помимо того, что компания Samsung не намерена снижать рекламную и маркетинговую активность, известный производитель персональных компьютеров, Dell Computer продолжает свою политику расширения ассортимента товаров, предлагающихся покупателю. Начав с продаж через свой интернет-сайт (который приносит больше денег, чем вся дистрибьюторская сеть) продажи периферийных устройств третьих производителей, компания пришла к необходимости сделать логичный шаг — выпуск периферии, в том числе принтеров, под собственной маркой.

    В июле 2002 г. Hewlett-Packard разорвала отношения с компанией Dell, после того, как стало известно о намерении последней продавать принтеры под собственной торговой маркой. А в сентябре 2002 года компания официально призналась, что партнером по выпуску принтеров под торговой маркой Dell станет еще один давний партнер компании — Lexmark. С начала 2003 года на принтерах, продаваемых Dell, будет уже стоять собственный логотип. В перспективе Dell планирует участвовать и в разработке оригинальных моделей, но чернильные картриджи должны остаться совместимыми с аналогичными моделями Lexmark как сейчас, так и в будущем. По мнению аналитиков, от этого соглашения Lexmark только выиграет — у компании не получилось заключить корпоративный контракт с Compaq на поставку принтеров, и компания теперь сможет выправить положение. У нас в стране принтеры Dell, по заверениям компании Dell Systems, официального представителя Dell в России, появятся не ранее весны. Но, несмотря на то, что Dell традиционно силен в корпоративном секторе ПК (не в России, где он занимает менее 6% рынка западных брендов), у нас в стране планируется продвигать новую периферию Dell и через розничные каналы.

    Рынок небольших принтеров, предназначенных для печати фотографий непосредственно с цифровых камер или носителей памяти пока у нас в стране не складывается. Такие компании, как Sony и Panasonic довольно активно стремятся продвинуть на наш рынок сублимационные миниатюрные принтеры, но в аналитических исследованиях этот сегмент не учитывается даже аналитиками, из за своей малой величины — принтеры очень дороги, а их необходимость достаточно сложно обосновать российскому потребителю.

    Самым верхним сегментом рынка, не включаемым, однако в большинство исследований, следует признать раздел полноцветных цифровых высокоскоростных копировальных аппаратов. В большинстве своем они являются полноцветными высокоскоростными лазерными принтерами, объединенными в единое устройство со скоростным и высококачественным сканером, и со скоростью печати более 50 копий в минуту. Этот рынок, практически полностью, поделен между двумя производителями — Canon и Xerox. Так, компания Canon North-East Oy сообщила, что по итогам 1-го полугодия 2002 г. корпорация Canon заняла первое место на европейском рынке полноцветных копировальных аппаратов производительностью более 50 копий в минуту. В процентном отношении доля компании составила 52,4%, по данным исследовательской компании Infosource. В настоящее время этот рынок испытывает период быстрого роста, но все еще остается, в количественном выражении, небольшим. За соответствующий период было реализовано 254 скоростных полноцветных аппарата Canon.

    Принтеры в странах Восточной и Западной Европы

    На сегодняшний день доступны данные только по итогам 2001 года. По данным IDC, рынок Центральной и Восточной Европы, включающий Россию и страны СНГ, резко выделялся на фоне мирового ИТ-рынка 2001 года. Глобальной тенденцией прошлого года было общее падение продаж на рынке, однако принтерный рынок региона Восточной Европы, России и СНГ показал впечатляющий рост. Согласно июльскому отчету IDC, он количественно вырос на 22%, и достиг объема в 4,19 млн. штук. В денежном выражении рост составил 12,1% по сравнению с 2000 годом, и рынок достиг оборота в $953.21 млн.

    Россия — крупнейший рынок принтеров среди стран Восточной и Центральной Европы

    Россия — крупнейший рынок принтеров среди стран Восточной и Центральной Европы

    Источник: IDC, 2002

    Исследовательская компания объясняет диспропорцию в росте объемов поставок и доходов продолжающимся падением цен на струйные устройства. Россия стала, по прежнему, лидирующим рынком региона, на котором объемы поставок составили около 1,7 млн. штук, что составляет 40,7% общего рынка. Объем рынка в денежном выражении увеличился до $434.39 млн. Польша стала вторым рынком в рассматриваемом регионе, и объемы поставок в эту страну составили 879,117 штук, а в денежном выражении — $155.0 млн.

    Чешская Республика и Украина занимают третью и четвертую позиции с 311,658 штук ($71.24 млн.) и 264,500 шт. ($59.49 млн.) продаж соответственно. Венгрия стала пятым рынком региона с 214,475 шт. ($51.53 млн.). Вместе пятерка ведущих стран составляет почти 81% рынка региона за прошедший 2001 год.

    НР оставалась в прошлом году доминирующим производителем на рынке принтеров. Благодаря продолжающемуся доминированию на сегментах струйной и лазерной печати компания занимает долю в 48.8% рынка. Epson находится в отдалении, занимая 20.5%, следом идет Canon с долей в 15.1%. Lexmark и Oki замыкают пятерку ведущих производителей, имея 7.2% и 3.3% рынка соответственно. В случае рассмотрения долей рынка в денежном выражении, картина выглядит подобно количественному выражению, отличаясь лишь включением Xerox/Tektronix (четвертое место) и Oki занимает также пятое место, благодаря дорогостоящим моделям этих компаний, в то время как у Lexmark был исключен из списка.

    По всему региону распределение продаж в штуках было сегментировано следующим образом: 65.2% струйные, 25.0% лазерные, 9.7% матричные, и менее чем 0.1% заняли другие технологии. В стоимостном выражении, лазерные принтеры являлись доминирующими на рынках Восточной Европы и России, занимая в общей сложности 55.3% рынка, следом идут струйные принтеры с 30.4%, и матричные занимают долю в 12.5%, тогда как доля остальных технологий в денежном выражении не превысила 1.5%.

    Денис Борушевский / CNews.ru
  • Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS