Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Рынок проекционной техники

Рынок проекционной техники  
Содержание:

  • Основные проекционные технологии
  • Мировой рынок проекционной техники
  • Российский рынок проекционной техники

    Сегмент проекционной техники один из немногих на мировом рынке ИТ продолжает рост весьма заметными темпами. Темпы роста продаж проекционной техники в России еще более значительны: помимо корпоративных заказчиков активными потребителями здесь выступают государственные структуры и образовательные учреждения.

    Основные проекционные технологии

    Первые видео проекторы, предназначенные исключительно для воспроизведения видео сигналов, появились в 70-е годы прошлого века, и выполнялись на трех электронно-лучевых трубках (ЭЛТ), каждая из которых излучает свой цвет из трех основных цветов RGB. Они выполняются по технологии аналогичных монохромному телевизору. До сих пор продолжается их выпуск, так как они обладают некоторыми преимуществами даже над самыми современными технологиями. Основное — это высокая разрешающая способность, обеспечивающая очень хорошее качество изображения и поддержка любых разрешений безо всякого сжатия. Однако аппараты эти, по нынешним меркам, не слишком яркие, весят они десятки килограмм и стоят десятки тысяч долларов. В данном обзоре они не рассматриваются.

    Появление жидкокристаллических дисплеев и панелей привело к созданию принципиально другой конструкции видео-проекторов. В ранних моделях использовались многослойные ЖКД, выпускаемые фирмой Sharp, выполненные по тонкоплёночной технологии (TFT LCD-panels).

    Структурная схема TFT-технологии

    Структурная схема TFT-технологии
    1-проекционная лампа; 2-конденсорные линзы; 3-линзы Френеля; 4-TFT-дисплей; 5-объектив

    Более сложную конструкцию имеют появившиеся позднее проекторы, использующие выпускаемые фирмой Epson жидкокристаллические матрицы, выполненные на базе полисиликоновой технологии (PSI LCD-panels). В таких проекторах применены 3 панели, каждая из которых управляет одним базовым цветом.

    Полисиликоновая технология

    Полисиликоновая технология
    1-проекционная лампа; 2-отражательное зеркало; 3-дихроичное зеркало; 4,5,6-ЖК-панели; 7-объектив

    Полисиликоновая технология обеспечивает очень яркие, насыщенные краски, что особенно важно при проецировании видео изображений. Кроме того, полисиликоновые матрицы более устойчивы по отношению к длительному тепловому воздействию, чем обычные тонкопленочные. Именно по этим причинам в настоящее время они наиболее часто применяются в проекторах.

    Наконец, относительно недавно (в 1996 году) появилась еще одна технология DLP(Digital Light Processing), разработанная фирмой Texas Instruments. В ней применяются микроскопические алюминиевые зеркала, выполненные на матрице DMD (Digital Mirror Device). На ее поверхности размещается более 500 тыс. крошечных алюминиевых зеркал размером 16х16 мкм. Каждое микрозеркало, поворачивающееся на 10 градусов в ту или иную сторону, управляя лучом света и делая таким образом пиксел темным или светлым.

    Оно соответствует одной световой точке на экране, но если точки жидкокристаллической панели работают на пропускание света, то микрозеркала — на отражение. В более современных DLP проекторов для создания цветного изображения используется три матрицы, отвечающие каждая за свой цвет из палитры RGB. Качество изображения, получаемое по технологии DLP, более высокое, чем при LCD-технологии. Получается это за счет того, что относительные расстояния между микрозеркалами существенно меньше, чем между пикселями LCD.

    Одноматричный DLP™-проектор

    Одноматричный DLP™-проектор

    Источник: DLP

    Трехматричный DLP™-проектор

    Трехматричный DLP™-проектор

    Источник: DLP

    Разрешение проекторов соответствует основным видеорежимам компьютеров: устаревшему VGA (640×480 точек) и относительно устаревшему SVGA (800×600 точек). Также используются XGA (1024×768) и SXGA (1280×1024) разрешения, и, пока очень редкое, UXGA (1600×1200). При сохранении существующей тенденции замещения разрешений, пришествие UXGA можно ожидать через два-три года. Однако, любой проектор фактически имеет только одно разрешение — то, которое имеет матрица. Любое другое создается путем обработки сигнала в самом проекторе, или в ПК, что, чаще всего, приводит к ухудшению качества картинки.

    Также достаточно сильно распространены дефекты в оптическом создании изображения. Но их такое множество, что рассматривать их подробно не имеет смысла. Исправляются они как специальной настройкой оптики, так и программным образом путем установки в проекторы дополнительных обрабатывающих изображение процессоров.

    Еще одной из важнейших характеристик проектора является яркость, позволяющая работать в помещении с определенной освещенностью. Тут, конечно, чем ярче — тем лучше. Проекторы с небольшим световым потоком могут создавать приемлемое по яркости изображение лишь в специально затемненной комнате, тогда как самые яркие представители могут использоваться даже при обычном освещении. В документации проектора световой поток указывается в ANSI люменах (лм., lm) и вычисляется по освещенности белого прямоугольника в центре черного поля (по пику белого). Освещенность, измеряемая в люксах дает слишком мало информации о реальных возможностях проектора, если неизвестен размер изображения, при котором она была определена, чем и пользуются некоторые производители, указывая под названиями «яркость» или «световой поток» большое значение в люксах.

    Некоторые (как правило достаточно дорогие модели) проекторы имеют возможность объединения в блоки для повышения яркости изображения и демонстрации в более освещенных помещениях. Однако такая совместная работа требует очень точно настройки изображения и применяется нечасто для больших залов.

    Звук в проекторах, даже тех, которые называют мультимедийными, часто находится на положении забытого родственника. Обычно применяется один или два маломощных динамика, не имеющих возможности качественного воспроизведения музыки или эффектов, однако некоторые производители оснащают свои проекторы акустикой известных фирм (например JBL).

    Все проекторы снабжаются множеством входов, для возможности работы с самыми различными источниками видеосигнала, а также управляющими интерфейсами (RS 232).

    Существуют также слайд проекторы и графопроекторы (известные также под названиями «Кодоскоп» и «Оверхед-проектор»), но мы их не рассматриваем из-за малого отношения к современным информационным технологиям. Хотя одно время получили достаточно широкое распространение «оверхед»-проекторы с видеокамерой, передающей изображение на обычный проектор, но это, в основном, специализированные системы для демонстрации объемных объектов.

    Мировой рынок проекционной техники

    По данным исследовательской компании IDC, совокупный объем продаж на мировом рынке проекционной техники в 1999 году составлял $3,8 млрд., и 747 тыс. устройств. Больше всего в 1999г. покупали стационарные проекторы (Fixed Install) весом более 4,5 кг. В 2000 году объем рынка вырос до $4,7 млрд., и 977 тыс. штук. В этом же году произошло резкое увеличение доли мобильных устройств, весом менее 2,3 кг., тогда как доля стационарных проекторов сократилась. В 2001 году объем рынка проекторов уже составил $5,6 млрд. и 1,286 млн. штук. Не так давно прогнозируемый объем рынка в 2002 году составлял $6,5 млрд. и 1,72 млн. штук, однако недавно IDC снизила свой прогноз до 1,5 млн. штук. Также, в этом прогнозе подчеркивается значительное уменьшение относительной доли «тяжелых» проекторов, и резкое увеличение долей проекторов мобильных и среднего диапазона. Однако, в количественном выражении сегмент стационарных проекторов практически не претерпевает изменений за последние несколько лет, оставаясь достаточно стабильным, и теряя лишь в деньгах и относительной доле продаж.

    Продажи проекторов на мировом рынке, тыс. шт.

    Продажи проекторов на мировом рынке, тыс. шт.

    Источник: IDC

    Одной из интересных тенденций последнего времени стало явное снижение числа производителей проекционного оборудования. Мировой кризис и, в меньшей степени, стремление к укрупнению компаний, привели к тому, что сегодня число производителей находится на уровне 1996 года. Максимальным оно было в 1999 году, когда на рынке присутствовало около 44 компаний. Сегодня же производителей стало 38.

    Число производителей проекционной техники в мире

    Число производителей проекционной техники в мире

    Источник: CNews.ru

    Прогнозы развития мирового рынка проекторов традиционно радужные и похоже не учитывают возможного обострения экономической ситуации в США. В 2002 году США, как ожидается, сохранят лидирующие позиции как в количестве так и в денежном выражении в мировой табели о рангах. Однако, по прогнозам IDC, в 2003 году Западная Европа может выйти в лидеры, и сохранять первую позицию до 2005 года. Также в этот период должен испытать значительный рост и Азиатско-тихоокеанский регион.

    Согласно октябрьскому отчету IDC от 2002 года, за период с 2001 по 2006 года, отгрузки производителями проекторов по всему миру возрастут с 1,5 млн. штук в 2002 году до 3,5 млн. в 2006. Однако, по прогнозу компании, усиливающееся давление к снижению средней цены продажи проектора приведет к росту денежных поступлений поставщиков лишь на 3,9% в год (за рассматриваемый период). По мнению аналитиков IDC, продажи самых миниатюрных проекторов будут движущим фактором роста рынка. Однако цена на небольшие проекторы также достаточно быстро снижается, что приводит к относительно небольшому росту продаж в денежном выражении.

    Согласно прогнозу компании DTC, в 2002 году рыночные доли компаний на рынке проекционного оборудования в странах Центральной и Восточной Европы будут выглядеть следующим образом: InFocus — 17,7%, 3М — 10.2%, NEC — 9.8%, SONY — 9.7% Toshiba — 8.5% Sanyo — 6.5%, Canon — 3.2%. Другим производителям в совокупности будет принадлежать 34.4% рынка.

    Среди прогнозирующихся в период 2002–2006 год событий, ожидается представление различными производителями множества новых моделей, имеющих возможность беспроводной работы (такие проекторы уже появились, например Sharp PG-M25X или NEC MT1065). Также аналитиками IDC прогнозируется появление очень большого числа проекторов для домашних кинотеатров, реализующих все новые и новые технологии, а также значительное увеличение требований к яркости цифровых проекторов.

    В последнее время все большую конкуренцию проекционным технологиям стали составлять плазменные экраны. Большая яркость, все увеличивающийся размер экрана и гибкость в установке делают их привлекательными для установки в небольших конференц-залах и в домашних кинотеатрах. Снижение цены на плазменные панели также делает их все более привлекательными для рядового потребителя, однако, цена на большинство моделей все еще остается достаточно высокой, и прямой угрозы рынку проекционной техники они не представляют.

    В виде исключений выступают достаточно узкие секторы, например, проекты по созданию видеостен. Они используются в первую очередь там, где требуется отображение динамических информационных потоков на большом экране 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Это актуально для диспетчерских пунктов и ситуационных центров в таких сферах, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, технологически сложное производство и т. п. В настоящее время традиционной основой для построения видеостен является видеокуб, состоящий из высококачественного оптического просветного экрана и короткофокусного проектора, собранных в единую конструкцию. Из-за небольшого размера экрана, видеокубы обладают великолепной яркостью, обеспечивающей прекрасную видимость в освещенных помещениях.

    Российский рынок проекционной техники

    Российский рынок проекционной техники пока не слишком велик. По данным исследовательской компании DTC, в 2002 году его объем будет немного менее 10 тыс. штук. Однако рынок растет довольно быстрыми темпами — в 2001 году он составлял менее 8000 штук. По прогнозам этой же компании, потребление проекторов в России в 2004 году составит 14,5 тысяч штук.

    Рынок проекторов Центральной и Восточной Европы, включая Россию и страны СНГ, 2001

    Рынок проекторов Центральной и Восточной Европы, включая Россию и страны СНГ, 2001

    Источник: DTC

    Различные разрешения проекторов востребованы в России разными целевыми группами потребителей. Так, минимальное разрешение(SVGA) больше всего используется в образовании и в мобильных продажах (так называемых презентациях у клиента), в основном из-за своей невысокой стоимости в первой группе и небольших габаритов во второй. Также разрешение SVGA востребовано в бюджетных организациях и образовательных центрах. Мобильные консультанты, работающие также у клиентов, используют уже более дорогие и профессиональные проекторы XGA. В центрах управления, которые также являются заметными потребителями проекционной техники, используются уже более дорогие проекторы с более высоким разрешением SXGA.

    Сегмент Entry-level Мобильные Малые конф. залы Средние конф. залы Большие конф. залы
    2002 г. 43% 16% 15% 22% 4%
    2003 г. 42% 20% 8% 25% 5%

    В следующей таблице приведены прогнозы компании DTC, характеризующие соотношение сегментов рынка мультимедиа проекторов до 2004 года. Из приводимых цифр видно, что корпоративный рынок растет медленнее общего роста рынка и к 2003 году должен сдать позиции рынку институциональных продаж.

      2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
    Корпоративный рынок 65,50% 60,00% 54,60% 49,40%
    Рынок государственных компаний и некоммерческих учреждений 34,50% 40,00% 45,40% 50,60%

    Технологически, на настоящий момент на мировом рынке превалирует LCD технология. Однако, ее доля неуклонно снижается, и, по прогнозу DTC, к 2003 году, технология DLP завоюет 33% рынка мультимедиа проекторов в мире.

    Технология DLP LCD Другие
    2002 28% 72%
    2003 33% 66% 1%

    На российском рынке соотношение несколько отличается. Так, в 2002 году, по предварительным данным компании DTC, ситуация будет выглядеть следующим образом:

    Технологическая структура рынка России, прогноз на 2002 г.

    Технологическая структура рынка России, прогноз на 2002 г.

    Источник: DTC

    На нашем рынке DLP-технология пока не так заметна, как на мировом — ее продажи составляют не более 20%. Между тем, согласно прогнозам в 2003 году отечественный рынок столкнется с общемировой тенденцией — ростом доли DLP проекторов, вследствие которого их доля составит около 23,5%.

    Прогноз спроса проекционной техники в России на 2003г. по технологиям

    Прогноз спроса проекционной техники в России на 2003г. по технологиям

    Источник: DTC

    Также заметно снижение на российском рынке доли проекторов с разрешением SVGA. Если в 2002 году оно должно составить около 52% общих продаж проекторов, то в 2003 году его доля снизится до 44%.

    Прогноз соотношения продаж проекторов в России по типу адаптера

    Прогноз соотношения продаж проекторов в России по типу адаптера

    Источник: DTC

    В последнее время всеми участниками рынка отмечается устойчивый рост сегмента домашних кинотеатров. На основе проекционного оборудования можно построить хороший и, относительно, недорогой домашний кинотеатр, при сравнении с плазменными панелями или хорошими проекционными телевизорами, которые, впрочем, практически потеряли свой былой авторитет на фоне новых технологий. Некоторые компании, преимущественно торгующие музыкальной техникой класса High-end, предлагают своим клиентам не менее дорогие проекторы на основе ЭЛТ, которые сложны в настройке, требуют квалифицированного и постоянного ухода. Однако они выдают стабильно хорошее качество изображения, в том числе и движущегося, с чем пока существуют некоторые проблемы у многих проекторов выполненных как по LCD, так и по DLP технологиям.

    Согласно прогнозу компании DTC, распределение долей продаж проектов по потребительским рынкам в России выглядит следующим образом:

      2001 2002 2003 2004
    Офисные продажи 72,0% 71,0% 68,5% 63,5%
    Инсталляции-проекты 21,5% 20,5% 20,0% 18,5%
    Домашние установки 6,5% 8,5% 11,5% 18,0%

    Данная таблица наглядно показывает, насколько большую роль со временем начинает играть домашний рынок, в который идет все большее и большее число проекторов, тогда как проектный бизнес сохраняет свою долю рынка. Значительно уменьшаются лишь продажи проекторов без каких-либо инсталляционных работ. Очевидно также, что в такой ситуации начинает заметную роль в доходах компаний играть и доля сервисных услуг — как инсталляционных, так и последующего обслуживания.

    Денис Борушевский / CNews.ru
  • Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS