Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

IDC

Тимур Фарукшин: Через пять лет определение ИСУП будет значительно отличаться от принятого ныне

Тимур Фарукшин 
Интервью CNews.ru дал Тимур Фарукшин, аналитик IDC по рынку программного обеспечения.

CNews.ru: IDC уже не первый год занимается исследованием российского рынка интегрированных систем управления предприятием. Какие тенденции, на ваш взгляд, являются ключевыми?

Тимур Фарукшин: Действительно, первый отчет, посвященный российскому рынку систем управления предприятием, IDC выпустила в 1999 г. и с этого времени готовит их ежегодно. Говоря о тенденциях развития рынка ИСУП, следует отметить, что он очень тесно связан с экономикой страны, в частности, с ее реальным сектором. И многие изменения в экономике очень четко отражаются в ситуации на рынке систем управления. Скажем, еще три-четыре года назад, внедрением системы ИСУП на предприятии, зачастую считалась автоматизация бухгалтерского учета и, иногда, автоматизация управления материальными потоками. Сейчас многие производители систем ИСУП отмечают резкий рост продаж модулей управления производством. Помимо традиционных функций, заказчики систем управления все больше внимания уделяют внедрению таких расширенных возможностей, как CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) и SCM (управление цепочкой поставок). Можно сказать, что российский рынок систем управления предприятием вышел на новый качественный уровень развития.

CNews.ru: Можно ли говорить об отставании в информатизации отечественных предприятий от коллег из стран Восточной Европы? Если говорить о среднем уровне… Если да, то насколько существенно это отставание?

Тимур Фарукшин: Вопрос в том, в каких единицах оценивать уровень информатизации. По объему продаж лицензий российский рынок ИСУП, меньше рынков, например, Чехии или Польши, но больше, чем в Венгрии, Словении или Румынии. Если оценивать потенциал рынка, то в России, он огромен и далеко еще не исчерпан. Одна из главных причин — недостаток средств у потенциальных заказчиков. В то же время, соотношение компаний внедривших систему управления к общему числу компаний в стране во многих странах Восточной Европы выше, чем в России. В восточноевропейских странах таких, как Чехия и Польша, количество ИСУП масштаба среднего предприятия, естественно выше, чем в России не только потому, что процессы их внедрения начались раньше, но и потому, что структура экономики этих стран не ориентированна на крупные предприятия. Именно такие системы приносят основной доход поставщикам в этих странах. В России ситуация совершенно иная — здесь такие гиганты, как, например, Газпром, РАО ЕЭС, МПС, позволяют проводить проекты таких масштабов, которые в других странах и представить невозможно. Так что все относительно.

CNews.ru: Одной из важных, на наш взгляд, тенденций в России как раз и является стремление крупных вендоров перепозиционировать свои системы на средний и малый бизнес. Например, SAP летом 2002 года объявил о смещении акцентов в этом направлении. Говорит ли это о том, что рынок крупных заказчиков в России относительно насыщен и лучший потенциал роста спроса на информатизацию именно у средних и малых компаний?

Тимур Фарукшин: Естественно, первые годы работы на российском рынке производители систем ИСУП ориентировались в первую очередь на тех, кто мог реально оплатить внедрение системы стоимостью несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов. Это, в первую очередь, нефтегазовые компании, предприятия энергетического комплекса, то есть представители очень крупного бизнеса. Число таких компаний ограничено, поэтому нет ничего удивительного в том, что поставщики ориентируются уже и на менее крупных клиентов. А те, в свою очередь, приходят к пониманию необходимости использования современных систем управления. Мы в IDC считаем, что именно этот пользовательский сектор российского рынка ИСУП в ближайшие годы будет расти наибольшими темпами, хотя, для поставщиков доходы от продаж очень крупным заказчикам еще долго будут иметь ключевое значение.

CNews.ru: Каковы позиции отечественных поставщиков ИСУП? Смогут ли, на ваш взгляд, российские компании продолжать соперничество с крупными транснациональными вендорами?

Тимур Фарукшин: Что касается функциональных возможностей, то российским системам, которые начали разрабатывать менее 10 лет назад, бесспорно, трудно соперничать с продукцией транснациональных производителей, на создание которой было потрачено на порядок больше, времени, денег и людских ресурсов. Однако, для большинства российских пользователей очень важна цена продукта, и по этому параметру у местных разработок есть явные преимущества. Более того, есть сильные стороны у отечественных разработок и в части функциональности. Например, они быстрее, чем их иностранные конкуренты, реагируют на изменения правил бухгалтерского учета или управления персоналом. С учётом переориентации поставщиков ИСУП на заказчиков среднего звена, которым не всегда нужна мощная производственная функциональность системы, ценовые преимущества приобретают ключевое значение. Например, много частных компаний, созданных в начале 90-х г.г. по числу сотрудников перешли уже категорию среднего бизнеса, сохраняя управленческую структуру малого предприятия, где все решения принимает один человек. Осознавая необходимость реструктуризации и внедрения современных методов управления, они зачастую не в состоянии выделить достаточных средств на покупку ИСУП. Другой пример: во всем мире мебельные фабрики пользуются ИСУП, а у нас такие фабрики можно пересчитать по пальцам. И это на фоне постоянного роста продаж мебели в стране. А причина все та же: у местных производителей ней средств на покупку ИСУП. В этой ситуации их, возможно, устроила бы недорогая российская система. На мой взгляд, на таком большом рынке, как российский, найдется место всем. Будущее есть как у иностранных, так и у российских систем.

CNews.ru: В последнее время произошел существенный спад интереса к такому понятию как «электронный бизнес». Между тем, похоже, что на деле рынок активно продвигается в этом направлении? Как вы оцениваете роль интернет-технологий в развитии электронного корпоративного бизнеса? На наш взгляд, технологические препятствия преодолеваются достаточно стремительно.

Тимур Фарукшин: Действительно, как это часто бывает при появлении на рынке новой технологии, возникает «шумовая волна». Так было с электронным бизнесом, так сейчас происходит с CRM и SCM. Со временем разговоры стихают, и может создаться впечатление, что идея себя изжила. На самом же деле, начинается нормальная работа. Те, кому системы электронного бизнеса действительно нужны, внедряют их и успешно используют. В частности, ни для кого не секрет, что многие поставщики и дистрибуторы широко используют такие системы для работы с региональными партнерами. Ряд крупных корпораций и холдинговых компаний также использует технологии электронного бизнеса для организации бизнес процессов, как между своими предприятиями, так и в организации взаимоотношений с клиентами.

CNews.ru: Составляет ли IDC прогноз развития рынка ИСУП в России? Если да, то каких объемов достигнет этот рынок в ближайшие годы?

Тимур Фарукшин: В отчёте IDC о российском рынке ИСУП дан прогноз на последующие пять лет. К концу этого периода только объем продаж лицензий — без учета сопутствующих услуг по внедрению, консалтингу, обучению и т. д. — значительно превысит 100 млн. долл. При условии, что рынок останется неизменным. Однако, уже сейчас очевидно, что структура и само понятие ИСУП изменяются. На наших глазах идёт интеграция различных программ, системы усложняются и мы полагаем, что, через пять лет определение ИСУП будет значительно отличаться от принятого ныне.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS