Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Мак Центр

Дмитрий Хавжу: Пользователи КПК не вольны менять свои предпочтения — они покупают то, что предлагает им рынок

Дмитрий Хавжу 
Текущую ситуацию на рынке карманных компьютеров CNews.ru комментирует директор компании «МакЦентр» Дмитрий Хавжу.

CNews.ru: Насколько быстро приходят в Россию новые разработки и технологии в сфере КПК?

Дмитрий Хавжу: Появление любого нового устройства в России зависит, прежде всего, от заинтересованности компании-производителя в нашем рынке и того, насколько хорошо ее продукты уже здесь представлены.

Так, скажем, устройства мировых вендоров могут появляться у нас одновременно с началом их продаж в мире, но могут и задержаться по техническим причинам, если отгрузка была произведена не вовремя.

А вот устройства малоизвестных производителей имеют мало шансов на появление, поскольку их необходимо сертифицировать, что требует некоторого времени и затрат, которые окупаются лишь при определенных объемах продаж. Если устройство не имеет обоснованных рыночных перспектив в России, то оно вряд ли здесь появится в широкой продаже. И может быть доставлено только «серым» ввозом.

CNews.ru: Насколько своевременно происходит локализация новых продуктов для российского рынка?

Дмитрий Хавжу: Скорость локализации новых продуктов также в основном зависит от вендоров. Если компания-производитель предоставила тестовые образцы своих устройств задолго до начала официальных продаж, то локализация может быть готова еще до того, как сам продукт появится в рознице. В тоже время, если первые образцы нового КПК попадают в наш отдел разработок лишь с первой партией, то на создание полной русификации, в которую входит локализация интерфейса, встроенных программ и подготовка русскоязычной документации, может уйти от недели до месяца.

CNews.ru: Каковы для российского пользователя решающие факторы при выборе карманного компьютера: стоимость, престижность марки/модели или функциональные возможности?

Дмитрий Хавжу: Для разных категорий покупателей решающим является каждый из перечисленных факторов. Например, есть достаточно большая часть клиентов, не стесненных в средствах и приобретающих КПК исключительно в имиджевых целях. Эти клиенты ориентируются исключительно на престижность марки и ее дизайн. Те, кому надо выполнять определенные задачи на КПК, основное внимание уделяют наличию требуемых для их реализации функций и готовы отдать за них нужную сумму денег.

И, наконец, наименее обеспеченная часть пользователей или же те, кому КПК нужен для решения не очень большого ряда задач (например, чтение книг и ведение контактов), приобретают карманный компьютер, ориентируясь, прежде всего, на его стоимость.

CNews.ru: Изменились ли предпочтения российских пользователей КПК за последние годы?

Дмитрий Хавжу: Дело в том, что в данном случае пользователи не вольны менять свои предпочтения — они следуют за рынком и покупают то, что предлагает им рынок. А вот что именно предлагает рынок, зависит от общих тенденций в производстве и развитии КПК.

CNews.ru: Ну, а если говорить о тенденциях, то какие из низ, на ваш взгляд, являются ключевыми? Насколько динамика рынка карманных компьютеров в России следует мировым тенденциям?

Дмитрий Хавжу: Традиционно на рынке КПК присутствуют три основных ОС: PalmOS, WindowsCE и EPOC. В 2001 году они занимали сравнимые доли рынка (48%, 27%, 25% соответственно). Тенденции 2002 года следующие. Продажи PalmOS стабильны, но есть тенденция к уменьшению, вызванная ожиданием новых моделей. Новинки Zire и Tungsten — уже будут отгружаться в ближайшее время, так что продажи Palm восстановят рост. EPOC умер, сошел почти в ноль, а раньше давал до 1/4 продаж. Быстро растут продажи устройств под WindowsCE. В августе 2002 года уже более половины проданных устройств составляли WindowsCE. Этот показатель существенно выделяет Россию из остального мира, где PalmOS до сих пор имеет существенное преимущество. Возможно, в связи с выходом новых моделей с новой операционной системой Palm’у удастся вернуть утраченные позиции и в нашей стране.

Внутри платформ доли распределяются примерно так: PalmOS: ведущая роль за Palm — 71% устройств, очень высока активность Sony — до 27%, хотя все поставки Sony Clie до сих пор идут через европейских и американских дистрибуторов. Московский офис Sony до сих пор не желает поддерживать эти продукты. На Handspring и Handera приходится примерно по 1%, что практически не отражается на рынке.

Среди WindowsCE устройств бесспорные лидеры — iPaq и Cassiopeia BE-300. Новые вендоры Fujitsu-Siemens и Toshiba пока выступают вяло и реальной конкуренции iPaq и Cassiopeia BE-300 не составляют. IPaq прочно оккупировал нишу high-end устройств, BE-300 вне конкуренции в нише устройств около 200 долларов.

CNews.ru: Насколько широко на рынке КПК представлены российские разработчики ПО?

Дмитрий Хавжу: Российские разработчики ПО для КПК в основном работают над системами локализации и навигации для сопряжения КПК с GPS-приемником. Именно эти два направления наиболее хорошо освоены отделом разработок «МакЦентра».

Технически сложная задача русификации Nokia 9210 Communicator успешно решена разработчиками компании «МакЦентр» в рамках проекта «ЭльбРУС 9210» в 2001 году, в 2002 году этот русификатор был адаптирован для новой модели Nokia 9210i. Дальнейшее развитие проект получит при появлении перспективных устройств на платформе Symbian OS.

Русификация Palm OS 4.x решается несколькими российскими компаниями, предлагающими свои продукты в этой области. Последним наиболее значительным достижением стала полная локализация фирмой «ФизтехСофт» ультрамодного карманного компьютера Sony Clie NR-70.

За несколько последних лет специалистами компании «МакЦентр» было разработано целое семейство русификаторов для разных платформ, начиная с самых ранних версий Windows CE и EPOC. В настоящий момент в отделе разработок компании «МакЦентр» готовятся два локализационных проекта по платформе Windows CE: RussKey NET для Wincent 320 — создание ROM-ориентированной локализации для Windows CE.NET — и Pocket RussKey для Mitac MIO 528. В этом случае русификатор располагается в RAM, ROM не модифицируется.

Кроме программного обеспечения в отделе разработок компании «МакЦентр» также создано много разнообразных аксессуаров для карманных компьютеров: кабели для синхронизации, электропитания и подключения других устройств.

CNews.ru: Согласны ли вы с тезисом, что КПК, как и большинство других аппаратных средств, будут неизменно дешеветь? Или за счет расширения их функциональности поставщикам удастся поддерживать цену на сегодняшнем уровне?

Дмитрий Хавжу: По всей вероятности ситуация сложится такая же, как и на рынке мобильных телефонов и ноутбуков. Устройства будут поделены на классы и для каждого из них будут установлены свои ценовые границы. Устаревшие модели будут дешеветь, общее развитие устройств приведет к тому, что КПК в более низком классе станут обладать возможностями более дорогих устройств, но, скажем, годовалой давности.

CNews.ru: Будут ли КПК в будущем вытеснены смартфонами, или эти два типа устройств будут развиваться параллельно?

Дмитрий Хавжу: Когда-нибудь в будущем это, скорее всего, и будет одно устройство, но в ближайшее десятилетие этого еще, пожалуй, не произойдет.

CNews.ru: Какими вы видите перспективы развития российского рынка КПК, и какие факторы будут ключевыми во влиянии на этот рынок?

Дмитрий Хавжу: Продажа КПК — серьезный бизнес, уверенно набирающий обороты. Несмотря на обильные и часто цитируемые прогнозы сжатия компьютерного рынка, сектор карманных компьютеров отличается хорошей положительной динамикой. Мы прогнозируем уровень продаж в России на 2002 год — на уровне 40–50 тысяч устройств. Наша оценка 2001 года — 25–35 тыс. устройств. МакЦентр — устойчивый лидер рынка. По нашим оценкам, мы занимаем 20–25% рынка на этапе дистрибуции и 8–10% в рознице и корпоративных продажах КПК. Динамика наших продаж — уверенный рост, примерно 30% в год, другие фирмы, начавшие с меньших цифр, показывают еще более высокие темпы роста.

CNews.ru: Какие интересные новинки представлены сегодня на российском рынке КПК? Расскажите о нескольких наиболее любопытных, на ваш взгляд, моделях.

Дмитрий Хавжу: В этом году мы заключили дистрибуторское соглашение с двумя новыми в этом секторе рынка вендорами: MiTAC и DOT. MiTAC дебютировал с Pocket PC моделью Mio 528, а также по OEM контрактам производит очень похожую модель для фирм Packard Bell, NEC, Rover Computers. Так что скоро Mitac будет широко представлен в России в различных вариантах и под различными марками. Мы возлагаем большие надежды на эту тайваньскую фирму, поскольку ее линейка ноутбуков уже хорошо известна на нашем рынке и приобрела неплохую репутацию. Кроме того, модель Mio 528 удачно вписывается в наш ряд продуктов и дополняет его, заняв место между iPaq и BE-300 и не конкурируя прямо ни с одним, ни с другим.

Mio 528 поставляется в очень хорошей комплектации Deluxe, которая включает жакет Compact Flash, кабель синхронизации, защитный чехол, книгу «Windows на ладони. Pocket PC 2002». Рекомендованная розничная цена устройства — 485 долларов — делает его привлекательным и для покупателей и для реселлеров.

Нами также представлен первый КПК на ОС Windows CE.NET. Это Wincent 320 — русская версия корейского КПК DOT 320. Устройство наиболее интересно для корпоративных целей, но и для индивидуальных покупателей представляет определенный интерес.

CNews.ru: Не собираетесь ли вы каким-либо образом расширять/видоизменять ваш онлайновый проект — создать интернет-магазин КПК, к примеру? Или сайт по-прежнему будет носить информационно-рекламный характер?

Дмитрий Хавжу: Дело в том, что у компании МакЦентр уже давно есть свой интернет-магазин — www.palmstore.ru. Другое дело, что он никак не ассоциирован с нашим информационным порталом www.hpc.ru. В ближайшее время (речь идет о месяце-двух) планируется некоторое их объединение. Хотя бы на уровне появления в описании продуктов кнопки «Купить». В том, что кооперация двух проектов необходима, говорит хотя бы то, что www.hpc.ru один из наиболее посещаемых рунетовских ресурсов, посвященных карманным компьютерам. На сегодняшний момент он состоит из более чем 30 000 страниц, а общий объем доступной информации превышает 400 Мб. Каждый день на него приходит более 3200 уникальных посетителей, просматривающих более 20 000 страниц.

Активность магазина www.palmstore.ru на сегодняшний день невелика. Ежедневно его посещают порядка 500 человек, поступает более 20 звонков потенциальных клиентов и выполняется около 10 заказов.

CNews.ru: И все же, карманный компьютер это только имидж или действительно полезное устройство?

Дмитрий Хавжу: Конечно, полезное! Во-первых, на карманных компьютерах очень удобно работать с небольшими документами: редактировать текстовые файлы, вносить данные в электронные таблицы. Во-вторых, это прекрасный органайзер, позволяющий не только хранить тысячи контактов с множеством адресов, телефонов и даже фотографий, но и фиксировать все ваши дела в течение многих лет. При этом, заметьте, средний КПК значительно меньше по своим габаритам, чем средний бумажный органайзер. В-третьих, это удобный способ чтения книг. Цветные экраны с подсветкой позволяют читать при любых условиях и даже в темноте. В современном карманном компьютере может храниться целая библиотека. И даже самый тяжелый органайзер все равно легче большинства книг даже карманного формата и гораздо компактнее. И добывать книги на КПК гораздо легче. Можно, например, едучи в поезде, если вдруг забыли запастись книгами заблаговременно, подключиться к сети интернет, найти и скачать нужную книгу, сохранить ее и читать хоть всю ночь, не мешая соседям.

Интернет-возможности современных карманных компьютеров практически идентичны возможностям настольных систем — пользователь может выходить в интернет, получать-отправлять электронную почту (с аттачментами), общаться посредством систем мгновенных сообщений (ICQ и Messenger), администрировать удаленные сервера и так далее. При этом, если устройство не только полезно, но и красиво, то оно обязательно обретает имиджевые черты.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS