Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Российский рынок офшорного программирования

Российский рынок офшорного программирования 
На фоне кризиса западных ИТ-рынков индустрия ИКТ в России развивается довольно стремительно. Так, по данным IDC, рост ИКТ-рынка в развитых странах составил в 2000 году — 12%, в 2002- 1%, в России эти показатели заметно лучше — 25% и 40%, соответственно. Опыт российских разработчиков и внедренцев в вопросах решения внутренних проблем становится очень полезным для многих компаний, принявших решение о выходе на рынок офшорных услуг.

По оценкам Market-Visio/EDC, общий объем российского рынка офшорного программирования в 2001 году составил 154 млн. долл., В 2003 году ожидается увеличение данного показателя до 348 млн. долл.*

Объем рынка в 2001-2003 гг.

Объем рынка в 2001-2003 гг.

Крупные иностранные ИТ-компании начинают все более активно использовать в партнерских программах услуги российских разработчиков. Удачные примеры такого сотрудничества — центры разработки ПО Motorola и Siemens в Санкт-Петербурге, лаборатория ПО Intel в Нижнем Новгороде. Долгий опыт работы с российскими компаниями имеют такие известные производители как HP, IBM, Microsoft, Sun, Alcatel и Boeing. Инвестиции иностранных компаний в данном случае можно рассматривать как вклад в отечественные НИОКР, коммуникационную инфраструктуру и персонал. В работе с российским партнером иностранные заказчики в первую очередь обращают внимание на два момента — обучение персонала и грамотное управление проектами и процессами.

Согласно исследованию Gartner/Market-Visio, основными регионами, с которыми работают российские офшорные компании являются Западная Европа и США.

Структура зарубежных заказчиков, 2002

Структура зарубежных заказчиков, 2002

Если взглянуть на проблему поиска и выбора партнера в России иностранными компаниями, то чаще всего компания выбирается по следующим критериям:

  • надежность компании и история взаимоотношений с другими партнерами;
  • компетенция и специализация компании;
  • знания и опыт персонала, количество персонала и т.п.;
  • мотивация к сотрудничеству, набор партнерских предложений, подходящих той и другой стороне;
  • положение на рынке компании потенциального партнера;
  • затраты и стоимость услуг партнера;
  • возможность долгосрочных отношений;
  • коммуникативно-лингвистические возможности персонала;
  • ISO9000 / SEI CMM сертификация.

Многие компании отмечают, что традиционные барьеры для международной кооперации становятся все менее актуальными: юридические, таможенные, транспортные и складские барьеры успешно преодолеваются отечественным бизнесом. На первый план выходят лингвистические и культурологические проблемы. Все большую активность в международной кооперации проявляют российские средние и малые компании.

Величина компаний по регионам России

Величина компаний по регионам России

Структура рынка российских компаний офшорных услуг выглядит следующим образом:

  • 41.8% — коммерческие компании, работающие на открытом рынке
  • 30,4% — мелкие компании и группы программистов
  • 24,6% — центры разработки международных вендоров в России
  • 3,2% — другие

Услуги офшорных разработчиков ПО

Услуги офшорных разработчиков ПО

Большая часть компаний в 2001 году использовало модель бизнеса — разработка ПО на заказ (62%), 26% совмещало разработку ПО на заказ и продуктовую модель, 9% продвигало на рынок свой собственный продукт. В тоже время, к 2003 году 58% компаний отметили, что не планируют возможное изменение модели бизнеса, против 34%, которые точно планируют изменение модели.

Структура разработки ПО

Структура разработки ПО

Одно из отличительных особенностей России до сих пор — высокий уровень научной и профессиональной подготовки специалистов, пригодных для работы на высокотехнологичном рынке. Традиционно, говоря об образовании многие эксперты отмечают конкурентный уровень подготовки специалистов в области математики. Что в результате влечет уникальные знания и навыки российских программистов.

Занятость в секторе НИОКР (научные исследования и разработки)

Занятость в секторе НИОКР (научные исследования и разработки)

По данным Microsoft Research, за последние 7 лет 1,3 млн. российских технических специалистов получили образование, пригодное для работы на ИТ-рынке (в среднем 186 тыс. в год). Для сравнения в Индии количество специалистов схожего уровня ежегодно составляет 60 тыс., в Китае — 50 тыс. (данные Ассоциации NASSCOM). Однако только 70 тыс. российских специалистов реально работают в ИТ-компаниях России.

За последние три года на мировых чемпионатах по программированию представители российских вузов занимают призовые места. Среди победителей: государственные университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Саратова, Петрозаводска, Орла и других городов.

Различные географические рынки имеют разные преимущества

Индия Ирландия Россия Сингапур Израиль Китай
Стоимость рабочей силы A D A C D A
Культурологическая идентичность B A B B A B
Инфраструктура (включая налоги и законодательство) A A B A A C
Навыки и образование A B A+ B A B
Защита интеллектуальной собственности B A C A A D
Политическая стабильность C A B A D B
Зрелость бизнес-процессов A+ A B B A C
Итог +4 +3 +2 +2 -1 -3
PittiglioRabin Todd &McGrath (2002)

Среди стратегических преимуществ российской индустрии программного обеспечения специалисты отмечают следующее:

  • невысокая стоимость вхождения в российский рынок;
  • наличие профессиональных специалистов и высокий уровень образования;
  • научные знания;
  • преемственность проектов и знаний специалистов со времен Холодной войны;
  • креативность и инженерные инновации;
  • адаптированность к «гибкому» программированию и ведению проектов в меняющейся среде;
  • культурологическая близость к европейской культуре и общности мировоззрений;
  • наличие удачных примеров сотрудничества российских поставщиков и западных заказчиков;
  • растущая бизнес-культура российских компаний;
  • относительная политическая стабилизация и рост экономики России;
  • рост качества услуг разработки ПО.

Основные сдерживающие факторы развития офшорного бизнеса в России:

  • проблемы коммуникации;
  • неблагоприятный внутренний бизнес-климат;
  • недостаток квалифицированных менеджеров проектов;
  • экономический спад в развитых странах;
  • неблагоприятной восприятие России на международном рынке.

Российский ИТ-рынок, по мнению многих иностранных компаний, представляет почти свободную площадку для начала бизнеса. Однако успешные сценарии ведения ИТ-бизнеса в России основываются на грамотно настроенных процессах управления проектами в рамках компании, естественно, помимо продуктовых инноваций и качества продуктов.

Важно помнить, что российский рынок программного обеспечения в отличие от индийского, например, направлен большей частью на внутренний рынок: только малая часть разработок идет на экспорт. Нейтральное отношение государства к ИТ-рынку тоже приносит свои положительные плоды и порождает свободные эволюционные формы развития для офшорных компаний. Также фактор внутренней направленности ИТ-рынка позволяет надеяться на будущий ресурс для масштабирования опыта и знаний на офшорное направление.

Слабые стороны ведения бизнеса с российской стороной — тарифы и налоги, защита интеллектуальной собственности, чрезмерная зарегулированность телекоммуникационной индустрии. По оценкам Министерства связи, ежегодно мировые производители программного обеспечения теряют из-за деятельности «пиратов» в России около $30 млн.

Однако, в то время как телекоммуникационная инфраструктура в России остается слабым звеном, крупные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург, а также западные регионы страны) имеют телекоммуникационные структуры соответствующие европейским стандартам. Почти все офисные комплексы оборудованы широкополосным доступом в интернет (оптический канал, Ethernet и ADSL, как минимум). Перерывы в подаче электричества наблюдаются только в отношение клиентов — должников.

Комбинация таких факторов как политическая и экономическая стабилизация ситуации в России, дает российским ИТ-компаниям преимущества на мировом рынке ИТ-аутсорсинга. Причем экономический рост основывается на природных ресурсах страны, а также промышленной реконструкции.

Кроме того, учитывая традиционные связи некоторых компаний-разработчиков ПО с научными и образовательными центрами, российские компании часто подключаются к проектам в области научных и практических разработок (natural language processing, data mining, semantic networks, search engines, neuromapping). Такие взаимоотношения подчас рассматриваются как одно из конкурентных преимуществ российских компаний перед другими офшорными компаниями.

Другая главная проблема, касающаяся России, когда происходит выбор между странами — потенциальными партнерами западного заказчика, — нехватка знаний у западных партнеров о происходящих и произошедших изменениях в России и возможностях, которые предоставляет ИТ-рынок России.

Так, по мнению Валерия Шандалова, президента компании «Оптима», сотрудничество российского бизнеса с западными компаниями затруднено не столько по объективным причинам, сколько из-за наличия некоторых стереотипов. Эти стереотипы в первую очередь касаются методов ведения бизнеса наших компаний, и, хотя верны для российского рынка в целом, не относятся к крупнейшим ИТ-компаниям России.

Итак, стереотип первый: рынок информационных технологий во всех странах в настоящее время переживает спад. Это утверждение верно для всего мира в целом, однако неверно для России — по темпам роста ИТ-отрасли наша страна на порядок опережает западные страны. Эта динамика сохранится и в дальнейшем, что позволяет говорить о том, что наши компании являются надежными и успешными партнерами.

Следующий стереотип, касающийся российского бизнеса — высокая рискованность. Ответом на это утверждение могут служить следующие факты: Международная организация по борьбе с отмыванием денег (FATF) на осеннем пленарном заседании 2002 г. исключила Россию из «черного» списка стран, не борющихся с отмыванием грязных денег. Кроме того, уже на следующей сессии FATF, которая пройдет в феврале 2003 года Россия будет присутствовать в статусе наблюдателя. Для России исключение из «черного списка» означает признание России, как страны активно борющейся с преступными доходами. Помимо этого международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service изменило прогноз потолка рейтингов России в иностранной валюте со «стабильного» на «позитивный». Потолок рейтингов в настоящее время находится на уровне «Ba3».

Другим сложившемся стереотипом является представление о том, что из ИТ-специалистов у нас дешевле западных только программисты, а пользоваться услугами остальных работников нерентабельно, поскольку разница в себестоимости услуг работника нивелируется за счет больших накладных расходов. Опять-таки это неверно. Даже с учетом накладных расходов стоимость услуг нашей компании по созданию информационных систем в среднем на 35% ниже, чем иностранных. Именно это во многом помогло компании «Оптима» выиграть ряд тендеров на выбор системного интегратора за пределами нашей страны. Так, например, во Вьетнаме компания смогла обойти по цене японского конкурента (у японцев накладные расходы были выше).

Другим расхожим мнением является представление о российском менеджменте как о сумбурной, ненадежной манере управления, не позволяющей укладываться в жесткие сроки и предоставлять качественные услуги. «Сейчас это уже не так, — говорит Валерий Шандалов. — Во многих серьезных российских ИТ-компаниях, действует система качества, соответствующая стандарту ISO 9001, при управлении проектами мы следуем стандартам Project Management Institute, процессы разработки ПО в „Оптиме“ соответствуют требованиям стандарта SEI CMM. Оргструктура „Оптимы“ уже давно соответствует эффективной западной модели менеджмента».

Сертификация российских компаний

Сертификация российских компаний

Следует также отметить, что в последний год ускорилась тенденция к консолидации отрасли офшорного программного обеспечения. Так, ассоциация РУССОФТ в октябре 2002 г. подписала соглашение о намерениях с германской ассоциацией ИКТ-компаний BITKOM. На данный момент РУССОФТ объединяет более 50 ИТ-компаний России и Белоруссии, в общей сложности численность персонала всех компаний составляет более 5 тыс. специалистов (из 30 тыс. специалистов отрасли создания ПО в России). Имея опыт работы с компаниями США, Канады, стран Ближнего Востока и всей Европы, РУССОФТ на данный момент один из самых удачных «проектов» консолидации аутсорсингового направления из России.

Среди задач, которые ставит перед собой ассоциация:

  • продвижение российского экспорта ПО на мировой ИТ-рынок;
  • привлечение инвестиций;
  • внедрение на российской «почве» мирового опыта ведения проектов, управления качеством;
  • объединение усилий основных российских экспортеров ПО для создания партнерских отношений с западными заказчиками и создания «командных проектных групп» для реализации тех или иных проектов, в том числе инициация создания центров разработки;
  • участие в формировании законодательных инициатив на государственном уровне (юридические условия ведения бизнеса, образовательная среда, создание и модернизация инфраструктуры).

Основные выводы по рынку услуг ИТ-аутсорсинга, который делают эксперты Gartner/Market-Visio:

  • объем рынка аустсорсинга растет;
  • увеличивается число сертифицированных компаний;
  • наблюдается тенденция укрупнения самих компаний;
  • компании все больше специализируются на ключевых компетенциях;
  • растет качество услуг разработки ПО;
  • растет зарплата разработчиков ПО.
Эдуард Эркола / CNews.ru


Подготовлено по материалам Первого Российско-Германского Симпозиума по сотрудничеству в сфере Информационно-Коммуникационных Технологий (22–23 октября, 2002, Москва, организаторы ассоциации BITKOM и НВК2000), конференции «Информационные технологии в управлении предприятием» (31 октября — 3 ноября, 2002, Турция, организатор «Оптима»), Круглый стол «Индустрия ПО в России» в рамках выставки «Инфоком-2002» ( Москва 24 октября 2002).


* Представленные показатели не включают в себя объемы бизнеса центров разработок ПО международных вендоров (такие как Motorola, Intel, Sun и др.).

Рынок офшорного программирования России: Software Outsourcing Summit 2002

Налоговых льгот для IT сектора в ближайшее время ожидать не следует

Рынок ПО: Будущее — за аутсорсингом?

«РУССОФТ»: российскому ПО нужен правильный маркетинг

Рынок ПО: Российский рынок офшорного программирования (исследование Market-Visio/ЕDС)

офшорное программирование в России: есть проблемы, но их можно решить!

Российское программирование: офшор и оффбизнес?

Российское программирование: офшор и оффбизнес? Часть 1

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS