Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Рынок настольных ПК: технологичный «ширпотреб»

Мировой объем поставок ПК в 2003 году составил 168,8 млн. единиц, а объем продаж — $118,6 млрд. Несмотря на некоторое снижение темпов роста продаж ПК в третьем квартале 2004 года, аналитики заключают, что ситуация на рынке остается благоприятной. По прогнозам, мировой рынок ПК в 2004 году вырастет до 191,4 млн. единиц — на 13,4%, а по объему продаж достигнет $132,8 млрд., увеличившись на 12%.

По данным отчета Gartner Group, в третьем квартале текущего года продано меньше ПК, чем предполагалось: общий рост рынка составил 9,7%. При этом снижение поставок отмечено в США; рост продаж в данном регионе составил только 5% в сравнении с прогнозируемым увеличиться на 8%. В США было продано 16,2 млн. компьютеров (в данном показателе учтены настольные ПК, ноутбуки и серверы X86–32). В Латинской Америке поставки в третьем квартале выросли на 29%, в Индии — на 30%, в континентальной части Китая — на 11%.

Сегменты

3 кв. 2004 г., шт.

Доля рынка

3 кв. 2003 г., шт.

Доля рынка

Годовой рост

Корпоративный

8963500

68,7%

7351810

68,2%

21,9%

Потребительский

4084020

31,3%

3433340

31,8%

19,0%

Всего:

13047520

100%

10785150

100%

21,0%

В том числе настольные ПК

8513910

65,3%

7221270

67,0%

17,9%

В четвертом квартале 2004 года, по прогнозам аналитиков, произойдет увеличение продаж, обусловленное спросом на ПК со стороны учебных заведений и модернизацией информационно-вычислительных систем корпораций.

 

Поставки в 3 квартале 2004 года (тыс.шт.)

Рыночная доля за квартал

Поставки в 3 квартале 2003 года (тыс.шт.)

Рыночная доля за квартал

Годовой рост

Dell

7862

16.8%

6505

15.2%

20.9%

HP

7045

15%

6435

15%

9.5%

IBM

2614

5.6%

2242

5.2%

16.6%

Fujitsu Siemens

1700

3.6%

1552

3.6%

9.6%

Toshiba

1579

3.4%

1342

3.1%

17.6%

Другие

26119

55.7%

24690

57.7%

5.8%

Итого

46919

100%

42767

100%

9.7%

Источник: Gartner Group

Однако, сравнивая объемы продаж в третьем квартале 2004 года с аналогичным периодом 2003 года, отмечается рост темпов продаж компьютеров. Особенно сильно это тенденция проявилась в Европе и Азии. Смещение покупательских предпочтений от более дорогих мобильных ПК к более дешевым настольным приводит к снижению среднепродажных цен и уменьшению темпов роста доходов. В свою очередь, снижение показателя доходов вызвано уменьшением объема поставок ноутбуков и соответствующим ростом продаж настольных компьютеров.

По данным IDC, в третьем квартале в мире было продано 44,2 млн. компьютеров, а аналитики Gartner приводят цифру в 46,9 млн. ПК. Рост по сравнению с третьим кварталом 2003 года, по информации IDC, составляет 12%, а по данным Gartner — 9,6%.

Доли основных производителей на мировом рынке ПК в 3-м кв. 2004 г.

Доли основных производителей на мировом рынке ПК в 3-м кв. 2004 г.

Источники: IDC и Gartner Group

Среди производителей компьютеров лидером на мировом рынке по итогам третьего квартала стала компания Dell с долей 18,2%. На втором месте идет HP с 16,2% мирового рынка, замыкает тройку лидеров IBM с рыночной долей в 6%. В пятерку лидеров также попали Fujitsu вместе с Fujitsu Siemens Computers, чья общая доля на мировом рынке составляет 3,9%, и Toshiba с 3,6% рынка.

Показатели пяти мировых вендоров ПК по объемам поставок за 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)

Место на рынке, 2004 г.

Вендор

Объем поставок, 3 кв. 2004 г.

Доля рынка

Объем поставок, 3 кв. 2003 г.

Доля рынка

Рост 2004/2003 гг.

1

Dell

8051

18,2%

6670

16,9%

20,7%

2

HP

7151

16,2%

6555

16,6%

9,1%

3

IBM

2646

6%

2272

5,8%

16,4%

4

Fujitsu/Fujitsu Siemens Computers

1729

3,9%

1563

4%

10,7%

5

Toshiba

1609

3,6%

1381

3,5%

16,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие

23010

52,1%

21052

53,3%

9,3%

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вендоры

44197

100%

39492

100%

11,9%

Источник: IDC

Доля, принадлежащая Dell, выросла в третьем квартале этого года более чем на 20% по с уровнем аналогичного периода 2003 года, а сегмент ноутбуков — на 30%. IBM удалось увеличить свою долю рынка как в США, так и за границей, где самые высокие показатели были получены в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а рост в сегменте ноутбуков составил 46%. Для Toshiba третий квартал был также удачным — компании опять удалось попасть в пятерку ведущих мировых вендоров, как в США, так и в мире. Рост Hewlett-Packard совпал со среднерыночным показателем, что позволило данному вендору укрепить заниманию нишу по сравнению с третьим кварталом прошлого года. На розничном рынке США Hewlett-Packard столкнулся с ужесточением конкуренции — другие производители более агрессивно пытаются расширить занимаемые доли.

Показатели пяти вендоров ПК по объемам поставок в США, 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)

Место на рынке, 2004 г.

Вендор

Объем поставок, 3 кв. 2004 г.

Доля рынка

Объем поставок, 3 кв. 2003 г.

Доля рынка

Рост 2004/2003 гг.

1

Dell

4919

30,4%

4297

27,9%

14,5%

2

HP

3090

19,1%

3042

19,7%

1,6%

3

Gateway

832

5,1%

941

6,1%

-11,6%

4

IBM

797

4,9%

706

4,6%

13%

5

Toshiba

561

3,5%

468

3%

19,9

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие

6006

37,1%

5976

38,7%

0,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вендоры

16205

100,0%

15430

100%

5%

Источник: Gartner

В регионе EMEA наблюдается устойчивый рост, объем поставок ПК здесь вырос на 12,6% по сравнению с третьим кварталом прошлого года и достиг 16,2 млн. единиц. Доли рынка здесь распределены следующим образом: лидер здесь — HP с 17,8% рынка, далее идет Dell (11,7%), третье и четвертое места занимают Acer и Fujitsu Siemens Computers, а IBM с 5,3% рынка — на пятом месте. По мнению специалистов IDC, фактором, способствующим росту рынка стал сильный евро.

Hewlett-Packard удалось увеличить свою долю рынка в регионе EMEA, однако показатели компании в этом квартале были ниже, чем у наиболее сильных конкурентов. Dell и Fujitsu Siemens Computers росли быстрее рынка, подчеркивают в Gartner. Выросла и доля рынка, занимаемая пятеркой ведущих вендоров ПК в регионе. Рост Acer в регионе EMEA, по данным IDC, достиг более чем 50%. Компания достигла неплохих результатов и в других регионах, кроме США, где ее и так небольшая доля продолжает уменьшаться.

Показатели пяти вендоров ПК по объемам поставок в EMEA, 3-й кв. 2004 г. (тыс. единиц)

Место на рынке, 2004 г.

Вендор

Объем поставок, 3 кв. 2004 г.

Доля рынка

Объем поставок, 3 кв. 2003 г.

Доля рынка

Рост 2004/2003 гг.

1

Hewlett-Packard

2374

16,6%

2051

16,1%

>15,8%

2

Dell

1542

10,8%

1128

8,9%

36,7%

3

Acer

1034

7,2%

657

5,2%

-57,5%

4

Fujitsu Siemens

983

6,9%

822

6,5%

19,7%

5

IBM

711

5%

607

4,8%

17,2

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие

7681

53,6%

7460

58,6%

2,9%

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вендоры

14326

100,0%

12725

100%

12,6%

Источник: Gartner

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, по данным Gartner, наивысшую динамику поставок ПК продемонстрировали Индия и Австралия — соответственно на 30% и 19%. Объем поставок ПК в Китае вырос на 11%. В Латинской Америке, по оценкам Gartner, поставки ПК выросли в третьем квартале на 29%. Столь высокий рост продаж объясняется заменой существующего парка ПК, уменьшением маржи продавцов, гибкими программами продвижения ПК со стороны вендоров, распространением широкополосного доступа и более сбалансированного соотношения стоимости компьютера и его возможностей.

Прогнозы на 2005 год

Хорошие показатели третьего квартала этого года и продолжающаяся активность корпоративного сектора позволяют рассчитывать на более высокие темпы роста компьютерного рынка в 2005 году. Темпы роста поставок ПК в корпоративном секторе достигли 15,9%. Это лишь на 1% меньше пикового показателя за последние 4,5 года — 16,9%, полученных в первой половине 2004 года, и выше результата третьего квартала 2003 года — 13,5%.

Тем не менее, в 2005 году рост корпоративного рынка ПК, как ожидается, замедлится по мере удовлетворения спроса, однако все равно останется на достаточно высоком уровне — 11,3% по сравнению с темпами роста потребительского рынка, оцениваемыми лишь в 8%. Как ожидается, совокупный объем поставок ПК достигнет в 2005 г. 195,1 млн. единиц при росте в 10,1%, а в денежном выражении рост составит 3,9%, а объем продаж — $201 млрд. Несмотря на относительно слабый потребительский рынок, корпоративный сектор и спрос на мобильные ПК по-прежнему будут способствовать росту рынка".

Прогнозы IDC по регионам мира на 2005 год:

США: продолжающийся рост корпоративного сектора, вступившего в цикл замены ПК, будет выступать основным двигателем американского рынка. Рост корпоративного сектора в следующем году составит, как ожидается, 11,4%. В то же время, темпы роста потребительского рынка оцениваются не очень высоко — в 5,1%.

Западная Европа: рост рынка ПК в этом регионе существенно замедлится — с более чем 17% в 2004 г. до менее чем 10% в 2005 г. Это вызвано пиком роста корпоративного сектора, особенно крупного бизнеса, несмотря на высокие темпы роста потребительского и государственного секторов. Как ожидается, снизится рост рынков настольных и мобильных ПК, учитывая установившиеся агрессивные цены и сложность сравнения в годовом исчислении.

Япония: в 2005 году потребительский рынок этой страны вернется, наконец, к росту. Тем не менее, замедление темпов роста корпоративного рынка и уже высокий уровень распространения мобильных ПК способствует снижению показателей рынка в целом.

Азиатско-тихоокеанский регион: рынок ПК здесь по-прежнему будет демонстрировать двузначные показатели роста и расти быстрее, чем другие, более устоявшиеся рынки. Однако заинтересованность в росте прибыли и тенденции замедления роста в Китае, а также низкий спрос в Корее, в целом ограничат рост рынка ПК в этом регионе. Тем не менее, данный регион будет расти быстрее других в долгосрочной перспективе.

Объем поставок ПК в США и во всем мире, рост в 2001–2005 гг.

Регион

2001

2002

2003

2004*

2005*

Объем поставок в США (млн. шт.)

Потребительский сектор

15,5

17,1

21,4

21,6

22,5

Корпоративный сектор

30,5

30,5

36,6

36,4

40,8

Всего

46,1

47,6

58

58

63,3

Объем поставок во всем мире (млн. шт.)

Потребительский сектор

48,3

49,8

56,6

63,5

68,6

Корпоративный сектор

87,4

88,5

98,1

113,3

126,3

Всего

135,6

138,2

154,7

177,2

195,1

Рост поставок в США (%)

Потребительский сектор

 

9,8%

17,3%

6,9%

5,1%

Корпоративный сектор

 

-0,1%

7,2%

12%

11,4%

Всего

 

3,2%

10,8%

10,1%

9,1%

Рост поставок во всем мире (%)

Потребительский сектор

 

3,4%

13,3%

11,8%

8,7%

Корпоративный сектор

 

1,2%

11%

15,9%

11,3%

Всего

 

1,9%

11,9%

14,5%

10,1%

* Прогнозные оценки

Источник: IDC, 8 декабря 2004 г.

Ситуация на российском рынке

В третьем квартале 2004 года доля отечественных ПК, с учетом региональных российских брендов, в российской рознице составляет 55%.

Одним из наиболее динамичных сегментов отечественного ИТ-рынка становится рынок персональных компьютеров для домашних пользователей. По оценке департамента консалтинга РБК, средний рост данного сегмента составляет около 25–30% в год. При этом необходимо отметить, что наибольшей скоростью роста отличается рынок ноутбуков и КПК, растущий более чем на 100% в год.

Причинами роста retail-сегмента стали: стабилизация экономической ситуации в стране, рост доходов населения, рост ИТ-отрасли и повсеместное, в том числе и в быту, применение современной компьютерной техники. Сегодня мы являемся свидетелями качественных перемен на рынке. Компьютеры становятся видом повседневной бытовой техники и электроники, что обеспечивает рост потребления ПК именно в частном секторе, в домашнем использовании.

Рынок домашних ПК начинает работать по законам retail-рынка бытовой техники и электроники, когда компьютер становится дополнительным электронным устройством в доме, зачастую выполняя также роль музыкального центра или DVD-проигрывателя. Такое новое отношение к ПК как к бытовому устройству меняет и место, и способ покупки, становясь аналогичным покупке бытовой техники. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом роста в сегменте ПК, что будет обеспечено дальнейшим ростом экономики и благосостояния населения. В свою очередь, это обеспечит дальнейший активный рост рынка ПК в корпоративном и частном сегментах.

В этих условиях наиболее успешным, наиболее востребованным на рынке становится продукт, специально разработанный для домашнего пользователя. Характеристики такого продукта: привлекательный дизайн, простота установки и настройки, надежность, комплектация базовым ПО, антивирусная защита, наличие разветвленной сети сервисной и гарантийной поддержки, наличие горячей линии, подробное и доступное руководство пользователя. Эти и ряд других характеристик, направленных на конечного пользователя, помогают даже неопытному пользователю быстро адаптироваться к новому устройству и в дальнейшем на высоком уровне пользоваться ПК. Именно такие продукты, выпускаемые ведущими отечественными брендами национального масштаба, будут доминировать на полках магазинов. По оценке департамента консалтинга РБК, доля brand-name ПК (как западных — HP, Dell, IBM, Acer и т.п., так и российских — Aquarius, Depo Computers, Formoza, R&К, Kraftway, K-Systems и т.п.) в российской рознице к концу 2004 г. достигнет 35–40%

Что касается объемов продаж, то, по оценкам департамента консалтинга РБК, в третьем квартале 2004 г. продажи персональных компьютеров составили около 1100 тыс. штук, что в денежном выражении составило $495 млн. Из них сегмент ПК для домашних пользователей — 293 тыс. шт. ($132 млн. в денежном выражении), а 44% квартальных продаж составили компьютеры, реализованные в сентябре (128900 штук, или $58 млн.). Основными сегментами retail-рынка по каналам продаж являются компьютерные рынки (55%), торговые сети бытовой техники (13%) и специализированные компьютерные сети (32%).

Структура объемов продаж ПК по каналам

Структура объемов продаж ПК по каналам

Источник: департамент консалтинга РБК

За последние годы рост реализации ПК brand-name привел к существенному сокращению объема продаж компьютеров на компьютерных рынках, через которые проходит основная доля (95%) компьютеров «no-name». Такие тенденции будут сохраняться и в ближайшие годы за счет увеличения продаж ПК, выпускаемых ведущими национальными производителями. По оценкам департамента консалтинга РБК, на долю ПК, выпускаемых российскими компаниями-производителями национального уровня, приходится 25% рынка, на долю brand-name ПК западных производителей — 6%. Остальные 69% компьютеров на retail-рынке приходятся на продукцию локальных сборщиков (региональные российские бренды) — 39% — и no-name ПК — 30%.

Состояние retail-рынка в 3-м квартале 2004 года

Состояние retail-рынка в 3-м квартале 2004 года

Источник: департамент консалтинга РБК

На Москву и московский регион приходится около 30% продаж домашних компьютеров. Прежде всего, это связано с высоким экономическим положением региона и уровнем доходов населения, а также с развитой сферой телекоммуникационных и ИТ-услуг, например, для доступа в интернет. Высокие темпы социально-экономического развития Поволжья и Урала позволили стимулировать retail-рынок в этих регионах. По оценкам аналитиков, на Уральский и Поволжский федеральные округа в сумме приходится также 30% всех продаж ПК на retail-рынке в России. В остальных округах, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, результаты пока существенно более скромные. Тем не менее, поводы для оптимизма у отечественного производителя есть.


По данным IDC рост российского рынка ПК в первом квартале 2004 г. оставался стабильно высоким — по сравнению с тем же периодом прошлого года, рынок ПК увеличился на 32,2%, и его общий объем составил 1,009 млн. шт. Доля сегмента портативных ПК достигла 12,7% против 5,2% за аналогичный период 2003 г.

Во втором квартале 2004 г. российский рынок ПК в целом вырос на 22,5%. Хотя показатели этого квартала несколько меньше предыдущего, эксперты отмечали стабильно высокий рост рынка персональных компьютеров в России. Традиционно, наиболее значительная часть поставок — около 88% — приходится на долю настольных компьютеров, мобильные ПК составили чуть больше 10%. Однако доля сегмента настольных компьютеров выросла всего на 15% за этот период.

Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за третий квартал оценивается в 1,090 млн. шт. Порядка 79,8% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, более 13% — на ноутбуки, 5,2% — на карманные компьютеры (КПК).

По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 8,5%. На рынке ноутбуков было продано на 93,4% больше, чем в третьем квартале 2003. Объем продаж КПК по сравнению с третим кварталом прошлого года вырос на 214%.Общее увеличение рынка персональных компьютеров в России объясняется тем, что все больше отечественных и международных компаний начали предлагать недорогие портативные ПК по цене менее 1000 долл. и этот факт весьма позитивно встречен чувствительным к ценам российским рынком. Другая причина роста — продолжающееся укрепление российской экономики.

Крупные российские производители ПК смогли воспользоваться устойчивым спросом в государственном, корпоративном и банковском секторах и существенно увеличили свои продажи по сравнению с прошлого года.

Компания K-Systems стала лидером российского рынка ПК в первом квартале 2004 г. Компания провела поставки настольных компьютеров в нескольких крупных проектах, включая заказы Министерства образования, Национального Фонда подготовки кадров, МВД, а также Газпрома. Kraftway, один из лидеров российского рынка серверов на платформе x86, провел крупные поставки серверов для Министерства по налогам и сборам.

По данным IDC в первом квартале 2004 г. в первую пятёрку поставщиков ПК на российский рынок вошли: K-Systems, Hewlett-Packard, Kraftway, Depo Computers, «Аквариус». О весьма значительном росте поставок в первом квартале 2004 г. сообщили наиболее активные игроки, а поставки портативных ПК таких крупных компаний, как Dell, Acer и HP выросли, по сравнению с перовым кварталом 2003 г., в разы. В секторе портативных ПК по прежнему лидировала Rover Computers, следующей была Toshiba, а третью позицию заняла Dell Computer.

Во втором квартале 2004 г. большинство международных и российских поставщиков ноутбуков объявили о более чем 100%-ном увеличении объёмов продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако по сравнению с предыдущим кварталом 2004 г., рост других секторов рынка оказался отрицательным.

На снижении показателей второго квартала отразилось сезонное снижение спроса в потребительском сегменте, а также естественное замедление роста рынка, который просто не может расти постоянно одинаково высокими темпами ( в первом квартале 2004 г. рынок вырос более чем три раза, по сравнению с тем же кварталом прошлого года). Соответственно по мере относительного насыщения рынка темп роста постепенно снижается.

По данным IDC в первую пятёрку поставщиков ПК (в шт.) вошли только российские компании: K-Systems, Kraftway, DEPO Computers, «Аквариус» и «Формоза». В то же время, по показателям объёмов второго квартала 2004 г. группа лидеров выглядела так: Hewlett-Packard, DEPO Computers, K-Systems, Rover Computers и Kraftway.

Лидерами продаж ПК по итогам третьего квартала 2004 г. стали компании: Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, их суммарная доля составила 18,7% продаж настольных компьютеров. В сегменте ноутбуков лидируют Asustek, iRU (НКА-Групп), Rover Computers, Samsung, Toshiba, на долю которых приходится 56,4% всех продаж. В сегменте карманным компьютеров в лидирующую группу входят компании: Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, еще выше — 85,5% продаж КПК в натуральном выражении.

По мнению аналитиков, вероятность того, что темпы роста российского рынка в 2005 году замедлятся и не превысят 40%, достаточно велика. Основным сдерживающим фактором останется все еще низкий уровень доходов основной массы населения — в России потребительский сегмент по-прежнему ограничен.

Ольга Кузнецова/ CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS