Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Рынок КПК. 2004: год смартфонов

Главная тенденция 2004 г. на рынке персональных мобильных вычислительных устройств — бурный рост сектора коммуникаторов и смартфонов. Исследования показывают значимый рост продаж, в том числе в корпоративном сегменте, в конце года состоялся рывок в развитии сектора смартфонов и коммуникаторов.

Динамика в целом подчинялась обычным для этого рынка закономерностям — относительный застой в первом полугодии и резкий рост во втором, с отчетливым пиком в конце года. В то же время на фоне бурного развития сегмента смартфонов сезонные колебания в 2004 г. значимого влияния не оказали.

Квартальная динамика рынка КПК в абсолютном выражении (шт.)

Квартальная динамика рынка КПК в абсолютном выражении (шт.)

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Следует отметить, что в целом по итогам года влияние сегмента Symbian оказалось несколько меньшим, чем предполагалось. Это обусловлено относительно небольшой активностью производителей смартфонов в течение первого полугодия 2004 г. Вследствие возникновения внутренней конкуренции между товарными группами КПК и смартфонов по итогам года рынок не преодолел психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц. Согласно оценкам SmartMarketing, в целом объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов в количественном выражении за 2004 г. на российском рынке составил 179,3 тыс. штук, по сравнению с 116,8 тыс. в 2003 г.

Состав рынка персональных мобильных вычислительных устройств в 2004 г. (шт.)

Состав рынка персональных мобильных вычислительных устройств в 2004 г. (шт.)

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях платформ. Рыночная доля Windows Mobile снизилась до 31% (с 40% по итогам 2003 г.), доля Palm OS снизилась до 31% (с 52% в 2003 г.), Symbian — выросла до 37% (с 6% за 2003 г.). Доля КПК на основе других платформ составила до 0,5% (с 2% в 2003 г.). Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах, с ярко выраженным пиком в секторе смартфонов платформы Symbian OS*.

Доли программных платформ на рынке КПК, коммуникаторов и смартфонов России, 2004 г.

Доли программных платформ на рынке КПК, коммуникаторов и смартфонов России, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Согласно оценкам SmartMarketing, по итогам 2004 г. средняя цена единицы оборудования составила $370. Наибольший объем продаж пришелся на устройства ценовой ниши $250–320, что несколько выше, чем можно было бы ожидать, исходя из тенденций 2003 г., и что обусловлено, прежде всего, незначительной активностью вендоров в разработке и производстве низкобюджетных моделей.

Изменение структуры рынка мобильных персональных вычислительных устройств также связано с изменением прибыльности сектора. В зависимости от платформы и марки, средняя маржа на рынке мобильных персональных вычислительных устройств составила 17% (по сравнению с 28% в 2003 г.).

Платформа Windows Mobile

По итогам года доля рынка устройств на базе Windows Mobile испытала негативный тренд, приведший к ее относительному снижению с 40% в 2003 г. до 31% в 2004 г. Относительное снижение квартальной динамики (35,2% в первом квартале 2004 г, 41,4%, — во втором, 27,0% — в третьем и 27,5% — в четвертом) вызвано фактором роста рыночной доли Symbian. Однако квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной.

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов на платформе Windows Mobile

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов на платформе Windows Mobile

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

В сегменте Windows Mobile доминирующей тенденцией стал рост сектора моделей среднего ценового уровня. Снижение темпов развития модельного ряда КПК, основанных на платформе Palm OS, сокращение числа вендоров в данном сегменте, вывод на российский рынок ряда недорогих моделей, основанных на ОС Windows Mobile, позволило ей существенно потеснить Palm OS. В то же время средняя цена КПК с Windows Mobile все еще остается более высокой по сравнению со средней ценой Palm OS-КПК, что сдерживает продвижение этой платформы в нижние ценовые сегменты (менее $230).

Позиции поставщиков на рынке КПК коммуникаторов и смартфонов с ОС Windows Mobile, 2004 г.

Позиции поставщиков на рынке КПК коммуникаторов и смартфонов с ОС Windows Mobile, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

В течение 2004 г. компания HP закрепила положительный тренд, возникший во второй половине 2003 г. По итогам 2004 г. ей принадлежала наибольшая доля рынка в сегменте КПК с ОС Windows Mobile (51,5%). Ближайший конкурент HP компания Fujitsu-Siemens Computers, несмотря на положительную динамику роста продаж КПК в абсолютном выражении, занял лишь 14% рынка. Третье место по итогам года заняла компания Asustek с рыночной долей 11,9%. Компания Rover Computers, единственный российский производитель в данном секторе, утратила лидирующую позицию в связи с уходом с рынка карманных компьютеров и переориентацией на сегмент коммуникаторов. Ее рыночная доля составила 8,5% при негативном тренде последних двух кварталов: рыночная доля этой марки снизилась с 10% в третьем квартале до 5,9% в четвертом квартале 2004 г. В пятерку крупнейших игроков данного сегмента также входит компания Dell с рыночной долей 3,7% по итогам 2004 г.

Платформа Palm OS

Следует отметить продолжающийся негативный тренд в секторе Palm OS, при общем увеличении объема продаж в абсолютном выражении. В течение 2004 г. она утратила рыночное преимущество, уступив значительную часть рыночной доли Windows Mobile (падение с 52% в 2003 г. до 31% в 2004 г). Квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной, относительная — испытала влияние фактора роста рыночной доли Symbian, что выразилось в значительном снижении рыночной доли относительно других платформ: 44% в первом квартале 2004 г, 30,9% — во втором, 19,8% — в третьем, 18,1 — в четвертом.

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов с ОС Palm, 2004 г.

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов с ОС Palm, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Упомянутый в оценке ситуации за 2003 г. негативный тренд в сегменте Palm OS, как представлялось на тот момент, вызванный разработкой новых технологических решений, в действительности оказался признаком глубокого системного кризиса. Нарастающая тенденция к потере рыночной позиции Palm OS обуславливается рядом рыночных преобразований, в частности, отказом ведущего лицензиата Palm OS — компании Sony — от производства и продаж КПК для всех рынков, кроме японского. В связи с тем, что Sony до последнего времени занимала позицию технологического лидера сегмента, а также с недостаточной развитостью модельного ряда palmOne, отказ Sony от производства КПК на базе Palm OS обусловил резкое снижение покупательского интереса. Доля рынка Sony в данном сегменте по итогам года составила 17,5% (падение с 33,3% в первом квартале 2004 г. до 0,3% в четвертом). Доля palmOne в сегменте составила 82,5%.

Позиции поставщиков на рынке персональных мобильных вычислительных устройств с ОС Palm, 2004 г.

Позиции поставщиков на рынке персональных мобильных вычислительных устройств с ОС Palm, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Платформа Symbian OS

Рыночная доля сектора Symbian значительно возросла (с 6% за 2003 г. до 37% в 2004 г.) при этом наблюдалось увеличение продаж в абсолютном выражении. Следует также отметить положительную квартальную динамику развития рынка устройств на платформе Symbian в течение всего 2004 г., с резким всплеском в третьем квартале, обусловленным выпуском ряда моделей смартфонов и началом мощной рекламной кампании данного сегмента (20,3% — в первом квартале 2004 г., 27,0% — во втором, 53,0% — в третьем, 54% — в четвертом).

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов на платформе Symbian OS, 2004 г.

Квартальная динамика продаж КПК, коммуникаторов и смартфонов на платформе Symbian OS, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

По итогам года наибольшая доля рынка смартфонов и коммуникаторов (79,7%) принадлежит компании Nokia. Sony Ericsson занимает второе место (20%), замыкает тройку компания Siemens с незначительной долей 0,3%.

Доли производителей на рынке персональных мобильных вычислительных устройств с Symbian OS, 2004 г.

Доли производителей на рынке персональных мобильных вычислительных устройств с Symbian OS, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Другие платформы

Сектор «другие платформы» переживает долговременную стагнацию. По итогам года, на долю этого сегмента пришлось 0,3% (по сравнению с 2% в 2003 г.) при негативном тренде квартальной динамики (0,5% — в первом квартале 2004 г., 0,6% — во втором, 0,2% — в третьем, 0,3% — в четвертом). Наиболее весомый вклад в общую рыночную долю сегмента внесли устройства серии Sharp Zaurus (35,3%).

Состояние рынка в течение 2004 г.

Первый квартал 2004 г.

Итоги первого квартала 2004 г. продемонстрировали появление сегмента смартфонов, хотя в абсолютном выражении КПК все еще доминируют. После достаточно длительного периода развития, смартфоны на базе Symbian OS стали полноправным и очень перспективным продуктом на рынке мобильных устройств, заложив основы развития сегмента в среднесрочной перспективе.

По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК на российском рынке в первом квартале 2004 г. составил 26550 шт. (рост составляет 148% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 17930 шт.). Существенные изменения претерпели рыночные позиции игроков и доли платформ. Рыночная доля Windows Mobile увеличилась до 35,1% (с 31,5% за аналогичный период 2003 г.), доля Palm OS снизилась до 44% (с 64,3%), Symbian OS закрепила благоприятную тенденцию к росту, заложенную в четвертом квартале 2003 г., и возросла до 20,3% (с 3,5% в I квартале 2003 г.). Доля остальных платформ составила 0,5% (0,7% в I квартале 2003 г.).

Квартальная динамика долей программных платформ на рынке КПК, коммуникаторов смартфонов в России, 2004 г.

Квартальная динамика долей программных платформ на рынке КПК, коммуникаторов смартфонов в России, 2004 г.

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Наибольший вклад в развитие рынка КПК в первом квартале внесли модели HP iPAQ. Доля этой марки составила 38,2% в общем объеме продаж КПК этой платформы, опережая всех ближайших соперников вместе взятых. Второе место — 16,1% рынка — занимали КПК Asustek, третье — Rover Computers (13,4%). Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным SmartMarketing, продолжился, в связи с массовыми задержками поставок и незавершенностью модельного ряда.

Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 44,0% (с 64,3% в первом квартале 2003 г.). В секторе Symbian, согласно исследованию SmartMarketing, был зафиксирован наибольший рост продаж устройств за последние три года, рыночная доля возросла до 20,3% (с 3,5% в первом квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении. Данный сектор продолжает сохранять положительную квартальную динамику развития, несмотря на нарастание конкуренции со стороны сотовых телефонов с поддержкой Java 2 Mobile Edition.

В секторе «другие платформы» объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,5% (по сравнению с 0,7% в первом квартале 2003 г.) с отчетливым доминированием КПК на базе Linux.

Второй квартал 2004 г.

По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК во втором квартале 2004 г. составил 31010 шт. (20750 шт. за аналогичный период прошлого года). Объем продаж КПК за первое полугодие 2004 г., таким образом, составил 57560 штук. В то же время наряду с ростом объемов продаж, на рынке КПК набирали силу тенденции к снижению рентабельности. Это обстоятельство обусловило отказ от сектора КПК и переориентацию на сектор коммуникаторов/смартфонов ряда вендоров, таких, как Sony, Toshiba и, позднее, в третьем квартале, компании Rover Computers.

Рыночная доля Windows Mobile увеличилась до 41,4% (с 30,7% за аналогичный период 2003 г.), Palm OS снизилась до 30,9% (с 62,2%), Symbian OS закрепила благоприятную тенденцию к росту, ее рыночная доля возросла до 27,0% (с 5,4% во втором квартале 2003 г.). Доля других платформ составила 0,6% (1,8% во втором квартале 2003 г.).

Первую тройку КПК на базе Windows Mobile во втором квартале 2004 г. возглавила модель HP iPAQ. Доля этой марки составила 45,7% в общем объеме продаж КПК этой платформы, за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (11,7%) и КПК Asustek (11,7%).

Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 30,9% (с 62,2% во втором квартале 2003 г.), структура не изменилась, доминировали модели palmOne (73,1%) и Sony (26,9%). В секторе Symbian был зафиксирован наибольший рост продаж устройств за последние три года. Рыночная доля платформы возросла до 27,0% (с 5,4% во втором квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении.

В секторе «другие платформы» продолжается развитие платформы Linux, хотя объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,6% (1,8% во втором квартале 2003 г.).

Третий квартал 2004 г.

По оценкам группы SmartMarketing, общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в третьем квартале 2004 г. составил 55500 штук (рост составил 177% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 23730 шт.). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS. Рыночная доля Windows Mobile снизилась до 27% (с 50,0% за аналогичный период 2003 г.), Palm OS снизилась до 19,8% (с 41,8%), Symbian OS возросла и составила 53,0% (с 5,8% во втором квартале 2003 г.). Доля других платформ составила 0,2% (2,4% во втором квартале 2003 г.).

Результаты третьего квартала нельзя назвать абсолютно неожиданными, хотя всплеск интереса покупательской аудитории ожидался несколько позднее. Бурный рост сектора Symbian OS был обусловлен не только отсутствием достаточного количества новых моделей, работающих с Windows Mobile и Palm OS, но и активностью производителей сотовых телефонов по расширению линеек телефонов класса high-end, в роли которых все чаще выступают смартфоны.

Доля рынка устройств на базе Windows Mobile, по оценкам группы SmartMarketing, сократилась (с 50,0% в третьем квартале 2003 г. до 27,0% в этот же период 2004 г.). Первую тройку возглавляет HP iPAQ, доля марки составила 57,1% в объеме продаж КПК этой платформы, за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (15,3%) и КПК Asustek (10,5%).

Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным группы SmartMarketing, продолжился, рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 19,8% (с 41,8% в третьем квартале 2003 г.). В данном сегменте доминирует palmOne — 88,3% и Sony — 11,8%.

В секторе Symbian был зафиксирован резкий рост продаж устройств. Рыночная доля возросла до 53,0% (с 5,8% в третьем квартале 2003 г.), при значительном приросте продаж в абсолютном выражении.

В секторе «другие платформы» продолжается развитие платформы Linux, хотя объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,3% (2,3% в третьем квартале 2003 г.).

Четвертый квартал 2004 г.

Общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в четвертом квартале 2004 г. составил 66160 штук (141% по сравнению по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 46810 штук). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS, которая возросла до 54,1% (с 8,5% в четвертом квартале 2003 г.). А рыночные доли Windows Mobile и Palm OS снизилась соответственно до 27,5% (с 49,0% за аналогичный период 2003 г.) и до 18,0% (с 39,3). Доля других платформ составила 0,3% (3,2% в IV квартале 2003 г.).

Результаты четвертого квартала показали укрепление тренда к росту и развитию сектора смартфонов. К концу 2004 г. на рынке также набирают силу процессы разделения рынка персональных мобильных устройств на две крупные новые товарные группы: «КПК» и «смартфоны/коммуникаторы»,- существенно различные, прежде всего, с точки зрения покупательской аудитории.

В четвертом квартале 2004 г. на рынке устройств Windows Mobile первую тройку по-прежнему возглавляет компания HP с моделью iPAQ (57,7%), за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (19,2%) и КПК Asustek (11,0%).

Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным группы SmartMarketing, продолжился. Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 18,0% с 39,3% в четвертом квартале 2003 г. В связи с отказом компании Sony от производства КПК и исчерпанием складских запасов, в данном сегменте доминирует компания palmOne (97,3%).

В секторе Symbian продолжился значимый рост продаж, подкрепленный удачным ценовым позиционированием и активной рекламной кампанией, направленной на существующие модели. Рыночная доля данной платформы возросла до 54,1% с 8,5% на конец 2003 г.

В секторе «другие платформы» объем продаж остается незначительным, рыночная доля всех устройств этой категории составляет 0,3% (3,2% в четвертом квартале 2003 г.).

Перспективы рынка

С нашей точки зрения, период, на которой можно с достаточной долей уверенности экстраполировать существующие тенденции развития рынка в количественном отношении, для столь динамичного сектора, как рынок персональных мобильных устройств, ограничен двумя кварталами, хотя отдельные предположения, слабо связанные с количественными оценками, могут охватывать и большие промежутки времени.

В течение первого полугодия 2005 г. следует ожидать значительное увеличение темпов роста рынка смартфонов при сохранении положительной динамики развития и сегмента карманных компьютеров. Оценочные показатели темпов роста объемов продаж для сектора КПК составляют 130–150% (для соответствующих периодов 2004 и 2005 г.), для сегмента смартфонов значительно выше — 170–230%.

Основаниями предполагать существенный рост темпов развития рынка смартфонов являются несколько факторов:

  • расширение модельных рядов смартфонов;
  • переход ряда моделей из сегмента high-end в сегмент бизнес-моделей;
  • проникновение смартфонов в канал продаж мобильных телефонов;
  • активная рекламная кампания производителей смартфонов;
  • снижение ценовых порогов.

Первый фактор предполагает существенное расширение товарного предложения на рынке смартфонов и коммуникаторов за счет выпуска новых моделей традиционными игроками этого рынка и проникновения в этот сегмент производителей с новыми платформами. Прежде всего, это относится к компании Microsoft, которая продолжит продвижение платформ Microsoft Smartphone и Windows Mobile Phone Edition. В 2004 г. была отмечена первая такая попытка в сотрудничестве с компанией Motorola (модель MPx200), но по ряду причин она осталась неудачной. В то же время опыт компании Rover Computers, в третьем квартале официально заморозившей производство КПК и переориентировавшейся на производство коммуникаторов с Windows Mobile Phone Edition (модели RoverPC S1 и RoverPC S2), дает основание для утверждений о существовании на рынке спроса на подобные решения. В то же время основные надежды на развитие сегмента смартфонов и коммуникаторов на базе Symbian связаны с многочисленными традиционными покупателями сотовых телефонов. В связи с этим становится очевидной важность второго фактора: при развитии модельных рядов смартфонов и коммуникаторов, производители постепенно начинают представлять подобные модели не только в сегменте high-end, но и в корпоративном, а в ряде случаев - и бюджетном. Эта тенденция, несомненно, будет только усиливаться. Действия производителей смартфонов сопровождаются мощной рекламной кампанией, что также положительно повлияет на развитие рынка.

В секторе КПК рост рынка будет определяться следующими факторами:

  • диверсификация покупательской аудитории;
  • развитие сектора КПК со встроенными средствами беспроводной связи;
  • развитие проектного сегмента рынка КПК;
  • снижение ценовых порогов.

Основная причина изменения сегментации рынка и разделения товарных групп КПК и смартфонов обуславливается, прежде всего, становлением двух различных покупательских аудиторий, интересы которых пересекаются лишь отчасти. Несмотря на угрозу со стороны смартфонов, рынок КПК, по мнению SmartMarketing, в течение первых двух кварталов 2005 г. сохранит положительную динамику. Этому также будет способствовать появление недорогих моделей со встроенными средствами беспроводной связи, стимулируемое развитием инфраструктуры «хот-спотов».

Кроме того, продолжается активное продвижение КПК в корпоративном секторе, включая решения для автоматизации деятельности разъездного персонала и мобильной торговли, управления складом, управления отношениями с клиентами и т. д. По предварительным оценкам, емкость корпоративного рынка за 2004 г. составила около 25% от всего рынка карманных компьютеров (23–25 тыс. КПК, включая модели в пыле-, влагозащищенном исполнении).

Методологическое обеспечение исследования

С точки зрения методологии, в самой процедуре исследования рынков (независимо от их особенностей) сложно найти нечто нетривиальное. Методологические разработки, используемые при исследовании несложившихся, динамичных рынков, с большим количеством игроков, существенными сезонными колебаниями и зависимостью от технологической ситуации в данном сегменте, должны быть направлены, прежде всего, на совершенствование механизмов и приемов сбора первичной информации.

По возможности мы стремились придерживаться общепринятых методик, насколько это возможно, хотя и использовали ряд собственных методологических приемов, позволяющих с высокой степенью точности определять количественные показатели, характеризующие рынок КПК, особенно в отношении неофициальных каналов продаж. Уместно будет отметить, что «мощность» канала неофициальных поставок нередко недооценивается, и привлечение собственных «ноу-хау» было необходимостью для максимального снижения возможных погрешностей. В итоге, точность оценок, приведенных в данном исследовании, можно принять как 5,3–15,3%, в зависимости от конкретного сегмента и его характеристик (количества игроков, структурированности канала поставок, сезонных факторов, доли «большой пятерки», при наличии таковой и пр.).


*Оценки по четвертому кварталу 2004 г. даны в соответствии с прогнозами SmartMarketing. В 2005 г., по мнению группы SmartMarketing, корректная оценка рынка персональных мобильных устройств потребует разделения товарных групп КПК и коммуникаторов/смартфонов. В настоящем обзоре оба сектора рассматриваются вместе, поскольку процессы диверсификации товарных групп пока находятся на ранней стадии и взаимосвязи между данными секторами остаются достаточно тесными.

SmartMarketing специально для CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS