Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Российский рынок мобильных систем переживает бум

Темпы роста сегмента мобильных ПК в мире по-прежнему превышают показатели поставок настольных систем. Тем не менее, процесс вытеснения традиционных десктопов ноутбуками происходит не так быстро, как прогнозировалось. Однако российский рынок мобильных систем, по общему мнению экспертов и игроков, переживает сейчас бум. По оценкам IDC, за 1 квартал 2004 года он вырос более чем в три раза — на 224%.

«Мобильность» в мире

По оценкам Gartner, соотношение десктопов и ноутбуков на рынке изменится до уровня «50х50» только к 2008 году. Общемировая тенденция к ежегодному росту продаж мобильных систем пока будет сохраняться. Объем этого рынка к 2006 году, по ожиданиям Gartner, вырастет примерно до 64,4 млн. шт. 

В 2003 году объем мирового рынка мобильных ПК, по данным Gartner, составил 38 млн. шт. В 2004 году этот показатель предположительно увеличится на 24% и превысит 47 млн. шт. 

Рынок мобильных ПК (шт.)
2003200420052006
38 371 76747 670 03556 090 77664 421 181

Источник: Gartner, июнь 2004 г.

Основной рост рынка мобильных ПК в 2004 году IDC прогнозируют за счет регионов Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Ожидается, что показатель составит 9,2% по сравнению с итогами 2003 года, при этом объем рынка вырастет до $194,5 млрд.

Бум поставок ноутбуков в регионы Европы, Ближнего Востока и Африки аналитики отмечали с марта прошлого года. Во-первых, именно тогда начался очередной цикл модернизации, т.е. плановой замены устаревших систем, в первую очередь, в корпоративном секторе. Во-вторых, на рынке началось агрессивное продвижение мобильной платформы Centrino от Intel.

Следующий бум на европейском рынке ожидают не ранее начала 2005 года, в связи с выпуском платформы Centrino второго поколения — под кодовым названием Sonoma. Intel планировала представить эту высокопроизводительную платформу на базе более быстрой FSB-шины и нового чипсета Alviso уже осенью этого года. Однако сейчас озвучиваются предположения, что на рынке она появится только в начале следующего года.

В Восточной Европе в 2003 году, по оценкам Gartner, всего было продано 935 тыс. мобильных ПК. Поквартальный рост продаж по сравнению с прошлогодними показателями сохраняется и в текущем году. В 1 квартале 2004 года в регионе было продано 328 тыс. мобильных ПК — на 75,9% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом домашними пользователями было закуплено около 13 тыс. Потребителем остального объема поставленных ноутбуков выступил корпоративный сектор, включая государственные и образовательные учреждения.

Российский рынок ноутбуков: цифры со стороны

Российский рынок мобильных систем, по общему мнению экспертов и игроков, переживает сейчас бум. По оценкам IDC, за 1 квартал 2004 года он вырос более чем в три раза — на 224%. Аналитики отмечают, что это наивысший результат за все время наблюдений российского рынка. Доля ноутбуков в общем объеме российского рынка ПК в 1 квартале 2004 года, по данным IDC, достигла 12,7% — против 5,2% в 1-м квартале прошлого года. О значительном росте поставок за этот период сообщили все наиболее активные игроки. Поставки портативных ПК, в частности, Dell, Acer и HP, выросли, по сравнению с 1 кварталом 2003 года, в разы.

Во 2 квартале 2004 года, по оценкам Gartner, рост российского рынка мобильных ПК составил 120,9%. Лидирующую позицию, по итогам квартала, заняла Asus. Наиболее высокие показатели роста по сравнению со 2 кварталом 2003 года зафиксированы у iRu (480,3%) и Acer (394%).

Рынок ноутбуков России, 2 кв. 2004

Источник: Gartner, 2004 г.

Характерно, что в 2004 году позиции ранее бессменного лидера этого рынка — компании Rover — начали теснить во 2 квартале Asus, а в 3-ем — российский бренд iRU, занявший 15% рынка.

Российский рынок ноутбуков, 3 кв. 2004

Источник: Gartner, 2004 г.

В целом рост российского рынка за первые 3 квартала 2004 года оценивается Gartner в 128%. Российский рынок мобильных ПК остается одним из наиболее быстро развивающихся в регионе EMEA. При том, что в Европе в целом самым активно растущим сегментом сейчас являются ноутбуки для домашних пользователей, в Восточной Европе и в России пока доминируют по темпам роста корпоративные поставки. Объем российского сегмента мобильных ПК за 2003 год оценивается Gartner в 280 тыс. шт. При этом показатель за первое полугодие 2004 г. уже составил порядка 260 тыс.

Вид из эпицентра

По оценкам CNews Analytics, объем рынка по итогам 2003 года составил 274 тыс. шт. Показатели роста продаж в количественном исчислении в 1 полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года говорят сами за себя. По данным CNA, увеличение продаж Acer составило 502%, HP — 147%, Asus — 111%. По итогам 2003 года, Dell зафиксировала рост продаж ноутбуков в России на 2600%. Одновременно увеличивались и продажи отечественных поставщиков ноутбуков. Показатель роста отгрузок MaxSelect в 1 полугодии 2004 г. по сравнению с 1 полугодием 2003 г. составил 309%, iRU — 442%. Количество проданных ноутбуков Rover выросло за тот же период на 15%.

В целом можно констатировать, что за последний год международным вендорам удалось значительно увеличить свое присутствие в отечественном секторе мобильных ПК. Приведенные выше оценки рыночных долей демонстрируют позиции поставщиков в разрезе по количеству изделий. Если же говорить о структуре доходов на рынке ноутбуков, то тут динамика развития иностранных вендоров еще более впечатляющая.

Рост продаж вендоров, 1 полугодие 2003  г./1 полугодие 2004 г., шт.

Рост продаж вендоров, 1 полугодие 2003 г./1 полугодие 2004 г., шт.

Источник: CNews Analytics, 2004 г.

Тенденции и перспективы

В целом аналитики констатируют, что российский рынок ПК развивается в соответствии с европейским трендом. Повышение спроса на мобильные системы здесь также обусловлено регулярным обновлением линеек ведущих поставщиков, сопровождающимся снижением цен. Как подчеркивают эксперты IDC, рост оборота усиливается в результате чрезвычайной недонасыщенности рынка.

По наблюдению экспертов, отечественный рынок мобильных ПК перешагнул очередной ценовой барьер, что вызвало рост спроса среди тех пользователей, для которых более привлекательной стала покупка нового ноутбука, а не восстановленной или подержанной модели.

В отличие от перераспределения структуры европейского спроса в пользу более дорогих, высокопроизводительных систем, в России, по наблюдениям IDC, пока остаются более востребованными портативные модели экономичного класса. В первые три месяца 2004 года еще большее количество отечественных и международных вендоров начали предлагать ноутбуки по цене менее $1000, и эта акция была весьма позитивно встречена столь чувствительным пока к ценам российским рынком.

Демонстрируемые Россией темпы экономического развития делают отечественный рынок ноутбуков весьма привлекательным для международных вендоров. Соответственно, в текущем году темпы их проникновения сюда вряд ли уменьшатся. Реализованные в прошлом году (наиболее активно во втором полугодии) агрессивные маркетинговые стратегии уже дали определенные результаты, позволив заметно усилить позиции поставщиков, прежде всего, азиатских. Вкупе с американскими конкурентами, тайваньские и корейские поставщики делают ставку на реализацию в России западноевропейской модели развития рынка мобильных ПК. В последние годы в ряде стран Европы позиции местных сборщиков были существенно потеснены нерезидентами. Сегодня, на фоне сокращения своих долей рынка, локальные игроки вынуждены рассматривать вариант консолидации бизнеса с целью сохранить его как таковой. Тем не менее, отечественные компании пока не склонны пессимистично оценивать свои перспективы, констатируя стабильный рост продаж. Поворотного момента на рынке ноутбуков эксперты ожидают именно в 2004 году.

Мария Попова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS