Снижение прибыли металлургов меняет их ИТ-стратегии

Снижение прибыли металлургов меняет их ИТ-стратегии 
Содержание:

ERP-системы в металлургии
CRM-системы в металлургии
Интернет-решения в металлургии

Рынок металлов за последние несколько лет сильно изменился. Закрылись внешние рынки, прибыль стала стремительно сокращаться, по ряду сортовых позиций украинские коллеги предлагают более дешевый металл. Затоваривание складов на внутреннем рынке привело к избытку металла на складах российских производителей. Производители стали активно расширять свою сбытовую сеть. Передел собственности так же практически закончился (по крайней мере ключевые предприятия интегрировались в холдинги). В связи с этим изменились и задачи, ставящиеся перед руководителями ИТ-подразделений на предприятиях отрасли.

ERP-системы в металлургии

 
Руководители департаментов по информационным технологиям металлургических холдингов озабочены созданием единой интегрированной информационной системы, объединяющей бизнес-единицы всего холдинга. В наследство им достались гетерогенные системы, созданные разными компаниями-разработчиками, внедряемые на протяжении нескольких лет, во времена, когда бизнес-процессы стремительно менялись. Кроме того, в холдинговых компаниях одна из актуальных проблем — внедрение системы управления цепочкой добавочной стоимости. Холдинги зачастую включают в себя всю производственную линейку, начиная с добычи сырья и заканчивая старшими переделами, в них входят предприятия других отраслей промышленности — потребителей металлургической продукции (либо в рамках собственных предприятий, либо в альянсах с компаниями автомобильной промышленности, машиностроения и т.д.). По существу, перед компаниями встает необходимость планирования ресурсов в рамках всего холдинга, и поэтому встает вопрос о необходимости совершенствования управления всей цепочкой поставок (SCM). По словам М.Эренбурга, директора департамента организационного развития, ОАО «Русский Алюминий», управление цепочками поставок — очень важная задача. В РусАл входят 25 предприятий различной направленности деятельности, которые значительно распределены территориально (они находятся в четырех разных странах), и фактически перевозки занимают значительную часть как менеджерских ресурсов, так и финансовых затрат. Логистические задачи, которые приходится решать каждый день, весьма сложны. Например, литейное производство есть на алюминиевых заводах, есть на прокатных, и необходимо принять решение: где производить, как лучше подвезти и т.д.

Несмотря на то, что многие крупные производители уже выбрали ERP-систему и часть функционала запущена, создание единой информационной системы остается одной из самых актуальных проблем предприятий. К сожалению, в России пока нет «замкнутых», полноценно функционирующих ERP-систем (хотелось бы ошибаться), однако в этом году проекты на ММК (система Oracle E-Business Suite) и НТМК (система SAP R/3) должны завершится и тогда у топ-менеджмента предприятия появится возможность «увидеть» полностью все предприятие, начиная от поставки сырья, и заканчивая отгрузкой продукции клиенту. Надо отметить, что оба этих проекта внедряются не менее 5 лет, что, конечно же, обуславливается масштабом комбинатов. По данным компании SAP, в настоящее время в СНГ ее программные решения внедрены на 11 металлургических предприятиях, общее число пользователей — более 3000. Ещё на 4-х предприятиях металлургии начаты проекты по внедрению mySAP Business Suite.

По словам Л.Отоцкого, главного специалиста центра АСУ (УИТ) ММК: «У больших российских компаний металлургического сектора слишком медленная скорость приспособления к быстро меняющимся условиям рынка, что не может не сказываться на скорости развития проекта. Кроме того, существует проблема поддержки и развития оборудования и проблема нахождения общего языка „электронного взаимодействия“ как в отрасли, так и со смежниками».

Однако проблемы выбора перед российскими или зарубежными решениями во многих компаниях уже не стоят. По словам Л.Отоцкого, «В отличие от условий Запада в России нужно меньше внимания обращать на хорошую, добротно проработанную функциональность и ее завершенность. У нас нужно больше ориентироваться на хорошо проработанную „отверточность“ технологии настройки, поддержки и развития. У нас нужно стараться поменьше зависеть от вендора. Этот критерий тесно связан со строгостью внутренней метамодели и поддержкой разработки средствами CASE. Либо сложность заложена в структуру базы со стандартными типовыми процедурами-функциями, либо приходится сталкиваться с простотой базы со сложностью вынесенной на уровень прикладных программ. По этому критерию лучше подходят ERP-системы фирм Oracle и IFS. Однако следует учитывать, что практически все ERP-системы плохо приспособлены для задач планирования металлургического производства. Наиболее широко на западе в металлургии для планирования используется система i2, однако и она и существующая версия Oracle Advanced Planning требуют доработки для металлургии. Несмотря на такую ситуацию осваивать наиболее сложные для металлургов модули планирования и управления производством тоже надо. Это повышает культуру управления как внедренцев, так и клиентов. Другие модули внедряются проще. Кроме того, при выборе следует учитывать сложившуюся ситуацию на предприятии. Если на предприятии есть хорошее понимание особенностей ERP, хороший потенциал разработчиков, то следует ориентироваться на „инструментально ориентированные“ ERP-системы (Oracle, IFS). Если же предприятие больше ориентируется на проработанность готовых решений, на хорошую техническую поддержку и не уверено в собственных силах, то лучше ориентироваться на SAP и Baan. В любом случае, работа с хорошим западным пакетом повышает культуру управления на предприятии. Российские разработки только называют себя ERP, на самом деле не соответствуя этому названию».

И.Иолтуховский, коммерческий директор SCM Технологии (представитель i2 в России), говорит, что «Наиболее серьезная проблема заключается в соединении общей стратегии развития компании и стратегии информационных технологий. Я думаю, в первое время, во многих компаниях решения ИТ покупались больше по принципу „и мне такое надо“, без особых расстановок приоритетов и расчета прибыльности таких проектов. В результате многие пользователи не видят реальной отдачи от своих вложений — наступило некоторое разочарование в необходимости ИТ. Тем не менее, я надеюсь, что к руководителям придет понимание того, что без инвестиций в эту область компаниям не обойтись. Вот только инвестиции эти должны направляться в адресные, небольшие проекты, приносящие реальную прибыль, и соответствующие бизнес стратегии предприятия».

По мнению В.Вербицкого, заместителя генерального директора компании «ФОРС-Ай Джи», любая ERP система может использоваться на металлургических комбинатах, вопрос только в том, насколько предприятия готовы к ее восприятию. Практически любая настоящая ERP-система может подойти, лишь бы она соответствовала решаемым задачам и могла воспринять специфику отрасли без серьезных переделок. Нужно только помнить, что внедрение ERP-системы, помимо значительных финансовых ресурсов, также требует выделения дополнительных человеческих ресурсов, в лице специалистов, хорошо знающих собственные производственные процессы. На деле это означает, что на время проекта эти специалисты должны быть на 90% своего времени задействованы в проекте. Не выполнение этого условия, зачастую, приводит к провалу внедрения любой системы. Многое также зависит от степени развития собственной IT структуры, от ее готовности к восприятию новых знаний и, несомненно, от опыта собственных разработок.

Эти выводы подтверждает В.Акинин, начальник управления по внедрению приложений управления производством и продажами «Объединенной металлургической компании»: «Существуют задачи, которые можно или нельзя решить с помощью систем соответствующего класса и бизнес-цели, для достижения которых требуется определенная информационная поддержка. Речь должна идти только о том, поддерживает или нет конкретная система определенный тип производства (дискретное или непрерывное, поточное) и способ удовлетворения спроса (»со склада«, изготовление или сборка на заказ, изготовление по проекту и т.п.) Каждая отдельно взятая ERP-система сильна наличием т.н. отраслевых расширений, которые или разрабатываются самими поставщиками системы, или компаниями-партнерами, или развитием „best practice“ отдельных заказчиков системы».

О.Бальмин, генеральный директор «Национальная оптическая конференция»: «Основной проблемой ИТ в России является то, что эффективные технологии и производительность труда не являются важнейшими факторами достижения максимального эффекта бизнеса. Так же как в государстве в целом нет потребности принятия эффективных или хотя бы достаточно разумных решений. Наш российский бизнес, как бы по приличней выразиться, является политическим (выражусь так). Но если говорить только о профессиональных вопросах, то стоит сказать о том, что на настоящий момент отсутствует общая концепция информационной системы предприятия и как следствие технологии ее создания. Мы вступили в перестройку в то время когда у нас на металлургических предприятиях системы АСУ были экзотикой, а не обязательной частью технологии производства. В процессе перестройки и ее последствий основные научные силы были ликвидированы. Коммерческие организации не имеют возможности заниматься данной научной проблематикой за свой счет. Предприятия не думают финансировать подобные исследования. Поэтому основным способом создания информационной инфраструктуры преимущественно является строительство отдельных систем для отдельных потребителей, часто не взаимосвязанных, дублирующих друг друга и хаотично развивающихся, по инициативе различных служб предприятия. При этом руководство не имея общего концептуального понимания, не может контролировать эти процессы и наиболее эффективно использовать финансы».

CRM-системы в металлургии

Один из инструментов удержания позиций на рынке металлов — это внедрение CRM-решений. Конечно же, оно должно ложиться на ERP основу, однако для его внедрения не обязательно иметь полностью внедренную систему управлениями ресурсами предприятия, часть функционала может уже выполнятся после внедрения базовых модулей. Проблемы сбыта, несмотря на прошедшее после развала системы Госснаба время, все еще стоят, клиенты требуют большего сервиса, и в виду жёсткой конкуренции на рынке, могут быть потеряны для компании. О внедрении этих модулей уже заявили ММК, НЛМК, ПНТЗ, ОМК и ряд других предприятий. Примером для таких внедрений во многом служат западные компании, которые уделяют очень много внимания взаимоотношениями с клиентами. «Спрос на решения, ориентированные на удовлетворение требований заказчиков, действительно увеличится в условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке — говорит И.Иолтуховский. — Такими системами будут, как собственно системы CRM, позволяющие отделу продаж всегда иметь необходимую информацию под рукой, так и другие виды систем (ERP, SCM, и т.д.), которые позволяют повысить уровень обслуживания клиентов. Например, Nippon Steel пришлось внедрить функциональность удаленного управления запасами компании Toyota (с автоматическим их пополнением) на базе системы SCM i2 из опасения, что Toyota перейдет в клиенты POSCO, которая после реализации своего ИТ-проекта существенно оторвалась в части клиентского сервиса».

В.Акинин уверен, что крупные металлургические заводы и комбинаты организуют сбыт непосредственно через собственные сбытовые структуры, и этот рынок является олигополистическим, несовершенным: «Никакой CRM там не нужен. По-настоящему конкуренция существует только на вторичном рынке. Торговцам вторичного рынка, которые работают с конечным потребителем, это более необходимо. Для них имеет смысл использовать специализированные CRM-приложения». Несмотря на это, интерес и у производителей, и у крупных металлотрейдеров к проблеме автоматизации работы с клиентами есть и данная тема будет актуальна несколько ближайших лет. Кроме того, развитие интернет-проектов и пожелание некоторых потребителей, работающих с компанией через сайт, так же, возможно приведет к интенсификации движений в этом направлении.

Интернет-решения в металлургии

Использование глобальной сети многими комбинатами пока отдается на откуп отделам рекламы и PR. Частично это правильно, однако с приходом на предприятия развитых CRM-систем, часть взаимодействия с клиентами неизбежно переносится в интернет. Конкурс на лучший интернет проект среди металлургических и металлоторговых компаний, который проводил журнал «Металлоснабжение и сбыт» в начале этого года, наглядно показал, что большинство серьезных компаний освоили новый вид коммуникаций. Работа в подразделениях сбыта, снабжения, филиалах, PR и рекламы, кадров и др. частично переносится в интернет.

По предоставленным компанией SpyLog данным, аудитория металлургических сайтов сегодня составляет 27 тыс. посетителей в неделю и 92 тыс. посетителей в месяц. Из них 21 тыс. чел. составляют ядро аудитории и 5,3 тыс. входят в недельную активную аудиторию. Суммарная посещаемость сайтов сектора составляет 224 тыс. сессий и 883 тыс. хитов в месяц. По данным на март 2003 г., рост посещаемости интернет-ресурсов сектора (по сессиям) составил 5% по сравнению с предыдущим месяцем, 27% — за 3 месяца, 18% — за полгода и 45% — за год.

Видимо эту тенденцию уловили многие предприятия, т.к. рост количества специализированных ресурсов так же значителен. Однако средний функционал сайтов пока остается на прежнем уровне — внедрение поддержки клиентов через сайт невозможно без подключения CRM-системы.

Что касается развития электронной коммерции на рынке металлов, то тут ситуация мало чем отличается от ситуации годичной давности. Проекты продолжают в вялотекущем режиме поддерживать свои ресурсы, и оживления никто не ожидает. По словам А.Фомина, начальника управления информационных технологий «Оскольского электрометаллургического комбината», основной проблемой развития таких площадок, является информационная закрытость рынка. В основном металлургические комбинаты предпочитают продавать свою продукцию по долгосрочным контрактам с определенными скидками постоянным покупателям.

В.Акиньев так же высказывает сомнение по поводу развития торговых В2В площадок в металлургии: «Насколько я помню, такие разговоры доходили уже до стадии практический реализации еще четыре года назад. Их постигла участь интернет-магазинчиков, безвременно погибших в 2000—2001 гг. по причине не выстроенной логистики и отсутствия бэк-офисов. Слепить интернет-площадку при помощи современных технических средств не проблема, что делать после? Как обеспечить актуальность информации о текущем наличии металла на складах, как превратить размещенный заказ в производственное задание, отследить выполнение, собрать сопутствующие характеристики, оформить отгрузку, выставить счет-фактуру, отследить последующее движение, а тем более предоставить заказчику эту информацию on-line? Интернет-площадки — это окошки организации во внешний мир, но нельзя забывать и о «внутренней меблировке». Пока не отстроится внутренняя IT-инфраструктура, бессмысленно открывать окна «во внешний мир».

Перспективы развития

К 2003 году информационные технологии для многих руководителей металлургических предприятий перестали быть чем-то непонятным и сложным для восприятия. На семинарах и конференциях менеджеры отрасли легко оперируют понятиями «сайт», «е-mail», информационная система и пр. Бизнес-атрибутом, наравне с мобильным телефоном и визитницей становится ноутбук, с возможностью удаленного подключения к системе предприятия. Бизнес не стоит на месте, требования к системам управления компаниями постоянно растут, объем данных увеличивается с каждым подключенным цехом и т.д. В связи с этим расширяются задачи, возлагаемые на отделы ИТ на предприятиях.

А.Каминский: «В ближайшее время на предприятиях металлургического сектора будут развиваться коммуникационные проекты, проекты АСУТП, внедряться ERP и SCM системы, расширяться функционал централизации управления, продвигаться проекты по управлению энергоресурсами и ремонтами». Проблемы ERP так же продолжают волновать управляющие компании металлургических холдингов. В.Вербицкий: «Холдинги обязаны стремиться к полной внутренней прозрачности своих структур, для получения оперативной, полной и правдивой информации. От внедрения ERP-систем не уйти, другого варианта нет. Управление ИТ будет более централизованным и вернется к старой схеме построения систем на базе серверных комплексов по типу mainframe с полным использованием интернета для доступа».

В.Акинин соглашается с этим: «Будет востребовано все то, что повышает внутреннюю прозрачность и управляемость. Необходимы интеграционные решения по объединению данных из различных систем отдельных предприятий, системы поддержки принятия решений, системы контроля на основе сбалансированных показателей». А.Иолтуховский уверен, что на данном этапе холдингам будут необходимы, прежде всего, проекты по координации деятельности принадлежащих им предприятий: «Координированная система закупок, оптимальная загрузка производства по всему холдингу, возможность работать с клиентом, как одна компания, а не как несколько разрозненных предприятий — вот что, на мой взгляд, будет главной бизнес задачей с точки зрения построения холдинга, а соответственно и главной задачей ИТ» — считает специалист.

Дехканов Данил,
Руководитель центра информационных технологий
при Российской Ассоциации Металлоторговцев

Plus Communications

Иван Мокеев: Оживление ИТ в металлургии вызвано инвестиционной активностью и рядом крупных поглощений

Иван Мокеев 
Интервью CNews.ru дал Иван Мокеев, генеральный директор компании Plus Communications.

CNews.ru: Металлургия до сих пор числилась в отстающих по объему потребления ИТ в сравнении с нефтянкой, финансовым или телекоммуникационным секторами. Можно ли ожидать заметного роста спроса на ИТ со стороны металлургов в ближайшие годы, и какова будет структура этого спроса?

Иван Мокеев: В настоящий момент вторая после ТЭК отрасль промышленности по уровню внедрения информационных технологий — металлургия. Оживление ИТ в металлургии, на мой взгляд, вызвано инвестиционной активностью и рядом крупных поглощений, которые влекут за собой необходимость организации финансовой прозрачности бизнеса (для инвесторов) и повышения управляемости производства с оптимизацией издержек (для руководителей). И в этом процессе большую роль могут сыграть интегрированные ИТ-решения.

Металлургический сектор перспективен для системных интеграторов. Здесь есть понимание, что ИТ — это не просто что-то такое абстрактное, которое устанавливается просто затем, чтобы было, а решения, которые должны повышать прибыльность бизнеса. Что касается структуры спроса на ИТ, то сейчас первоочередной задачей является объединение гетерогенных ИТ-систем отдельных предприятий в единый массив данных. Вводится более централизованное управление ИТ, разрабатываются корпоративные стандарты в этой области. Построение систем будет основано на базе серверных комплексов с использованием интернета для доступа. Также на металлургических предприятиях уже начали активно внедряться различные системы АСУ.

Полный текст интервью

«Корус Консалтинг»

Игорь Широков: Разрабатывать собственное ПО имеет смысл лишь в одном случае — если компания не планирует развиваться и расти

Игорь Широков 
Интервью CNews.ru дал Игорь Широков, генеральный директор «КОРУС Консалтинг». По мнению эксперта, децентрализованная модель управления, традиционная для российской промышленности, является основной проблемой при внедрении западных ERP-систем.

CNews.ru: Насколько существенны темпы роста спроса на ИТ в металлургии, машиностроении и энергетике? Какая из этих отраслей, по вашим оценкам, будет наиболее емкой в потреблении ИТ в ближайшие годы?

Игорь Широков: Достаточно сложно оценивать три таких крупных, весьма разноплановых и специфичных рынка, как металлургия, машиностроение и энергетика. Тем более, что наша компания активно работает лишь на одном из них — на рынке автоматизации металлургических и металлообрабатывающих предприятий. Он отличается высокой степенью закрытости основных игроков, поэтому производить какую-либо оценку темпов роста рынка в целом представляется нам не совсем корректным. Единственное, что мы можем сказать абсолютно точно, — рынок растет, и достаточно быстро. Так, только за первое полугодие 2003 г. объем средств, полученных нами от реализации проектов в этой сфере, увеличился более чем в 2 раза.

Полный текст интервью

ПНТЗ

Константин Юрганов: Усиление роли аутсорсинга это перспективное направление в котором, так или иначе, нам предстоит двигаться

Константин Юрганов 
На вопросы CNews.ru ответил Константин Юрганов, заместитель генерального директора Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) по информационным технологиям.

CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в бизнесе вашего предприятия? Можно ли говорить о том, что статус ИТ-подразделения реально увеличивается или пока это только техническая служба в вашей компании?

Константин Юрганов: Роль ИТ службы на ПНТЗ за последнее время существенно выросла. Формирование ИТ-программы и крупных проектов осуществляется и утверждается «на самом верху» управления предприятием. Значительно реже встречается практика «постановки перед фактом» ИТ-службы о необходимости внесения изменений в те или иные процедуры автоматизации. Теперь большинство бизнес-проектов, приводящих к необходимости ИТ-поддержки обсуждается с ИТ-подразделением на этапе выбора решения и планирования работ.

CNews.ru: Кто занимается разработкой ИТ-стратегии на вашем предприятии, подразделение ИТ или внешние консультанты и интеграторы?

Константин Юрганов: Общую ИТ-стратегию предприятия, безусловно, определяем мы сами. При этом эта стратегия по возможности строится от задач бизнеса и формулируется таким образом, чтобы она была понятна не только профессионалам в области ИТ. Более глубокая проработка отдельных проектов и их стратегии может быть отдана внешним консультантам.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS